Теория Ч. Дарвина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 08:25, контрольная работа

Краткое описание

Другой древнегреческий мыслитель - Эмпедокл - в V в. до н.э. выдвинул, вероятно, одну из древнейших теорий эволюции. Он считал, что вначале на свет появились разрозненные части различных организмов (головы, туловища, ноги). Они соединялись между собой в самых невероятных сочетаниях. Так появились, в частности, кентавры (мифические полулюди-полукони). Позднее будто бы все нежизнеспособные комбинации погибли.

Содержание

Введение. 2
1.Эволюционизм. 4
2. Теория Ч. Дарвина. 10
2.1. Искусственный отбор. 10
2.2. Изменчивость организмов в природе. 11
3. Заключение. 16
Список используемых источников. 18

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВведениеКСЕ.docx

— 44.91 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение. 2

1.Эволюционизм. 4

2. Теория Ч. Дарвина. 10

2.1. Искусственный отбор. 10

2.2. Изменчивость организмов в природе. 11

3. Заключение. 16

Список используемых источников. 18

 

Введение.

Процесс эволюции на нашей  планете тесно связан с процессом  эволюции Вселенной и длится миллиарды  лет.

На протяжении тысячелетий  людям казалось очевидным, что живая  природа была создана такой, какой  мы её знаем сейчас, и всегда оставалась неизменной.

Но уже в глубокой древности  высказывались догадки о постепенном  изменении, развитии (эволюции) живой  природы. Одним из предтеч эволюционных идей можно назвать древнегреческого философа Гераклита (VI--V вв. до н.э.), который  сформулировал положение о постоянно  происходящих в природе изменениях («всё течёт, всё изменяется»).

Другой древнегреческий мыслитель - Эмпедокл - в V в. до н.э. выдвинул, вероятно, одну из древнейших теорий эволюции. Он считал, что вначале на свет появились разрозненные части различных организмов (головы, туловища, ноги). Они соединялись между собой в самых невероятных сочетаниях. Так появились, в частности, кентавры (мифические полулюди-полукони). Позднее будто бы все нежизнеспособные комбинации погибли.

Основной факт исторического  бытия состоит в том, что все живое и неживое приходит и затем исчезает. Сама галактическая система существовала не всегда. Она родилась около десяти миллиардов лет назад и в какой-то момент в будущем она умрет. За время существования нашей вселенной она постепенно дала жизнь Солнцу, Земле и некой среде, способной поддерживать ту жизнь, которую мы знаем. Она дала рождение человеческой расе сравнительно недавно, самое большое – несколько миллионов лет назад. За то время пока жили и умерли миллиарды человеческих существ, мы сообща развили цивилизацию, способную высадить человека на Луне.

Согласно современным  представлениям жизнь есть результат  эволюции материи.

Взгляды на происхождение  жизни, ее развитие и сущность имеют  длинную историю, но обсуждение этих вопросов до недавнего времени было предметом философских размышлений. Лишь в последние десятилетия решение этих вопросов было поставлено на экспериментальную основу и ответ на многие из них получен в лаборатории.

В современных дискуссиях вокруг проблем теории эволюции считается почти общепризнанным, что теория эволюции сталкивается с серьезными трудностями в объяснении явлений живой природы и не в состоянии решать возникающие здесь проблемы. К числу таких проблем можно отнести, в частности, реальность видообразования и макроэволюции, возможность прогрессивного усовершенствования в эволюции, механизмы формирования и трансформации сложных структур в эволюции, целесообразность строения живых организмов.

Цель данной работы: 1. Доказать  развитие жизни на Земле (эволюцию).

2. Раскрыть основные положения  теории Ч. Дарвина. 

 

1.Эволюционизм.

Эволюция – обусловленное  объективными законами природы необратимое  развитие материальных объектов и их систем в направлении от простого к сложному, от хаотического и однородного состояния к упорядоченным высокоорганизованным структурам.

Идея эволюции возникла лишь в Новое время. Ни античность, ни Средневековье, ни Возрождение общей  идеи закономерного прогресса не знали. Дело в том, что идея необратимой эволюции связана с внутренним ощущением направленности времени.

Время современного человека – время векторное. Оно направлено в будущее, которое существенно  отличается от прошлого новыми, впервые  возникшими вещами и отношениями. Древним  культурам были присущи другие модели времени: циклическое время, модель «золотого века», линейное время  христианской мифологии. Ни в одну из них идея неуклонного поступательного  прогресса не вписывалась. Ситуация изменилась только в Новое время, когда ускорение общественного  и культурного развития достигло такой степени, что факт существования  прогресса, представление о том, что в мире может возникать  и закономерно возникает нечто  новое и более совершенное, стали  доступны человеку на основе его личного  опыта.

