Циркулярная реакция и коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 22:21, доклад

Краткое описание

Представьте себе полный зал, где рассказан очень смешной анекдот и все громко смеются. Вы только что вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией. Впрочем, даже заразительное веселье не всегда бывает совершенно безобидным. У театральных актеров бытует жаргонное выражение: «повело». Оно означает такую неприятную ситуацию, когда в самый драматический момент спектакля кому-то из участвующих в сцене «попала в глаз смешинка».

Прикрепленные файлы: 1 файл

поведение толпы.docx

— 31.05 Кб (Скачать документ)

Циркулярная реакция и коммуникация

Представьте себе полный зал, где рассказан очень  смешной анекдот и все громко смеются. Вы только что вошли и  не слышали шутку, однако общее настроение захватывает и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией. Впрочем, даже заразительное веселье не всегда бывает совершенно безобидным. У театральных актеров бытует жаргонное выражение: «повело». Оно означает такую неприятную ситуацию, когда в самый драматический момент спектакля кому-то из участвующих в сцене «попала в глаз смешинка». Актер «прыскает от смеха», это совершенно неуместное состояние передается партнерам — и сценическое действие разрушается…

Есть и  более страшные примеры. В XIV веке Европу охватила «черная смерть» — эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов  жизней. Основным способом лечения  оставались, как водится, истовая  молитва, покаяние, целование креста и скрупулезное отправление всех церковных обрядов. В разгар этого  бедствия наступил праздник Святого  Витта, который всегда сопровождался  массовыми пирами и танцами. Особенно бурно празднество отмечали в  Италии. Изможденные и отчаявшиеся  люди, напившись вина, принимались  ритмически плясать, доводили себя до истерического состояния и, уже  не в силах остановиться, падали замертво. Зловещее и заразительное  веселье передавалось от одного городского района к другому, от деревни к  деревне, оставляя за собой бездыханные  человеческие тела.

Итак, циркулярная  реакция — это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния  на психофизиологическом уровне контакта между организмами . Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и, например, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость и т.д.

Для лучшего  понимания того, что такое циркулярная  реакция, целесообразно сравнить её с коммуникацией — контактом  между людьми на семантическом уровне. При коммуникации имеет место  та или иная степень взаимного  понимания, интерпретации текста, участники  процесса приходят или не приходят к согласию, но в любом случаев  каждый остается самостоятельной личностью. Человеческая индивидуальность формируется  в коммуникационных связях и во многом зависит от многообразия смысловых  каналов, в которые человек включен.

Наоборот, эмоциональное  кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личностного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия : актуализуются низшие, исторически более примитивные пласты психики .

«Сознательная личность исчезает, — писал по этому  поводу Г. Лебон, — причем чувства всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимает одно и то же направление». Поэтому «в толпе может происходить только накопление глупости, а не ума». То же наблюдение можно встретить в трудах других исследователей. Например, у 3. Фрейда читаем: «Похоже, достаточно оказаться вместе большой массе, огромному множеству людей для того, чтобы все моральные достижения составляющих их индивидов тотчас рассеялись, а на их месте остались лишь самые примитивные, самые древние, самые грубые психологические установки».

Виды толпы

Большое количество наблюдений и специальных исследований позволили выделить четыре основных вида толпы с соответствующими подвидами.

Окказиональная  толпа (от англ, occasion — случайность) — скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие. Это самая обыденная из ситуаций стихийного массового поведения, которую доводилось в жизни наблюдать любому взрослому человеку, горожанину или жителю села. Тем не менее приведу пару иллюстраций.

А один из маленьких  шедевров выдающегося американского  юмориста О'Генри так и называется — «Комедия любопытства». Персонажи новеллы — юноша и девушка, представители бесчисленного племени уличных зевак, более всего на свете обожающих созерцать чьё-то несчастье. «Эти фанатики любопытства, словно мухи, целым роем слетаются на место всякого необычайного происшествия и, затаив дыхание, проталкиваются как можно ближе», — отмечает писатель.

