Сравнительный анализ русских печатных шрифтов XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:07, аттестационная работа

Краткое описание

Я попытаюсь провести сравнительный анализ шрифтов XVIII века петербургской Академии наук и типографии Московского университета, а так же гражданского шрифта, являющегося их предшественником и лежащего в основе всех современных гарнитур.Основную информацию я получила из книги А. Г. Шицгала «Русский типографский шрифт», в которой есть изучаемые мной шрифты с примерами их использования. Так же помогли мне книги Альберта Капра «Искусство эстетики шрифта» и «Построение шрифтов» Я. Чернихова и Н. Соболева, из которых мной были взяты сведения о полууставе, примеры письменностей и азбука с пометками, а так же петровский, второй петровский, елизаветинский и древнеславянский алфавиты с выстроенными на сетке буквами.

Содержание

Введение
Основная часть
Гражданский шрифт
Шрифты Петербургской академии наук
Шрифты Московского Университета
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Минобрнауки.docx

— 58.55 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

Основная часть

Гражданский шрифт

Шрифты Петербургской  академии наук

Шрифты Московского Университета

Заключение 

 

 

Введение

 

Начав изучать искусство шрифта, я столкнулась с тем, что уровень шрифтовой и типографической культуры в России очень низкий, даже у графических дизайнеров.

Многие занимаются версткой, создают книги, журналы, листовки, но не все из этих публикаций могу похвастаться определенным «этикетом» хорошего издания.

Одной из причин этого, вероятно, является недостаток информации.

Литературы, посвящённой  типографике, на русском языке очень  мало. В последние годы было выпущено несколько переводов иностранных изданий, но и они, к сожалению, практически не затрагивают работу с кириллицей.

Что бы разобраться подробнее в типографической культуре, я стала углубляться в историю происхождения кириллических шрифтов, чему и посвящаю данную исследовательскую работу.

Я попытаюсь провести сравнительный анализ шрифтов XVIII века петербургской Академии наук и типографии Московского университета, а так же гражданского шрифта, являющегося их предшественником и лежащего в основе всех современных гарнитур.

Основную информацию я  получила из книги А. Г. Шицгала «Русский типографский шрифт», в которой есть изучаемые мной шрифты с примерами их использования.

Так же помогли мне книги Альберта Капра «Искусство эстетики шрифта» и «Построение шрифтов» Я. Чернихова и Н. Соболева, из которых мной были взяты сведения о полууставе, примеры письменностей и азбука с пометками, а так же петровский, второй петровский, елизаветинский и древнеславянский алфавиты с выстроенными на сетке буквами.

 

Гражданский шрифт

 

Рубеж XVII и XVIII веков —  важная веха в истории русской  культуры, науки и просвещения, в  развитии книгопечатания.

В России впервые широко организуется печатание гражданских  книг: математических, военных, по градостроительству, географических, исторических, художественных, навигационных и других. На первых порах Петр I вынужден был организовать издание русских книг в Голландии, Печатать русские книги светского содержания в Амстердаме и продавать их в России.

Забота об удобочитаемости  книги и простоте ее оформления характерна для всей издательской деятельности первой четверти XVIII века. Как свидетельствует один документ этого века, книги издавались «не праздной ради красоты, а для вразумления и наставления чтущему».

Одним из самых важных мероприятий  была реформа кирилловского печатного полуустава в 1708 году и введение для новых изданий гражданского шрифта (рис. 1). Оригиналы рисунков букв делал «чертежник и рисовальщик» Куленбах.

Из писем Петра известно, что Куленбах в создании гражданской  азбуки был техническим исполнителем заданий Петра и что предварительные  эскизы букв азбуки возможно делал сам Петр (шрифт II).

