Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:00, контрольная работа
За последние десятилетия изучение истории народов Северного Кавказа ушло далеко вперед. Разработка актуальных проблем исторического процесса у этих народов стала одним из важных и успешно развивающихся направлений советской исторической науки. Появилось много новых документальных публикаций и специальных трудов по истории Северного Кавказа с древнейших времен до наших дней. Были выявлены и изданы многие ранее неизвестные письменные источники и сделаны важные археологические открытия. Исследования охватили все эпохи в жизни северокавказских народов--от древнейшей стадии каменного века до вступления на стадию социализма. Были созданы п опубликованы сводные труды по истории отдельных областей, автономных республик и народов Северного Кавказа.
Введение…………………………………………………………..2
Народы Северного Кавказа в  XVI—XVII вв. Агрессия Османской империи, Крымского ханства и Ирана. Начало присоединения Северного Кавказа к России.
Этническая карта Северного Кавказа в XVI-XVII вв…………..3
Развитие экономики………………………………………………5
Социальные отношения…………………………………………..7
Углубление феодальной раздробленности……………………..11
Литература………………………………………………………..15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Народы Северного Кавказа в XVI—XVII вв. Агрессия Османской империи, Крымского ханства и Ирана. Начало присоединения Северного Кавказа к России.
Этническая карта Северного Кавказа в XVI-XVII вв…………..3
Развитие экономики………………………………………………5
Социальные отношения…………………………………………..7
Углубление феодальной раздробленности……………………..11
Литература……………………………………………………
Введение
За последние десятилетия изучение истории народов Северного Кавказа ушло далеко вперед. Разработка актуальных проблем исторического процесса у этих народов стала одним из важных и успешно развивающихся направлений советской исторической науки. Появилось много новых документальных публикаций и специальных трудов по истории Северного Кавказа с древнейших времен до наших дней. Были выявлены и изданы многие ранее неизвестные письменные источники и сделаны важные археологические открытия. Исследования охватили все эпохи в жизни северокавказских народов--от древнейшей стадии каменного века до вступления на стадию социализма. Были созданы п опубликованы сводные труды по истории отдельных областей, автономных республик и народов Северного Кавказа. В трудах советских ученых освещаются их трудовые, патриотические, освободительные традиции, прослеживается развитие их экономики, социальных отношений, общественно-политической жизни и культуры. Особенно много было сделано для освещения положения основных масс трудящегося населения в разные исторические эпохи. Изучались частые в прошлом нашествия на Кавказ соседних государств, многовековая борьба его народов против арабских и монголо-татарских завоевателей, шахского Ирана, Османской империи и Крымского ханства. Подробно исследовалась борьба угнетенных слоев народа против местных эксплуататоров-рабовладельцев и феодалов, князей и ханов. Широко освещались истоки и развитие ориентации народов Северного Кавказа на Россию для защиты от внешней агрессии. Глубоко раскрывались объективно прогрессивные последствия их вхождения в состав России и дальнейшего слияния их судеб с революционной борьбой российского рабочего класса и передового крестьянства против царизма, помещиков и буржуазии за социалистическую революцию. Научное познание судеб ранее угнетенных народов Северного Кавказа все глубже и шире раскрывает значение Великой Октябрьской социалистической революции и передовой России.
НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
В XVI—XVII ВВ.
АГРЕССИЯ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ, КРЫМСКОГО ХАНСТВА И ИРАНА.
НАЧАЛО ПРИСОЕДИНЕНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
К РОССИИ
Этническая карта Северного Кавказа в XVI-XVII вв.
Расселение народов Северного Кавказа. Этническая карта региона в XVI—XVII вв., как п в предыдущие эпохи, не оставалась неизменной. Многие этнические названия, известные в прошлом, постепенно исчезали. Происходило складывание более крупных этнических объединении, которые постепенно консолидировались в народности. В описываемое время на Северном Кавказе окончательно сложились территориально-языковые общности, основы которых, как мы видели, были заложены в предшествующее время. К сожалению, ввиду отсутствия надежных статистических данных не удается определить численность северо-кавказских народов в XVI—XVII вв. Одной из крупных этнических общностей региона являлись адыги, известные в источниках данной поры под общим названием черкесов. По сведениям турецкого путешественника Эвлпя Челебп, «страна Черкестан простирается от склонов Анапских и Обурских гор, вплоть до берегов реки Кубани». Западную часть Черкеспи в 40-60-х годах XVII в. занимали адыгские племена жанеевцев и шагаков, Жанеевцы составляли две территориально независимые политические группы. Большая Жана была расположена на северо-западе от Туапсе, а Малая Жана — по левым притокам р. Кубани: р. Абин, Хабль, Иль. Шегаки жили вблизи Анапы, у подножия Бешкуйских гор. На прибрежной полосе Черкесип проживала еще одна группа адыгов — адаме. Но наиболее крупной этнической группой среди западных адыгов были хатукаевцы, жившие по р. Абин, Иль и Абурган. Южная граница адыгов в течение XVII в. менялась, постепенно продвигаясь на юго-восток в процессе этнической ассимиляции соседних адыгов — абазин. К началу ХVI в, с отходом кабардинцев на восток от бассейна Кубани, завершается процесс расселения абазин (тананты и шкарауа) по верховьям Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков и бассейна Верхней Кумы. источниках XVII в. северокавказские абазины известны также под названием правящих феодальных фамилий - Лоо, Биберди, Дудоруко, Клыч и Джантемир. Карачаевцы и балкарцы занимали смежную территорию у отрогов Эльбруса. Карачаевцы к 30-40-м годам XVII в. прочно обосновались в верховьях Баксана. На карте А. Ламберти (XVII в.) карачаевцы (карачио-Лц) помещены на территории нынешнего Карачая. Согласно русским источникам 1639 г., карачаевцы жили по Баксанскому ущелью. В первой половине XVII в. часть карачаевцев из-за феодальных раздоров выселилась в верховья Кубани.
