Тактические приемы допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Допрос есть следственное (судебное) действие, заключающееся в получении от лица и фиксации в установленной процессуальной форме показаний о фактах и обстоятельствах, имеющих или могущих иметь значение для установления истины по расследуемому или рассматриваемому судом уголовному делу.
Допросу могут быть подвергнуты свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые, специалисты и эксперты (ст. ст. 42, 76 - 80, 173, 187, 205 УПК).

Содержание

Введение

1. Понятие и структура тактических приемов допроса
2. Критерии тактических приемов
3. Требования предъявляемые к тактическим приемам
4. Тактические приемы допроса подозреваемого
5. Нетрадиционные тактические приемы допроса подозреваемого и обвиняемого

Список использованной литературы и нормативных правовых актов

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая криминал.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

Биоритмологая и допрос подозреваемого

Практика  показывает, что в одном психологическом  состоянии обвиняемый признает себя виновным после предъявления ему доказательств, а в другом состоянии оказывается совершенно невосприимчивым к предъявлению ему точно таких же доказательств. Почему так происходит?

Биоритмологами  установлено, что в организме  человека имеется более ста биологических  ритмов, отражающих различные физиологические процессы. Это суточные ритмы сна и бодрствования, изменения температуры тела, работы сердечно-сосудистой системы и т.п. Существуют биоритмы, цикличность которых составляет месяцы и даже годы. Многие из них связаны с воздействиями ритмически изменяющегося излучения Солнца, фазами Луны, колебаниями электромагнитного поля Земли. Так, исследователи в различных странах пришли к выводам, что при увеличении геомагнитной активности увеличивается число больных в психиатрических лечебницах, растет частота случаев самоубийств и некоторых видов преступлений. Отмечена зависимость между количеством умышленных убийств и фазами Луны.

Все эти факты  свидетельствуют, что различные  физиологические процессы и воздействия  энергии, обладающие чрезвычайно слабой силой, способны, тем не менее, изменить ритм и содержание человеческой деятельности в довольно значительной степени.

Следователю важно уметь использовать при  допросе обвиняемого не просто отдельные  эмоции, а его настроение. В отличие  от эмоционального процесса настроение не связано с каким-либо частным событием, а представляет собой разлитое общеличностное состояние. Оно зависит от обстоятельств, сопровождающих сознательную деятельность, но человек осознает эту зависимость.

И в этом ему  могут помочь биоритмологи. Они в состоянии выявить наиболее благоприятный период для допроса правонарушителя, препятствующего установлению истины.

Как правило, к такой консультативной помощи приходится прибегать лишь тогда, когда традиционные приемы допроса не помогают. Квалифицированный специалист определяет временной интервал – месяц, какой-либо его период, наиболее благоприятный с точки зрения эффективности тактического воздействия на обвиняемого. В эти дни интенсивно проводятся следственные действия (в основном – допросы).

Универсальность метода использования биоритмологии  заключается в том, что ни профессия, ни образование, ни прошлый преступный опыт не являются препятствием для получения объективной информации на допросе, проведенном в определенный день. Этому всегда предшествует тщательная подготовка, глубокое изучение особенностей личности допрашиваемого. Полученная на таком допросе информация после соответствующей проверки нередко становится основой обвинительного заключения, и следствие уже не зависит от позиции обвиняемого – признает он вину в дальнейшем или нет.

По данным Н.Н. Китаева6, из 36 случаев экспериментального проведения допросов лиц, совершивших тяжкие преступления против личности, в 28 случаях (78%) были получены подробные показания о содеянном, хотя ранее допрашиваемые лгали либо вообще отказывались от контакта со следователем. В 8 случаях (22%) обвиняемые позицию не изменили, но допустили ряд проговорок, свидетельствующих об их непосредственной причастности к преступлению. Эти проговорки, запечатленные на аудиограммах и видеозаписях, использовались следователями в дальнейшем для изобличения виновных.

По тактическим  соображениям во всех случаях допрашиваемые  не информировались, что момент интенсификации работы с ними приходился на рассчитанные специалистом дни. Наличие адвоката на допросе не мешало получению подробных правдивых показаний от обвиняемого.