В Москве, на Печатном Дворе, во второй половине 1707 года по указу  Петра I словолитцы Григорий Александров и Василий Петров под руководством словолитца Михаила Ефремова на основе рукописного образца изготовляли пунсоны, матрицы и литеры нового шрифта. Однако шрифты на оттисках, полученных из Амстердама, по рисунку и технике выполнения оказались лучше, чем московские, и Петр приостановил в Москве изготовление новых шрифтов и набор учебных азбук до привоза на Печатный Двор шрифтов из-за границы (рис.4).

Несмотря на то, что в 1708 году выпускались издания, набранные  новым шрифтом, Петр I в течение 1708—1710 годов постоянно проводил многократную корректуру азбуки.

В исторической справке Московской синодальной типографии от 1908 года опубликованы сведения о том, что 18 января 1710 года Петр I посетил Печатный Двор и одобрил оттиски азбуки. 29 января 1710 года Петр утвердил ее с исправлениями (шрифт III). Гражданская азбука была разработана в трех размерах — большом, среднем и мелком.

Одновременно применялось  в наборе печатных изданий выделительное  начертание, так называемая капитель, поскольку для строчного алфавита нарезались отдельные прописные знаки для четырех букв: «А», «Д», «Е», «Т». Это обнаруживается уже на титульном листе «Геометрии» 1708 года (рис. 3).

Реформа типографского полуустава в начале XVIII века была проведена  в двух направлениях: изменение состава букв и одновременно с этим изменение графики шрифта. Важным при разработке гражданской азбуки было исключение знаков ударений, сокращений, а также введение арабских цифр вместо обозначения чисел буквами, затруднявшими арифметические действия.

Введенная еще в IX веке система  письма — кириллица — наличием в ней букв для передачи шипящих  и йотированных звуков имела известные  преимущества перед западноевропейской системой латинского письма. Однако к началу XVIII века в русском алфавите, состоящем из 41 буквы, излишними оказались 11 букв: буквы, дублирующие одни и те же звуки: «фита» и «ферт», «ижица», «иже» и «i» (десятеричное, писалось с двумя точками наверху), «зело» и «земля», «он» и «омега», «ук» и «у», буквы, которые не соответствовали звуковому составу русского языка,— «кси», «пси», два «юса» («юс большой» заменял букву «у», а «юс малый» — букву «я»), и буква, обозначающая предлог «от» («омега» с надбуквенным знаком «т»). Все эти буквы имелись в букварях, в частности в букваре Поликарпова1701 года (рис. 2, шрифт I).

При изготовлении первого  комплекта букв азбуки Петр 1, очевидно, решил исключить лишние буквы: в  первом варианте азбуки было исключено 9 букв и из 41 буквы оставлено 32. К  этим исключенным буквам относятся: 6 букв, дублирующих одни и те же звуки («иже», «земля», «омега», «ук», «ферт», «ижица»), греческие сочетания «кси», «пси», а также лигатура «от». Дополнительно были введены оборотная буква «э» для более резкого ее различения с йотированной «есть» и вместо «юса малого» новая форма буквы «я», которая встречается уже в скорописи XVII века.

Такая резкая реформа русского алфавита не могла не встретить противодействия в первую очередь со стороны духовенства, и Петр вынужден был, по-видимому, пойти на уступки. В апреле-июле 1708 года им был дан заказ на изготовление дополнительных букв, среди которых значились все ранее исключенные.

Первоосновой русского гражданского шрифта было главным образом московское гражданское письмо начала XVIII века, переработанное на основе латинской антиквы.

Особенности шрифта антиквы: построение букв на основе круга и квадрата, плавный контраст между основными и соединительными штрихами, характер засечек — отражены также и в русском гражданском шрифте.

Несколько больший контраст между штрихами и более тонкие засечки в гражданском шрифте по сравнению со шрифтами эпохи Возрождения можно объяснить влиянием переходных видов шрифтов, которые появились уже в конце XVII века во Франции и Голландии под воздействием гравированных образцов.

Большинство букв петровской азбуки в какой-то мере отражает характерные особенности гражданского письма начала XVIII века. Что же касается букв, соответствующих латинской основе, то их построение тоже оригинально, и они связаны в большей степени с рукописным шрифтом или с гравированными образцами (см., например, построение букв «к», «р», «у», «я», «м», «с», «т»).

