Криминологическая армалогия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

С не давних пор в уголовном законодательстве РФ, получил свое начало специальный раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка", в котором первостепенную роль заняла Гл. 24 "Преступления против общественной безопасности", покушающийся на безопасные условия жизни российского общества и наносящий серьезный вред или образующий реальную угрозу причинения указанного вреда, например, на территории РФ в 2012 году зарегистрировано свыше 1 млн.125 тыс. тяжких и особо тяжких посягательств, что составило удельный вес в общем количестве преступлений - 41,8%.

Содержание

Введение………………………..…………………………………….………..3
Глава 1. Понятие и значение криминологической армалогии…………..….6
Глава 2. Предмет криминальной армалогии………………………………..18
Глава 3. Классификация оружия в криминальной армалогии………...…..20
Заключение……………………………………………………………………25Список используемой литературы………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.29 Кб (Скачать документ)

Иными словами, в выборе оружия и способе его использования находят отражение как личность преступника, так и характеристика преступления.

Значительный интерес для криминологии в прогностическом и, детерминационном значении препровождают процессы насыщения общества гражданским и служебным оружием, механизмы вовлечения в криминальный оборот самого современного высокоэффективного боевого оружия (автоматов, пулеметов, снайперских винтовок, взрывчатых веществ и взрывных устройств, ручных гранат и т.п.) и способов его применения.

Специальные дисциплины вузов МВД изучают проблемы выяв-ления, предотвращения и пресечения вооруженных преступлений, обнаружения и изъятия незаконно хранимого оружия, розыска и захвата вооруженных преступников и др.

Гражданское право вводит понятие вещей полностью изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, к которым относится и оружие. При этом режим права собственности на оружие существенно отличается от права собственности на другие вещи. В первую очередь тем, что ограничение правомочий собственника устанавливается не гражданским законодательством, а нормами других отраслей права, прежде всего, административного и уголовного.

В той или иной мере феномен оружия, накладывающий отпечаток на обычаи, традиции, национальную психологию и законодательство изучается и неюридическими дисциплинами: психологией, социологией, социальной психологией.

При этом каждая дисциплина рассматривает оружие применительно к своим задачам, разрабатывает собственный понятийный аппарат, пользуется своей терминологией, зачастую не совпадающей с общепринятыми.

Это свидетельствует о необходимости разработки узконап-равленного учения об оружии и его использовании, позволяющего унифицировать подход к данной проблеме.

Примеры создания частных криминологических теорий, изучающих специализированный предмет, хорошо известны, так же как их авторы: виктимология (Л. Франк, Д. Ривман, В. Минская и др.), криминальная фамилистика (Д. Шестаков), современная криминальная пенология (0.Л. Старков) и т. д.2

В последнее время исследовательская мысль в данном направлении активизировалась: продолжилось выделение и терминологическое обособление частных криминологических теорий – региональной (городской и сельской) криминологии, молодежной, женской, пенитен-циарной криминологии, криминологии организованной и профес-сиональной преступности и т. д. Выделяется политическая криминология, экономическая криминология, предпринята даже экзотическая попытка обосновать в качестве самостоятельного направления исследования преступности «оперативно-розыскную криминологию».

«Авторы стали называть разрабатываемые ими новые научные направления различными видами криминологии («военная», «педагоги-ческая», «пенитенциарная», «экономическая», «политическая», «семейная» «криминология СМИ», «криминология закона» ит. п.),- отмечает профессор В. А. Номоконов и вполне обоснованно задает вопрос:…появляются ли действительно самостоятельные виды криминологической науки или речь идет (должна идти) всего лишь о частных криминологических теориях – разделах единой криминологии?»

В некоторой литературе отмечали, что критерием для определения оригинальности нового научного направления, который находиться на «стыке» криминологии и другой самостоятельной научной отрасли, служит возникновением новой реальной социальной проблематики, изучение которой предписывает необходимость совокупного междисциплинарного подхода.

Новые реалии связанные со все более широким вовлечением в гражданский и особенно криминальный оборот оружия, расширением его родовой и видовой номенклатуры, потребностями его правовой оценки, а также квалификации противоправных деяний, совершенных с его использованием, как раз и обуславливают необходимость целенаправленного комплексного подхода к изучению оружия и связанных с ним криминальных деяний. Оружие, его правовой режим, совершаемые с его помощью преступления и лица, их совершающие, должны стать объектом исследования для комплексного учения, использующего достижения различных наук: криминалистики, криминологии, уголовного права, административного права и т. д., но не ограниченного рамками, понятийным аппаратом и методами каждой из них.3

Это может быть достигнуто в рамках междисциплинарного учения, которое предлагается назвать криминальной армалогией: от аrmа (лат.) – оружие, lоgоs (греч.) – учение; прилагательное «криминальный» определяет границы изучаемого явления.

