Теория большого взрыва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:22, реферат

Краткое описание

Реальная природа куда сложнее и многообразнее. Переход от одних масштабов к другим, если этот переход достаточно велик, сопровождается и коренными качественными изменениями. Микромир оказался совсем не похожим на то, что изучают астрономы. Что же касается Мегамира, несмотря на естественную ограниченность наших размеров и знаний, есть все основания утверждать, что с переходом к космическим масштабам нам нередко приходится встречаться с чем-то принципиально новым, неведомым в земной человеческой практике.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Большой Взрыв.КСЕ.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)


 

П Л А Н:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вселенная – это весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Часть Вселенной, охваченная астрономическими наблюдениями, называется Метагалактикой, или нашей Вселенной. Размеры Метагалактики очень велики: радиус космологического горизонта составляет 15-20 млрд. световых лет.

Строение и эволюция Вселенной  изучается космологией. Космология – один из тех разделов естествознания, которые по своему существу всегда находятся на стыке наук. Космология использует достижения и методы физики, математики, философии.

Современная космология – это астрофизическая  теория структуры и динамики изменения  Метагалактики, включающая в себя и  определенное понимание свойств всей Вселенной. Космология основывается на астрономических наблюдениях Галактики и других звездных систем, общей теории относительности, физике микропроцессов и высоких плотностей энергии, релятивисткой термодинамики и  ряде других новейших физических теорий.

Данное определение  космологии берет в качестве предмета этой науки только Метагалактику. Это  связано с тем, что все данные, которыми располагает современная  наука, относятся только к конечной системе – Метагалактике,  и  ученые не уверены, что при простой экстраполяции свойств этой Метагалактики на всю Вселенную будут получены истинные результаты. При этом, безусловно, суждения о свойствах всей Вселенной являются необходимой составной частью космологии. Космология сегодня является фундаментальной наукой. И она больше, чем какая-либо другая фундаментальная наука, связана с различными философскими концепциями, по-разному понимающими устройство мира.

Отвечая на закономерный вопрос, откуда мы можем знать, что происходит в  масштабах Вселенной, ученые исходили из очень популярной методологической установки, предполагающей, что на разных уровнях существования природы повторяются одни и те же законы, одно и то же устройство материальных систем. Различия могут быть лишь в масштабах. Такова, например, космология Фурнье Дальба, английского физика, появившаяся в 1911 году. Его Вселенная чем-то похожа на матрешку: Вселенные существуют одна в другой, меньшие внутри больших, в их устройстве проявляются одни  и те же правила. К этому времени уже были открыты первые элементарные частицы и создана планетарная модель атома. Так почему было не предположить, что ядро атома – это солнце, а электроны – планеты, на которых даже могут жить люди. И где гарантия, что наш мир не является такой же элементарной частицей для Мегамира.

Тем не менее, несмотря на всю грандиозность  этой идеи, Вселенная, устроенная по этому  принципу, достаточно скучна и однообразна. В таком случае она представляет собой бесконечную совокупность одинаковых предметов.

Реальная природа куда сложнее  и многообразнее. Переход от одних масштабов к другим, если этот переход достаточно велик, сопровождается и коренными качественными изменениями. Микромир оказался совсем не похожим на то, что изучают астрономы. Что же касается Мегамира, несмотря на естественную ограниченность наших размеров и знаний, есть все основания утверждать, что с переходом к космическим масштабам нам нередко приходится встречаться с чем-то принципиально новым, неведомым в земной человеческой практике.

 

 

Модель "Расширяющийся Вселенной"

 

А. Эйнштейн в 1917 году выступил с гипотезой о конечной, но безграничной Вселенной. Он предположил, что вещество, составляющее планеты, звезды и звездные системы, равномерно рассеяно по всему мировому пространству. Тем самым допускается, что Вселенная всюду однородна и к тому же  изотропна, то есть во всех направлениях имеет одинаковые свойства. Средняя плотность вещества во Вселенной выше так называемой критической плотности. Если все эти требования соблюдены, мировое пространство, как это доказал Эйнштейн, замкнуто и представляет собой четырехмерную сферу, для которой верна не привычная школьная геометрия Евклида, а геометрия Римана.

Объем такой Вселенной может  быть выражен, хотя и очень большим, но все же конечным числом кубометров. В принципе, возможно облететь всю замкнутую Вселенную, двигаясь все время в одном и том же направлении. Такое воображаемое путешествие подобно земным кругосветным путешествиям. Но конечная по объему Вселенная в то же время безгранична, как не имеет границ поверхность любой сферы. Вселенная по Эйнштейну, содержит хотя и большое, но все-таки конечное число звезд и звездных систем, а поэтому к ней фотометрический и гравитационный парадоксы просто не применимы. В то же время призрак тепловой смерти тяготеет и над Вселенной Эйнштейна – такая Вселенная, конечная в пространстве, неизбежно идет к своему концу во времени. Вечность ей не присуща.

