Английская пресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 13:51, доклад

Краткое описание

В конце 18 в. появились газеты, которые и сегодня определяют лицо английской
прессы, – «Таймс» (1785) возникла для нужд рекламы. С 1781 г. появилась традиция
выпускать воскресные газеты для массового читателя. Под влиянием идей Великой
французской революции родилось и стало популярным произведение английского
просветителя Томаса Пейна (1737-1809) «Права человека».

Прикрепленные файлы: 1 файл

английская пресса.docx

— 35.13 Кб (Скачать документ)

АНГЛИЙСКАЯ ПРЕССА

ТАЙМС. ОБЩЕЕ.

В конце 18 в. появились газеты, которые и сегодня определяют лицо английской

прессы, – «Таймс» (1785) возникла для нужд рекламы. С 1781 г. появилась традиция

выпускать воскресные газеты для массового читателя. Под влиянием идей Великой

французской революции родилось и стало популярным произведение английского

просветителя Томаса Пейна (1737-1809) «Права человека». Появились издания,

выступавшие в защиту французской революции («Обсервер», 1789) и рассказывавшие о

бедственном положении народа («Пигс мит», 1793-1796). В 1811 г. в Лондоне

выходило 8 утренних и 8 вечерних газет. Общий тираж периодики в 1753 г. составлял

7,5 млн. экз., а в 1820 – 30 млн. Издания отличались большим тематическим разнообра-

зием: внутренняя и зарубежная информация, театральная хроника, обзоры литературы.

В середине 18 в. появляется немало изданий для трудящихся, что способствовало

росту его активности.

Но созданию широкой сети массовой печати мешал гербовый

сбор, взимавшийся с каждого периодического издания и вносимый в казну. Он был

введен в 1712 г. и повысил цены на газеты настолько, что они стали недоступны

бедноте. Ряд законов тоже тормозил развитие газет для ремесленников.

 

В 1830 самая, пожалуй, респектабельная газета в мире – лондонская «Таймс» («Times»), которую в 1785 основал Джон Уолтер – ежедневно выходила тиражом 10 тыс. экз. Паровая машина впервые была использована в лондонской типографии «Таймс» в 1814.

«Таймс» (англ. «The Times») — ежедневная газета в Великобритании, одна из самых известных мировых газет. Выходит в печать с 1785 года. В настоящее время «Таймс» издаётся в «Times Newspapers Limited» и целиком принадлежит медиакорпорации «News Corporation», главой которой является Руперт Мёрдок. Воскресным вариантом газеты является «The Sunday Times».

Многие газеты позаимствовали название у «The Times», например, американская «The New York Times», индийская «The Times of India» и другие.

«Таймс» была основана Джоном Уолтером (англ.) в 1785 году и называлась тогда «The Daily Universal Register» (англ. «Ежедневный перечень новостей»), редактором стал сам же Уолтер. 1 января 1788 года, после появления 940 выпусков, название сменилось на «The Times».

Основателем газеты, считающейся в настоящее время синонимом респектабельности британской прессы, стал английский типограф Джон Уолтер, начавший в 1785 г. издавать газету "Universal Daily Register". В 1788 г. издание Джона Уолтера было переименовано в "The Times", и под этим названием газета вошла в историю мировой прессы. Задачей Джона Уолтера было сделать "Таймс" изданием, интересным всем читающим кругам. В своей первой редакционной статье он заявил о том, что "газета должна быть хроникером времени, верным летописцем всех проявлений человеческого разума; она не должна сосредоточиваться только на одном событии, но, подобно хорошо сервированному столу, должна иметь в своем арсенале блюда на любой вкус <...> и, избегая крайностей, держаться золотой середины" [114].

Во времена Джона Уолтера занятие журналистикой не было прибыльным делом, единственная награда — приобретение политического влияния. Тиражи британских газет были небольшими, и в 1795 г. тираж "Таймс", составивший 4800 экз., считался рекордным.

