Проблемные вопросы разграничения развратных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:09, реферат

Краткое описание

Статья 134 УК РФ относится к ненасильственным преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Данная статья относится к категории преступлений средней тяжести, максимальное наказание за его совершение – лишение свободы на срок до четырех лет. Это новая статья, аналогичной ей в прежнем УК не было. Ст. 119 УК РСФСР 1960 г. предусматривала ответственность за половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости (ч. 1) и за «те же действия, сопряженные с удовлетворением половой страсти в извращенных формах» (ч. 2). От термина «половая зрелость» законодатель отказался, заменив его возрастным критерием. Данное обстоятельство требовало в каждом конкретном случае проведения специальной экспертизы на предмет установления половой зрелости потерпевшего.

Прикрепленные файлы: 1 файл

К прблемнвм вопросам.docx

— 16.28 Кб (Скачать документ)

 

Статья 134 УК РФ относится к ненасильственным преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Данная статья относится к категории преступлений средней тяжести, максимальное наказание за его совершение – лишение свободы на срок до четырех лет.

Это новая статья, аналогичной ей в прежнем УК не было. Ст. 119 УК РСФСР 1960 г. предусматривала ответственность за половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости (ч. 1) и за «те же действия, сопряженные с удовлетворением половой страсти в извращенных формах» (ч. 2). От термина «половая зрелость» законодатель отказался, заменив его возрастным критерием. Данное обстоятельство требовало в каждом конкретном случае проведения специальной экспертизы на предмет установления половой зрелости потерпевшего. На наш взгляд, это был минус законодательства, поскольку имело место, по сути, объективное вменение вследствие невозможности обосновать субъективную сторону. Кроме того, половая зрелость в разных регионах наступала неодинаково. Установив в данном составе возрастной признак потерпевшего, законодатель упростил процедуру и обеспечил единообразное применение уголовного закона. Установление в законе фиксированного возраста потерпевших является существенным достижением правовой регламентации ответственности за данное преступление.

Уголовный кодекс 1996 г. предусмотрел в ст. 134 ответственность за половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенное лицом, достигшим 18-летнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим 16-летнего возраста. В ст. 134 УК РФ законодателем дважды вносились изменения, касающиеся возраста потерпевшего лица. Так, в первоначальном варианте в УК 1996 г. был установлен 16-летний возраст. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» от 25 июня 1998 г. № 92-ФЗ 16-летний возраст был заменен на 14-летний1. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ вновь установлен 16-летний возраст2.

Такое повышение возраста потерпевших до 16 лет, на наш взгляд, верно. Решение о понижении возраста потерпевших с 16 до 14 лет принималось законодателем с учетом мнения о сексуальной раскрепощенности значительной части современных подростков. Однако раскрепощенность одних не должна ущемлять законные права других несовершеннолетних, вовлекаемых в раннюю половую жизнь3. В литературе высказано мнение, что охрана половой неприкосновенности от посягательств взрослых лиц только до 14 лет вызывает большие сомнения4. Половое развитие, включающее в себя как физиологический, так и нравственный, психологический, социальный аспекты, не заканчивается в четырнадцать лет. Разумеется, оно не заканчивается и в шестнадцать лет. Однако подросток в 14 или 16 лет, это не то же самое, что взрослый в 36 или 38 лет, с возрастом 1-2 года уже не имеют такого значения, как в юношестве или молодости, когда формируется личность, собственные представления и взгляды на сексуальную жизнь, когда подросток усваивает стандарты общества в области половой морали и этики.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 134 УК РФ, в отличие от объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 131 УК РФ, состоит в добровольном половом сношении, а также мужеложстве или лесбиянстве с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Как правило, указанные действия являются проявлением состояния, именуемым в сексологии педофилией, т. е. сексуальным отклонением, выражающимся в стремлении взрослых к сексуальным действиям с подростками. В этом смысле пол ребенка не имеет значения, поскольку именно тело ребенка, с признаками половой незрелости, составляет для виновного истинный сексуальный стимул5.

