Криминология в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 15:56, реферат

Краткое описание

Теоретические представления о преступности российских дореволюционных криминалистов уходили корнями в традиционную русскую философскую и духовную жизнь. Русская духовность нашла яркое выражение, в частности, в беллетристике, где художественный вымысел тесно переплетался с философскими и нравственными вопросами. Примечательно, что проблема «преступления и наказания» затрагивалась многими русскими писателями. При этом родились идеи, значение которых для развития криминологической теории трудно переоценить.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 31.87 Кб (Скачать документ)

3. Развитие криминологии  в советское время

С первых же лет советской власти началась идеологизация криминологии. Под партийным нажимом центральное место в советской криминологии заняли рассуждения о классовой природе преступности. Надо отметить, что западными специалистами обычно признается заслуга марксистского подхода, состоящего в том, что он связал представления о преступности с экономическими условиями и классовой борьбой. Это положение в советской криминологии приобрело самодавлеющее значение. Все, что не сообразовалось с ним, стало подвергаться ожесточенной критике. Кроме того, идея классовости преступности соединилась с использованием ошибочного тезиса В. И. Ленина об «отмирании» классов с устранением эксплуатации масс, нужды и их нищеты Алексеев А.И. Криминология. М.: Щит-М, 2010. С. 67..

А. А. Пионтковский призвал противопоставить с точки зрения марксизма либерально-социологическому плюралистическому объяснению причин преступности монистическую концепцию этиологии преступности капиталистического общества. Не отрицая многообразия факторов преступности, он требовал поставить их в «функционально-причинную» связь с производственными отношениями капиталистического общества. А. А. Пионтковский безоговорочно принял ленинский тезис о перспективе преступности, назвав отмирание преступности имманентной тенденцией поступательного развития социалистического общества.

Криминология все меньше стала уделять внимания реальным причинам преступности и конкретным мерам противоборства ей, все больше занималась самовосхвалением, противопоставлением себя «буржуазной» науке, а также подтасовкой фактов с целью представить преступность в нашей стране затухающим явлением. Процесс политизации советской криминологии, подавление плюрализма привели к практическому прекращению научных исследований.

В конце 50-х годов с развенчанием периода культа личности положение дел с продолжением криминологических исследований изменилось к лучшему. В специальной юридической литературе стало появляться значительное число статей, авторы которых выдвигали актуальные вопросы борьбы с преступностью .

На совещаниях и конференциях, организованных Прокуратурой СССР и Верховным Судом СССР, юридическими научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями, были намечены соответствующие мероприятия, направленные на развитие исследований преступности.

В новое уголовно-процессуальное законодательство (1961) были включены нормы, регламентирующие обязанности органов следствия, прокуратуры и суда выявлять по каждому уголовному делу причины и условия, способствующие совершению преступлений.

В эти годы значительная работа была выполнена сектором уголовного права ВНИИ криминалистики Прокуратуры СССР, ВНИИ охраны общественного порядка при МООП СССР, сектором по изучению и предупреждению преступности Института государства и права Академии наук СССР.

Заметно оживилась деятельность по изучению преступности и ее причин кафедр уголовно-правового цикла юридических факультетов университетов и институтов.

С 1957 г. проблемами криминологии занимались ученые юридических факультетов Ленинградского, Ворнежского и Латвийского университетов, Харьковского, Саратовского и Свердловского юридических институтов, секторов философии и права ряда Академий наук союзных республик, кафедр высших школ охраны общественного порядка.

Основы советской криминологии впервые стали преподавать в 1964 г. на юридическом факультете Московского университета и Свердловского юридического института.

В этот период, в самом начале 60-х годов, были опубликованы первые теоретические труды по проблемам криминологии (а не в рамках уголовного права, как ранее): С.С. Остроумова «Преступность и ее причины в дореволюционной России» (1960), А.Б. Сахарова «О личности преступника и причинах преступности в СССР» (1961), А.А. Герцензо на «Предмет и метод советской криминологии» (1962), Г.М. Миньковского, В.К. Звирбуля и др. «Предупреждение преступлений» (1962) и др. и началось ее преподавание в вузах (1964) Гилинский Я.И. Криминология. СПб.: Питер, 2011. С. 102..

Если говорить о целенаправленных эмпирических криминологических исследованиях, то к этому времени они были проведены лишь небольшими группами ученых под руководством А.А. Герцензона (изучение преступности в Ярославской области) и В.Г. Танасевича (изучение причин хищений государственного и общественного имущества).

В 1963 г. был образован Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности . Это был значительный шаг в развитии криминологии. Перед институтом была поставлена задача объединить и возглавить исследования в этой области» В составе института были образованы сектора: общей методики изучения и предупреждения преступности (А.А. Герцензон); изучения причин и разработки мер предупреждения хищений социалистической собственности (В.Г. Танасевич); преступлений против личности (С.С. Степичев); преступлений несовершеннолетних (Г.М. Миньковский); предварительного следствия (А.И. Михайлов); прокурорского надзора (В.К. Звирбуль); криминалистической техники (Н.А. Селиванов). Первым директором института был назначен И.И. Карпец, его заместителями - В.Н. Кудрявцев и Г.И. Кочаров.

