Особенности применения огнестрельного оружия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:57, дипломная работа

Краткое описание

Объект и предмет исследования. Объектом научного анализа настоящей работы являются диагностика специальных знаний в области оружеведения как теоретическая категория и как явление социальной действительности.
Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, судебно-следственной практики.

Содержание

Введение
Глава 1. Содержания и формы использования специальных знаний в области криминалистического исследования оружия и следов его применения.
1.1 Понятия специальных знаний в криминалистике.
1.2 Субъекты специальных знаний в криминалистике
Глава 2. Криминалистическая экспертиза оружия и следов его применения. Ее структура и место в системе судебных экспертиз.
2.1 Роль специальных знаний в судебной экспертизе
2.2 Становления специальных знаний в судебной экспертизе
Глава 3. Особенности применения огнестрельного оружия
3.1 Определения огнестрельного характера повреждения
3.2 Определение вида, системы, модели оружия, примененного при совершении преступления.
3.3 Определения дистанции выстрела
3.4 Определения направления выстрела и местонахождение стрелявшего
3.5.Определения количества и последовательность выстрелов
3.6.Определения признаков выстрела, свидетельствующие о самоубийстве или нанесении повреждений потерпевшему другим лицом

Прикрепленные файлы: 1 файл

дипломная работа .doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

    В России процесс научного становления  названных специальных знаний (как  нами ранее уже отмечалось) начался  во второй половине 19 в. с работ судебных медиков. Еще ранее в фундамент этого научного "здания" были заложены работы в области баллистики (военной). Однако историческая "миссия" основателей специальных знаний в области криминалистического исследования оружия и следов его применения все же выпала на долю судебных медиков. Достаточно вспомнить, что в нашей стране становление судебной баллистики связывают с известным судебным медиком – В.Ф. Черваковым, который обобщил, критически осмыслил, логически организовал и органически "встроил" в систему криминалистики обширный конгломерат специальных знаний из различных областей науки и практической деятельности, выведя тем самым их на качественно иной уровень.

    С расширением в криминалистической практике круга "оружейных" объектов для их экспертно-криминалистического исследования, естественно, уже не доставало специальных знаний в области судебной медицины. Предпринимавшиеся попытки расширения предмета судебной медицины и борьба за "универсальное направление" в ней были объективно обречены на провал. Органы следствия и суды наряду с судебными медиками, исследовавшими огнестрельные повреждения, для изучения оружия привлекают в качестве "экспертов по стрельбе" оружейников и охотников, которые могли собрать и разобрать оружие, обладали специальными знаниями о стрельбе, устройстве и изготовлении оружия. Для исследования боеприпасов (их компонентов) и продуктов выстрела в криминалистике стали активно применяться специальные знания и из химии.

    С использованием данных судебной фотографии и микроскопии применявшиеся к этому времени специальные знания в области криминалистического исследования оружия и следов его применения приобретают качественно иной уровень. Становится возможной идентификация огнестрельного оружия по следам на пулях и гильзах.

    Перед Великой отечественной войной идет активный процесс накопления специальных  знаний, основу которых наряду с  разнопрофильными научными данными  пока еще составляет практический опыт. Со временем такая "аккумуляция" разнопрофильных научных знаний и практического опыта (прежде всего раскрытия и расследования преступлений, связанных с применением оружия), приумноженная на возможности созданных научно-технических средств, закономерно приводит к необходимости появления в уголовном процессе нового субъекта – носителя специальных знаний в области криминалистического исследования оружия и следов его применения – специалиста (эксперта) – баллиста. Основу его специальных знаний составляют заимствованные, модифицированные и приспособленные для нужд криминалистики знания из механики и военно-технических наук (сведения о внутренней и внешней баллистике, данные о конструктивно-технических особенностях оружия, боеприпасов, информация о технологии их изготовления и др.), химии и физики (сведения об основах химического и физико-химического исследования пороха, продуктов выстрела, микроскопии и т.п.), медицины, охотоведения, спортивной стрельбы, фотографии, математики и др. Безусловно, перечисленные знания базируются на положениях формирующейся науки криминалистики и криминалистической практике исследования оружия и следов его применения. Исследования, проводимые специалистами (экспертами) с применением этих специальных знаний получают название судебно-баллистических. Однако в этот период уровень развития специальных знаний эксперта-баллиста находился еще в начальной стадии их формирования. На их основе еще невозможно было решать многие возникавшие на практике вопросы. Поэтому шел постоянный процесс пополнения этих знаний.

    Так, установление дистанции, направления  выстрела и места нахождения стрелявшего потребовало исследования материальной обстановки места происшествия, что, в свою очередь, повлекло за собой расширение специальных знаний специалиста (эксперта) – баллиста за счет пополнения их сведениями из топографии и геодезии.

    Постоянно происходила модернизация огнестрельного и пневматического оружия, требовавшая  углубленных знаний из сферы военно-технических  наук.

