Архитектура Третьего Рейха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:22, реферат

Краткое описание

Архитектура всегда была самым доступным для обозрения видом искусства. Для того чтобы увидеть архитектурные шедевры не нужно идти в музей или галерею, нет необходимости тратить деньги. При этом архитектура наиболее символична. Здания очень ясно могут свидетельствовать об эпохе, породившей их. Именно поэтому в любом государстве, ставящем цель возвеличить себя, показать всему миру свою мощь, особая роль отводилась и отводится архитектуре.
В тоталитарных государствах страсть к безумным архитектурным проектам проявляется особенно ярко.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат по истории Германии.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

Поморский Государственный Университет им. Ломоносова

 

 

 

факультет иностранных языков

 

отделение немецкого языка

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории и культуре Германии

 

тема  Архитектура Третьего Рейха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнил

студент I курса 15 группы

Петровский  Александр

проверил 

к.и.н., доцент

Болдырев  Р. Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск

2011

ВВЕДЕНИЕ

 

Архитектура всегда была самым доступным для  обозрения видом искусства. Для  того чтобы увидеть архитектурные  шедевры не нужно идти в музей  или галерею, нет необходимости  тратить деньги. При этом архитектура наиболее символична. Здания очень ясно могут свидетельствовать об эпохе, породившей их. Именно поэтому в любом государстве, ставящем цель возвеличить себя, показать всему миру свою мощь, особая роль отводилась и отводится архитектуре.

В тоталитарных государствах страсть к безумным архитектурным проектам проявляется  особенно ярко. Цель их — воздействовать на население, внушить идеалы силы, величия, власти и непоколебимости  режима. Классический пример тоталитарного  государства XX века — Нацистская Германия отличалась особым подходом к решению архитектурного вопроса. В своей работе я хотел бы рассмотреть наиболее значительные архитектурные сооружения в Германии 1933 — 1945 годов и особое место уделить плану перестройки столицы Третьего Рейха — Берлина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Нацистский подход к вопросам архитектуры.

 

Адольф  Гитлер, как известно из  его биографии, в юношестве мечтал стать художником. Он много рисовал но на большинство  его ранних картин не натюрморты или  портреты, а городские пейзажи, различные здания и улицы. С этими картинами юный Гитлер пошел поступать в венскую академию на художественное отделение, но провалился на экзаменах, так как не смог выполнить творческое задание. Ректор академии посоветовал неудавшемуся студенту-художнику поступать на архитектурное отделение. Он был удивлен, что юноша, столь точно отображавший здания на бумаге нигде этому не учился. Расстроенный Адольф первоначально не воспринял совета ректора, хотя в последствие все же убедил себя, что должен стать архитектором. Но планам не суждено было сбыться — для поступления на архитектурное отделение необходимо было окончить строительно-техническое училище, а для поступления в училище нужен был аттестат зрелости из средней школы, которого у Гитлера не было. Свои таланты архитектора-самоучки Гитлер смог проявить только после того, как он стал рейхсканцлером. Именно тогда он стал «главным архитектором» Рейха, лично утверждал все архитектурные проекты.

Нацисты пытались создать особый, национал-социалистический стиль архитектуры, опираясь на неоклассический европейский стиль и национальные германские традиции. Практически все модернистские направления архитектуры, бывшие популярными в конце 20-х — начале 30-х годов (в том числе немецкий стиль «Баухаус»), были отвергнуты как «культурно-большевистские», «ненемецкие» и «бездушные». Стиль «Баухаус» к тому же идеологически шел в разрез с линией Национал-Социалистической партии Германии — основными теоретиками и практиками этого направления архитектуры были евреи.

Центрального  жесткого планирования архитектурных  сооружений «сверху», как это было в СССР, в Германии не было. Архитектурные  проекты, отходившие от допустимых норм, просто не замечались, и как следствие, не претворялись в жизнь.

Архитектурные стили были четко закреплены за определенными областями строительства. А именно:

  • Национал-социалистский классицизм для государственных и партийных сооружений, залов по проведению агитационно-пропагандистских мероприятий;
  • Архитектура защиты Отечества  (одна из разновидностей разрешенного модерна) для строительства в городских пригородах, поселениях и в СС-Орденсбургах;
  • Умеренный модерн для жилых и административных зданий;
  • Функционализм для сооружения казарм, военного строительства, стадионов и других спортивных сооружений;
  • Новая вещественность для промышленного строительства, технологических сооружений

Но  отличительной чертой национал-социалистической архитектуры стало не это разделение на стили или контроль за тем кто  и как строит. В историю эта  архитектура вошла как апофеоз мегаломании, граничащей с безумием. Осуществленные и запланированные проекты требовали огромных затрат рабочей силы и материалов, поэтому неудивительно, что при их постройке использовался рабский труд.