В этот период получили активное развитие конкретные криминологические исследования; появились теоретические работы.

В дальнейшем к наиболее крупным теоретическим трудам относятся работы: А.А. Герцензона «Введение в советскую криминологию» (1965), В.Н. Кудрявцева «Причинность в криминологии» (1968), И.И. Карпеца «Проблема преступности» (1969), Н.Ф. Кузнецовой «Преступление и преступность» (1969), А.М. Яковлева «Преступность и социальная психология» (1970), М.И. Ковалева «Основы криминологии» (1970), В.К. Звирбуля «Деятельность прокуратуры по предупреждению преступлений» (1971), Г.А. Аванесова «Теория и методология криминологического прогнозирования» (1972), А. С. Шляпочникова «Советская криминология на современном этапе» (1973) и др. Долгова А.И. Криминология. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 109.

Для этого и последующего периодов характерна бурная активизация криминологических (теоретических и прикладных) исследований. Опубликовано значительное число монографий и пособий, положительно оцененных практикой.

Криминология как самостоятельная наука и учебная дисциплина все более утверждается в качестве научной базы для разработки уголовной политики, научно-методической основы нормотворчества и практики борьбы с преступностью.

В 1966 г. выходит первый отечественный учебник по криминологии,; подготовленный Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, выдержавший затем три издания и приведший к созданию в начале 80-х годов первого в истории советской (и русской) науки Курса криминологии .

Развитие науки привело к созданию кафедр криминологии в ряде высших юридических учебных заведений страны: Московском, Екатеринбургском юридических институтах, Академии и высших школах МВД.» Преподавание криминологии было ориентировано на получение выпускниками вузов не только твердых знаний о проблемах борьбы с преступностью, конкретных ее видах, но и на реальную возможность активного их участия в разработке, реализации и оценке различных социально-правовых программ, законодательных норм и иных документов - так называемых криминологических экспертизах, способных своевременно оказывать необходимое антикриминогенное воздействие.

4.Криминология в РФ  на современном этапе

Ликвидация советского государства и крах господства КПСС ознаменовались небывалой дотоле возможностью свободно творить в любой области науки, включая криминологию. Впервые за много лет стала открываться уголовная статистика (ежегодники «Преступность и правонарушения» начиная с 1990 г.), появилась возможность исследований и публикаций трудов без оглядки на идеологические и цензурные ограничения, стали реальными контакты с зарубежными коллегами и знакомство с мировой криминологической литературой. Не сразу и не все воспользовались такой возможностью. Но прорыв оказался историческим и, надо надеяться, бесповоротным.

За годы советской власти и в постсоветский период в криминологии сформировался ряд научных школ (грузинская, эстонская, дальневосточная и др.). Будучи ленинградцем-петербуржцем, отмечу лишь ленинградскую/петербургскую криминологическую школу, развивающуюся первоначально в рамках уголовно-правовой науки (М. Д. Шаргородский, Н. А. Беляев, Н. П. Грабовская, Н. С. Лейкина, П. П. Осипов и др.), а затем в качестве самостоятельной дисциплины (В. Н. Бурлаков, Б. В. Волженкин, Я. И. Гилинский, С. Ф. Милюков, В. В. Орехов, Д. В. Ривман, Л. И. Спиридонов, Д. А. Шестаков и др.).

Начиная с 1981 г. на юридическом факультете Ленинградского -Санкт-Петербургского государственного университета регулярно проводятся криминологические семинары, вначале под руководством М. Д. Шаргородского, позднее Н. С. Лейкиной, затем - Д. А. Шестакова. Они давно приобрели характер межрегиональных и международных.

На базе петербургских учебных и исследовательских учреждений один раз в четыре года проходят международные Балтийские криминологические семинары (1991, 1995, 1999), а криминологи Петербурга - непременные участники этих ежегодных семинаров, традиционно проходящих также в Эстонии, Латвии, Литве. Кроме того, с середины 90-х гг. организуются тематические международные криминологические конференции (по криминальному насилию, семейной криминологии, девиантологии, проблемам смертной казни и др.).

С 1992 г. семинары стали проходить в рамках Санкт-Петербургского криминологического центра, а с 1999 г. - Санкт-Петербургского криминологического клуба. В 2001 г. вышел первый номер первого в России криминологического журнала «Криминология в развитии» Волгарева И. В. Криминология. Л., 2011. С. 95..