    Образцы огнестрельного, газового и пневматического  оружия характеризуются конструктивным и функциональным подобием друг другу. Так, все они имеют общую целевую предназначенность – стойкое или временное поражение цели, в том числе и живой, заключающееся в лишении "возможности организма человека или иного живого объекта выполнять определенные функции в результате воздействия на его телесную оболочку или внутренние органы". Целевая предназначенность всегда реализуется в определенной конструкции объекта. Поэтому общая целевая предназначенность огнестрельного, газового и пневматического оружия предопределяет и их общую конструкцию. Так, практически все образцы газового и газобалонного оружия изготавливаются в соответствии с определенными моделями огнестрельного.

    Различные стреляющие устройства, как объекты  судебно-баллистического исследования, имея общие с огнестрельным оружием конструктивные и функциональные признаки, как правило, служат лишь основой для изготовления последнего и в "чистом виде" обычно не исследуются.

    Таким образом, вполне логичен вывод о  том, что на основе специальных знаний специалиста (эксперта) – баллиста наряду с огнестрельным оружием могут исследоваться и объекты, имеющие аналогичную целевую предназначенность, а также подобную ему конструкцию и принцип действия. Это свидетельствует, что указанные специальные знания характеризуются преемственностью и системностью знаний об оружии, применяемом в преступных целях. 
 

    1.2 Субъекты специальных  знаний в криминалистике

    Субъектами-носителями специальных знаний общего характера  в процессе раскрытия и расследования  преступлений выступают обычно следователи, лица, осуществляющие дознание, прокуроры и оперативные работники. Теоретически не исключается, что субъектами-носителями специальных знаний может являться любой участник уголовного процесса: обвиняемый, потерпевший, свидетель и др. Однако доказательственное значение результатов применения в уголовном процессе специальных знаний, например, следователем и обвиняемым будет иметь принципиально разное значение.

    Субъекты-носители специальных знаний узкопрофессионального  характера в области криминалистического  исследования оружия и следов его применения – это прежде всего названные нами специалисты (эксперты). Конечно, объем специальных знаний и уровень владения ими не у всех специалистов (экспертов) одинаков. Так, специалист (эксперт)-криминалист является субъектом-носителем специальных знаний как общего, так и узкопрофессионального характера, чего не скажешь, например, о таких узкопрофильных специалистах, как технолог оружейного производства, саперы и другие специалисты военного дела.

    Специальные знания узкопрофессионального характера могут быть доступны, например, следователю, прокурору, оперативнику. Однако это не правило, а скорее редкое исключение из него. Более того, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в случаях обязательного использования специальных знаний в судопроизводстве следователь, даже обладающий ими, не может их использовать, т.е. в одном лице совмещать функции следственного органа и специалиста. Совмещение же функций следственного органа и эксперта вообще запрещено. Обладание специальными знаниями узкопрофессионального характера – это прерогатива специалистов (экспертов).

    Учитывая, что оружие является специфическим  объектом криминалистического исследования и зачастую проходит в качестве вещественного  доказательства по делам о тяжких преступлениях, следователи и оперативные работники на практике совершенно небезосновательно прибегают в большинстве случаев к помощи соответствующих специалистов, не полагаясь при этом лишь на свои специальные знания. Так, зачастую без проведения специалистом (экспертом)-криминалистом исследования либо криминалистической экспертизы обнаруженных или изъятых объектов, подозреваемых на принадлежность к оружию или боеприпасам, существенно затруднялась (а иногда и исключалась) не только возможность возбуждения уголовного дела по ст. 222, 223, 226 УК РФ, но и дальнейшая перспектива его расследования.

    Вообще  преступления, связанные с применением  оружия, характеризуются широким  использованием помощи специалистов. В процессе раскрытия и расследования  этой категории преступлений чаще всего используются специальные знания сотрудников государственных судебно-экспертных учреждений: экспертно-криминалистических подразделений МВД России; лабораторий судебной экспертизы Минюста России; бюро судебно-медицинских экспертиз Минздрава России. Наиболее привлекаемыми специалистами названных судебно-экспертных учреждений являются эксперты-криминалисты, судебные медики (в т.ч. сотрудники медико-криминалистических лабораторий ЭКП МВД России)), эксперты-взрывотехники (пожаротехники), эксперты по физико-химическому исследованию вещественных доказательств. Конечно, перечень специалистов, привлекаемых для раскрытия и расследования названной категории преступлений, гораздо шире. В него могут входить также сотрудники негосударственных экспертных учреждений, частные практикующие эксперты и иные сведущие лица. Обычно используются специальные знания узкопрофессионального характера саперов, взрывников, пиротехников, военных баллистов, специалистов в области проектирования, изготовления, ремонта и хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ученых оружиеведов (в т.ч. сотрудников музеев, экспонирующих оружие), металловедов, специалистов в области топогеодезии, охотоведения, спортивной стрельбы и др.