В современном понимании  эволюция – это серия последовательных изменений с исторически значимым результатом. Мы не обязаны оговаривать, что изменяется (генотип, признак, популяция, вид), как (непрерывно, прерывисто, скачкообразно, направленно, обратимо – эти эпитеты более или менее условны, как мы еще увидим) и с каким конкретным результатом (видообразование, филогенез, общее развитие жизни и т. п.). Но мы должны признать, что эволюция распознается апостериорно: изменение, происходящее на наших глазах, может быть или не быть эволюцией.

Принято думать, что палеонтологические факты подтверждают эволюцию. Однако самыми непримиримыми противниками эволюционизма были в прошлом именно палеонтологи – Ж. Кювье, Л. Агассис, Р. Оуэн и многие другие. Палеонтологическая летопись как таковая – это перечень разрозненных событий. Чтобы составить из нее связную историю, нужна руководящая идея.

Факты, которыми мы располагаем, заключаются в том, что организмы чрезвычайно разнообразны, приспособлены к тому образу жизни, который они ведут, их жизненное пространство ограничено и они сменяют друг друга в геологической летописи. Объяснения могут быть различными.

Теория эволюции состоит  в том, что органический мир, каким мы его знаем, – продукт эволюции. Если же предположить, что мы видим проявления каких-то изначальных свойств живого, не имеющих истории (изначальной целесообразности, например), то такая теория будет не эволюционной или, во всяком случае, содержащей не эволюционные элементы. Она будет противостоять общей теории эволюции, а не (как часто думают) частной теории естественного отбора.

Эволюционные проблемы группируются вокруг трех главных вопросов –  «зачем», «как» и «почему», которые исторически задавались именно в такой последовательности.

Возможность расположить  различные живые существа в виде лестницы от просто устроенных к более сложным, определенное сходство (параллелизм) между этой лестницей и последовательностью индивидуального развития, а также распределением ископаемых форм от древних слоев к более молодым, природа делимости на дискретные типы и виды, изменение населения Земли после библейского потопа или аналогичных катастроф, воздействие образа жизни на развитие органов – вот основные проблемы, которые изначально питали эволюционную мысль.

Часто эволюционизму отказывают в статусе подлинной научной теории по следующим соображениям.

1. Это в основном описание  всевозможных событий, а не теория (коллекционирование почтовых марок, по замечанию Резерфорда). История, конечно, основывается на фактах, но ее можно переписать заново, и факты предстанут в ином освещении. Эволюционная история – не столько описание, сколько реконструкция событий, несущая теоретическую нагрузку.

2. Эволюция жизни известна  пока только на нашей планете, в единственном экземпляре. Единичное не подлежит теоретическому осмыслению.

3. Эволюционизм невозможно  опровергнуть. Это обвинение против теории Дарвина выдвинул в полушуточной форме Л. Берталанфи.

По мере того как росла  популярность принципиальной опровергаемости как критерия научности, становилось не до шуток. Однако каждый, кто знаком с историей биологии, не может не знать о многочисленных непрекращающихся попытках опровержения как общей, так и частных теорий эволюции. Дарвин указал, по крайней мере два положения, опровержение которых влекло бы за собой, по его словам, крах всей его теории: вывод о том, что резкие изменения органического мира соответствуют пробелам в геологической летописи, и заключение о невозможности развития альтруизма под действием естественного отбора. То и другое опровержимо не только в принципе, но и, что уже хуже, на практике.

4. Теория эволюции –  не теория в том понимании, какое принято у физиков. Проанализируем кратко данные принципиальные вопросы. Позиция ученых-физиков заключается в том, что к области науки относятся лишь повторяющиеся, воспроизводимые явления. Единичное, уникальное – это область коллекционера редкостей, а не ученого. Жизнь пока известна только на одной планете, биосфера существует в единственном экземпляре, каждый организм уникален, эволюция совершалась единожды и необратима.

 Биология имеет дело  с неповторимым и, следовательно, представляет собой род деятельности, стоящий ближе к коллекционированию, чем к аналитической науке, каковой является в первую очередь физика.

В определенном ракурсе возникает  впечатление, что даже само развитие биологии в корне отличается от развития физики. В биологии происходит опровержение и отбрасывание отживших теорий (например, теории Ламарка), тогда как в физике новые теории не опровергают старые, а лишь указывают пределы их применимости.