Пять лет спустя, в 1922 году, советский  физик Александр Фридман на основании  строгих расчетов показал, что Вселенная  Эйнштейна никак не может быть стационарной, неизменной, как это считал Эйнштейн. Вселенная непременно должна расширяться, причем речь идет о расширении самого пространства, то есть об увеличении всех расстояний мира. Вселенная Фридмана напоминала раздувающийся мыльный пузырь, у которого и радиус, и площадь поверхности непрерывно увеличиваются.

Идея Фридмана поначалу показалась Эйнштейну слишком смелой и необоснованной. Он даже заподозрил ошибку в вычислениях. Но, ознакомившись с ними, он публично признал, что мы живем в расширяющейся  Вселенной.

Из расчетов Фридмана вытекали три  возможных следствия: Вселенная  и ее пространство расширяются с  течением времени; Вселенная сжимается; во Вселенной чередуются через большие  промежутки времени циклы сжатия и расширения.

Доказательства в пользу модели расширяющийся Вселенной были получены в 1926 году, когда американский астроном Э. Хаббл открыл при исследовании спектров далеких галактик (существование которых было доказано в 1923 году тем же Хабблом) красное смещение спектральных линий (смещение линий к красному концу спектра), что было истолковано как следствие  эффекта Допплера (изменение частоты колебаний или длины волн из-за движения источника излучения и наблюдателя по отношению друг к другу) – удаление этих галактик друг от друга со скоростью, которая возрастает с расстоянием. По последним измерениям, это увеличение скорости расширения составляет примерно 55 км/с на каждый миллион парсек. После этого открытия вывод Фридмана о нестационарности Вселенной получил подтверждение и в космологии утвердилась модель расширяющийся Вселенной.

Наблюдаемое нами разбегание галактик есть следствие расширения всего пространства замкнутой конечной Вселенной. При таком расширении пространства все расстояния во Вселенной  увеличиваются подобно тому, как  растут расстояния между пылинками на поверхности раздувающегося мыльного пузыря. Каждую из таких пылинок, как и каждую из галактик. Можно с полным правом считать центром расширения.

Дальнейшее развитие модель расширяющейся  Вселенной получила в послевоенные годы и особенно в последние десятилетия благодаря исследованиям известных отечественных космологов Зельдовича и Новикова. Уточнены величины, характеризующие скорость расширения Вселенной, рассмотрены различные варианты моделей Вселенной в зависимости от средней плотности вещества в мировом пространстве, достаточно подробно намечен ход эволюции Вселенной от момента начала ее расширения.

Модель "Большого Взрыва"

Составной частью модели расширяющейся  Вселенной является представление  о Большом Взрыве, происшедшем  где-то примерно 12-18 млрд. лет назад.  Вначале был взрыв. Не такой взрыв, который знаком на земле и который начинается из определенного центра и затем распространяется, захватывая все больше и больше пространства, а взрыв, который произошел одновременно везде, заполнив с самого начало все пространство, причем каждая частица материи устремилась прочь от любой другой частицы.

Начальное состояние  Вселенной (так называемая сингулярная  точка): бесконечная плотность массы, бесконечная кривизна пространства и взрывное, замедляющееся со временем расширение при высокой температуре, при которой могла существовать только смесь элементарных частиц (включая фотоны и нейтрино). Горячесть начального состояния подтверждена открытием в 1965 году реликтового излучения фотонов и нейтрино, образовавшихся на ранней стадии расширения Вселенной.

Возникает интересный вопрос: из чего же образовалась Вселенная? Чем было то, из чего она возникла? В Библии утверждается, что Бог создал все  из ничего. Зная, что в классической науке сформулированы законы сохранения материи и энергии. Религиозные философы спорили о том, что значит библейское «ничего», и некоторые в угоду науки полагали, что под ничем имеется в виду первоначальный материальный хаос, упорядоченный Богом.

Как это ни удивительно, современная наука допускает (именно допускает, но не утверждает), что все могло создаться из ничего. «Ничего» в научной терминологии называется вакуумом. Вакуум, который физика XIX века считала пустотой, по современным научным представлениям является своеобразной формой материи, способных при определенных условиях «рождать» вещественные частицы.

Современная квантовая механика допускает (это не противоречит теории), что  вакуум может приходить в «возбужденное  состояние», вследствие чего в нем  может образоваться поле, а из него (что подтверждается современными физическими экспериментами) – вещество.

Рождение Вселенной «из ничего»  означает с современной научной  точки зрения ее самопроизвольное возникновение  из вакуума, когда в отсутствии частиц происходит случайная флуктуация. Если число фотонов равно нулю, то напряженность поля не имеет определенного значения (по «принципу неопределенности» Гейзенберга): поле постоянно испытывает флуктуацию, хотя среднее (наблюдаемое) значение напряженности равно нулю.

Флуктуация представляет собой появление виртуальных частиц, которые непрерывно рождаются и сразу же уничтожаются, но так же участвуют во взаимодействиях, как и реальные частицы. Благодаря флуктуации, вакуум приобретает особые свойства, проявляющиеся в наблюдаемых эффектах.