Любопытно, как Гитлер оправдывал собственную мегаломанию: «Лично я вполне довольствовался бы маленьким скромным домиком в Берлине. У меня достаточно власти и авторитета, для ее поддержания мне вовсе не нужен подобный размах. Но поверьте моему слову: тем, кто рано или поздно придет за мной, такая репрезентативность будет нужна позарез. Многие из них только так и сумеют удержаться. Вы даже себе представить не можете, какую власть приобретают мелкие души над своим окружением, если смогут предстать на таком величественном фоне. Подобные залы с великим историческим прошлым возносят даже ничтожного преемника на исторический уровень. Вот поэтому мы должны достроить все при моей жизни, чтобы я успел здесь пожить, чтобы мой дух освятил это здание традицией. Доведись мне прожить здесь хоть несколько лет, этого будет вполне достаточно». Вот так интересно нашлось оправдание всем дальнейшим безумным проектам . К сожалению, а, может быть, к счастью, «прожить … несколько лет» Гитлеру удалось не во всех запланированных зданиях, а большинство зданий, «освященных духом Гитлера» были разрушены войной или взорваны после войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Классицизм по-арийски.

 

Как уже было сказано, все архитектурные  стили, признанные необходимыми и возможными, имели определенное предназначение.

Главная роль, конечно, отводилась национал-социалистскому классицизму, т.к. именно в этом стиле возводились важнейшие, наиболее значимые для Рейха здания. Этот стиль должен был показать не только величие и мощь Германии, но и преемственность, наличие непосредственной связи с мощнейшей империей древности — Римом. Не зря нацистские архитекторы в качестве ориентира использовали четкие и простые формы римских зданий, а не греческую архитектуру.

В одном  из своих выступлений Гитлер назвал архитектуру «словом, запечатленным  в камне». В любом случае, архитектура была для него чем-то вроде языка, который стал проявлять себя еще  в Средневековье, когда возводились готические соборы, считавшиеся нацистами исключительно «германским явлением». Помимо всего прочего, они считались словом, высказанным на века. «Зодческое слово» было столь же могущественным, как «великая письменность северных готов». Исходя из данных установок, предполагалось, что новая партийная национал-социалистическая архитектура должна быть «читаемой», то есть, по сути, иметь псевдорелигиозное содержание. А здесь, как нельзя лучше, подходил классический стиль, обладавший необходимой монументальностью.

«Почерк»  национал-социалистического архитектурного языка вполне соответствовал тому, что принято называть «фашистским  порядком». Партийные и государственные строения Рейха возникали преимущественно в духе четкого следования мировоззрению Гитлера, а потому должны были укреплять его власть. Архитектура превратилась в своеобразную разновидность пропаганды.

Однако  ориентация на классицизм с его "простотой и ясностью" в действительности имеет мало общего с эстетикой фашизма. Из классицизма нацистские идеологи брали не метод и не идеал (художественный канон), а характер отношения художника к своему творчеству. Для художника эпохи классицизма определяющим являлось правило: ничего непосредственного, все должно быть опосредовано разумом: и оформлено каноном жанра. В тоталитарном искусстве функцию разума выполняет идеология, а функцию идеала - необходимость служения народу. Принцип классицизма в контексте фашистской идеологии может быть перефразирован так: ничего непосредственного, искусство должно служить народу (т.е. идеологии), а идеал будет являться только формой такого служения.

Такая опосредованность творчества каноном  и делала классицизм столь привлекательным для идеологов фашизма, но они, как показано выше, полностью изменили характер этого опосредования. Кстати, именно непосредственность, индивидуалистическое самовыражение, а значит, и полная социальная неподконтрольность, вызывали острое неприятие модернизма со стороны нацизма. Для тоталитарного мировоззрения любой индивидуалист преступник, т.к. он вырывался из-под тоталитарного контроля и из организации. А если этот "вырвавшийся" - художник, то он преступник вдвойне.

Большинство исследователей признает, что в культуре Третьего рейха как раз и отсутствовала эта инновационность, там не было открыто новых путей, не было создано необычных художественных форм. На это накладывается и явная политизированность целого ряда произведений искусства.

Одним словом, архитектура национал-социализма стремилась к идеалам классицизма  лишь для того, чтобы возвеличить  НСДАП и партийную идеологию, при этом, если эта архитектура  и имела отношение к неоклассицизму, то она уже обладала целым рядом  признаков упадка «новой классики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Известные здания, построенные в  Германии с 1933 по 1945 годы.

 

Различных проектов в те годы было великое  множество. Но не всем им было суждено  обрести жизнь. Что-то было отвергнуто, что-то не построено в связи с начавшейся войной. Да и с теми зданиями, которые построить успели, судьба распорядилась по-разному: некоторые здания достраивали и перестраивали уже после войны, некоторые были разрушены бомбардировками и лишь немногая часть строений в неизменном виде дошла до наших дней. О каждом здании, бывшем вехой в истории архитектуры Третьего Рейха, стоит рассказать отдельно.

Новая Рейхсканцелярия

В 1938 году Гитлер поручил Альберту Шпееру спроектировать новое здание рейхсканцелярии. По замыслу Гитлера, оно должно было отражать господство национал-социализма и поражать своими размерами. Благодаря организационному таланту архитектора, строительство заняло очень мало времени. Примерно через год здание было полностью готово. Именно это здание и стало называться Имперской Рейхсканцелярией, которую с таким трудом штурмовали советские войска в 1945 году.