Одно из возможных возражений, как мы уже говорили, заключается в том, что организмам, наряду с индивидуальным, свойственно общее повторенное в каждом из них, что эволюция органического мира в целом состоит из огромного множества эволюционных линий, которым в той или иной степени свойственны параллелизм, многократное повторение однотипных событий и т.д.

Можно также протестовать против гносеологического редукционизма, настаивая на несводимости одной области знаний к другой, на принципиальном различии методологических установок физики и биологии, имеющей дело с неизмеримо более сложными явлениями, требующими особого, более индивидуализированного подхода, не умаляющего научности.

По мнению ряда ученых, однако, традиционные сомнения в научности биологических теорий, как и традиционные попытки развеять их, не отражают существа дела, которое заключается в противоречии между историческим и внеисторическим подходами. На самом деле принципиального различия между уникальностью биологических явлении и повторяемостью физических, по-видимому, не существует: любое историческое событие уникально. Конечно, биологу легче понять это благодаря ярче выраженной индивидуальности его объектов (хотя вирусы одного штамма кажутся вполне идентичными и лишь очень тонкие исследования могут вскрыть их индивидуальность). Физик же находится в положении человека, впервые попавшего в толпу инопланетян и считающего, что все они на одно лицо.

     Наличие истории  является главным и, может быть, единственным критерием существования. Ученый, исследующий явления, которые не имеют истории, не может быть уверен в том, что они на самом деле существуют. Противоречия между моделями познания и физике и биологии также, по-видимому, связаны с различным  ощущением историзма.

Известный закон необратимости  эволюции выведен бельгийским палеонтологом Л. Долло, парадоксальным образом, на основании обратимого появления – утраты панциря у черепах, переселяющихся из воды на сушу и обратно. Долло заметил, что вновь обретенный панцирь отличается от утраченного, и, следовательно, – полной обратимости нет.

Человеку настолько свойственно  ошибаться, что он, в конце концов, начинает сомневаться в своих познавательных способностях. Подобные ситуации служат питательной средой для утверждений, что конечная истина недоступна по тем или иным причинам.

То, что мы сейчас считаем  очевидным, теоретически нагружено и сформировалось в результате сложного взаимодействия наблюдения и объяснения, причем последнее все более доминирует, подменяя непосредственное видение и даже навязывая видение несуществующих объектов (так многие поколения «видели» небесную твердь). Такого рода издержки теоретизации видения и породили сомнения в реальности внешнего мира, ведущие прямым путем к солипсизму.

Лучшее средство от солипсизма – это теория эволюции. Несуществующее не может эволюционировать, и тем более нет смысла к нему приспосабливаться. Далее, теория эволюции подсказывает, что органы чувств не могут нас постоянно обманывать, так как в противном случае они способствовали бы вымиранию, а не выживанию. Теоретически есть все основания доверять непосредственному наблюдению.

Эволюционный подход помогает также понять наши гносеологические затруднения. Они – продукт эволюции мышления и, по-видимому, свойственны переходному этапу, на котором уже утрачена острота и безошибочность непосредственного видения, отточенного миллионами лет борьбы за существование, а объяснительная способность еще недостаточно развита.

Теория эволюции подсказывает, что отношения между наблюдением и теорией не остаются постоянными, а со временем изменяются.

И, наконец, эволюционизм объясняет, почему нам никогда не добраться до конечной истины: она не ждет нас где-то в конце пути, за семью замками, а  эволюционирует вместе с нами, нашим мышлением и всем окружающим.

 

2. Теория Ч. Дарвина.

Теория Чарльза Дарвина, известная под названием теории естественного отбора, является одной  из вершин научной мысли XIX в. Однако ее значение выходит далеко за пределы  своего века и за рамки биологии.

Теория Дарвина стала  естественно-исторической основой материалистического мировоззрения.

Она представляет собой замечательный  образец научного исследования, основываясь  на огромном количестве достоверных  научных фактов, анализ которых ведет  Дарвина к стройной системе соразмерных выводов.

Изменчивость организмов в одомашненном состоянии, по мнению Дарвина, стимулом для возникновения  изменений животных и растений является воздействие на организмы новых  условий, которому они подвергаются в руках человека. При этом Дарвин подчеркнул, что природа организма  в явлениях изменчивости важнее природы  условий, поскольку одинаковые условия  нередко приводят к разным изменениям у разных особей, а сходные изменения  последних могут возникнуть при  совершенно разных условиях.

Информация о работе Теория Ч. Дарвина