 

 

Допрос с  применением наркотических средств

В полицейской  практике США при допросах давно  проводятся эксперименты с наркотиками. Допрашиваемым вводят в вену сыворотки морфия, хлороформа, скополомина с хлором, расслабляющие центры торможения и действующие на человека как алкоголь. После того как человек доведен до бессознательного состояния, “парализованы центры лжи”, его начинают допрашивать. Г. Мульбар7 приводит данные, свидетельствующие о том, что в 50% случаев применения скополомина обвиняемые говорили правду в обморочном состоянии.

Такие методы допроса участники семинаров  по вопросу о защите прав человека в уголовном праве и процессе, проведенных в мае 1958 г. и в июне-июле 1960 г. Организацией Объединенных Наций, признали возвратом к средневековому варварству и оскорблением человеческого достоинства, не имеющими ничего общего с правосудием.

В ряде государств открыто не рекламируется применение наркотических веществ при допросе, даже декларативно заявляется, что “мораль, которой руководствуется право, отрицает всякую ценность тех заявлений, которые были сделаны не по доброй воле. Вот почему методы допроса, которые влекут за собой насилие, физическое или нравственное, или же являются незаконными, должны быть решительно отклонены”.8 А в УПК ФРГ в 1950 г. был введён дополнительный § 136-а “Недопустимые методы допроса”, запрещающий такие методы, как дурное обращение, физическое воздействие, обман, гипноз и пр.9

В технике  профессионального допроса наркотики  используют для создания в сознании индивида определенной “сумеречной  зоны”. Наркотик обеспечивает растормаживание  конкретных сдерживающих центров мозга  и человек не может ясно рассуждать и что-либо придумывать, хотя память о прошлом у него обычно сохраняется.

Если воздействие  наркотика было не очень сильным  и у объекта не исчезло сознание, чтобы понять то чем у него спрашивают, то он в состоянии скрыть правду. Сложность поэтому лежит в подборе оптимальной рабочей дозы препарата, которая должна исключить способность к сознательному сопротивлению (возможного при скудной дозе), и не допустить, чтобы объект “нес околесицу” (при слишком большой дозе). Сопротивляемость наркотику довольна субъективна и, в частности, зависит от физического состояния, психического типа, имеющегося опыта и других сугубо индивидуальных факторов. Иной раз человек выкладывает информацию лишь после получения третьей – четвертой порции любой из “сывороток правды”.

Конкретные  вопросы обычно формулируют предельно  кратко (чтобы допрашиваемый не забыл  их начало при изложении конца (и  еще в них должна отсутствовать  внушаемость). Последнее особенно относится  к невротикам, которые чрезвычайно  склонны к фантазиям. Освободившись от влияния наркотика допрошенный, как правило, не помнит о содержании выданной им информации и не имеет представления о продолжительности сеанса.

В тактике  наркодопроса используют следующие  приемы:

- подмешивание  в питье настоя белладонны (бешеной вишни или красавки) с целью уловить скрываемое в сонном бреду;

- замедленное  внутривенное введение небольшой  (0,5-1 мл 0,05 % раствора) дозы скополомина.  Излишне быстрое введение препарата  или его большие дозы считаются  опасными для жизни (резкое  падение артериального давления, ослабление сердечной деятельности, остановка дыхания). Эффект обычно проявляется в чувствах парения и уменьшения веса; субъект не контролирует себя, становится избыточно общительным, предельно благодушным и очень откровенным, рассказывая то, что он в обычном состоянии скрывает;

- введение  в вену 2-8 мл 10 % раствора тиопентал-натрия (пентотала) с небольшой (1 мл  за 1 минуту) скоростью. При этом  через 10-15 минут “свет явственно  тускнеет, предметы уменьшаются  в размерах, скрываемые мысли выскакивают на поверхность, сметая помыслы о всякой осторожности и необходимости владеть собой, хотя потребности в общении обычно нет”10. При малой дозе надо использовать период засыпания, а при большой - период пробуждения;