Построение ряда букв в  гражданской азбуке специфично. В  этом отношении интересно выделить высокие буквы «ъ», «ь», «ять», «ы», которые придают гражданскому шрифту типичные черты. В литературе можно найти различные толкования рисунка этих букв вплоть до того, что здесь видят — может быть и правильно — элементы стиля барокко. В действительности же высота перечисленных букв отражает специфику гражданского письма; иногда это можно отметить и в русском полууставе середины XV и XVI веков. Высоту указанных букв можно объяснить также тем, что они часто оканчивали слово и служили как бы рубежом между словами. Тем самым высокие буквы, возможно, способствовали четкому чтению, что можно считать естественным требованием к шрифту начала XVIII века.

Специфические формы завитков у букв «ц» и «щ» обычно приписывают  влиянию полуустава конца XVII века. Нам  представляется, что в гражданском  шрифте только направление завитка  указанных букв такое же, как в  полууставе, обработан же этот завиток в системе росчерков скорописи конца XVII века (рис.5).

Буква «к» с плавно нарисованным окончанием имеет сходство с гравированными образцами амстердамской печати, однако в типографском образце это окончание сделано более свободно.

Особенно интересно построение букв «з» и «ж». Буква «з» —  типичный образец типографского  полуустава петровского времени. Кстати, ее конфигурация в заглавном и основном алфавитах полуустава не имеет существенных различии. Эта буква в азбуке в наибольшей мере отражает элементы полуустава. В гражданском письме её форма более симметричная и геометрическая.

Начертание буквы «ж»  напоминает эту букву с высокой  «талией» русского устава XI века. Однако верхние ее дуги в уставе имели  плоские концы, а в азбуке завершаются точками.

Азбука, как известно, имела  заглавие «Изображение древних и  новых писмен славенских печатных и  рукописных». Под этим названием  выходили азбуки петровского и послепетровского времени.

Создатели гражданской азбуки по праву назвали ее рукописной, поскольку ее первоосновой было гражданское письмо.

То, что Петр в разработке эскизов нового шрифта исходил из русского письма, доказывается, в частности, его указаниями при исправлениях азбуки. В письме М. П. Гагарину от 8 ноября 1708 года Петр писал: «Только ,.добро", „твердо" напечатать, которые сходны к печати, а не к скорописи, как  здесь объявлено: „д", ,.т"».

Необходимо отметить, что  с введением гражданской азбуки в русском шрифте четко устанавливаются два начертания (прописное и строчное), существующие вместе. Заглавные буквы в древнерусском книгопечатании служили главным образом для рубрицирования текста, рописное же начертание шрифта широко применялось уже в первопечатной «Геометрии».

 

Шрифты петербургской  типографии Академии наук

 

Судя по каталогу русской книги гражданской печати XVIII века в Петербурге и Москве в конце XVIII века насчитывалось до 50 типографий (из них около 30 — частных). Однако графика русского типографского шрифта, с сороковых годов XVIII века определялась в основном двумя типографиями: типографией Академии наук, основанной в 1727 году в Петербурге, и типографией Московского университета, основанной при университете в Москве в 1756 год.

В связи с этим развитие русского типографского шрифта в XVIII веке рассматривается в трех направлениях: шрифты петербургской типографии Академии наук, Московского университета и, кроме того, шрифты других государственных и частных типографий Москвы и Петербурга.

До 1711 года основная издательская деятельность была сосредоточена на московском Печатном Дворе. 29 октября 1710 года Петр I издал указ о переводе с Печатного Двора мастеров вместе с оборудованием в Петербург.

После смерти Петра I новый расцвет издательской деятельности был связан с учрежденной в 1725 году Академией наук, при которой в 1727 году была организована типография.

