Наука в Древнем Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:38, реферат

Краткое описание

Древний Китай — легендарная древняя империя на территории современного Китая, будто бы образовавшаяся около 3000 лет до н.э.
Известно, что наука в древнем Китае была очень развита. Однако, она шла совершенно иным путем, чем нынешняя наука Запада. В чем же состоит коренное отличие древней китайской науки от современной западной науки?

Содержание

1. Введение.
2. Древне-Китайская наука. Астрономия и География.
3. Иероглифическая письменность и китайский язык.
4. Древне-китайские изобретения.
5. Религиозно-философские учения.
6. Медицина.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Китай.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

 

1. Введение.

2. Древне-Китайская наука. Астрономия и География.

3. Иероглифическая письменность и китайский язык.

4. Древне-китайские изобретения.

5. Религиозно-философские учения.

6. Медицина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Древний Китай — легендарная древняя империя на территории современного Китая, будто бы образовавшаяся около 3000 лет до н.э.

 

Известно, что наука  в древнем Китае была очень  развита. Однако, она шла совершенно иным путем, чем нынешняя наука Запада. В чем же состоит коренное отличие древней китайской науки от современной западной науки?  
 
Приведем пример: у любого правительства имеются свои политические, экономические и военные тайны, которые оно не разглашает перед общественностью. Это похоже на то, что для общественности эти вещи как бы не существуют. Только квалифицированные специалисты могут на законном основании просматривать конфиденциальные документы. Такие люди должны быть надежными и преданными своей стране, тогда им доверяют государственные тайны.  
 
Тайны Вселенной еще удивительнее и глубже, чем государственные тайны, и никто не может постичь их. Человеку нужен ключ, чтобы получить доступ к тайнам Вселенной.

 

1. Древне-китайская  наука.

Астрономические и географические представления Древнего Китая выражаются в сохранявшихся до самого недавнего времени представлениях о своём государстве, как о Серединной Империи, Поднебесной, занимающей основную и центральную часть суши. Окраины Земли и острова в Океане принадлежат варварам, в своей дикости не подчиняющимся китайскому императору. Растущая у варваров борода делает их похожими на обезьян.

«Небо подобно зонтику, а Земля — перевёрнутой тарелке. И Небо, и Земля в центре вытянуты вверх, а к краям становятся ровными. Точка под Северным полюсом является центром и Земли, и Неба. Это самая высокая точка Земли, отсюда края Земли спускаются подобно падающему потоку воды. Солнце, Луна и звёзды поочерёдно то светят, то прячутся, и от этого бывают день и ночь. Самая высокая точка в центре Неба, где Солнце находится в период зимнего солнцестояния, достигает 60000 ли, если считать от горизонтальной линии, обозначающей уровень края Неба. Высота Земли в её самой высокой точке под северным полюсом также составляет 60000 ли. Высшая точка Земли отделена от горизонтальной линии уровня краёв Неба 20000 ли. Поскольку высшие точки Неба и Земли совпадают, то Солнце постоянно находится на одном и том же расстоянии от Земли — 80000 ли.» (Чжан Хэн, якобы 78–139 г. н.э)»

Китайские мнения о собственной  древней науке происходят из Нового Времени, и скорее всего внушены европейскими миссионерами. Ошибочность их вполне подтверждается отсутствием у китайцев чего–то нового и неожиданного для европейца, кроме палочек для еды, но китайцы, по их заявлениям, изобретали тоже самое, что и европейцы, однако гораздо раньше. Эта идея родилась при втором маньчжурском императоре Канси, он же Шен Цзу и Сюань Е (1662–1722): 

 

 