- замедленное  введение в вену 0,5-8 мл 10 % раствора амитал-натрия (барбамила), воздействие которого проявляется в снижении общей активности и замедлении речи; при этом ощущается головокружение и сухость во рту, а окружающие предметы теряют очертания. Затем возникает эйфория (хоть изредка возможна и депрессия) с повышенной общительностью и дружелюбием в сопровождении многословия с исчезновением сдержанности, что длится от 10 минут до 1 часа, сменяясь оглушением и сном на время от нескольких минут до нескольких часов. Для продления нужной эйфории, наркотик вводят с максимально малой (за 4-20 минут) скоростью, а передозировку устраняют уколом кофеина;

- замедленное  (за 3-5 минут) внутривенное введение 2-8 мл 10% раствора амитал-натрия (барбамила), а после погружения в наркотический  сон, введение мощной дозы психостимулятора (амфетамина). Форсированное пробуждение спящего дает ему прилив энергии и страстное желание говорить; звуки и все образы вокруг становятся яркими и очень рельефными, пульс и дыхание учащаются, все мысли проясняются, хочется кричать от осознания своей силы. Поскольку человека перед этим связывают, вся мощь двигательной энергетики активно сублимируется в неудержимые словесные потоки.

Осозновая антигуманность и недопустимость нормативного закрепления  применения методов наркодопроса, все же нельзя было не упомянуть о них в данной работе, так как они характеризуются высокой эффективностью, что влечет за собой их широкое использование криминальными кругами и рядом спецслужб, в том числе, в Российской Федерации.

 

Список использованной литературы и нормативных правовых актов

 

1. Конституция Российской  Федерации. Принята Всенародным  голосованием 12.12.1993 г.

2. Уголовно-процессуальный  кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174- ФЗ (в ред. 21.02.2010 г.)

 

3. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 30.10.2007)

“О содержании под  стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”

(принят ГД ФС РФ 21.06.1995)

4. Белкин Р. С. Собирание,  исследование и оценка доказательств.  – М., 1966 г.

5. Белкин Р. С. Эксперимент  в следственной, судебной и экспертной практике. – М., 1964 г.

6. Васильев А. Н., Корнеева  Л. Н. Тактика допроса при  расследовании преступлений. – М., 1970 г. 

7. Кертэс И. Тактика  и психологические основы допроса.  – М., 1965 г.

8. Мульбар Г. Техника допроса в уголовных делах. Глава в книге Расследование убийств. – Нью-Йорк: 1944 г.

9. Порубов Н. И. Тактика допроса на предварительном следствии: учеб. пособие. – М., 1998 г.

10. Энциклопедия преступлений  и катастроф. Наркотические средства  и психотропные вещества. – М., 1998 г.

         11. Баев  О.Я., Солодов   Д.А.  Криминалистический комментарий к 

               процессуальному порядку производства  следственных действий по 

                УПК России.  Материал подготовлен с использованием правовых

                актов по состоянию на 1 апреля 2008 года

 

 

 

 

1 Белкин Р. С. Собирание, исследование и оценка доказательств. М., 1966. С. 152.

2 Р. С. Белкин. Эксперимент в следственной, судебной и экспертной практике. М., 1964, стр. 221.

3 Т. Дубинская. Ларчик открывается просто. “Известия” от 1 июня 1965 г.

4 Национальная энциклопедия полиции. Париж, 1955, стр. 232. (Перевод Высшей школы МВД СССР).

5 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

6 Законность. 1997. № 8. С. 25-28.

7 Г. Мульбар. Техника допроса в уголовных делах. Глава в кн.: Расследование убийств. США, 1944.

8 Национальная энциклопедия полиции. Париж, 1955, стр. 277. (Перевод Высшей школы МВД РСФСР).

9 Уголовно-процессуальное право зарубежных стран. Хрестоматия. – М.: 1988 г.

10 Энциклопедия преступлений и катастроф. Наркотические средства и психотропные вещества. – М., 1998 г.




Информация о работе Тактические приемы допроса