Атомные оружейные программы Ирака и КНДР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

Одной из наиболее острых проблем современной международной обстановки является создание Северной Кореей ̶ Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) ̶ ядерного оружия. Мировое сообщество считает, что оно подрывает международную стабильность и безопасность, и требует от КНДР отказаться от своей ядерной программы. Пхеньян же настаивает на своем суверенном праве обладать таким средством сдерживания. Но чем дальше он идет по этому пути, тем сильнее оказывается на него давление, и тем более неблагоприятная обстановка складывается вокруг этого государства. В результате возникает опасность, что процесс не только может выйти из-под контроля, но и спровоцировать серьезный конфликт на Корейском полуострове.

Содержание

Введение 3
1. Военная атомная программа Ирака 4
2. Реализация атомной программы КНДР 7
Заключение 12
Список использованных источников 13

Прикрепленные файлы: 1 файл

история.docx

— 37.98 Кб (Скачать документ)

 

 

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Вологодской области

«Сокольский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по истории

Тема: Атомные оружейные программы Ирака и КНДР

 

Специальность

«Дошкольное образование»

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса,

группы В заочного отделения

Вахрушева Людмила Александровна

 

Проверил:

 
 

 

 

 

Сокол

2014

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 В последнее время особый интерес мировой общественности привлечен к странам, где осуществляются интенсивные ядерные исследования, подготовка кадров, строительство АЭС и объектов ядерного топливного цикла. В некоторых из них идет строительство ключевых объектов этого цикла, включая экспериментальные установки и промышленные заводы по обогащению урана, регенерации плутония, производству тяжелой воды и гексафторида урана. В ряде стран осуществляется разработка, и даже налажено производство мощных исследовательских и энергетических реакторов. В последние десятилетия были выявлены факты сокрытия создания и развития военных ядерных программ.

Так, Ирак — участник Договора о нераспространении ядерного оружия, член МАГАТЭ. Однако это не помешало ему вести разработку ядерного оружия. Во время войны в Персидском Заливе 1991 года в Ираке, была обнаружена подпольная программа по производству ядерного оружия

Одной из наиболее острых проблем современной международной обстановки является создание Северной Кореей  ̶  Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР)  ̶  ядерного оружия. Мировое сообщество считает, что оно подрывает международную стабильность и безопасность, и  требует от КНДР отказаться от своей ядерной программы. Пхеньян же настаивает на своем суверенном праве обладать таким средством сдерживания. Но чем дальше он идет по этому пути, тем сильнее оказывается на него давление, и тем более неблагоприятная обстановка складывается вокруг этого государства. В результате возникает опасность, что процесс не только может выйти из-под контроля, но и спровоцировать серьезный конфликт на Корейском полуострове.

Таким образом, тема контрольной работы «Атомные оружейные программы Ирака и КНДР» является актуальной.

 

  1. Военная атомная программа Ирака

С середины 1970-х Ирак активно осуществлял разработку и закупку, главным образом в Западной Европе, технологий и оборудования, способных обеспечить научно-технические предпослылки создания ядерного заряда (ЯЗ) на основе плутония. Руководство страны во главе с С. Хусейном стремилось к лидерству в арабском мире и на Ближнем Востоке и рассматривало обладание технологическим потенциалом в области создания ядерного оружия (ЯО) и других видов оружия массового уничтожения (ОМУ) в качестве необходимого условия достижения этой цели [1].

В Ядерном центре в Тувейте, расположенном в 50 км южнее Багдада, с помощью СССР в 1967 г. был пущен легководный исследовательский реактор ИРТ-5000 бассейнового типа, первоначальная мощность которого составляла 2 МВт, а после модернизации в 1987 г. – 5 МВт. Там же в 1987 г. был построен другой легководный исследовательский реактор бассейнового типа – импортированный из Франции реактор нулевой мощности (700 кВт) «Таммуз-2». Оба эти реактора, однако, в силу нейтронно-физических характеристик их активных зон были малопригодны для наработки оружейного плутония [1].

В 1974 г. Ирак безуспешно пытался закупить во Франции газографитовый реактор, являющийся реактором – наработчиком оружейного плутония, а в Италии – тяжеловодный реактор «Сирен» мощностью 40 МВт. В 1976 г. был подписан контракт с Францией на поставку легководного исследовательского реактора Озирак мощностью 40 МВт, использующего в качестве топлива 12,5 кг урана со степенью обогащения 93%. В том же году в ядерном центре в Тувейте началось строительство реактора, а осенью 1981 г. планировалось осуществить его физический пуск. В 1979 г. там же при содействии Италии была построена радиохимическая лаборатория, «горячие камеры» которой позволяли осуществлять исследования в области выделения плутония, а позднее с итальянской помощью был построен опытный завод по производству ядерного топлива, позволяющий изготавливать мишени из природного урана, что создавало потенциальную возможность их установки и облучения в реакторе. Ирак рассчитывал нарабатывать в Озираке до 2 кг плутония в год; Израиль опасался, что иракские ученые смогут ежегодно нарабатывать до 8 кг. Однако многие эксперты сходятся во мнении, что и те, и другие прогнозы были чрезмерно оптимистичны и легководный реактор подобного типа не способен нарабатывать значимых количеств оружейного плутония. Тем не менее 7 июня 1981 г. израильская авиация нанесла бомбовый удар по реактору, в результате чего последнему были нанесены серьезные повреждения. Акция была обусловлена опасениями руководства Израиля, что Озирак может использоваться Ираком в программе по созданию ядерного оружия [5].

