Информационно психологичесие войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Понятие «информационно-психологическая война» становиться всё более популярным. Оно используется не только в научных трудах, но и в художественных фильмах. Появление киноплёнок и выступлений различных общественных деятелей, утверждающих наличие информационных атак и манипуляций сознанием, позволяет констатировать актуальность изучения этого явления [9].

Прикрепленные файлы: 1 файл

Informacionno-psihologicheskie-voyny-kak-sredstvo-realizacii-nacionalnyh-interesov.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

- дезинформировать ливийских военнослужащих относительно реального потенциала противника, создать в их рядах панику и деморализовать поддерживающие Каддафи силы.

Второй этап операции – активный. Он заключал в себе начало оперативных действий со стороны вооруженных сил стран НАТО на фоне широкой поддержки со стороны СМИ и мировых общественных организаций, в том числе и ООН путем принятия резолюции №1972 на установление над Ливией зоны, свободной от полетов [18].

Помимо операций с  применением военной авиации  для осуществления пропаганды против режима Каддафи на территории Ливии, а также нанесения ударов по важным военным объектам, параллельно проводилось информационно-психологические операции, направленные на мировую общественность, особенно на граждан Европейского Союза.

Целями этой составляющей является:

- продемонстрировать  единство стран НАТО в борьбе  с кровавым диктатором, поддержку  операции в мировом масштабе;

- создать иллюзию строго  выборочного нанесения ударов  силами НАТО исключительно по  военным объектам Каддафи и одновременную безопасность этих действий как для военнослужащих НАТО, так и для мирного ливийского населения;

- акцентировать внимание  на строгом соблюдении в своих  действиях положений резолюции  ООН;

- дезинформировать международную  общественность и силы Каддафи относительно успехов ливийской оппозиции и успехов действий НАТО.

В ходе этого этапа активно применялась дезинформация относительно оперативной обстановки в стране, результатов и хода проведения войсками Каддафи операций против повстанцев и действий последних, а также реального соотношения и тактики сил. Также использовались фото- и видеофальшивки и постановочные сцены для создания образа повстанцев в позитивном ключе, а их противника – в негативном.

Кроме того, благодаря  грамотно проведенным информационно-психологическим операциям в европейских странах не возникали условия для формирования общественных требований ее прекращения, не смотря на высокую затратность боевых действий.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что на сегодня в руках ведущих стран мира мощнейшее оружие в виде инструментов и методик информационно-психологических операций демонстрирует достаточно высокую эффективность. Методы, позволяющие осуществлять давление на политические режимы других государств, вплоть до их смены без силового вмешательства, и «демократичны», и относительно малозатратны.

 

2.3 Оценка результатов прошедших информационных войн, их отражение в сознании российских граждан

 

 

Объективную оценку всех информационных войн может дать только время. Опыт показывает, что история всегда расставляет все по своим местам: по-настоящему знаковые события остаются таковыми и с течением времени, как бы их ни пытались принизить. Однако не стоит забывать старую истину, что историю пишут победители, а современную историю пишут победители именно информационно-психологических войн. От их результата зависит содержание учебников по истории, которые будут читать будущие поколения.

Для оценки прошедших  относительно недавно информационных войн необходимо изучить влияние  на сознание людей информационно-психологических операций противоборствующих сторон.

Для оценки эффективности  информационно-психологических операций, проводимых в период войны в Южной  Осетии 2008 года, необходимо рассмотреть влияние данных операций на сознание людей.