Познакомившись  в одной из таких толп и понравившись друг другу, молодые люди решили пожениться. В час свадьбы около церкви скопилась очередная толпа любопытных, но героев торжества на месте не было. Потом выяснилось, что и  у жениха и у невесты в самый  неподходящий момент сработали условные рефлексы: узрев толпу, каждый из них  привычно бросился в гущу, расталкивая  окружающих, чтобы пробиться в  первые ряды. В итоге свадебные  наряды и прически были изрядно попорчены, под глазом у невесты появился синяк — короче, мероприятие пришлось отменить… 

Конвенциональная  толпа (от англ, convention — условность) собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные или собачьи бои, боксёрский или футбольный матч, митинг, концерт рок группы и т.д. и т.п. Здесь уже преобладает более направленный интерес, и люди до поры (пока толпа сохраняет качество конвенциональности) готовы следовать определенным условностям (конвенциям).

Сразу отмечу, что не следует путать конвенциональную толпу с публикой , собравшейся в драматическом, оперном театре, в консерватории и проч. Терминологическое различие вызвано, конечно, не тем, что психологи любят классику больше, чем рок — оно важно по существу и в функциональном отношении. На концерт, скажем, симфонического оркестра и рока люди приходят с разными установками, различные сценарии вероятного развития событий и организаторы по-разному к ним готовятся.

Конечно, если во время симфонического концерта в  здании начнется сильный пожар или  взорвётся заложенная террористами бомба, может возникнуть массовая паника. Но такая вероятность обычно невелика, и свести её к нулю — задача пожарной и охранной служб. Организаторы же рок  концерта обязаны учитывать, что  имеют дело с толпой, которая формируется  как конвенциональная, но, в силу общего свойства толпы как таковой (см. далее), непременно примет другие формы. Они должны уметь это прогнозировать и владеть адекватными приемами воздействия, чтобы ситуация не вышла из-под контроля.

Экспрессивная толпа (от англ, expression — выражение), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т.д. Как видим, спектр эмоциональных доминант здесь очень широк, а главная отличительная черта — ритмичность выражения.

Легко догадаться, что речь идёт о людях, скандирующих лозунг на митинге или манифестации, громко поддерживающих любимую команду  или клеймящих судью на стадионе, танцующих на карнавале и т.д. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять  особенно интенсивную форму, и тогда  возникает особый феномен массового  экстаза.

Экстатическая толпа (от англ, ecstasy — экстаз) — экстремальная форма экспрессивной толпы. В экстазе люди самозабвенно истязают себя цепями на шиитском религиозном празднике «шахсей-вахсей», доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут на себе одежду в ритме рока… Смертоносная пляска Святого Витта в Италии XIV века (см. выше) — из того же феноменологического ряда.

Действующая (active) толпа — политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения. В её рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.  

Агрессивная (aggressive) толпа , эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как направленность действий, прозрачно выражены в названии.

Паническая (panic; saving) толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности. Далее мы убедимся, что паническое поведение не только не является обычно спасительным, но и очень часто становится более опасным фактором, чем то, что её спровоцировало.

Стяжательная (greedy) толпа — люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Этот термин, в отличие от предыдущих, требует пояснений. Доминирующей эмоцией здесь обычно становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх. Стяжательную толпу подчас образуют брокеры, когда на бирже пронесся слух о том, что какие-то акции быстро растут в цене. В советских городах, особенно провинциальных, возникали такие толпы («Дают!»), когда на прилавок «выбрасывали» дефицитный товар. В парламентах наблюдается нечто подобное, когда депутаты с боем прорываются к трибуне, дабы высказать очередную высокомудрую банальность.

Однако слово  «стяжательная» (жадная) не всегда следует понимать буквально. Это может быть толпа голодных людей, которым доставили продовольствие, но не организовали четкое распределение. Или жителей отдаленного района, которые утром спешат на работу при недостаточном обеспечении автобусного маршрута машинами. Или потенциальных пассажиров отъезжающей электрички, в которой явно не хватит мест и т.д.

Повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от неё социально справедливым характером возмущения. Это также требует пояснений, поскольку понятие «социальная справедливость» выглядит здесь произвольным и не укладывающимся в операциональную схему. В действительности, однако, дифференциация повстанческой и агрессивной толпы столь же функционально полезна, как дифференциация конвенциональной толпы и публики.