В первой половине XVII в. балкарцы были расселены по Балкарскому ущелью вдоль р. Черек. Местоположение балкарских поселений не изменилось и во второй половине XVII в. Граница между западной (Закубанской) Черкесией и Кабардой проходила от Эльбруса на север по Пятигорью до верховьев Кумы. Восточный предел адыгейской этнической группы составляли кабардинцы. К XVI в. они занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека, до входа в горные ущелья, по правому берегу Терека и левому берегу Сунжи. Пятигорье в описываемое время уже не было местом их постоянного жительства. В связи с распадом в конце XVI в. Кабарды на Большую (от Малки до Уруха) н Малую (от Уруха до Среднего Терека и по правому берегу Терека), происходили массовые внутриэтнические передвижения населения, охватывавшие большие пространства края, хотя и не все эти территории были местом постоянного их обитания. Подвижность кабардинцев связана была не только с характером их хозяйства и внутриполитическими событиями, но и с постоянной опасностью крымско-султанской агрессии. Известно, что в конце XVI —начале XVII в. кабардинцы Алкасовых кабаков (Малая Кабарда) трижды меняли свое местожительство. Неоднократно передвигались и поселения Алегуки и Хотождукп Казыевой Кабарды. Этническая территория осетин находилась преимущественно в пределах горных ущелий, у верховьев Терека и его левых притоков: Гизель-дон, Фиагдон, Ардон и Урух. В описываемое время происходил также процесс этнической ассимиляции отдельных групп осетин в соседних с Дигорией ущельях. Продолжалась начавшаяся в предыдущие эпохи миграция части осетин в Южную Осетию. В XVI—XVII вв. как ингуши, так и чеченцы именовались по названиям отдельных обществ. Лишь грузинские источники называют их «кисти». Народы Дагестана называли чеченцев «мычигиш», точно так же и русские источники нередко именуют всех чеченцев «мичикизы» — термином, заимствованным у кумыков Дагестана. В русских документах того периода встречаются и названия отдельных обществ. Как и прежде, чеченцы и ингуши населяли труднодоступные горные ущелья к востоку от верхнего течения р. Терек до Дагестана. К концу XVI в. завершилось переселение кистинцев-бацбпйцев в Тушетию, где они стали называться «цоветушшш». Часть аккинцев переселилась в предгорье между р. Аксай и Акташ, по р. Ямапсу и образовали Ауховское общество. Поселившиеся вблизи Сунженского острога и Терской крепости аккинцы именовались «ококи», «окочане». В XVII в. началось также переселение чеченцев п ингушей к р. Сушке, постепенно приближаясь к городкам терских казаков.