Так по данным опроса, проводившегося в августе 2008 в странах Евросоюза, а именно  в Италии, Франции, Германии, подавляющее большинство респондентов высказывалось с резким осуждением неправомерных и оккупационных действий со стороны России. Этот опрос проводился итальянской газетой «Limes» в период с 12 по 20 августа. Данные опроса представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Ответы на вопрос «Как Вы относитесь к ситуации сложившейся в Южной Осетии» гражданами Евросоюза [19]

 

Вариант ответа

Частота, %

В среднем, %

Италия

Франция

Германия

Требуют немедленного ввода  войск НАТО для стабилизации положения  в регионе

2,3

1,2

0,8

1,4

Осуждают действия со стороны России

57,5

54,6

63,7

58,6

Не доверяют получаемой информации

11,3

17,2

9,2

12,6

Равнодушны к данной ситуации

26,7

21,4

25,1

24,4

Поддерживают инициативу России

2,2

5,6

1,2

3


 

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что первые битвы на информационном поле Европы Россия проиграла. В основном это произошло из-за внезапности и быстрого темпа развития ситуации. Российские информационные службы и агентства не были готовы к столь широкомасштабным боям на информационном фронте. В итоге получилось, что в глазах Евросоюза Россия выступила в качестве агрессора и оккупанта грузинских территорий.

Более наглядно среднее соотношение ответов респондентов представлено на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 – Результаты ответа граждан Италии, Франции и  Германии на вопрос «Как Вы относитесь к ситуации сложившейся в Южной  Осетии»

 

Однако с течением времени европейское сообщество признало факт грузинской агрессии, но для достижения этого результата со стороны российских пресс-служб потребовалось проделать колоссальную работу. Потребовалось непосредственное прибытие европейских парламентариев и представителей общественных организаций в Цхинвал для того, чтобы Евросоюз убедился в правоте России.

Результатом деятельности российских пресс-служб является изменение  мнения граждан Европейского Союза  по данному поводу. По данным опроса, проведенного уже в ноябре 2008 года немецкой газетой «Die Zeit» европейская общественность стала более спокойно относиться к сложившейся ситуации на Северном Кавказе. Опрос проводился только в Германии, однако, судя по результатам опроса, проведенного газетой «Limes», мнение немецких граждан не сильно отличается от общего мнения. Результаты опроса представлены на рисунке 3 [2].

 

 

Рисунок 3 – Отношение  граждан Германии к событиям в  Южной Осетии

Несмотря на признание  большинством стран Евросоюза факта  грузинской агрессии, остались ещё  те, кто продолжает осуждать действия России, считая, что это было вмешательство во внутренние дела независимого государства. Также нельзя не заметить роста поддерживающих позицию России людей с 3% в августе до 28% в ноябре. Это говорит об умении европейских граждан осознавать свои ошибки и о довольно успешной российской информационной компании, направленной на восстановление доверия европейских стран. Кроме того, можно заметить увеличение числа равнодушных к данной проблеме, хотя и на первоначальном этапе их было достаточно много, это обуславливается тем, что большинство из этих людей даже не знали, где находится Южная Осетия.

На данный момент отсутствует информация о динамике изменений отношения европейского сообщества к войне между Грузией и Южной Осетией, в первую очередь из-за того, что прошло уже около 5 лет.

Однако результаты той  войны ещё не подведены. Сейчас число стран, признавших независимость Южной Осетии, составляет всего шесть. Из них постоянным членом Совета Безопасности ООН является только Российская Федерация. Отсюда можно сделать вывод о том, что Россия не добилась победы в информационной войне, ей лишь удалось избежать поражения.

Ещё одним классическим примером информационно-психологической  войны являлась ситуация вокруг гражданской  войны в Ливии. Её результатами является общественное мнение граждан. Так как Россия не являлась непосредственным участником этого противостояния, то отношение граждан Российской Федерации можно считать незаинтересованными лицами, то есть их мнение должно быть наиболее близким к объективному.

Был проведен опрос среди  жителей города Оренбурга. Общее  количество респондентов составляет 60 человек.

Результаты ответов на вопрос «В чем причина начала войны в Ливии 2011 года?» представлены на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4 – Результаты ответов на вопрос «В чем причина  начала войны в Ливии 2011 года?»

