Александр Невский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

Как государственный муж он велик не менее, ибо сумел правильно ориентироваться в чрезвычайно трудной и сложной обстановке, созданной татарским нашествием, и первым стать на тот единственно верный путь, идя по которому его преемники и потомки - князья московские пришли к единодержавию и к победе над Ордой. А для того, чтобы пойти против течения и сознательно избрать именно этот путь, тогда казавшийся таким неблагодарным, нужно было обладать исключительными качествами ума и духа.
Цель контрольной работы – дать характеристику личности Александра Невского, его политики и роли в истории России.

Содержание

Введение 3
1 Юность Александра Невского. Его политика 5
2 Невская битва 9
3 Смерть Александра Невского и его роль в истории России 17
Заключение 24
Список использованных источников 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

История.docx

— 57.02 Кб (Скачать документ)

Александру и его воеводам прийти к такому выводу было нетрудно, они  хорошо знали тактику крестоносцев. А вот что противопоставить такой  тактике? Одной храбростью победы не добьешься [2, с. 67].

В традиционном боевом построении русских  самым сильным был срединный  полк. Полк левой руки и полк правой руки, что по обе стороны от срединного, слабее. Это известно военачальникам крестоносцев. И Александр решил: срединный полк будет состоять из ополченцев - горожан и селян, вооруженных копьями, топорами, засапожными ножами; опытные же воины, закаленные, хорошо вооруженные, встанут на флангах, там же разместятся конные дружины.

Что же произойдет благодаря такому нововведению? «Кабанья голова» легко  прошибет срединный полк. Рыцари посчитают, что главное дело уже сделано, но в это время с флангов навалятся на них могучие бойцы. Придется рыцарям вести бой в непривычных условиях.

Что придумать, чтобы острие застряло позади пробитого им срединного полка? Позади срединного полка Александр  распорядился поставить сани, на которых  везли оружие, доспехи и продовольствие. За санями, за этой искусственной преградой, начинался берег, усеянный большими валунами - преграда естественная. Между  саней, между камней не очень-то поскачешь  на лошади, отягощенной железом. Зато ополченец, одетый в легкие доспехи, будет действовать среди преград  ловко, он сразу получит преимущество перед медлительным рыцарем. Так, Александр  Невский готовил победу своему войску. Перед срединным полком стояли стрелки-лучники. Они первыми вступили в сражение.

Войско крестоносцев-рыцарей в  шлемах с рогами, когтистыми лапами  
и иными устрашениями, в белых с черными крестами плащах, с длинными копьями, прижатыми к бедру, прикрывшись щитами, двигалось как таран. Железные намордники, надетые на лошадей, превратили привычных животных  
в чудовищ. В середине клина, стараясь не отставать от всадников, бежали  
с секирами и короткими мечами рыцарские слуги и пехота.

Подпустив «кабанью голову» на несколько  сот метров, русские лучники начали осыпать ее стрелами. Шесть прицельных стрел в минуту может выпустить  хороший стрелок. Под свистящим  градом стрел немецкий клин несколько  сузился, на какую-то долю потерял свою разрушительную силу. Но все равно  его удар по срединному полку был  неудержимо мощным. Полк распался на две  половины — как березовый чудак  под ударом колуна. Русские называли рыцарский строй менее почтительно, чем сами германцы, - не «кабаньей  головой», а «свиньей». Летописец  писал: «Наехаша на полк немци  
и чудь и нрошибошася свиньею сквозь полк...»

Теперь, по опыту прежних сражений, рыцарям надлежало дробить боевой порядок русских на части, сечь бегущих  мечами. Но картина оказалась иной. Ополченцы откатились за обозные  сани и не побежали дальше. Рыцари, выскочив на берег со льда, медленно кружили среди камней и саней, получая со всех сторон удары.

Александр не искал встречи с  предводителем крестоносцев, как  было принято в те времена, и как  поступил сам на Неве, а следил за развитием обстановки. Сейчас действовали  друг против друга большие человеческие массы. В этом сражении полезнее, чем  личный пример, был своевременный  приказ полководца. Александр дал  знак вступить в сражение полкам правой  
и левой руки. Новгородцы, ладожане, ижоряне, карелы с одной стороны, суздальцы - с другой навалились на рыцарскую «свинью»

«Трус от копий ломления и звук от сечения мечного.» - так скажет летописец о том моменте сражения [4, с. 86].

Конные дружинники напали на противника с тыла. «Свинья» была окружена. Сбившихся  в кучу рыцарей, перемешавшихся со своими кнехтами-пехотинцами, русские воины  стаскивали с коней крюками, пропарывали  животы лошадей ножами. Спешенный  рыцарь был уже не такой грозный, как сидевший на коне. Весенний лед  ломался под тяжестью борющихся, рыцари тонули в полыньях и проломах. Подневольные пешие воины-эсты «дата плеща» - показали плечи, искали спасение в бегстве. Вскоре и рыцари, нарушив обет быть до конца стойкими, начали прорываться из кольца. Части крестоносцев удалось это. Александр приказал преследовать беглецов. До противоположного берега протоки - на многие версты лед был усеян телами врагов. Так закончилось сражение. Было оно 5 апреля 1242 года.