Дело в  том, что толпа справедливо возмущенных  людей даже внешне выглядит иначе, чем  «классическая» агрессивная толпа. А главное, она обладает несколько  иными качествами. При наличии  активного сознательного звена  в неё может быть внесено организационное  начало, и тогда повстанческая  толпа превращается в сплочённую группу (в противном случае она  может выродиться в более примитивную  форму толпы). Хрестоматийным примером часто служит восстание на броненосце «Потемкин» в 1905 году, но можно обратиться и к более свежим примерам. Кому приходилось наблюдать стихийный  протест, забастовки, митинги в рабочих  коллективах (в частности, забастовки шахтеров в России 1998 года), мог заметить, что они чаще всего не выливаются в массовые драки, погромы и прочие разрушительные действия. Профсоюзные  комитеты выделяют ответственных лидеров, которым удается внести сознательную организацию в действия массы…

Основное  свойство толпы

Особое внимание обратим на то, что приведенная  классификация весьма условна. В  практическом плане наиболее важное свойство толпы — превращаемость: коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой .

Превращения могут происходить спонтанно, т.е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приёмы манипуляции толпой с теми или иными целями .

Самый элементарный пример спонтанных превращений вспомнит всякий, кто бывал на футбольном матче. С началом игры конвенциональная толпа превращается в экспрессивную, и важнейшая задача организаторов  — принять все необходимые  меры, чтобы по ходу дела или по окончании  матча предотвратить её превращение  в агрессивную, в стяжательную (когда  тысячи возбужденных болельщиков одновременно устремляются к единственному выходу) или в паническую (спровоцированную дракой, пожаром, стрельбой и т.д.).

18 мая 1896 года, в день коронации Николая  II, на Ходынском поле (в районе  нынешнего Ленинградского проспекта  Москвы) собралось более 500000 человек,  что значительно превысило вместимость  площади. Устроители же народного  гуляния не удосужились принять  подобающих мер по предотвращению  давки. 

Люди были празднично настроены; их побудили прийти к назначенному месту не только желание  приобщиться к знаменательному  событию и участвовать в общем  веселье, но и надежда на получение  царских подарков. И всего-то раздавали  по пакету пряников и по кружке с  вензелем. Но толпа есть толпа, в  ней все чувства обострены  и «сладкое слово „халява“» тоже звучит с особенной притягательностью. Чей-то крик: «Подарков всем не хватит!» — стал сигналом к превращению толпы из конвенциональной в стяжательную.

Вскоре усилившаяся  давка заставила почувствовать  неладное. Кто-то попытался остановить опасный процесс, запев «Спаси, Господи, люди твоя». Песня была подхвачена, но, вероятно, её ритм оказался не вполне адекватен ситуации (см. далее). Во всяком случае, коллективное пение лишь на время замедлило давление, продолжавшее по инерции усиливаться. Обезумевшие от страха люди топтали попадавших под ноги, теряли сознание и гибли в тесноте.

Приемы управления и манипуляции

Толпа создается  в основном стихийно и бессознательно, в основе создания толпы лежит  общность ЧУВСТВ (ненависть, страх, восхищение, любопытство и др.), приводящая к общим НЕОСОЗНАННЫМ действиям (агрессивная толпа, паническая толпа, толпа фанатов, толпа зевак и т.п.). Толпа живет исключительно чувствами, логика в ее поведении совершенно отсутствует, а действия бессознательны и стихийны.

Психологии толпы  посвящены работы многих авторов (З. Фрейд, Г. Лебон, А.М. Руткевич, С. Митрохин, С. Московичи Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева и др.). Но даже для психологов поведение толпы остается пока загадкой и они не могут четко ответить на многие "Почему...?".Почему толпу охватывают единые эмоции? Почему она стремится к единой цели вне зависимости от того, осознают ли это составляющие ее люди? Почему поведение толпы похоже на коллективное помешательство? Почему в толпе каждый отдельный человек утрачивает свою индивидуальность? Почему экстаз толпы достигается иногда только за счет звукового воздействия, причем его звучание и мелодичность могут быть важнее смыслового содержания? Почему, получив разрядку, толпа прекращает свое существование как единое целое? Почему..., почему..., почему....

Информация о работе Циркулярная реакция и коммуникация