Биологическая вечность жизни. Жизнь после смерти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 22:30, реферат

Краткое описание

Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Преодоление неведения предполагает поиск того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Согласно Платону, счастье (блаженство) возможно лишь в загробном мире, когда бессмертная душа - идеальная сущность в человеке - освобождается от оков бренного тела. Природа человека, считает Платон, определяется его душой, точнее, душой и телом, но с приматом души над телом, божественного бессмертного начала над смертным, телесным.

Содержание

Введение
1. Понятие смерти
2. Жизнь после смерти (религиозная точка зрения)
3. Жизнь после смерти (научная точка зрения)
4. Многочисленные рассказы побывавших «за гранью».
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

КСЕ.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Жизнь после  смерти (научная точка зрения)

Несмотря на распространенность идей о жизни после смерти, далеко не всегда официальная медицина принимает  ее на веру. Так, например, известный  врач-реаниматолог Николай Губин  предпринял целое научное исследование, опровергающее посвященный этой проблеме труд Р. Моуди. В частности, он считает, что потеря тех пресловутых 60-80 граммов веса, «которые в наукообразных статьях называют весом души, покинувшей после агонии тело», происходит во время агонии и вызвана полным сжиганием АТФ и истощением митохондрий клеток.

А вот английские ученые считают, что сознание не зависит  от работы головного мозга. Доктор Сэм  Парниа и его коллеги из Саутгемптонского госпиталя опросили 63 человека, выживших после остановки сердца. Большинство  пациентов ничего не помнили о периоде бессознательного состояния. Однако четыре человека рассказали об ощущениях «после смерти». Они испытывали чувство умиротворения и радости, ускорения времени, видели яркий свет, входили в другой мир. Некоторые пациенты говорили о потере ощущения своего тела. Авторы исследования предполагают, что мозг необходим для демонстрации разума, как телевизор - для преобразования электромагнитных волн в изображение.

Другие ученые проводят аналогию между моментом умирания и  опытом появления на свет ребенка. «Возможно, что мы впервые знакомимся со смертью  в момент рождения. Мало кому из людей  доводится еще раз пережить такое  опасное и страшное путешествие, какое он проделал, выходя из десятисантиметровых родовых путей. Мы никогда, наверное, в точности не узнаем, что происходит в это время в сознании ребенка, но, вероятно, его ощущения напоминают разные стадии умирания». В таком случае перед исследователями встает закономерный вопрос: не являются ли предсмертные видения трансформированным переживанием родовой травмы, естественно, с наложением накопленного житейского и мистического опыта?

Опыт научного обобщения  психологических (или, скорее, парапсихологических) феноменов, происходящих с человеком после исчезновения всех признаков жизнедеятельности, был впервые опубликован в авторитетном британском журнале The Lancet.

Исследование, послужившее  основой для написания вышупомянутой  статьи, провели в Нидерландах. Его  цель состояла в дотошном опросе всех переживших клиническую смерть пациентов, еще до их выписки из клиники. Всего «проанкетировали» несколько сот человек. Почти каждый пятый из них сохранил довольно отчетливые воспоминания о том периоде, когда аппаратура фиксировала у него прекращение жизнедеятельности. При этом некоторые воспоминания даже поддавались элементарной проверке на истинность. Так, например, 44-летний мужчина поступил в госпиталь в бессознательном состоянии, без пульса и с нерегистрируемой электрофизиологической активностью мозга. Ему тут же начали делать искусственное дыхание, массаж сердца и дефибриляцию. При этом сестра, ассистировавшая при интубации, заметила, что у пациента вставные челюсти, вынула их и положила на столик. Процесс реанимации прошел успешно, мужчину перевели в палату интенсивной терапии. А через неделю этот человек случайно увидел медсестру, узнал ее и вспомнил, как она вынимала у него вставные челюсти. По его словам, за усилиями врачей, боровшихся за его жизнь, и за своим собственным неподвижным телом он наблюдал с некоторой высоты, оставаясь все же в пределах помещения.

Воспоминания других пациентов проверить оказалось  намного сложнее, так как от 8 до 12 процентов людей, участвовавших  в исследовании, рассказывали о прохождении  через туннель, в конце которого виднелся свет, об общении с умершими родственниками и друзьями. Правда, в отдельных случаях люди сначала говорили, что испытывали подобные переживания, а потом от своих слов отказывались. Были и противоположные примеры, когда о подобных «посмертных» разговорах пациенты после выписки рассказывали своим близким, а исследователям говорили, мол, ничего не помнят.