Развитие экономики
Земледелие и скотоводство. Сельское хозяйство на Северном Кавказе в XVI-XV1 вв. продолжало развиваться на основе традиционно установившегося естественного разделения труда. Процессы консолидации территориально-языковых общностей, развитие экономической жизни северокавказских народов в этот период приводили к дальнейшей стабилизации и дифференциации хозяйства по зонам. В предгорьях и горных местностях, в частности у западных адыгов, развивалась подсечная система экстенсивного земледелия. На равнине развивалась переложная система, а в речных долинах — поливное земледелие. Обработка земельных участков производилась деревянным колесным плугом, в который впрягали несколько пар быков. Земледелием, как и ранее, занималось и население предгорных зон. Здесь, особенно в нагорной части, получило дальнейшее развитие террас строительство. Система земледелия у горцев Дагестана была близкой к трехпольной, с обязательным применением удобрения навозом. Широко применялось чередование культур. Земельные участки, расположенные на каменистых и гористых местностях, обрабатывались вручную мотыгами, а там, где удобно, применялась деревянная соха, в которую впрягали пару быков и в редких случаях - лошадей. Пахотные участки членов общины были разбросаны в различных местах, чем достигалось известное уравнение качественных различий почвы в разных местах общинной территории. Формы ведения земледелия обусловили возделывание специфических культур. Для переложной и подсечной систем было характерно возделывание яровых культур. Основными культурами, возделываемыми жителями Северного Кавказа, по-прежнему были просо, рожь, овес, ячмень, пшеница, бобы местного происхождения, которые отличались засухоустойчивостью, стойкостью против вредителей и болезней, скороспелостью. Зерно мололи с помощью водяных мельниц, строившихся вблизи селений. Применялись также и ручные мельницы простой конструкции. Наряду с земледелием на плоскости и в предгорьях Северного Кавказа было развито стационарное и отгонное скотоводство. В экономике населения горных и высокогорных районов Северного Кавказа ведущей отраслью продолжало оставаться овцеводство. Летом скот пасли на горных пастбищах и в речных долинах, а с осени перегоняли в равнинные зоны на зимние пастбища. На летних пастбищах стада каждого аула обычно занимали определенный участок, а после перегона на равнинные пастбища и первого снегопада их размещали по зимним хуторам, кошам, кутанам и ставили на кормление сеном. Горностационарное животноводство было развито у жителей горных долин. Общинные порядки строго регламентировали правила передвижения с альпийских пастбищ на зимние и обратно, рациональное использование каждого клочка земли с максимальной пользой, с учетом сохранения его для содержания скота. Отгонное скотоводство преобладало у жителей высокогорных и частично горных зон. Наличие больших массивов пастбищных земель способствовало непрерывному экстенсивному процессу разведения стада овец. В составе стационарного стада скотоводства преобладал менее приспособленный к перегонам крупный рогатый скот, а в отгонном-овцы и козы, которые лучше переносили длительные перегоны. Кочевое скотоводство было развито у ногайцев. В поисках подножного корма для скота ногайцы передвигались по степям Северного Кавказа. На зиму скот в кошары не загонялся, и от сильных морозов погибало большое количество овец. В XVII в. под влиянием соседей погайцы стали заниматься земледелием. Весной они засевали поля просом и уходили кочевать. Осенью же возвращались на свои поля и собирали урожай. Однако переход от кочевого скотоводства к оседлому земледелию и стационарному скотоводству у ногайцев происходил очень медленно. Все народы Северного Кавказа, как известно, занимались коневодством. Но особенно коневодство было развито у западных адыгов и кабардинцев, где оно носило отраслевой характер. Лошади «черкесской» и «кабардинской» пород славились красотой, быстротой своего бега и высоко ценились на внутренних и международных рынках. Садоводство и коневодство, шелководство и мареноводство были развиты у жителей Терека и Южного Дагестана. Из-за постоянной угрозы нападения врагов западные адыги, хатукаевцы и другие, как сообщает Эвлия Челеби, часто переходят с места на место и «поэтому в этой стране черкесов нет ни садов и виноградников, ни постоянных поселений». Население Северного Кавказа занималось также бортничеством и пчеловодством. Наибольшее развитие оно получило в районах, богатых лесами, и особенно у адыгов и чеченцев. Рыболовством занимались жители восточного берега Азовского и западного побережья Каспийского моря: «Около города Терка...— свидетельствует тверской купец и путешественник Ф. А. Котов,— находится остров Чечень.... Этот остров большой, и около него много рыбы, на нем терские жители, тарковскпе кумыки и горские черкесы ловят рыбу». В 1633 г. служивший в Терском городе кабардинский мурза Татархан с братьями просил разрешить их людям ловить рыбу в протоках Терека «соопча с городскими с терскими русскими лгодми» 12. Промысловое значение рыболовство имело в Темрюке, в окрестностях Анапы, в рыбацком поселении Ачу (на восточном берегу Азовского моря). В описываемое время оно совершенно исчезло в Среднем Прикубанье. Жители окрестностей Анапы (адыги и абазины) занимались сбором раковин и добычей жемчуга.