    Практика  показывает, что лица, осуществляющие предварительное расследование преступлений, связанных с применением оружия, далеко не всегда четко понимают реальные возможности и формы использования специалистов в этом процессе. Наряду с поручением специалисту выполнять действия, нередко не связанные с использованием им своих специальных знаний, а также назначением экспертиз в случаях, не требующих самостоятельного экспертного исследования, допускается и ряд других ошибок. В этой связи Ю.Т. Шуматов справедливо указывает на то, что "пределы и формы использования специалиста еще окончательно не определены". Особенно негативное влияние на практическую деятельность специалиста и, как следствие, – на качество всего процесса раскрытия и расследования преступлений оказывают спорность вопроса о процессуальном значении некоторых действий специалиста и их неурегулированность в соответствующих статьях и нового УПК РФ.

    Трудность возникала также и в случаях  установления наличия на определенных объектах (включая лиц, стрелявших из огнестрельного, газового оружия либо совершивших определенные действия со взрывчатыми веществами и взрывными устройствами) продуктов выстрела и взрыва, которые со временем утрачиваются либо подвергаются необратимым изменениям. В этой связи А.В.Корякин писал: "В этих случаях незамедлительность исследования – эффективный способ извлечения заключенной в них доказательственной информации, а справка по его результатам — основной носитель сведений об имевшем место факте и данных, которые могут указывать на признаки преступления, способ и условия его совершения, виновных лиц, объем причиненного ущерба и т.п. Однако очевидно, что такая справка, подтверждая или опровергая предположение оперативного работника, не служит эквивалентом утраченных объектов".

    С получением возможности проводить  судебную экспертизу до возбуждения уголовного дела ситуация коренным образом изменилась. Сейчас следователь или оперативный работник в указанных и подобных им случаях вправе быстро и эффективно в процессуальном порядке использовать специальные знания эксперта.

    Для установления факта наличия следов выстрела, взрыва или иных следов применения оружия на теле подозреваемого может также проводиться его освидетельствование до возбуждения уголовного дела с привлечением соответствующих специалистов. Последнее очень важно при раскрытии и расследовании террористических актов по "горячим следам", особенно в условиях проведения антитеррористической операции в Чеченской Республике.

    В частности, может существенно облегчиться  проблема установления лиц, скрывшихся с места применения оружия (огнестрельного, минновзрывного, зажигательного). Тем более, что сейчас в криминалистике разработаны несложные, доступные не только специалистам, но и сотрудникам милиции общественной безопасности экспресс-методы выявления следов продуктов выстрела на теле и одежде стрелявшего.

    При раскрытии и расследовании преступлений, связанных с применением оружия, зачастую в процессе проведения одного следственного действия используется помощь группы специалистов. Чаще всего  участие нескольких специалистов наблюдается при осмотре места происшествия по делам об убийствах с применением холодного, метательного, огнестрельного, газового и подобного им оружия (специалист-криминалист, судебный медик), боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, т.е. минно-взрывного оружия (специалист-криминалист, судебный медик, взрывотехник, сапер). Если же названные преступления сопровождались пожаром (что не редкость для практики их расследования), то в дополнение к уже названным специалистам в состав следственно-оперативной группы включается также специалист-пожаротехник или пиротехник. В подобных случаях, и особенно при обнаружении на месте взрыва неразорвавшихся взрывных устройств или криминальных взрывах, сопровождавшихся большими разрушениями и пожарами, в состав следственно-оперативной группы, выезжающей на место происшествия, может входить от четырех и более специалистов. Их помощь нужна для того, чтобы следователь мог получить от каждого участвующего специалиста необходимые сведения, согласовать и "увязать" их и составить всестороннее целостное представление о происшедшем событии. Естественно, здесь на первый план выступает проблема организации и тактики участия группы разнопрофильных специалистов в одном следственном действии, не получившая в настоящее время ни законодательного разрешения, ни должного освещения в криминалистической и уголовно-процессуальной литературе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Криминалистическая экспертиза оружия и следов его применения. Ее структура и место в системе судебных экспертиз. 

     2.1 Роль специальных знаний в судебной экспертизе

     Одной из важнейших процессуальных форм использования  специальных знаний при раскрытии  и расследовании преступлений является судебная экспертиза. Субъектом-носителем  специальных знаний, реализуемых  в форме экспертизы, является судебный эксперт. В.М.Галкин определяет его как "сведущее в определенной области науки, техники, искусства или ремесла лицо, не занимающее по делу иного процессуального положения и лично не заинтересованное в его исходе". Эксперта отличают глубокие знания в определенной области науки, техники, искусства или ремесла, позволяющие ему проводить на высоком профессиональном уровне специальное судебно-экспертное исследование. Субъектом такого исследования Т.В.Аверьянова рассматривает только судебного эксперта, исходя из того, что "субъектом всякого, в том числе и экспертного, исследования выступает только непосредственный исполнитель, осуществляющий это исследование".

Информация о работе Особенности применения огнестрельного оружия