Понятие личности преступника. Соотношение понятий личность преступника и лица, совершившего преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

Личность преступника представляет собой совокупность социально значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми.
В целом, можно определить личность преступника как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата.

Прикрепленные файлы: 1 файл

криминология - к.р..doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

1. Понятие  личности преступника. Соотношение  понятий личность преступника  и лица, совершившего преступления

Личность преступника  представляет собой совокупность социально  значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в процессе многообразных  и систематических взаимодействий с другими людьми.

В целом, можно  определить личность преступника как  личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему  психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения  к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата.

Изучение личности преступника должно строиться на твердой правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания, а не до момента констатации исправления. После отбытия наказания человек уже не преступник, а потому не может рассматриваться как личность преступника. Человек освобождается от наказания не потому, что исправился, а потому, что истек установленный законом срок наказания. Действительное же его исправление, если под этим понимать положительную перестройку системы нравственных и психологических особенностей, ведение социально одобряемого образа жизни, может иметь место и раньше, и позже отбытия наказания или вообще не наступить. В последнем случае нужно говорить не о личности преступника, а о личности, представляющей общественную опасность.

Наряду с  криминологией личность человека, совершившего преступление, изучают и другие науки - уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, криминалистика. Поэтому существуют смежные понятия: субъект преступления, виновный в совершении преступления, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный.

Уровни криминологического изучения личности преступника.

Различают индивидуальный, групповой и общий уровни изучения личности преступника.

Индивидуальный  уровень - изучение индивидуальных свойств  конкретного лица. Изучение личности преступника на индивидуальном уровне важно в расследовании и рассмотрении уголовного дела, в деятельности уголовно-исполнительных учреждений и при разработке теорий и методик индивидуальной профилактики.

Преступник  не только носитель зла - а личность с ее неповторимостью, сложностью, стрессами. Поэтому о нем необходимо знать  все, чтобы исправить. Необходимо выяснить, как у человека сформировались антиобщественные взгляды. Процесс формирования личности - социологизация (наделение личности общественными свойствами, выбор жизненных путей, установление социальных связей, формирование самосознания и системы социальной ориентации, приспособление к среде, освоение социальных ролей и функций, закрепление типичных реакций на жизненные ситуации). Первичная социологизация начинается в семье. Поэтому очень важно изучение вопроса, как происходило формирование личности в семье. Дефекты, заложенные при воспитании ребенка, оставляют след на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, усиливают негативные наклонности человека: расслоение в обществе, напряженность, утрата жизненных и родственных связей.

Групповой уровень  применяется для предупреждения отдельных видов преступлений. Разновидностью такого изучения является разработка типологии и классификации преступников в составе контингентов, выделяемому по демографическим признакам (несовершеннолетние), предшествующему преступному поведению (рецидивисты). Конечно, понятие конкретного преступника содержит больше признаков, чем понятие групповое. Группа, по сути, есть результат известного абстрагирования от многих частностей и особенностей отдельного человека. В то же время понятие личности той или иной группы включает в себя социальные черты и свойства, наиболее характерные для данной группы лиц (хотя и не обязательно присущие отдельной личности).

На общем  уровне изучается личность преступника  как своего рода совокупного «субъекта  преступности» в целом. Такой подход позволяет раскрыть наиболее общие черты и свойства личности, элементы структуры; позволяет определить в общем виде причины и условия преступности; разработать меры по предупреждению преступности в масштабах страны и крупных регионов. Наиболее обобщенная характеристика личности преступника интегрирует только те признаки, которые определяют понятие преступник вообще и отграничивает любое лицо, совершившее преступление от других людей.

Следует различать  понятия личность преступника и лицо, совершившее преступление, или субъект преступления, которые, на первый взгляд, похожи, но по своей сути и содержанию различны.