Итак, Вселенная могла образоваться из «ничего», т.е. из «возбужденного вакуума». Такая гипотеза, конечно, не является решающим подтверждением существования  Бога. Ведь все это могло произойти  в соответствии с законами физики естественным путем без вмешательства извне каких-либо идеальных сущностей. И в этом случае научные гипотезы не подтверждают и не опровергают религиозные догмы, которые лежат по ту сторону эмпирически подтверждаемого и опровергаемого естествознания.

На этом удивительное в современной  физике не кончается. Отвечая на просьбу журналиста изложить суть теории относительности в одной фразе, Эйнштейн сказал: «Раньше полагали, что если бы их Вселенной исчезла вся материя, то пространство и время сохранились бы; теория относительности утверждает, что вместе с материей исчезли бы также пространство и время». Перенеся этот вывод на модель расширяющейся Вселенной, можно заключить, что до образования Вселенной не было ни пространства, ни времени.

Нужно отметить, что теория относительности  соответствует двум  разновидностям модели расширяющейся Вселенной. В первой из них кривизна пространства-времени отрицательна или в пределе равна нулю; в этом варианте все расстояния со временем неограниченно возрастают. Во второй разновидности модели кривизна положительна, пространство конечно, и в этом случае расширение со временем заменяется сжатием. В обоих вариантах теория относительности согласуется с нынешним эмпирически подтвержденным расширением Вселенной.

Досужий ум неизбежно задается вопросами: что же было тогда, когда же не было ничего, и что находится за пределами расширения. Первый вопрос, очевидно, противоречив сам по себе, второй выходит за рамки конкретной науки. Астроном может сказать, что как ученый он не вправе отвечать на такие вопросы, но поскольку они все же возникают, формулируются  и возможные обоснования ответов, которые являются не столько научными, сколько натурфилософскими.

Так, проводится различие между терминами  «бесконечный» и «безграничный». Примером бесконечности, которая не безгранична, служит поверхность Земли: мы можем идти по ней бесконечно долго, но, тем не менее, она ограничена атмосферой сверху и земной корой снизу. Вселенная также может быть бесконечной, но ограниченно. С другой стороны, известна точка зрения, в соответствии с которой в материальном мире не может быть ничего бесконечного, потому что он развивается в виде конечных систем с петлями обратной связи, которыми эти системы создаются в процессе преобразования среды.

Что же было после Большого Взрыва? Считается, что взорвавшийся вакуум находился в сингулярном состоянии (сверхплотное и сверхгорячее состояние элементарных частиц). Для наглядности  и эффективности изложения и восприятия эволюцию Вселенной, с большей долей условности, некоторые авторы делят на «эры».

  1. Эра адронов (0-0,0001 с). Эволюция начинается с эры адронов, продолжавшейся от Большого Взрыва до 0,0001 с. При сверхвысоких температурах и давлениях особую роль играли микрочастицы с большими массами, для которых существенно гравитационное взаимодействие. Элементарные частицы разделяются на адроны и лептоны. Первые существуют в сильных и быстрых взаимодействиях, а вторые – в слабых и медленных. Количества вещества и антивещества примерно равны. В конце эры происходит аннигиляция частиц и античастиц. В результате излучения из равновесия (симметрии) вышли последовательно гипероны, нуклоны, к- и р-мезоны и их античастицы.
  2. Эра лептонов (0,001-10с). Особую роль играют легкие частицы. Они принимают участие во взаимодействиях протонов и нейтронов. Постепенно под влиянием излучения из равновесия (симметрии) вышли мю-мезоны и их античастицы, электронные и мезонные нейтрино. Спустя 0,2 с Вселенная становится прозрачной для электронных нейтрино. Они перестают взаимодействовать с веществом и излучаются в мировое пространство. Согласно теории это реликтовое нейтрино сохранилось до настоящего времени. Но для их обнаружения необходимо, чтобы их температура снизилась до 2 К. В конце эры происходит аннигиляция электронов и позитронов.
  3. Эра фотонов (10 с – 1 млн. лет). Основная доля массы энергии Вселенной приходится на фотоны. Они еще взаимодействуют с веществом. В первые 5 минут эры происходили интенсивные взаимодействия протонов и нейтронов (P H). С падением температуры нарушилась симметрия между протонами и нейтронами в пользу протонов. Это связано с тем, что реакции с образованием протонов оказались энергически более «выгодными». К концу эры количество нейтронов остановилось на 15%.
  4. Эра излучения (0-1 млн. лет). Излучения сопровождались все предыдущие эры, меняя формы своего проявления. Спустя 5 минут после Большого Взрыва температура вселенной стала ниже уровня, при котором возможны ядерные реакции. В этот относительно короткий (несколько минут) промежуток времени протоны и нейтроны могли объединяться, образуя ядра гелия, каждое из которых состоит из протона и двух нейтронов. Образовавшаяся плазма состояла примерно на 25 %  из ядер гелия и 75 % из ядер водорода (протонов). Это соотношение соответствует эмпирическим наблюдениям.

Информация о работе Теория большого взрыва