 

Подлинное значение "Таймс" как общенациональной, а затем влиятельной европейской газеты проявилось только в XIX в. В 1803 г. управление "Таймс" переходит к Джону Уолтеру II, который усилил в "Таймс" черты респектабельности и сделал это издание самым информированным в стране. В период наполеоновских войн Англия находилась не только в экономической, но и в информационной блокаде — иностранные новости поступали с большим опозданием. Использовав ситуацию, "Таймс" в 1807 г. послала своего корреспондента Генри Робинсона освещать события в Европе. Репортажи корреспондента "Таймс" из Германии и Испании продолжались до 1809 г., став своеобразным британским "окном в Европу", а сама газета увеличила сеть своих корреспондентов как внутри страны, так и за рубежом.

В 1817г. Джон Уолтер II занял место в парламенте, а на пост редактора назначил Томаса Барнса. Варне возвел газету в ранг непререкаемых авторитетов в мире информации, закрепив за ней статус влиятельного издания. Взвешенная позиция "Таймс", не допускавшая явного радикализма, и ориентация на традиционные ценности среднего класса выгодно отличали ее от популистских и радикальных изданий того времени, не говоря о бульварной прессе.

Публикации и позиция "Таймс" сыграли важную роль в таких важных политических событиях, как первая парламентская реформа 1832 г., давшая право голоса мелкой и средней буржуазии и уничтожившая часть "гнилых местечек" в пользу промышленных центров, принятие закона об эмансипации католиков, отмена хлебных законов в 1846 г.

Пик популярности "Таймс" приходится на события Крымской войны, в период редакторства Джона Дилейна. Освещать военные действия был отправлен знаменитый корреспондент "Таймс" Уильям Рассел, первый военный корреспондент в истории британской прессы. Репортажи Рассела с места боев вдохновляли поэтов, строки его репортажей становились крылатыми выражениями, а его разоблачения военных и политических кругов привели к отставке правительства и к смене военного руководства.

В середине XIX столетия "Таймс" получила прозвище "Громовержец". Ее ежедневный тираж достиг 60000 экз., тогда как тираж ближайшего конкурента едва приближался к 6000. Точность и качество репортажей, своевременность освещения событий, высокий уровень передовиц и аналитических статей, осведомленность в хитросплетениях европейской политики сделали "Таймс" эталоном европейского периодического издания. Во многих европейских столицах собственные корреспонденты "Таймс" пользовались таким же вниманием, как и послы иностранных держав. Пресса в лице "Таймс" становилась подлинной "четвертой властью". Для Абрахама Линкольна "Таймс" этого периода — "одна из величайших сил в мире" [115], даже королева Виктория в одном из писем сетовала на влиятельность этой газеты.

Появление информационного агентства "Рейтер" (1851) и отмена гербового сбора в 1855 г. привели к потере монопольного положения "Таймс" в мире новостей, а конкурирующие издания ("The Daily Telegraph", "The Guardian") увеличили тиражи и потеснили "Таймс" на читательском рынке. С наступлением эры "нового журнализма", особенно с появлением газеты "The Daily Mail" в 1896 г., положение "Таймс" ухудшилось, и ее тиражи упали до 40000 экз. Некогда всемогущее издание оказалось на грани банкротства. В 1922 г. газета была приобретена семейством Астор, а с 1966 г. она вошла в состав концерна "Thomson Organization" (владеющего 50 газетами и журналами, а также несколькими радио- и телестанциями).

 

Несмотря на смену владельцев, направленность и качество "Таймс" остались неизменными. В настоящее время "Таймс" — это влиятельная ежедневная газета, издающаяся в Лондоне и имеющая широкую сеть собственных корреспондентов за рубежом. Тираж "Таймс" в начале 1990-х гг. составлял приблизительно 440 тыс. экз., что является неплохим показателем для категории "качественных" изданий (для сравнения тираж "Financial Times" — около 200 тыс. экз. "The Independent" — около 400 тыс., и только тираж "The Daily Telegraph" находится на отметке 1 млн. экз.)

 

ЛЭМ, ЧАРЛЗ

ЛЭМ, ЧАРЛЗ (Lamb, Charles) (1775–1834), английский эссеист, критик, поэт. Родился 10 февраля 1775 в Лондоне. Отец, Джон Лэм, служил на незначительных должностях в юридической конторе Сэмюэла Солта. В восемь лет Лэм определился в лондонскую школу «Приют Христа». Завязавшаяся там дружба с С.Т.Колриджем во многом определила их будущие литературные судьбы.