Успешное предупреждение преступлений возможно в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Важнейшим аспектом теоретического и методологического исследования проблемы личности в уголовном праве является изучение такого важного вопроса как соотношение понятий «личность преступника» и «субъект преступления», которые порой ошибочно отождествляются. Методологической основой исследования данной проблемы является как углубленное изучение самого преступного деяния на различных этапах развития нашего государства, так и совершенствование уголовного законодательства с целью более эффективной борьбы с преступностью1.

Понятия «субъект преступления» и «личность преступника», хотя по смыслу и близки, но не совпадают. Кроме того, они имеют разный объём, а именно, понятие «субъект преступления» уже, чем понятие «личность преступника». Понятие «субъект преступления» основывается на конкретных положениях, сформулированных в уголовном законе, и исходит из методологических предпосылок философских и уголовно-правовых теорий.

«Субъект преступления» — это термин уголовно-правовой, который, скорее, определяет юридическую характеристику лица, совершившего преступление. «Личность преступника» как более ёмкое понятие раскрывается через социальную сущность лица, а также через сложный комплекс характеризующих его признаков, свойств, связей, отношений, нравственный и духовный мир, взятые во взаимодействии с индивидуальными особенностями и жизненными фактами, лежащими в основе преступного поведения. По мнению В.Г. Павлова, избежать методологических и теоретических ошибок по разграничению понятий «субъект преступления» и «личность преступника» помогут первоначальные предпосылки, состоящие в том, что субъект преступления — правовое понятие, а личность преступника — скорее криминологическое2.

Достаточно обстоятельную позицию рассматриваемой проблемы, занимает П.С. Дагель, который подчёркивал, что понятия «субъект преступления» и «личность преступника» имеют различные функции. При этом первое понятие характеризует одно из условий уголовной ответственности, а второе отражает индивидуализацию уголовного наказания. Понятие «субъект преступления» отвечает на вопрос: кто может нести ответственность за совершенное преступление? Понятие же «личность преступника» даёт ответ, какую ответственность должно нести лицо, совершившее преступное деяние, и может ли оно быть освобождено от неё?3.

Однако, в данном случае и позиция П.С. Дагеля не является точной. Следует согласиться с мнением А.П. Козлова, который указывал на недостатки позиции П.С. Дагеля.

Во-первых, субъект  преступления не несёт функцию условия уголовной ответственности. П.С. Дагель в данном случае смешивает преступление с уголовной ответственностью, тогда как очевидно, что они — суть два самостоятельных предмета уголовного права. Возможно, опосредованно субъект преступления и представляет собой указанные П.С. Дагелем условия, но только опосредованно.

Во-вторых, П.С. Дагель смешивает субъекта преступления с субъектом уголовной ответственности, понятия которых, в целом, теория уголовного права всё-таки разводит. Странным в этой ситуации, по мнению А.П. Козлова, является то, что многие авторы, такие как Орзих М.Ф., Кузнецов А.В. и др., солидарны с П.С. Дагелем и не хотят видеть указанных недостатков, которые в целом переносят дискуссию из одной целесообразной плоскости в другую, нецелесообразную4.

Так как понятие  «субъект преступления» содержит конкретные законодательные признаки, при отсутствии которых не будет состава преступления и основания для привлечения  лица к уголовной ответственности, а понятие «личность преступника» является носителем самых различных свойств, признаков и качеств лица, совершившего преступление, поэтому подмена рассматриваемых понятий в составе преступления, по мнению В.Г. Павлова, недопустима и является грубейшей ошибкой, как с точки зрения теории, так и методологии, хотя проблема как таковая имеет право на существование5.

На основании  вышеизложенного, можно сделать следующий вывод:

Во-первых, субъект  преступления является базовым понятием для других используемых в уголовно-правовой сфере понятий. Установление субъекта преступления — это законодательная предпосылка признания лица виновным в совершении преступления и назначения ему наказания.

Во-вторых, как  без наличия признаков субъекта преступления лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, так и без учёта свойств личности виновного, суд не может назначить виновному наказание, применить условное осуждение и т.п. Без учёта личности виновного нельзя прогнозировать и осуществлять профилактику преступного поведения, способствовать исправлению осужденного.