В литературе криминальная армалогия либо ошибочно именовалась «криминалистической армалогией», либо не совсем точно определялась как «криминология оружия», однако в последнем понимании отражается только суть идеи данного учения, но не его содержание. Криминальная армалогия действительно призвана предметно изучать оружие – специфический предмет материального мира, сыгравший важную роль в развитии человека, человеческой истории и человечества в его сегодняшнем виде. Но возможности этого изучения выходят за пределы как криминалистической, так и криминологической науки, хотя цели его вытекают, в первую очередь, из задач криминологии.

В частности, широкое вовлечение в оборот новых, как смертоносных, так и нелетальных видов оружия: метательного, зажигательного, электрошокового, пневматического, неизбежно требует их криминалистической оценки, что затрудняется недостаточным объемом экспертной практики и теоретических разработок. Обращая внимание на это обстоятельство, один из ведущих специалистов-криминалистов в сфере изучения оружия В. М. Плескачевский справедливо отмечал, что изучение новых видов оружия, предполагает разработку новых методик их исследования, при этом неразработанность методических основ криминалистических исследований взрывных устройств, метательного неогнестрельного, газового и электрошокового оружия происходит, в том числе, и по причине недостаточной выстроенности основ «Криминалистического оружиеведения».

Соглашаясь с необходимостью развития криминалистического оружиеведения, которое самым тесным образом должно взаимодействовать с криминальной армалогией, мы склонны полемизировать с предложенным подходом в части приоритетов исследования проблем оружия.

«Ранее исследование проблем оружия, и прежде всего холодного, непосредственно связывалось с уголовным правом, что в тот период было достаточно продуктивным для развития криминалистики,- пишет В. М. Плескачевский.- В настоящее время необходимо сосредоточиться на собственно криминалистических реалиях, технико-криминалистическом обосновании выдвигаемых гипотез, учитывая правовые (не только уголовно-правовые, но и государственно- правовые, административные, криминологические) закономерности только для решения криминалистических задач».

Дело в том, что криминалистическое исследование проблем оружия – причем оружия в широком смысле, а не только холодного (то обстоятельство, что научные труды Е.Н.Тихонова и А. С. Подшибякина касались криминалистической и уголовно-правовой оценки холодного оружия вызвано не какой-то особой значимостью для уголовного права именно холодного оружия, а специализацией авторов), имея самостоя-тельное научное значение, в прикладном плане носит вспомогательный характер, способствуя уголовно-правовой квалификации связанных с оружием деяний и принятию законных и обоснованных уголовно-процессуальных решений.

Эту же цель, в конечном счете, будут преследовать и осуществляемые в границах криминалистического оружиеведения изыскания, даже в случае если при их проведении будутбрать во внимание уголовно-правовые, государственно-правовые, административные и криминологические закономерности. Посему решение исключительно криминалистических задач является здесь не концевой, а лишь промежуточной целью. Конечным результатом остается квалификация преступлений, вынос справедливых приговоров, осуществление целого комплекса предупредительно-профилактических мер, то есть действия, лежащие в области уголовного права, уголовного процесса и криминологии.

Более того, криминологические и правовые постановления, гораздо перспективнее, чем криминалистические. Можно ступать по предлагаемому криминалистами пути расширения разновидностей индивидуального оружия: холодное, метательное, огнестрельное, пневматическое, минно-взрывное, зажигательное, газовое, электрическое, лазерное (а этот ряд по мере развития научно-технического прогресса может быть продолжен: реактивное, микроволновое, ультразвуковое и т. п.), соответствующего расширения предусмотренного законом круга предметов незаконного оборота, разработки понятий, классификации каждого вида оружия, методики его криминалистического исследования и так далее. Данный экстенсивный путь, увеличивающий количество экспертиз, способствующий усложнению закона и затрудняющий процесс правоприменения, в котором существенно возрастает значимость эксперта-криминалиста, практически определяющего концевой результат.

Прибегая к криминологической классификации оружия, основанной не на принципе действия, а на поражающих свойствах, устанавливающих его опасность при криминальном применении (ошеломляющее, убойно-травмирующее, смертоносное), то картина решительно меняется: закон и процесс правоприменения упрощается, число экспертиз сводится к минимальному числу, центр тяжести, как и положено, перемещается из экспертно-криминалистической сферы в правовую.