Данные опроса показывают, что российские граждане считают  происходящее в Ливии чаще всего борьбой народа против диктаторского режима Каддафи (23%), низким уровнем жизни и сильным расслоением общества (20%). Чуть реже видят причины в переделе власти (17%), ресурсов (15%), провокации западных спецслужб (17%). Наименее популярными назывались причины: застой в стране (5%), цепная реакция конфликтов в государствах  Ближнего Востока (3%).

Размышляя о сложившейся  ситуации в Ливии, большинство респондентов считают, что другие страны не должны были вмешиваться в этот конфликт, а предоставить  его разрешение гражданам государства (62%). Вмешательство мирового сообщества поддерживают  27% опрошенных.

Большинство граждан не поддерживают проведение международной военной операции в Ливии (64%). Военное воздействие на Ливию со стороны мирового сообщества одобряет только каждый пятый респондент (20%).

С точки зрения большинства респондентов нашей стране следует соблюдать нейтралитет в отношении происходящего в Ливии и не вмешиваться в этот конфликт (56%). 18% опрошенных  считают, что России следует влиять на Каддафи и его сторонников с целью установления диалога с оппозицией. Значительно реже респонденты советуют России выступить на стороне оппозиции (11%) или же поддержать правительство Каддафи (6%).

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в  России информационное воздействие  со стороны запада частично достигло своей цели. Результатом этого воздействия стали 23% и 20%, считающие причинами войны в Ливии диктаторский режим и низкий уровень жизни. Однако в большинстве своём граждане России занимают отрицательную позицию по вопросу вмешательства Российской Федерации в данный конфликт, а также выступают с осуждением действий стран НАТО, которые начали прямое вторжение в дела независимого государства.

 

3 Рекомендации по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации

3.1 Приоритетные  направления развития системы обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации

 

 

В современной России процесс законодательного регулирования информационно-психологической безопасности находится в стадии становления. На сегодня нормативно-правовую базу обеспечения информационной безопасности государством образуют нормы, изложенные в Уголовном и Административном кодексах РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», нормативно-правовых актах о федеральных органах власти. В отличие от других крупных развитых стран в России государственная политика в отношении информационно-психологической безопасности еще полностью не сложилась [13].

В целях эффективного противодействия угрозам информационно-психологической безопасности государственная политика в данной области должна представлять собой грамотную и хорошо структурированную систему защиты, предполагающую законодательное регулирование, установление отношений и контроль над СМИ, идеологическую работу с населением в рамках внутреннего информационного пространства и пропаганду имиджа за рубежом.

Структура политики информационно-психологической  безопасности должна иметь четко  выраженный системный характер. В  самом общем отношении можно выделить три основные составляющие этой системы: нормативно-правовую, организационную и технологическую.

Нормативно-правовая составляющая обеспечивает формирование и совершенствование системы правовых норм противодействия угрозам информационно-психологической безопасности и механизмов их реализации.

Организационная составляющая системы обеспечения информационно-психологической безопасности устанавливает функциональную структуру общественных организаций и государственных органов, занимающихся реализацией правовых норм в данной области, и отношения между ними, а также между этими организациями и органами – с одной стороны и гражданином – с другой. Представляется, что система обеспечения информационно-психологической безопасности в значительной степени должна строиться на основе тесного взаимодействия главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общественных организаций, занимающихся в установленном законом порядке деятельностью в данной области и встроенных в структуру гражданского общества [17].

Технологическая составляющая должна обеспечить возможность своевременного выявления возникающих угроз информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, оценку возможного и нанесенного ущерба этой безопасности и организацию эффективного противодействия данным угрозам.

Кадровая составляющая призвана обеспечить формирование и поддержание достаточного кадрового потенциала общества и государства для эффективного функционирования системы обеспечения информационно-психологической безопасности.

Такой системный подход к политике обеспечения информационно-психологической безопасности дает возможность государству эффективно противодействовать соответствующим угрозам, реализовывать свои стратегические интересы в сложном, конкурентном информационном пространстве современности.

Для решения проблемы информационно-психологической безопасности российским властям необходимо достигнуть трех взаимодополняющих целей:

Информация о работе Информационно психологичесие войны