Если половое сношение, мужеложство или лесбиянство были обусловлены физическим насилием или угрозой применения такого насилия, то ответственность должна наступать за изнасилование или насильственные действия сексуального характера. В случае, если потерпевшее лицо не понимало значения и характера совершаемых с ним действий вследствие малолетства или умственной отсталости, содеянное виновным следует квалифицировать как изнасилование или насильственные действия сексуального характера, совершенные с использованием беспомощного состояния потерпевшего. Применение ст. 134 УК РФ в практике, безусловно, вызывает определенные трудности.

Статья 134 УК РФ не предусматривает ответственность за иные действия сексуального характера, что многими авторами обоснованно отмечается как недостаток6.

Проблема здесь заключается в том, что название ст. 134 «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста» шире ее содержания — «половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенные лицом, достигшим 18-летнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим 16-летнего возраста». Все иные действия сексуального характера (например, вступление взрослого мужчины в добровольный анальный или оральный секс с девочкой-подростком, в оральный секс с мальчиком-подростком) в случае их добровольного совершения лежат за пределами рассматриваемого состава. Представляется, что в подобных случаях может стоять вопрос о квалификации содеянного по ст. 135 УК РФ. Для того, чтобы привлечь виновное лицо к ответственности по ст. 134 УК РФ, следует термин «половое сношение» трактовать в широком смысле, понимая под ним и coitus per os, и coitus per anum, то есть не так, как половое сношение понимается в ст. 131 УК – как естественное совокупление разнополых лиц.

Совершенно очевидно, что один и тот же термин «половое сношение» не может в Уголовном кодексе, тем более в рамках одной главы о половых преступлениях, применяться в статье об изнасиловании к естественному половому сношению, а в ст. 134 – к половому сношению в широком смысле. Полагаем недопустимым разное толкование одного термина в одной главе УК РФ, а потому вносим предложение о дополнении диспозиции ст. 134 фразой «и иные действия сексуального характера».

Статьей 134 УК РФ установлена ответственность за добровольные половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенные взрослым лицом с лицом, заведомо не достигшим 16-летнего возраста. В соответствии с диспозицией ст. 131 УК РФ виновное лицо привлекается к ответственности за изнасилование, если оно совершило его с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Но можно ли считать добровольным, то есть имеющим юридическое значение, согласие, данное на половое сношение семи, десяти и даже двенадцатилетним ребенком? В таких случаях половое сношение внешне выглядит добровольным.

Представляется, что к оценке беспомощного состояния применительно к возрасту потерпевшей следует подходить с учетом разъяснений, изложенных в п. 3 постановления Пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2004 г.7, а именно учитывать, могло ли потерпевшее лицо в силу своего физического или психического состояния понимать характер и значение совершаемых с ним действий либо оказать сопротивление виновному лицу. При этом лицо, совершая насильственные действия сексуального характера, должно сознавать, что потерпевшее лицо находится в беспомощном состоянии.

Таким образом, если лицо понимало характер и значение совершаемых с ним действий либо могло оказать сопротивление виновному лицу, то состав насильственных действий сексуального характера отсутствует, и уголовная ответственность должна наступать по ст. 134 УК РФ, если наличествовала добровольность со стороны потерпевшего лица.

Таким образом, основной критерий отграничения изнасилования от полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, – добровольность либо недобровольность совершения сексуальных действий со стороны потерпевшего лица. При этом необходимо учитывать, понимало ли потерпевшее лицо характер и значение совершаемых с ним действий либо могло ли оно оказать сопротивление виновному лицу. Если потерпевшее лицо понимало указанные обстоятельства либо могло оказать сопротивление виновному и при этом добровольно совершало сексуальные действия, то ответственность виновного должна наступать по статье 134 УК РФ.

Другим критерием является то, что потерпевшей при изнасиловании может быть лишь лицо женского пола, в то время как по ст. 134 УК РФ потерпевшими могут выступать лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста как женского, так и мужского пола.

 


Информация о работе Проблемные вопросы разграничения развратных действий