Оставив школу на пятнадцатом году жизни, Лэм работал мелким клерком в различных фирмах до получения в 1792 места в Ост-Индской компании, где прослужил тридцать три года, вплоть до выхода на пенсию. Для литературных занятий ему оставались лишь часы досуга, но, несмотря на это, он сумел войти в круг самых популярных английских эссеистов, стал замечательным рассказчиком историй для детей, сочинителем изящных стихов и мастером эпистолярного жанра.

Ранние писания Лэма не предвещали его более поздних достижений. Первые опубликованные произведения увидели свет в 1796 – четыре сонета в сборнике Стихи на разные темы (Poems on Various Subjects), составленном Колриджем. Через два года он впервые выступил как прозаик, опубликовав рассказ Розамунда Грей (Rosamund Gray), и напечатал несколько сочинений в сборнике Белый стих (Blank Verse), составленном совместно с Ч.Ллойдом, которому покровительствовал Колридж. Одно из этих стихотворений, Знакомые старые лица (The Old Familiar Faces), звучит очень грустно, нотки чувствительности и надрыва вообще характерны для многих ранних сочинений Лэма.

Заслуживают упоминания еще два литературных начинания Лэма, относящиеся к раннему периоду его творчества, хотя бы потому, что он обратился к новым жанрам. Два опыта в драматургии успеха не имели. Трагедия Джон Вудвил (John Woodvil, 1801 или 1802) появилась только в печати и подверглась насмешкам рецензента в «Эдинбургском обозрении». Фарс Господин Г... (Mr. H...) дождался постановки на сцене в 1806, но премьера была освистана, причем автор пьесы благодушно присоединился к публике.

Положение начало выправляться с 1807, когда были опубликованы знаменитые Рассказы из Шекспира, написанные Лэмом в сотрудничестве с сестрой Мэри (1764–1847). Эти истории предназначались для детей и представляли собой прозаический пересказ четырнадцати комедий и шести трагедий Шекспира. Все комедии пересказала Мэри; судя по ряду признаков, замысел сборника и его композиция принадлежали прежде всего ей, хотя ее имя и не указывалось в изданиях, вышедших при ее жизни. Успех был закреплен в следующем году выходом в свет книги Английские драматические поэты, современники Шекспира (Specimens of the English Dramatic Poets Who Lived About the Time of Shakespeare).

Для неспециалистов и широких читательских кругов наиболее значительный интерес представляет другое важное достижение Лэма – эссе Очерки Элии (Essays of Elia; рус. перевод 1979). Почти все очерки впервые увидели свет в журнале «Лондон мэгэзин» («London Magazine») в 1820–1825, хотя несколько очерков были напечатаны в 1810 и 1811 в журнале «Рефлектор», издании Ли Ханта. Стоит отметить, что почти все лучшие произведения Лэма появились уже после публикации Сочинений (Works) в 1818. Похоже, что вершины в жанре эссе он достиг публикацией сборника Очерков Элии в 1823. В 1833 вышел дополнительный том, Новые очерки Элии (Last Essays of Elia), в котором наряду с поздними были помещены лучшие очерки из первого тома.

По выходе в отставку Лэм после 1827 покинул Лондон, уехав с сестрой сначала в Энфилд, а затем в Эдмонтон, где после непродолжительной болезни умер 27 декабря 1834.

В своих очерках, или эссе, писатель прячется за маской Элии — манерного чудака, погружённого в воспоминания о событиях 30-летней давности. Темы очерков многообразны: театр, нежные чувства, политика. По стилю они ближе всего к произведениям Лоренса Стерна, которым Лэм не переставал восхищаться.