После отказа Франции от восстановления реактора в Озираке Ирак пытался закупить тяжеловодный реактор на природном уране мощностью 20–40 МВт, способный в значимых количествах нарабатывать оружейный плутоний, однако ядерные экспортеры уклонились от сотрудничества.

Иракские ученые пытались использовать все известные методы обогащения для получения высокообогащенного урана (ВОУ): электромагнитный, центрифужный, лазерный, диффузионный и обогащение методом химического обмена. На начальном этапе реализации урановойпрограммыиракские специалисты отдавали предпочтение электромагнитной технологии разделения изотопов урана. Планировалось создание электромагнитных установок, каждая из которых позволяла бы ежегодно нарабатывать до 15 кг урана с обогащением 93%. В качестве альтернативного варианта рассматривалось использование диффузионной технологии для получения низкообогащенного урана (НОУ), который в дальнейшем проходил бы дообогащение до оружейного уровня на установках по электромагнитному разделению изотопов. В 1987 г. на севере от Багдада в районе Тармия началось строительство первой из установок по электромагнитному разделению, а также было принято решение о строительстве второй установки в Аль-Шаркуте (200 км на северо-запад от Багдада).

Трудности технического характера и отсрочки привели к тому, что ко времени иракского вторжения в Кувейт (2 августа 1990 г.) создание установки по электромагнитному разделению в Тармие отставало от графика более чем на год. В конце 1987 г. стало очевидно, что не удалось добиться прогресса в разработке диффузионной технологии, и для получения НОУ (4–8%) было принято решение о разработке метода химического обмена. Параллельно началось развитие центрифужной технологии обогащения.

В 1988 г. был принят план, согласно которому Ирак должен был получить первое ядерное взрывное устройство (ЯВУ) к лету 1991 г. Однако завершение строительства центрифужного завода, несмотря на достигнутые успехи, отставало от намеченных сроков на несколько лет [3].

После вторжения в Кувейт и начала масштабной конфронтации с мировым сообществом Ирак учредил программу по форсированному созданию ЯО. Предполагалось извлечение свежего и слабооблученного ВОУ из ядерного топлива реакторов ИРТ-5000 и «Таммуз-2», находившихся под гарантиями МАГАТЭ, и производство из него после дообогащения урана ЯВУ в шестимесячный срок. Для этих целей разрабатывался каскад, состоящий из 50 центрифуг, который позволил бы произвести 25 кг урана оружейного качества (т. е. для одного ЯВУ). Однако операция по уничтожению иракской группировки в Кувейте и на юге Ирака «Буря в пустыне», начавшаяся 17 января 1991 г., поставила крест на дальнейшей реализации проекта.

Авиация многонациональных сил нанесла 970 воздушных ударов по объектам на территории Ирака, имеющим отношение к созданию ОМУ. В соответствии с Резолюцией 687 Совета Безопасности (СБ) ООН от 3 апреля 1991 г. весь потенциал Ирака в области ядерного и других видов ОМУ был ликвидирован под наблюдением специальной комиссии СБ (ЮНСКОМ) и МАГАТЭ; стране было запрещено обладать ядерными материалами, пригодными для создания ядерного оружия, а также установками, способными их производить [1].

18 июля и 9 августа 1991 г. Совет  управляющих МАГАТЭ принял резолюции, констатировавшие нарушение Ираком своих обязательств по Соглашению о всеобъемлющих гарантиях. Факты, вскрывшиеся в ходе работы ЮНСКОМ и МАГАТЭ в Ираке, показали, что система гарантий МАГАТЭ не является достаточно надежной. Экспертами Агентства был подготовлен и Советом управляющих МАГАТЭ одобрен в мае 1997 г. типовой Дополнительный протокол к Соглашению о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ, который расширял возможности Агентства по контролю над ядерной деятельностью государств (новое иракское правительство подписало протокол 9 октября 2008 г.).

Несмотря на то что после 1991 г. Ираком сколько-нибудь значимая деятельность в рамках ядерной программы и по созданию других видов ОМУ не осуществлялась, США и Великобритания использовали якобы наличие программ по созданию ядерного и других видов ОМУ и средств их доставки в Ираке в качестве предлога для военного вторжения в страну 20 марта 2003 г. и последующей смены режима [5].