Социальные отношения
Класс феодалов. Характерной 
особенностью усилившегося процесса феодального 
развития XVI-XVII вв. была децентрализация 
политической власти феодальных владетелей, 
рост феодальной фамильной собственности 
и феодальной раздробленности. Однако 
не везде на Северном Кавказе феодальные 
отношения развивались равномерно. В ряде 
районов, особенно в высокогорной части 
Северного Кавказа, феодальные отношения 
находились в стадии становления. Устойчивость 
сельских общин приводила к образованию 
и возвышению крупных союзов общин (в Дагестане, 
Чечено-Ингушетии и у западных адыгов), 
которые успешно отстаивали свою независимость 
в борьбе против наступления соседних 
феодальных владений. Господствующим 
классом в северокавказских феодальных 
государственных организациях были: шамхалы, 
уцмип, майсумы, ханы, беки, мурзы - в Дагестане; 
князья (пищ), уорки (тлакотлеши, деженуго, 
кодзы, пшп-уорки и др.) -у адыгов; ахи и 
марншапа, агмиста-у абазин; алдары-в Осетии; 
бии - в Карачае; мурзы-у балкар, чеченцев 
и ингушей. В XVI в. в составе феодального 
сословия выделилась еще одна категория, 
известная в Дагестане под названием «чанка», 
или «чанка-тал-хап», а в Кабарде и на Северо-Западном 
Кавказе--«тума». Дети феодалов, рожденные 
от женщин более низкого происхождения, 
были лишены прямого наследства. Кроме 
того, в описываемое время сформировалась 
еще одна группа феодального класса, известная 
у кумыков под названием «сала-уздени», 
«сыйли-уздени» («лучшие уздени») и «батыри» 
— у карачаевцев и балкарцев; «эзди» и 
«бяччо» — у чеченцев и ингушей. В вассальных 
отношениях к сюзерену — верховному собственнику 
всего феодального владения — находились 
беки, крачи-беки (в Дагестане); уорки-тлакотлеши 
и уорки-деженуго (у западных адыгов, в 
Кабарде). Феодальные владетели Дагестана 
и мурзы Осетин, Балкарии были постоянно 
окружены своими военными слугами. Их 
земельное право было основано на вассалитете: 
они несли разнообразную службу у своих 
правителей, назначались послами, сопровождали 
их в походах и поездках. В Дагестане и 
у адыгов «лучшие узденп», по существу, 
стали правителями аулов и «кабаков» (селений).К 
господствующему классу относилось и 
местное мусульманское духовенство, которое 
было тесно связано с феодалами и своими 
проповедями способствовало укреплению 
власти шамхалов, уцмиев, ханов, мурз и 
др. В Дагестане, сообщает Эвлия Челеби, 
духовенство осуществляет правосудие 
«потому, что в этой стране закон ... находится 
в руках мусульманских богословов».                  
Углубление феодальной раздробленности
Политический строй феодальных 
владений. Политический строй феодальных 
владений Северного Кавказа соответствовал 
уровню их социально-экономического развития. 
Шамхалы, ханы, уцмии, майсумы, беки — в 
Дагестане, уорки, пши— в Кабарде и у западных 
адыгов, мурзы — в Осетин, Чечено-Ингушетии, 
Балкарип и Карачае, хотя и отличались 
друг от друга, все же являлись верховными 
сюзеренами на подвластной им террптории. 
Носители верховной власти в Кабарде и 
в некоторых владениях Дагестана формально 
выбирались на высшем совете представителей 
патриархально-феодальной знати из владельческих 
фамилий пожизненно, по принципу старшинства. 
Младшие представители господствующей 
фамилии несли службу на местах, хотя их 
зависимость от центральной власти в ряде 
владений зачастую была номинальной. Административное 
устройство феодальных владений было 
несложным. Шамхальство, ханство, уцмийство, 
майсумство, княжества Северного Кавказа 
делились на отдельные территориальные 
объединения — магалы, джамааты, кабаки. 
Верховная власть была сосредоточена 
в руках самого владетеля. Административные, 
правовые и судебные функции во владениях 
центральная власть осуществляла с помощью 
дружины, отдельные представители которой 
были связаны с владетелями патриархальными 
узами аталычества и молочного братства. 
Во время войны феодальные правители собирали 
народные ополчения. Причем, по горским 
адатам, в случае опасности все мужское 
население обязано было встать на защиту 
родины. Уклонившихся облагали крупным 
штрафом или изгоняли из пределов владения. 
Эвлия Челеби писал, что у черкесов каждый 
воин обязан был иметь по одной чистокровной 
лошади, щит, лук со стрелами, меч, копья. 
«Их пешие воипы все имеют ружья и стреляют 
свинцовыми пулями так метко, что попадают 
в глаз блохе» 32. Естественно, что вооружение 
и снаряжение воина зависело от его имущественного 
положения. Феодалы носили панцири, шлемы, 
налокотники, наколенники, а большая часть 
ополченцев, по словам Эвлия Челеби, носили 
накидку, которая «не имеет рукавов и представляет 
собой (кусок) толстой ткани, ворсистой 
с одной стороны. В битвах они держали 
эту ткань перед собой...» Действительно, 
эту ткань не пробивали стрелы и не рассекали 
мечи. «Иногда (перед) битвой эту ткань 
мочат». За военную службу ополченцы не 
получали вознаграждения. Лишь в шамхальстве 
положенный владетелям по шариату ашар 
(десятина) не платят: это «засчитывается 
им как жалованье (за службу)». Для защиты 
своих земель феодалы и сельские общества 
строили крепости.