  «Хотя  китайцы вообще признают превосходство  западных наук, открытий и изобретений  новейшего времени, подчас обуславливают  такое признание весьма неожиданным аргументом. Так, многие из числа учёных и образованных китайцев готовы утверждать, что некоторыми изобретениями, коими так кичатся европейцы, они обязаны китайским учёным, додумавшимся до них ещё тогда, когда западные народы пребывали в первобытном состоянии. Изобретения и открытия, так же как и многие науки, создались–де в Китае и затем лишь были перенесены на Запад. Здесь они развились, обособились и образовали так называемые науки и искусства. Первым, провозгласившим столь оригинальную теорию, был некто Мей Вуань, живший в царствование богдыхана Канси. Защитники приведённой теории подкрепляют её курьёзными примерами из древних летописей, так, например, они доказывают, что европейская наука, называемая оптикою, была известна китайцам за 500 лет до Рождества Христова, ибо в исторических памятниках того времени упоминается об отражении посредством зеркал. Иностранцы, говорят они, утверждают, что земля шарообразна,— то же самое доказывал китайский учёный Чу Юань, живший задолго до этого открытия на Западе.»

Европейцы ознакомились с началами китайской астрономии благодаря богослову–августинцу, директору  обсерватории аббатства им. св. Женевьевы в Париже Александру Ги Пэнгрэ, опубликовавшему в 1783–1784 годах двухтомную «Кометрографию», в которую он включил кометные списки, собранные в XVIII веке иезуитами–миссионерами в Китае Иосифом де Майлья и Антуаном Гобилем. Обнародованные кометные данные входили в «древнекитайское» сочинение «Тун Дзянь Кан Мух» (Всеотражающее зеркало) и по всей видимости сочинены Майлья и Гобилем или их предшественниками в Китае иезуитами–миссионерами XVII века. Именно в этих трудах содержатся первые легендарные сведения о зарождения китайской астрономии при императоре Яо, якобы в XXIV в. до н.э.: император повелел учёным Хе и Хо (Плану и Чертёжу) начать наблюдения за звёздами, изготовить телескоп и астролябию, создать календарь и определить даты равноденствий и солнцестояний. С этим заданием учёные Хе и Хо справились успешно. 

 

Следующее появление  «древнекитайской» астрономии в Европе связано с трудами французского синолога Эдуарда Константина Био (E.–C. Biot, 1803–1850), опубликовавшего в 1846 году китайские летописи «Ше Ке» (Летозаписи историка Сы Ма Цяня) и «Ма Туан Лин» (Лесной Конь или Конь Хвойного Леса — по имени предполагаемого древнего автора). Эти списки были полнее тех, что были ранее представлены Майлья и Гобилем, но носят следы взаимного переписывания друг из друга. Историки долгое время считали, что эти летописи передают традицию астрономических наблюдений со времён патриарха Еноха, примерно с 3253 года до РХ. Н.А. Морозов доказал ([1, стр. 42–53]), что эти сведения могли зародиться только в 1323–1623 годах н.э., и астрономически датировал начало китайских календарных и астрономических вычислений 1563 годом н.э. 

 

3. Иероглифическая  письменность и китайский язык

Традиционная история  приписывает изобретение китайской  письменности первому китайскому монарху  Фу Си, он же Тай-хао (якобы, около 2250 г. до н.э. или по другим сведениям в 2952–2838 годах до н.э.), правившему Китаем 115 лет. Но ещё сто лет назад ([5, стр. 423]) изобретателем китайской письменности считался философ Конфуций, якобы VI века до н.э. Стандартизацию иероглифов историки относят к III в. до н.э. 

 

Система китайских иероглифов содержит 3000 основных и 45000 специальных значков, которые эволюционировали из первоначальных картинок, в значительной мере сходных с египетскими иероглифами. Первоначальные картинки, из которых комбинируются современные иероглифы называются «ключами», и их насчитывают 214 штук. Изначально одна идеограмма означала одно слово, и это правило сохраняется для предметов повседневного обихода. Позднее пиктограммам стали придавать и переносные, аллегорические значения для того, чтобы записывать более сложные и отвлечённые идеи.