История Рейхсканцелярии столь же стремительна и трагична, как и история национал-социализма. Судьба здания, партии и страны удивительно  схожи. Задолго до прихода Гитлера к власти в Берлине уже существовала рейхсканцелярия. Здание на Вильгельмштрассе 77, до того как оно стало по инициатеве «железного канцлера» Отто фон Бисмарка рейхсканцелярией, было резиденцией польского принца Антона Радзивила.

Гитлеру старое здание не нравилось. Он говорил, что оно вполне подошло бы для мыловаренного концерна, но не для великого государства (даже вход в бисмарковскую рейхсканцелярию был со двора). Обострившиеся отношения с Польшей тоже давали о себе знать. Часто про польское происхождение рейхсканцелярии мрачно шутили, что немцам так понравилось в замке польского принца Радзивилла, что они уже хотят всю Польшу.

Для фюрера новая Рейхсканцелярия стала  личным детищем. Он с большим интересом  следил за стройкой, вникал буквально  во все, от особенностей выбранного стиля неоклассицизма, мозаичных рисунков и материалов отделки, архитектурных конструкций и до цвета и рисунка на обивке мебели, шторах и прочих мельчайших деталях. Гитлер любил приезжать в мастерскую Шпеера и часами обсуждать будущий символ величия Третьего Рейха.

На  возведение Рейхсканцелярии привлекли  около 4000 рабочих и потратили  почти 90.000.000 рейхсмарок, что сегодня  эквивалентно сумме, превышающей миллиард долларов.

Строительство велось с судорожной стремительностью. Новые стены возводились прямо по черновым наброскам. Строительные конструкции заказывались еще до прояснения архитектурных подробностей. Огромные ковры, изображающие торжество германского духа в различных его проявлениях, были вручную сотканы до того, как появились планы комнат, где их надо было повесить. Комнаты пришлось проектировать вокруг ковров.  
 Приди у нас кому в голову действовать подобным образом, здание развалилось бы через месяц, не дожидаясь вражеских бомб. Немцы сделали все на совесть, хотя им даже не понадобилась приписанная на всякий случай к срокам дополнительная неделя.  
 Рейхсканцелярия оказалась настоящим символом новой империи. Чтобы добраться до цели – зала для приемов – гостям приходилось преодолевать бесконечные анфилады общей длиной 220 метров. Особенно нравилась Гитлеру 145-метровая галерея – в два раза длиннее знаменитой версальской зеркальной. Не только само здание было символом новой эпохи. Отдельные детали тоже носили прежде всего ритуально-символический смысл, например, зал для заседаний кабинета министров никогда не использовался по прямому назначению, хотя Гитлер любил приводить сюда какого-нибудь министра и показывать ему его стул, перед которым лежала папка с написанным золотом именем министра. Еще больше по душе фюреру пришелся его рабочий кабинет. По воспоминаниям Шпеера, особенно порадовала главу НСДАП инкрустация на письменном столе, изображавшая полуобнаженный меч: «Хорошо, хорошо… Когда это увидят дипломаты, которые будут передо мной сидеть, их прошибет страх».  
 Многочисленные залы Рейхсканцелярии были просто грандиозных размеров и поражали своей отделкой. Страшные барельефные лица четырех арийских Добродетелей – Мудрости, Здравомыслия, Храбрости и Справедливости. Бесконечные ковры с уродливыми валькириями и прочей аллегорической нечистью. Немыслимых размеров столы и кресла, предназначенные как будто не для людей, а для условных нибелунгов.

В 1943 году в саду рейхсканцелярии был  сооружён подземный бункер для Гитлера, так называемый Фюрербункер.

Во  время Второй мировой войны помещения рейхсканцелярии использовались для проведения заседаний штаба. Здесь же размещались и личные апартаменты Гитлера площадью более 400 квадратных метров. Но по первоначальному назначению новое здание рейхсканцелярии уже не использовалось.

В апреле-мае 1945 года, во время битвы за Берлин, новое здание рейхсканцелярии было сильно повреждено и три года стояло в руинах, до тех пор, пока в октябре 1948 г. не вышел приказ Главноначальствующего Советской Военной администрации в Германии о сносе новой Рейхсканцелярии и здания старой Рейхсканцелярии на Вильгельмштрассе «под ноль». Здания снесли, но с бункерами во дворе Рейхсканцелярии советские саперы без крупномасштабных взрывных работ справиться не смогли. Большие светло-серые камни, оставшиеся от взорванной Рейхсканцелярии использовали при постройке мемориалов в Трептов-парке, Тиргартене, у Бранденбургских ворот, для ремонта поврежденной во время войны станции U-Bahn Morenstraße и отделки московского метро. Так закончилась история одного из грандиознейших зданий Третьего Рейха.

Информация о работе Архитектура Третьего Рейха