   Чарлз Лэм вошёл в литературу прежде всего необычайной лёгкостью языка своих произведений, написанных при всей этой «доходчивости» для восприятия и «близости к земле» темы, с тонким юмором и весьма образно, а главное — правдиво (даже весьма явный и красноречивый романтизм предельно реалистичен и даже рационален), что и сделало его если не классиком, то образцом в этом жанре «простой прозы», изысканного, «короткого по содержанию» рассказа. Сочинения Лэма органически впитываются читателем, своим неспешным, сдержанным, но тёплым и даже несколько надрывным повествованием они находят к его сердцу самые естественные прямые дорожки, которые и оказываются самыми короткими во внутреннем мире обывателя. Если снова цитировать Н. Я Дьяконову из работы «Чарльз Лэм и Элия», то речь идёт о том, что «если в эссе содержится поучение, оно должно быть преподнесено в скромной, ненавязчивой форме и так незаметно подводить читателя к нравственным умозаключениям, чтобы они казались ему выросшими из глубины его собственного сознания». И Лэм с этой задачей блестяще справлялся, умело вплетая хорошо узнаваемые бытовые зарисовки с натуры, из жизни Лондона («Я люблю даже лондонский дым», — говорят, говорил Лэм) и с самого себя в канву вымысла и романтизма. И далее там же: «„Очерки Элии“ выполнены в точном соответствии с романтическими представлениями, распространенными в кружке Лэма: воображение поэта должно направить тот единый общий взгляд, то единое умонастроение, которое определяет характер наблюдений и выявляется в каждом оттенка слова и каждом обороте речи, в любой детали и ее освещении. При этом мир внутренний неотделим от внешнего, субъективное от объективного, воспринимающий от воспринимаемого».

 

ЧАРТИСТЫ.

политическое и социальное движение в Англии с конца 1830-х до конца 1840-х годов, получившее имя от поданной в 1839 году парламенту петиции, называвшейся хартией или народной хартией. Чартизм можно считать предшественником социал-демократии, хотя собственно социалистические стремления в нём были весьма слабы.

Непосредственной причиной, создавшей чартистское движение, были промышленные кризисы 1825 и 1836 годов и созданная ими безработица 1825—1830 и 1836—1840 годов, распространившаяся преимущественно на Ланкашир, но захватившая также и другие части Англии, выбросившая на рынок десятки тысяч рабочих рук и значительно понизившая заработную плату остальных. Безработица вызвала ещё в 1820-х годах длинный ряд рабочих бунтов в различных городах Ланкашира, сопровождавшихся грабежом булочных и съестных лавок.

Движение буржуазии, приведшее к парламентской реформе 1832 года, нашло горячую поддержку и в рабочих массах, но успех этого движения совершенно не удовлетворил рабочих. Чартисты надеялись, что реформированный, согласно их желаниям, парламент сумеет найти верные средства для устранения социальных бед, против которых они протестовали. Для них построенный на принципе всеобщего голосования парламент должен был явиться организацией работающих масс для защиты их экономических интересов.

Главное требование петиции 1839 года (опубликована 8 мая 1838 года)[1], выраженное в 6 пунктах (избирательное право для всех мужчин старше 21 года, тайное голосование, отмена имущественного ценза для депутатов, равные избирательные округа, вознаграждение депутатов, годичный срок парламентских полномочий) и сводившееся к всеобщему, прямому, тайному и равному избирательному праву, было чисто политическим и соответствовало желаниям радикальной части буржуазии. Предшественниками чартистов по отношению к этому требованию были ещё в XVIII в. Картрайт (Cartwright), Вилькс, Годвин, в XIX в. Коббет, Эттвуд и в особенности Фрэнсис Плэс (Place), из коих последние два принимали участие и в самом чартистском движении.

Другие требования чартистов, имевшие экономический и социальный характер, были выражаемы в их петициях в менее определённых формах, не в требовательных пунктах, а в мотивировке. Тем не менее именно они, несмотря на всю их невыясненность для самих вождей, являлись центром тяжести движения.

Издававшаяся О’Коннором (с 1837) газета "Нортерн стар" ("Northern Star") стала ЦО чартистов.

Шелли и Байрон еще в 1812 и 1819 годах пророчески предсказывали, что «билль о реформе» не принесет никакого облегчения в тяжелом положении народа. Они требовали организации самостоятельной революционной партии трудового народа. Первым шагом на пути создания такой партии они считали издание боевого печатного органа, который явился бы могучим средством агитации и сплочения воедино всех демократических элементов, способных бороться за «высшую свободу». Шелли же впервые изложил основы чартистской тактики — тактики подачи петиций, под которыми собирались подписи нескольких миллионов человек. Эти петиции должны были подаваться не для того, чтобы «устыдить» высшие классы, а для того, чтобы убедить массы на их собственном опыте в недействительности никаких иных мер борьбы, кроме революционных. Все эти свои мысли Шелли наиболее подробно изложил в своем главном теоретическом труде — в «Философском взгляде на реформу» (1819).

Информация о работе Английская пресса