Китайская иероглифическая письменность устроена таким образом, что при незначительных усилиях читать её могут все многочисленные народности Китая и прилежащих Кореи и Японии. Иероглифы обозначают некоторые конкретные понятия и не имеют самостоятельного звучания. Таким образом, иероглифы являются международными идеографическими значками, похожими на европейскую алхимическую и астрологическую символику средневековья или — на современную математическую символику.

Учеными было отмечено, что  китайские книги похожи на таблицы логарифмов.

Таким образом возникла гипотеза, что китайская письменность была занесена в Китай извне европейскими учёными–миссионерами в весьма позднее  время. Миссионеры не могли использовать европейские фонетические алфавиты в виду многочисленности диалектов Китая и из–за значительного несовпадения фонетического строя китайских языков с европейскими. К тому же современная практика использования европейского алфавита (и европейской транскрипции) для записи китайских слов показала, что текст при такой подстановке приобретает неприличный и провокационный вид, неприемлемый для религиозных проповедников.

4. Древне-китайские  изобретения. 

1. путеводная повозка  с компасом, согласно немецкому  китаеведу Юлиусу Клапроту, 2364 г. до н.э.

2. подзорная труба, XXIII в. до н.э.

3. рукописи, XII в. до  н.э.

4. шёлк, XI в. до н.э.

5. философия, VI в. до  н.э.

6. макароны, 490 г. до  н.э.

7. арбалеты, стремена, IV в.  до н.э.

8. палочки для еды, IV в. до н.э.

9. открытие Даосской  Академии наук (Цзися, с кит.  «Учёный двор у западных ворот») в городе Линьцзы, 318 г. до н.э.

10. каналы, бумага, напёрсток, III в. до н.э.

11. открытие императорского  университета, 124 г. до н.э.

12. металлические деньги, спусковой курок арбалета, I в.  до н.э.

13. бумага, 100 г. н.э.

14. компас, II в. н.э. (для гадания Фэн–Шуй, китайской геомантии)

15. матрицы, для решения  систем линейных уравнений методом К.Ф. Гаусса, III в. н.э.

16. сталь и стальное  оружие, V в. н.э.

17. Единый Государственный  Экзамен, VII в. н.э.

18. хомут, VII в. н.э.

19. корабли с колёсными двигателями на человеческой тяге, IX в. н.э.

20. книгопечатание с  помощью деревянных досок, 868 г.  н.э.

21. печи для обжига  фарфора, 1004 г. н.э.

22. печатные бумажные  деньги, 1024 г. н.э.

23. наборная типографская  касса с глиняными литерами, 1045 г. н.э.

24. фарфор, VIII в. н.э.

25. чайная церемония, VIII в. н.э.

26. порох, X в. н.э. (для  отпугивания злых духов фейерверками)

27. мелиорация, XI в. н.э.

28. шлюзы, XI в. н.э.

29. зубная щётка, 1498 г. н.э.

30. роман, XVI в. н.э.

Интерес европейцев к Китаю возник в конце XVII века, когда миссионеры–иезуиты перевели на латинский язык книгу Конфуция «Лунь Юй» (Беседы и суждения, опубликована Филиппом Купле в 1687 году, а написана скорее всего Матвеем Риччи). В XVIII веке любовь европейцев ко всему китайскому доходила временами до «китаемании». Под влиянием французских просветителей Вольтера и Монтескье в светском обществе сложился идеализированный образ справедливого конфуцианского государства. Образованным европейцам, измученным войнами, революциями и религиозными притеснениями, импонировали китайская стабильность, а также — уважение к литературному и научному труду.

Представления об изобретательском духе древних китайцев в значительной мере оформились только в ХХ веке, хотя уже у Брокгайза написано об изобретении китайцами книгопечатания в 581 г. н.э., а с помощью литер — в 1024 г. н.э. (причём замечается, что лубочный способ резания матрицы книги на досках сохранился в Китае до современного Брокгаузу и Ефрону времени — XIX в.).

