Типология личности насильственного преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 09:47, реферат

Краткое описание

Насильственная преступность — одна из составных частей общей структуры преступности, в которую входят деяния, связанные с физическим и психическим насилием над личностью или угрозой его применения. Насильственная преступность может пониматься в широком смысле — при этом в неё включаются все деяния, в которых насилие выступает способом посягательства, и в узком смысле — только те деяния, в которых насилие составляет один из элементов преступной мотивации.

Прикрепленные файлы: 1 файл

криминология.docx

— 20.07 Кб (Скачать документ)

Насильственная преступность — одна из составных частей общей структуры преступности, в которую входят деяния, связанные с физическим и психическим насилием над личностью или угрозой его применения. Насильственная преступность может пониматься в широком смысле — при этом в неё включаются все деяния, в которых насилие выступает способом посягательства, и в узком смысле — только те деяния, в которых насилие составляет один из элементов преступной мотивации.

 
Характеристика личности насильственных преступников складывается из трех основных блоков:

1) социально-демографических  параметров;

2) поведенческих (до совершения последнего преступления) характеристик;

3) так называемых  субъективно-ситуационных признаков.

Социально-демографическое описание личности начинается с таких ключевых позиций, как пол и возраст. Как и среди всех преступников, среди субъектов насильственных (речь идет в первую очередь о тяжких насильственных) преступлений главным образом встречаются лица мужского пола.

Таким образом, основная масса лиц, совершающих насильственные преступления - мужчины. Среди совершивших умышленные убийства доля мужчин составляет 91%, женщин - 9%; хулиганство, соответственно, - 96% и 4%; причинение тяжкого вреда здоровью - 94% и 6%. Следует, однако, отметить, что доля женщин среди насильственных преступников в последние годы хотя и медленно, но неуклонно растет. Женщины стали намного чаще прибегать к преступному насилию вне сферы семейно-бытовых отношений. Они активно участвуют в совершении убийств, грабежей, разбоев, вымогательств, бандитизма, иногда выступают даже в роли организаторов таких преступлений. За последние 6 лет более чем вдвое выросло число убийств матерями своих новорожденных детей. 
 
Для насильственных преступлений наиболее криминогенной стала возрастная группа старше 30 лет, что свидетельствует о своего рода “старении” лиц, совершающих преступления данного вида. Этот факт не согласуется с устоявшимся мнением о том, что в контингенте насильственных преступников в целом выше доля лиц в возрасте до 29 лет, а среди лиц, совершивших изнасилования, - до 21 года, и требует дальнейших исследований и объяснения.

Образовательный уровень насильственных преступников гораздо ниже уровня образования населения в целом. Исследования показывают, что из их числа неполное среднее образование имеют около 10%, среднее и среднеспециальное - 17%, незаконченное среднее - 70%, высшее и незаконченное высшее - около 2%. В то же время среди населения в целом высшее образование имеют 18% жителей, а среднее и среднеспециальное - 43%. Кроме того, образовательный уровень насильственных преступников ниже, чем уровень образования всего контингента лиц, совершивших преступления. Насильственным преступникам присущи такие типичные черты личности, как нежелание повышать культурно-образовательный уровень, узость и деформация интересов. 
 
Среди указанных лиц более половины на момент совершения преступления состояли в браке, так что семья не является для преступника сдерживающим фактором.

Существенные особенности имеет распределение лиц, совершивших насильственные преступления, по социальному положению и роду занятий. В основном это неквалифицированные рабочие (27%), как правило, небольших предприятий и учащиеся. Служащие и крестьяне составляют незначительный процент (соответственно 3,4% и 2,7%). Однако наблюдается явная тенденция роста доли трудоспособных лиц, которые в момент совершения преступления не работали и не учились, с одновременным сокращением доли рабочих и учащихся среди лиц, совершивших насильственные преступления. Так, среди лиц, совершивших изнасилования за последнее десятилетие, доля рабочих уменьшилась с 50,2% до 45,1%, а учащихся - с 22,2% до 10,9%. Одновременно с 19% до 31,8% увеличилась доля неработающих и неучащихся, а доля безработных и лиц без постоянного источника дохода в настоящее время составила уже 55%. 
       Подобная картина характерна и для других видов насильственных преступлений. На наш взгляд, эти тенденции в полной мере отражают происходящие в обществе процессы люмпенизации и обнищания масс, скрытой и явной безработицы, имущественного расслоения населения, массовой миграции, а также порожденный экономическими трудностями и нерешенными экономическими проблемами неблагоприятный психологический фон. Кроме того, подавляющее большинство умышленных убийств и причинений тяжкого вреда здоровью совершается в маргинальной среде, состоящей из тунеядцев, бродяг, наркоманов, алкоголиков, проституток, сутенеров. 
 
      Известно, что для лиц, совершивших насильственные преступления и хулиганство, характерны такие отрицательные привычки поведения, как пьянство, нарушение общественного порядка, рукоприкладство. Около 86% лиц, совершивших умышленные убийства и причинение тяжкого вреда здоровью, находились в состоянии алкогольного опьянения. Среди насильников и хулиганов лица, находящиеся в нетрезвом состоянии в момент совершения преступления, составляют соответственно 75% и 90%.

Сложившаяся практика борьбы с подобными преступлениями свидетельствует о том, что ссылки преступников на оскорбление их национального чувства, попытки, таким образом в определенном смысле идеологизировать, облагородить мотивы своих преступлений оказывались на деле всего лишь камуфляжем. В подавляющем большинстве случаев в основе убийств и иных посягательств против личности лежали мотивы, свойственные общеуголовным преступлениям (корысть, хулиганские побуждения, стремление скрыть иные преступления и т. п.). Кроме того, преступления на идейной почве вряд ли совместимы с состоянием опьянения или наркотического возбуждения, в котором находились преступники. Если же говорить о своеобразии мотивации подобных преступлений, то следует подчеркнуть мощное давление таких факторов, как подстрекательство, подражание, феномен толпы. В подобных ситуациях неизмеримо возрастает и роль такого мотива, как групповая солидарность. 
 