Утверждать, что данное исследование дает окончательные ответы на вопрос, действительно ли наше сознание является результатом нейрофизиологической активности мозга или же оно способно существовать вне своей физической сущности, никто не берется. «В нас очень сильна понятная и естественная потребность верить, что мы переживем свою физическую смерть и воссоединимся со своими близкими», — замечает в предисловии к статье Кристофер Френч, директор Центра аномальных психологических исследований при британском колледже Голдсмита. Поэтому выдать желаемое за действительное можно и без злого умысла. И тем более данное исследование имеет мало общего с подтверждением или опровержением существования Бога и души.

Тем не менее факт существования  определенных психологических процессов, происходящих с некоторыми людьми во время клинической смерти, опровергать  никто не пытается. Те, кто пережил  опыт «посмертного» общения, отмечают значительные изменения в своей личности. И по их собственным оценкам и по мнению окружающих, они становятся гораздо более терпимыми, любящими, альтруистичными. А вот у перенесших клиническую смерть, но опыта «потустороннего» общения не сохранивших, подобных изменений не наблюдается.

 

 

 

 

  1. Многочисленные рассказы побывавших «за гранью».

Воспоминания людей, переживших клиническую смерть, о «выходе  из своего тела», о «длинных туннелях, в конце которых виднеется  свет», в популярной литературе появляются достаточно часто. Все эти случаи практически не отличаются друг от друга, независимо от вероисповедания и религиозных воззрений человека. Приведу некоторые примеры, описанные Раймондом Моуди:

"Примерно год назад  из-за больного сердца меня положили в больницу. На следующее утро, лежа в постели, я почувствовала сильную боль в груди. Я нажала кнопку вызова сестер, они пришли и стали оказывать необходимую помощь. Мне было неловко лежать на спине, и я повернулась. Как только я это сделала, у меня прекратилось дыхание и перестало биться сердце. Я сразу услышала, как сестры что-то закричали. И в этот момент почувствовала, как я отделилась от тела, проскользнула между матрасом и перилами с одной стороны кровати – можно даже сказать, что я прошла сквозь перила вниз на пол. Затем стала подниматься медленно вверх. Во время движения я видела, как еще несколько сестер вбежали в комнату – их было, наверное, человек 12. Я видела, как на их зов пришел мой лечащий врач, который как раз в это время делал обход. Его появление заинтересовало меня. Переместившись за осветитель, я видела его сбоку очень отчетливо – паря под самым потолком и глядя вниз. Мне казалось, что я – листок бумаги, взлетевший к потолку от легкого дуновения.

Я видела, как врачи  старались вернуть меня к жизни. Мое тело было распростерто на кровати, и все стояли вокруг него. Я слышала, как одна из сестер воскликнула: "О боже, она скончалась!" В то время другая склонилась надо мной и делала мне искусственное дыхание изо рта в рот. В это время я видела ее затылок. Я никогда не забуду, как выглядели ее волосы, они были коротко подстрижены. Сразу вслед за этим я видела, как вкатили аппарат, при помощи которого пытались воздействовать электрическим шоком на мою грудную клетку. Я слышала, как во время этой процедуры мои кости трещали и скрипели. Это было просто ужасно. Они массировали мою грудь, терли мои ноги и руки; а я думала: "Почему они волнуются? Ведь мне сейчас очень хорошо".

"У меня произошел  разрыв сердца, и я клинически  умер... Но я все помню, абсолютно все. Неожиданно я почувствовал онемение. Звуки стали звучать как будто в отдалении... Все это время я прекрасно сознавал все, что происходило. Я слышал, как сердечный осциллограф выключился. Я видел, как в комнату вошла сестра и позвонила по телефону, заметил вошедших за ней докторов, сестер, сиделок.