В современных исторических утверждениях о китайских изобретениях присутствуют серьёзные противоречия. Так, например утверждается, что употребление чая в Китае зафиксировано по летописям в 2737 году до н.э., но в иных источниках сообщают, что употребление этого бодрящего напитка придумал создатель Чань–Буддизма и настоятель Шао–Линьского монастыря Дамо (инд.Бодхидхарма, яп. Дарума), якобы 28–ой общебуддийский патриарх VI в. н.э.

Изобретение бумаги одни источники приписывают учёному–евнуху Цай Луню (то есть, «Способному Луню»), якобы в 105 г. н.э., а другие — генералу Мэн Тяню, якобы III в. до н.э. Вместе с тем первый письменный документ, содержащий 20 иероглифов, якобы относящийся к Древнему Китаю, обнаружен только в 1942 году на руинах сторожевой башни, заброшенной, будто бы в 110 году до н.э. А считающийся древнейшим образец бумаги был обнаружен в Китае в гробнице Шэньси в 1957 году. Историки без особых оснований датировали его периодом между 140 и 87 годами до н.э.

Западный мир ознакомился  с философским наследием Древнего Китая благодаря христианскому миссионеру в Гонконге, шотландцу Джеймсу Леггу (James Legge, 1815–1897): с 1861 года по 1872 год он издал пять томов «Классических литературных произведений Древнего Китая», включавший переводы «Бесед и диалогов» Конфуция, «Великое учение» и «Доктрину о среднем», труды Мэн Цзы, «Шу Цзин», или «Книгу исторических документов», «Ши Цзин», или «Книгу Песен», «Шунь Цю». В 1876 году он занял пост руководителя кафедры китайского языка при Оксфордском университете, который занимал до своей смерти в 1897году. Всё это время он продолжал делать переводы китайских сочинений. Публикации Джеймса Легга стали возможны с помощью филантропа Джозефа Джордена, имевшего собственное дело в Гонконге, и давшему Леггу 16 тысяч долларов для издания его книг. 

 

Важнейший вклад в  создание представлений о Древнем  Китае внёс англичанин Джозеф Нидхэм (J. Needham, 1903–1985), по научной специальности — биохимик. Обучаясь с 1918 года биологии в Кембриджском университете, он познакомился там с группой студентов-китайцев и навсегда очаровался древней китайской культурой. Его заинтересовал парадокс — отчего Китай не опережает другие страны в своём научном и экономическом положении на целые века, при всём его впечатляющем преимуществе в прошлом. Именно Нидхем положил начало созданию научной легенды о древней китайской науке и технологии. 

 

Выучив китайские диалекты, в 1942 году Дж. Нидхем приехал в Китай в качестве эмиссара Британского королевского общества и стал служить научным советником посольства Британии в Чонцине. Разъезжая по стране, он собирал легенды о древнекитайской науке. В китайских текстах Дж. Нидхем выискивал всякие туманные упоминания о технических приспособлениях древности, додумывал за древних китайцев научные открытия, стоявшие за этими изобретениями. Результатом его поисков стала книга «Китайская наука и цивилизация», опубликованная Кембриджским университетом. Её первый том отпечатан в 1954 году, а в следующие 30 лет было опубликовано ещё 14 томов. Именно здесь утверждается, что почти все выдающиеся открытия или изобретения в области науки, медицины, сельского хозяйства и инженерии были впервые совершены в Китае, начиная с 1400 года до н.э.

 

5. Религиозно-философские учения

 

Специфика религиозной  структуры и психологических  особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае видна во многом. Здесь тоже есть высшее божественное начало – Небо. Но китайское Небо – это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Правда, и системе китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда {представление о нем проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале пашей эры), и Дао (основная категория религиозного и философского даосизма). Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.

Информация о работе Наука в Древнем Китае