Издательская деятельность активизируется в царствование Елизаветы: с 1741 по 1761 год в типографии Академии наук было выпущено около 650 изданий, не считая календарей, «Ведомостей» и других периодических изданий. Такому размаху типографской деятельности ведущей русской типографии XVIII века во многом способствовали ученые Академии, особенно М. В. Ломоносов.

По разносторонности и интенсивности издательской деятельности типография Академии наук соперничала с ведущими типографиями Запада. Не случайно потому, что до конца XVIII века под влиянием типографии Академии наук находились и другие русские типографии как столичные, так и провинциальные, в том числе типографии Московского университета, Сената, Сухопутного шляхетского корпуса. Они заимствовали у нее не только шрифты и типографское оборудование, но и квалифицированные типографские кадры.

При устройстве типографии Академии наук латинские шрифты выписывались из Гамбурга. Первые русские шрифты были в основном отечественного производства.

В рисунке гражданского шрифта существенных изменений не произошло до конца тридцатых годов. С 1708 года можно установить три вида гражданского шрифта.

К первому виду относится шрифт, которым была напечатана в 1708 году «Геометриа» (рис.3). Он существовал до 1710 года, т. е. до того времени, когда Петр I утвердил гражданскую азбуку.

В соответствии с утвержденным образцом азбуки появился второй вид гражданского шрифта. Он отличался от первого в основном начертанием букв «ц», «щ», «п», «ъ», «ы», «ь», «ять». Кроме того, в него были внесены изменения: вместо буквы «зело», которая имела начертание латинского «s», стали применять букву «з» — «земля»; кроме «фиты» — букву «ф»; вместо рукописной буквы «д» — прописное ее начертание; строчные буквы «ъ», «ы» часто не были выступающими. Впоследствии в отдельных шрифтах буквы «ъ» и «ять» тоже не были выступающими, хотя высокие «ъ» и «ять» остаются типичным признаком для шрифтов не только XVIII, но и начала XIX века. Без особых изменений этот шрифт просуществовал до тридцатых годов.

Третий вид шрифта, по размеру — миттель антиква, появляется согласно Тредиаковскому, только в 1733 году, когда вышло в свет объемное издание «Мемории, или записки артиллерийския» Сюриреи де Сен Реми (рис.6). Новый шрифт надо было нарезать так, чтобы он был более убористым и «чистым». «Пропорция сия,— пишет Тредиаковский об этом шрифте,— убориста на бумаге, чиста ж несколько, но долговата, то есть такая, как немецким типографиям обыкновение».

Новый шрифт отличался от предыдущих уменьшенным междустрочным пробелом в результате сокращения выносных элементов. Отдельные буквы имели разные пропорции — узкие «ч», «в», «ъ» и широкие «ять», «л»; в букве «м» наклонены штамбы, в букве «у» укорочен хвост, «ц» прописная дана с хвостом наподобие рукописного «Щ». Можно было обнаружить и незначительные изменения в начертаниях, например у букв «ж», «з» и других.

Шрифт миттель антиква был широко распространен в изданиях гражданской печати в Петербурге и Москве вплоть до восьмидесятых годов XVIII века. Объясняется это, видимо, тем, что для своего времени он был наиболее удобен для чтения, а также достаточно емок по сравнению с ранее применяемыми шрифтами среднего размера. Следует также учесть, что шрифт имел курсивное начертание и специальные знаки.

Гражданские шрифты тридцатых годов часто не были согласованы с другими элементами оформления книги. В качестве примера можно привести ранее упоминаемую книгу «Военное состояние Оттоманския империи». Тонко нюансированные гравированные на меди инициалы и иллюстрации книги контрастировали с применявшимся тогда шрифтом. Это обстоятельство требовало нарезки нового шрифта. Не случайно, начиная с 1739 года, отдельные заглавия в книгах (рис. 7), а с 1740 года и титульные листы изданий стали украшать новыми шрифтами, что впоследствии привело к нарезке также и новых текстовых шрифтов.

Информация о работе Сравнительный анализ русских печатных шрифтов XVIII века