В это время все  как бы потускнело, послышался звук, который я не могу описать; он был  похож на удары большого барабана; это был очень быстрый, стремительный  звук, подобный звуку потока, бегущего через ущелье. Вдруг я поднялся и оказался на высоте нескольких футов, глядя на собственное тело сверху вниз. Вокруг моего тела хлопотали люди. Но у меня не было страха. Боли я тоже не ощущал, только покой. Примерно через секунду или две мне показалось, что я перевернулся и поднялся. Было темно – как в дыре или туннеле, но вскоре я заметил яркий свет. Он становился ярче и ярче. Казалось, что я двигался через него.

Внезапно я оказался где-то в другом месте. Меня окружал  красивый, золотистый свет, исходящий из неведомого источника. Он занимал все пространство вокруг меня, исходя отовсюду. Потом послышалась музыка, и мне показалось, что я нахожусь за городом среди ручейков, травы, деревьев, гор. Но когда я оглянулся вокруг, то не увидел ни деревьев, ни каких-либо других известных предметов. Самым странным мне представляется то, что там были люди. Не в каком-нибудь виде или теле. Просто они там были.

У меня было чувство совершенного мира, полного удовлетворения и любви. Похоже, что я стал частицей этой любви. Я не знаю, как долго продолжались эти ощущения – целую ночь или всего лишь секунду."

"Я чувствовала некоторую  вибрацию вокруг моего тела, и  в нем самом. Я оказалась  как бы разделенной, а затем  я видела свое тело... В течение  некоторого времени я наблюдала  за тем, как доктор и сестры возились с моим телом, и ждала, что будет дальше... Я находилась у изголовья кровати, смотрела на них и на свое тело. Я заметила, как одна из сестер направилась к стене вдоль кровати, чтобы взять кислородную маску, и почувствовала, как она прошла сквозь мою шею.

Затем я поплыла вверх, двигаясь через темный туннель, и  вышла к сияющему свету... Немного  позднее я встретилась там  с дедушкой и бабушкой, отцом и  братьями, которые умерли... Повсюду  меня окружал прекрасный сверкающий свет. В этом чудесном месте были краски, яркие краски, но не такие как на земле, а совершенно неописуемые. Там были люди, счастливые люди... целые группы людей. Некоторые из них что-то изучали.

В отдалении я видела город, в котором были здания. Они  ярко сверкали. Счастливые люди, сверкающая вода, фонтаны... мне кажется, это был город света, в котором звучала прекрасная музыка. Но я думаю, что если бы вошла в этот город, то уже никогда бы не вернулась... Мне было сказано, что если я пойду туда, я не смогу вернуться назад... и что решение – за мной."

Самым невероятным, что  встречалось умирающим по ту сторону, было появление светоносного существа, которое излучало любовь, понимание, поддержку. Свет, излучаемый этим существом, был неземной яркости, но он не ослеплял глаза. Люди воспринимали существо как Бога, Христа, ангела, или просто светоносное существо, излучающее любовь.

После появления существо вступает в контакт с умершим, при этом отсутствует звуковая связь. Свет спрашивает человека, готов ли он умереть, что сделал он в этой жизни, показывает ошибки совершенные в жизни и что следует изменить.

"Свет был ярким,  он покрывал все и, однако, не  мешал мне видеть операционную, врачей, сестер и все, что меня  окружало. Сначала, когда появился  свет, я не совсем понимал, что происходит. Но потом он как бы обратился ко мне с вопросом: "Готов ли ты умереть?" У меня было ощущение, что я говорю с кем-то, кого не вижу. Но голос принадлежал именно свету. Я думаю, он понимал, что я не был готов умереть. Но с ним было так хорошо. И, кроме того, у него было даже чувство юмора... Определенно было!"