       Отмеченный мотив в целом характерен для групповой молодежной преступности. Не случайно (в отличие от убийств и причинения тяжких телесных повреждений) он выступает в качестве одной из основных непосредственных причин изнасилований и хулиганства. В числе иных основных мотивов фигурируют: при изнасилованиях - стремление удовлетворить свою сексуальную потребности, при хулиганстве - хулиганские побуждения. В последнем случае ссылка на хулиганские побуждения не есть лишь тавтология. Бесспорно самостоятельное криминологическое значение этого мотива. Через него реализуется фундаментальная потребность личности в самоутверждении, воплощаемая в стремлении индивида с помощью своих антиобщественных действий внести в сознание других лиц (прежде всего в сознание потерпевшего) представление о значимости своего Я. Хулиганские побуждения нередко присутствуют и при совершении изнасилований. В свою очередь, для некоторых хулиганских проявлений типична цинично-сексуальная мотивационная окраска.

Личность насильников и хулиганов характеризуется рядом особенностей, отличающих ее от личности убийц и субъектов причинения тяжких телесных повреждений. 
Своеобразие личности насильников заключается, в частности, в следующем: 
1) ранний возраст (18-24 года): около 60% всех изнасилований (применительно к убийствам и тяжким телесным повреждениям -20%); если речь идет о покушениях на изнасилование, то доля несовершеннолетних сокращается более чем в полтора раза; групповые изнасилования чаще совершены лицами в возрасте менее 18 лет; 
2) влияние возрастного фактора на социальное положение: доля учащихся среди насильников в шесть раз превышает этот показатель по сравниваемым преступлениям. 
Влияние возрастного фактора сказывается и на иных признаках личности насильников, определяя пониженный уровень рецидива, меньшую вовлеченность этих лиц в пьянство и т. д.

Что касается личности хулиганов, то для нее характерны следующие особенности: 
1) промежуточное положение в распределении возрастных групп между субъектами убийств и причинения тяжких телесных повреждений, с одной стороны, и насильниками - с другой;

2) по мере перехода  от менее к более общественно опасным видам уголовно наказуемого хулиганства отмечается снижение удельного веса лиц с высшим и средним специальным образованием;

3) по мере усиления  общественной опасности хулиганства  в числе хулиганов чаще встречаются  лица трудоспособного возраста, не работающие и не учащиеся; доля уклоняющихся от общественно  полезного труда среди хулиганов  ниже, чем среди субъектов тяжких  насильственных преступлений;

4) среди хулиганов  реже, чем в иных рассматриваемых  случаях, встречаются рецидивисты. 
 
Следует отметить, что велика среди насильственных преступников и доля лиц, ранее судимых за совершение преступлений. Так, для убийц она составляет 42%, в то время как для всех преступников лишь 23%. Две трети насильственных преступников ранее привлекались к ответственности за совершение антиобщественных проступков. 
 
К нравственно-психологическим свойствам личности насильственных преступников относятся эгоцентризм; неуважительное отношение к чувствам, переживаниям и страданиям других людей; убежденность в допустимости насильственных способов удовлетворения своих желаний, разрешения конфликтов; стереотипы грубого, вызывающего поведения; агрессивность. Именно эти черты, сформировавшиеся в условиях неблагополучной микросреды и получившие развитие вследствие безнаказанности или ненадлежащего реагирования правоохранительных органов на ранее совершенные преступления, проявляются в насильственных преступлениях. 
 
В зависимости от направленности личности и характера конкретной жизненной ситуации различают следующие типы насильственных преступников:

- случайные, действия, которых представляют неадекватную  реакцию на внезапно возникший  конфликт либо связаны с разовым  попаданием в обстановку интенсивного  группового давления (например, пьяная  ссора после совместной выпивки); 
- замыкающиеся на конфликте, действия которых обычно завершают нараставший (длящийся) конфликт в семье, бытовом окружении;

- отрицательно ориентированные, действия которых связаны с относительно развитыми отрицательными ориентациями, с наличием предшествующего опыта противоправной деятельности;

- злостные, чьи предумышленные  преступные действия в значительной  степени утрачивают ситуационный  характер.

К указанным типам личности могут быть добавлены привычные и профессиональные типы преступников. Первые из них - ранее неоднократно принимавшие участие в ликвидации межнациональных либо иных конфликтов, совершают преступления под воздействием привычки к насильственному поведению, приобретенной в аналогичных ситуациях. Вторые - профессиональные киллеры, совершающие заказные насильственные преступления.

В зависимости от социально-психологической характеристики личности преступника и мотивов совершения им насильственных преступлений выделяются также такие ее типы, как самоутверждающийся, мстящий, корыстный, “игровой” (проявляющий стремление к острым ситуациям, к риску), безразличный (пассивный, опасающийся за свою жизнь).

Патологические нарушения психики насильственного преступника позволяют выделить психопатизированные, интеллектуально-ограниченные и алкоголизированные типы его личности.

В целом же нравственно-психологическая характеристика насильственных преступников показывает, что это люди, не имеющие устойчивых воззрений. Их поведение зачастую зависит от случайно сложившихся ситуаций. Они стремятся удовлетворить свои желания немедленно, не считаясь с окружающими и с принятыми в обществе нормами поведения.


Информация о работе Типология личности насильственного преступника