  1. Реализация атомной программы КНДР

Руководством КНДР на протяжении ряда лет предпринимались усилия по одновременному созданию потенциала ядерного оружия. Параллельно осуществлялась разработка средств его доставки. Однако на сегодняшний день положение дел характеризуется различной степенью продвинутости и завершенности.

9 октября 2006 года вошло  в новейшую мировую историю  как день, который   потряс до основания всю складывавшуюся более полувека систему обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии, поставил под сомнение само будущее всего процесса ядерного нераспространения. Именно в этот день Северная Корея произвела свое первое ядерное испытание, которое не только открыло ей путь в клуб ядерных держав, но и, по сути, сняло перед  Японией, Тайванем и Южной Кореей  ̶  странами с развитой атомной энергетикой и несравнимым с КНДР потенциалом  ̶  многие преграды, препятствовавшие им развивать собственные программы создания ядерного оружия [6].

Создание ядерной инфраструктуры в Северной Корее началось в конце 50-х  ̶  начале 60-х годов прошлого века, когда Пхеньян заключил с Москвой и Пекином соглашения о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. С этой целью в Йонбене стал создаваться ядерный исследовательский центр, где в 1965 году был установлен советский реактор ИРТ-2000 мощностью 2 МВт. Это  ̶  легководный реактор, в котором  в качестве топлива применяется сравнительно сильно обогащенный уран. По своим характеристикам он не мог использоваться для наработки материалов, необходимых для создания ядерного оружия.

К созданию ядерного оружия КНДР приступила в середине 1970-х годов, когда ее специалисты были допущены в китайские лаборатории и на полигоны. А до этого Северная Корея для отвода глаз, как утверждают некоторые аналитики, вступила в МАГАТЭ. Точно также она поступила несколько позже  ̶  в 1985 году, когда подписала Договор о нераспространении ядерного оружия, получив за это от Советского Союза награду в виде  газо-графитного исследовательского реактора мощностью 5 МВт.  С его строительством у КНДР появилась возможность нарабатывать плутоний, необходимый для создания ядерного оружия [4].

В 1998 году КНДР осуществила испытательный запуск трехступенчатой баллистической ракеты, пролетевшей над территорией Японией, а затем упавшей в акваторию Тихого океана. Началась эскалация напряженности. В марте 2003 г. официальный представитель МИД КНДР Ли Кван Хук заявил, что Пхеньян «в состоянии нанести сокрушительный удар по американским интересам во всем мире», а также обладает баллистическими ракетами, «способными поразить вражеские цели на любом расстоянии».

В 2003 году северокорейские власти, прежде всего благодаря активной работе с ними России и Китая, согласилась на шестисторонние переговоры (Россия, Китай, США, Япония, Южная Корея и КНДР) по своей ядерной программе. При этом совершенно очевидно, что они поставили перед собой задачу добиться от участников переговоров, и в первую очередь от Вашингтона, обмена своей ядерной программы на гарантии безопасности существующему строю и экономическую помощь стране. А в случае, если это не удается, тянуть время и продолжать создавать ядерное оружие. Отсюда  ̶  постоянно меняющиеся условия, на которых Пхеньян готов, дескать, отказаться от ядерной программы, и различные его демарши, связанные с уходом с переговоров и возвращением на них, и откровенная демонстрация военной силы [4].

9 октября 2006 года Центральное  телеграфное агентства КНДР сообщило об успешном испытании ядерного оружия: «Наше исследовательское подразделение безопасно и успешно произвело подземное ядерное испытание. Ядерное испытание стало историческим событием, которое принесло счастье нашим военным и народу. Ядерное испытание внесет вклад в поддержание мира и стабильности на Корейском полуострове и в прилегающем районе» [6].

14 октября 2006 года Совет  Безопасности ООН принял резолюцию 1718, требующую приостановить ракетную  программу и восстановить мораторий на запуски баллистических ракет и ограничивающую поставки Пхеньяну продукции и технологий, которые могут быть использованы в военных целях, в частности, для обогащения урана. Северная Корея со своей стороны обещала отказаться от ядерных вооружений, как только перестанет ощущать угрозу со стороны США [2].

В феврале 2007 г. между участниками шестисторонних переговоров была достигнута договорённость о поэтапном выполнении мер по денуклеаризации КНДР и определены «11 шагов» для необратимого прекращения работы установок Центра ядерных исследований в Нёнбене, связанных с северокорейской ядерной программой.

В соответствии с согласованным в «шестёрке» планом действий предусматривалось проведение работ по демонтажу оборудования и частичной ликвидации сооружений на трёх установках нёнбенского ядерного центра - 5-мегаваттном ядерном реакторе, производстве ядерного топлива для ЯР и радиохимическом производстве по выделению плутония из отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).

Информация о работе Атомные оружейные программы Ирака и КНДР