Однако предложение В. М. Плескачевского очень интересно и свидетельствует о том, что идея комплексного и всестороннего изучения оружия и «оружейной преступности» является злободневной и животрепещущей, и в теоретическом, и в практическом плане. Тогда как, криминальная армалогия и криминалистическое оружиеведение – не просто имеют массу точек соприкосновения: они есть учения взаимодополняющие, а при более детальном осмыслении настоящего вопроса может оказаться, что, по сути, они являются двумя сторонами одного и того же учения. Но во всяком случае, не легко разграничить оружие, как элемент криминалистической характеристики преступления и оружие, как элемент уголовно-правовой и криминологической характеристики, а при предметном, последовательном и целенаправленном изучении общего предмета, границы вышеотмеченных характеристик начинают расплываться.

Криминальная армалогия затребована интегрировать разные отрасли знаний применительно к исследованию оружия и вооруженных преступлений: объединение целей изучения, унификация терминологии, формирование комплексного единообразного подхода к оценке предмета исследования и т. п.4

Глава  2. Предмет криминальной армалогии

В предмет криминальной армалогии включают:

- оружие как необходимый элемент человеческой цивилизации и, в первую очередь, криминологическая и уголовно-правовая категория, оценка которой базируется на технико-криминалистических критериях, но ими далеко не исчерпывается;

- правовой режим оружия, под которым понимается установленный законами РФ, постановлениями правительства и остальными подзаконными актами порядок производства, продажи, приобретения, хранения, ношения и пользования оружия гражданами, должностными лицами, а также сотрудниками организаций с особыми уставными задачами;

- вооруженная преступность как специфическая разновидность насильственной преступности, детерминанты и механизм вооруженных преступлений, личность вооруженного преступника, предупредительно-профилактические мероприятия;

- вопросы ответственности за правонарушения и преступления, связанные с нарушением правового режима оружия;

- применение оружия для пресечения преступлений и задержания преступника;

- социально – психологические аспекты притягательности оружия для отдельных категорий граждан (традиционно относят к ним подростков, жителей некоторых национальных республик, определенные этнические общности, а в последнее время – более широкие круги населения).

Ранее изложенное, позволяет сформулировать следующие определение, криминальной армалогии – это комплексное междисци-плинарное учение об оружии, его правовом режиме, его использовании в криминальных целях и в целях борьбы с преступностью, его влиянии на нравы и обычаи в обществе, на групповую и индивидуальную психологию населения, на законопослушное и противоправное поведение отдельных граждан и социальных групп.5

Целью криминальной армалогии является выработка предложений по созданию подходящих условий для правого владения оружием, использования его для обеспечения личной безопасности, общества, государства, максимальное затруднение и увеличение риска противозаконного владения оружием, а тем более применения его для совершения преступных замыслов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3.Классификация оружия в криминальной армалогии

В текущее время наличествует и наиболее известная криминалисти-ческая классификация оружия, за основу в которой на видовом уровне заложено традиционное название, производное от принципа действия, огнестрельного, стрелкового, холодного, метательного неогнестрельного, взрывного поражающего действия, зажигательное. А на уровне подвида – конструктивное исполнение (ствольное, клинковое, ракетное стрелковое, сосредоточеной массы), а на уровне разновидности – по способу действия (механического воздействия, колющее, колюще-режущее, ударно-раздробляющее и тому подобное). Дальше следуют конструктивные типы (пистолет, револьвер, ружье, стилет, нож, дубина и т.п.), затем – конкретный образец (пистолет Макарова, итальянский стилет, кистень «Кобра» и т. д.).В это же время оружие и специальные средства воздействия на человека или животное разделяются, как различные объекты криминалистического оружиеведения.

Криминалистическая группирование в первостепенную очередь отвечает научно-познавательным и экспертно-техническим задачам настоящей науки, обеспечивающая раскрытие и расследование преступлений, но на видовом уровне соотносится с уголовно – правовой классификацией, позволяя квалифицировать связанные с оружием деяния.

Уголовно-правовая классификация оружия, предусмотренная ст, 222 уголовного кодекса РФ базируется на его принципе действия и охватывает следующие виды: огнестрельное (часть 1 статьи 222), холодное, метательное и газовое (часть 4 статьи 222). При этом опасность оружия, определяемая его поражающими свойствами, нивелируется: часть 1 устанавливает одинаковую ответственность за незаконные действия как со смертоносным огнестрельным, так и с нелетальным огнестрельным бесствольным. Часть 4 статьи 222 тоже устанавливала равную ответственность за деяния со смертоносным (холодное, метательное) и несмертоносным (газовое) оружием.

Информация о работе Криминологическая армалогия