В целом петербургскую криминологическую школу, по нашему мнению, характеризуют;

* либерально-демократические, прогрессивные инициативы как  в годы советской власти (в  пределах тогдашних возможностей), так и в постсоветское время;

* ориентация на мировую  науку, активное сотрудничество  с зарубежными коллегами, участие  в международных проектах;

* сочетание теоретической  направленности и эмпирических  исследований (в начале 70-х гг. - на  базе Орловской области, а затем  исследование тяжких насильственных  преступлений в Ленинграде и  Ленинградской области; в 80-е гг. - эмпирическое исследование делинквентности среди школьников Ленинграда; регулярные с конца 80-х гг. виктимологические опросы в Санкт-Петербурге, а в 2001 г. также в Волгограде и Боровичах; многолетнее - с 1995 г. - эмпирическое исследование организованной преступности; с середины 90-х гг. - серия эмпирических исследований наркотизма, вовлечения детей и женщин в занятие проституцией; многочисленные опросы в пенитенциарных учреждениях и др.).

В последние годы происходит и интенсивное развитие социально-психологических исследований в криминологии, направленных на углубленное изучение свойств и признаков лиц, совершающих преступления, причин и механизмов индивидуального преступного поведения (М.Ю. Антонян, М.И. Еникеев, Г.Х. Ефремова, М.М. Коченов, В.В. Гульдан, Е.Г. Самовичев, А.Р. Ратинов, А.М. Яковлев и др.) Кудрявцев В.Н.,Эминов В.Е.Криминология.М.: Юристъ, 2010. С. 108..

Благодаря этим исследованиям в настоящее время имеется возможность использовать в практике борьбы с преступностью научно обоснованные и достоверные данные о природе, мотивах и причинах совершения тяжких насильственных преступлений против личности и других правонарушений.

Отрадным является и то, что этот период развития криминологии, хотя и сопровождался в ходе дискуссий, мягко говоря, некорректными их формами, характерен решительным освобождением от догматических и схоластических стереотипов, переосмыслением многих теоретических постулатов, несмотря на идеологическую зажатость науки. Выработалось более объективное отношение к криминологическому и социологическому наследию при непременном понимании и восприятии тех научных ценностей, которые сыграли свою положительную роль, учете того, что осталось лишь гипотезой либо необоснованно извращалось, вульгаризировалось и незаслуженно отвергалось, а также активное использование всего, что сегодня продолжает действовать и имеет творческое, позитивное значение.

Большую роль в координации криминологических исследований, объединении усилий ученых страны в разработке теоретических положений и практических рекомендаций для улучшения борьбы с преступностью играют Криминологическая ассоциация (президент - проф. А.А Долгова) и Союз криминалистов и криминологов (президент - проф. В.Е. Эминов). Помимо криминологов, упомянутых выше, а также докторов наук, профессоров, данные о которых приведены в заключительной части учебника, значительный вклад в развитие криминологии внесли: С.Б. Алимов, С.П. Бузынова, В.Г. Демин, Г.И. Забрянский, М.Н. Зацепин, Л.В. Кондратюк, Ю.Г. Козлов, Н.П. Косоплечев, Н.П. Кондрашков, М.В. Королева, И.М. Мацкевич, С.Ф. Милюков, В.В. Панкратов, Э.И. Петров, А.И. Рахманов, Г.М. Резник, В.А. Серебрякова, С.Л. Сибиряков, О.В. Старков, А.П. Сыров и другие научные сотрудники криминологических отделов Института государства и права РАН, Института проблем укрепления законности и правопорядка, НИИ МВД Российской Федерации и др. Волгарева И. В. Криминология.Л., 2011. С. 100.

Важно понимать, что в современных условиях криминология вступает в качественно новый этап своего развития. Если ранее она была преимущественно учебной дисциплиной, то теперь, сохраняя и выполняя свои познавательные, объяснительные и предсказательные роли, все в большей мере становится областью особой профессиональной практической деятельности.

Активнее уделяется внимание статистическому и математическому анализу явлений преступности. Разрабатываются новаторские методики ее изучения. Особое значение по-прежнему придается криминологическому прогнозированию, планированию и моделированию. Исследуются проблемы региональной и отраслевой преступности, политические, экономические и демографические явления и процессы, влияющие на преступность. Активизировались изыскания в области познания биопсихологических свойств личности, влияющих на преступное поведение.

Традиционно важными остаются в криминологической науке исследования латентной преступности, преступности несовершеннолетних и женщин, рецидивной преступности, сельской и городской преступности, корыстных и насильственных форм преступного поведения, неосторожной преступности. Актуализируются новые криминологические проблемы террористической, вооруженной, миграционной, транснациональной, организованной, профессиональной, финансовой преступности.

Развивается после довольно продолжительного затишья виктимологическое направление криминологических исследований, формируется новая научная концепция криминологической безопасности личности, общества и государства. Криминология постепенно и уверенно занимает свое достойное место в ряду обеспечения национальной безопасности России.

Информация о работе Криминология в дореволюционной России