"Когда появился  свет, он сразу же задал мне  вопрос: "Что ты сделала в  своей жизни?" И вдруг, в тот  же момент, замелькали картины. "Что  это?" – подумалось мне, потому  что все произошло неожиданно. Я очутилась в своем детстве. Потом шла год за годом через всю мою жизнь с раннего детства до настоящего времени. У меня было странное чувство. Я была маленькой девочкой, играющей у ручья. Потом последовали другие сцены: переживания, связанные с сестрой, наши соседи и знакомые места, где я бывала. Потом я оказалась в детском саду, и мне вспомнилось время, когда у меня была единственная игрушка, очень любимая, и как я ее сломала, а потом горько плакала. Картины сменялись... старшие классы, когда мне выпала честь быть избранной в школьное научное общество. Так я "прошла" через все старшие классы, затем – первые годы института. И так – до настоящего времени. Сцены, которые возникали передо мной, были такими живыми! Будто смотришь на них со стороны, и видишь в трехмерном пространстве и цвете. К тому же картины были подвижными. Например, в момент, когда у меня сломалась игрушка, я видела все движения. Это было совсем по-другому, чем я смогла бы видеть, когда была маленькой. У меня было ощущение, что какая-то другая девочка, как в кино, играет на детской площадке. И все же это была я... Когда я "просматривала" картины, света практически не было видно. Он исчез, как только спросил, что я сделала в жизни. И все же я чувствовала его присутствие, он вел меня в этом "просмотре", иногда отмечая некоторые события. Он старался подчеркнуть что-то в каждой из этих сцен... Особенно важность любви... В моменты, когда это было видно наиболее отчетливо, как, например, в общении с моей сестрой, он показал мне несколько сцен, где я была эгоистична по отношению к ней, а потом – несколько случаев, когда я действительно проявляла любовь. Он как бы наталкивал меня на мысль, что я должна быть лучше, хотя и ни в чем не обвинял меня.

Он, казалось, проявил  интерес к вопросам, связанным со знаниями. Каждый раз, отмечая события, касающиеся учения, он "говорил", что я должна продолжать учиться и что, когда он придет за мной опять (к этому времени я уже поняла, что вернусь обратно к жизни), у меня должно остаться стремление к знаниям. Он говорил о знании как о постоянном процессе, и у меня сложилось впечатление, что этот процесс будет продолжаться и после смерти." Тысячи свидетельств, воспоминаний людей, переживших клиническую смерть, собрано учеными, и практически каждый человек, побывавший "там", изменил свое отношение к жизни, стал более понимающим и любящим других людей. Многие после этого посвятили свою жизнь служению Богу и людям, стали более религиозными.

 

 

 

 

Заключение.

Смерть есть явление жизни, она еще по эту сторону жизни, она есть реакция жизни на требование конца во времени со стороны жизни. Смерть есть явление, распространяющееся на всю жизнь. Жизнь есть непрерывное умирание, изживание конца во всем, постоянный суд вечности над временем. Жизнь есть постоянная борьба со смертью и частичное умирание человеческого тела и человеческой души.

Изучение  смерти  имеет  ключевое  значение для  осознания  психических

процессов.  Без  близкого  знакомства  с  переживанием  смерти  и  процессом

смерти-возрождения  невозможно понять  религию, мистику, шаманизм, мифологию.

Согласно  различным  мистическим  школам,   люди,   пережившие  смерть   или смертельную   опасность   и   возвратившиеся  к  жизни,   называются  дважды рожденными. Соприкосновение со смертью изменяет  отношение к  ней независимо от  того,  является  ли данное  соприкосновение  чисто символическим  или же происходит  в действительности,  например, в результате  несчастных  случаев либо в ходе событий, приводящих к реальной клинической смерти.

Время и пространство смертоносны, они порождают разрывы, которые являются частичным переживанием смерти. Когда во времени умирают и исчезают человеческие чувства, то это есть переживание смерти. Когда в пространстве происходит расставание с человеком, с домом, с городом, с садом, с животным, сопровождающееся ощущением, что, может быть, никогда их больше не увидишь, то это есть переживание смерти. Смерть наступает для нас не только тогда, когда мы сами умираем, но и тогда уже, когда умирают наши близкие. Мы имеем в жизни опыт смерти, хотя и не окончательный.

В моем реферате я попыталась отразить несколько точек зрения на феномен «Жизни после смерти». Так же, опираясь на работу Раймонда Моуди «Жизнь после жизни», я привела несколько рассказов людей побывавших в клинической смерти. Конечно, в данный момент нельзя окончательно утверждать есть или нет жизнь после смерти, но я думаю, что в будущем человечество разгадает и эту загадку природы. Пока же нам остается только гадать, что же там «за гранью». Думаю, что рано или поздно все мы об этом знаем. В заключение приведу слова доктора философии Раймонда Моуди: "я не стремлюсь «доказать» что есть жизнь после смерти. И я, вообще, не думаю, что такое «доказательство», действительно, возможно."

Информация о работе Биологическая вечность жизни. Жизнь после смерти