В-третьих, в  уголовном законе личность преступника  выступает как критерий дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности  и наказания при: а) освобождении от уголовной ответственности; б) назначении наказания; в) применении условного осуждения; г) применении иных мер уголовно-правового характера; д) освобождении от наказания.

В-четвёртых, «личность  преступника» как широкое и ёмкое  понятие включает в себя, помимо признаков «субъекта преступления» (вменяемости и возраста), ещё  и самые различные характеристики и особенности, которые лежат за пределами состава, но обязательно учитываются судом при вынесении приговора за совершенное общественно опасное деяние. В данном случае исследуется «личность преступника» в её взаимодействии с социальной средой и наряду с социально-демографическими данными.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Соотношение  социального и биологического  в личности преступника

Вопрос о  роли «приобретенного» (социального) и  «естественного» (биологического) в  преступном поведении человека имеет принципиальное значение. Необходимость в освещении этого вопроса связана, в частности, с появившимися в последние годы в литературе утверждениями, что якобы в советской криминологии существует недооценка биологических свойств преступника, изучаются социальные причины преступности, а биологические детерминанты человека при этом совершенно игнорируются.

Решая вопрос о  понятии личности преступника и  ее признаках, необходимо подчеркнуть  главное: человеческая личность, в том  числе личность преступника, есть продукт определенных социальных влияний, связей, отношений. При любой природной основе различные социальные условия (воспитание, образование, окружение, образ жизни и т. п.) способны выработать как нравственно положительный, так и нравственно отрицательный облик личности, и, следовательно, в конечном итоге именно эти условия определяют ее социальную сущность. Это не означает, конечно, что в структуре индивидуально-личностных свойств и качеств человека, обусловливающих совершение им преступления, психофизиологические и вообще биологические признаки не имеют никакого значения. Но их роль не главная.

Имеются ли в  личности преступника такие естественные психофизиологические свойства, которые  отличают его от человека, не совершающего преступления, и, следовательно, имеют криминогенное значение?

На этот кардинальный вопрос следует ответить отрицательно. Наука и практика не выявили так называемой «преступной предрасположенности» человека. Биологические свойства (и то не целиком) обусловливают телесную организацию человека — структуру и функции его органов. Однако это только предпосылка для развития человеческого существа. Не она является решающим фактором развития и изменения человеческого рода и общества.

Биологический характер имеют такие откладывающие  определенный отпечаток на личность человека признаки, как возраст, пол, а также индивидуальные физические и психологические особенности. Однако во всех этих случаях «срабатывает» не столько биологическая природа подобных признаков, сколько их социальное содержание и значение. Рассмотрим это подробнее.

Возрастные  особенности существенным образом  влияют на формирование личности. Понятно, что внешние воздействия социальной среды различны в зависимости  от возраста человека. К тому же эти  воздействия падают на разную «почву»: незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности детского организма и тому подобное приводят к тому, что различны результаты этих воздействий. На каждом возрастном этапе развития личность с ее социальным содержанием неодинакова. Отсюда и разная реакция на одни и те же или объективно сходные конкретные жизненные ситуации, в которых могут находиться люди разного возраста.

Сам факт уменьшения распространенности антиобщественных поступков с повышением возраста соответствующей группы населения имеет, несомненно, социальные причины. С повышением возраста положительные социальные связи становятся обычно более прочными, более устойчивыми и разветвленными. Больший жизненный опыт дает возможность выбрать социально правильную линию поведения даже в сложных ситуациях.

Таким образом, возраст не выступает в качестве самодовлеющей причины каких-либо «криминогенных» свойств личности, а тем более — причины конкретных преступных актов поведения. Он лишь одно из обстоятельств, с которым связаны различные социальные проявления личности.

Характер интересов, (представлений о жизненных ценностях, привычек, норм и особенностей поведения) в различных условиях не может не быть связан с половыми различиями, преломляемыми в психике данного человека. А это в конечном итоге проявляется и в особенностях поведения.

Информация о работе Понятие личности преступника. Соотношение понятий личность преступника и лица, совершившего преступления