Много русских воинов в тот великий  день «кровь свою прольяша». Но враг понес потери еще большие. Только рыцарей было убито полтысячи. Полсотни рыцарей попало в плен.

Полки Александра под звуки труб и бубнов подходили к Пскову. Ликующие люди высыпали из города встречать  победителей. Смотрели, как ведут  крестоносцев подле их коней; рыцарь, идущий около коня с непокрытой головой, терял, но правилам ордена, рыцарское  достоинство.

Потрясающий урок получили германцы. Летом в Новгород приехали послы  из ордена и просили у Александра вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда-то Александр  произнес слова, ставшие на Русской  земле пророческими: «Кто с мечом  к нам придет, от меча и погибнет!»

Несколько веков германцы вытесняли  с исконных земель славян  
и прибалтов. Мало вытесняли, истребляли под корень. И вот впервые захватчики получили сокрушительный удар. Эта победа на многие-многие годы, на полтора века остановила германцев у западных границ Руси.

Эхом взятия Копорья было восстание  эстов на острове Сарема, Эхом Ледового побоища стало восстание против крестоносцев племени куршей на Балтийском побережье; к ним на помощь с многотысячным войском пришел литовский великий князь Миндовг. Восстали пруссы - тоже поморское племя; им помог войском польский князь Святополк. Рыцари на этот раз Тевтонский орден были разгромлены у Рейзенского озера.

Князь Александр Ярославич отчетливо  понимал, что сохранить  
в неприкосновенности северо-западные границы Руси, а также держать открытым выход в Балтийское море можно лишь при условии мирных отношений с Золотой Ордой, воевать против двух могучих врагов у Руси тогда не было сил. Вторая половина жизни знаменитого полководца будет славна не военными победами, а дипломатическими, не менее нужными, чем военные.

Между тем многим соотечественникам  Александра его политика мира  
с Ордой казалась ошибкой. Даже самые близкие люди - брат Андрей и сын Василий перейдут в ряды сторонников неотложной войны против монголо-татар [11, с. 104].

Александр всеми средствами старался ублажить хана и его сановников, чтобы избавить Русскую землю  от новых бед. Только в 1252 году хан  признал Александра великим князем и дал ему Владимир. С этого  времени пришлось ему взять на себя тяжелое дело. Нелегко было ему раньше отбиваться от западных врагов, но зато блестящие победы, воинская слава, чувства народной радости  и благодарности были тогда наградою ему за тяжелые воинские труды. Теперь ему приходилось унижаться перед ханом, заискивать расположения сановников его, одаривать их, чтобы спасти родную землю от новых бед; приходилось уговаривать свой народ не противиться татарам, уплатить требуемую дань. Даже иной раз приходилось ему самому, в случае сопротивления, силою заставлять свой народ исполнять требования татар. Конечно, болезненно сжималось сердце Александра, когда ему приходилось наказывать своих людей за непослушание татарам. Многие в то время думали, что Александр не жалел своего народа, действовал сообща  
с татарами, и злобились на него. Немногие понимали тогда, что тяжелая необходимость заставляла Александра так действовать, что, поступи он иначе, новый страшный погром татарский обрушился бы на несчастную Русскую землю.

В 1256 году новый хан (Берке) приказал сделать вторую перепись на Руси. (Первая перепись была сделана при Ярославе Всеволодовиче.) В земли рязанскую, муромскую и суздальскую явились татарские численники, ставили своих десятников, сотников, тысячников; всех жителей, исключая духовных лиц, переписывали, чтобы обложить поголовною данью. Новый хан пожелал, чтобы перепись была сделана и в Новгороде. Когда весть об этом дошла до Новгорода, поднялся здесь мятеж. Новгород не был, подобно другим русским городам, покорен татарским оружием, и новгородцы не думали, чтобы им пришлось добровольно платить постыдную дань. Чувствовал Александр, что быть беде, но не мог ничего сделать в пользу Новгорода. Прибыл он сюда  
с татарскими послами, которые требовали десятины. Новгородцы наотрез отказались уплатить дань; однако ханских послов не только не обидели, но даже одарили и с честью отпустили домой. Народ волновался. Многие злобились на Александра за то, что он держал сторону татар. Новгородский князь Василий, сын Александра, был на стороне недовольных новгородцев. Тяжело было его положение; не понимал и он, как большинство новгородцев, какая беда может постигнуть ослушников хана: стать на сторону отца, по мнению князя Василия, значило изменить Новгороду, а противиться отцу было ему тяжело. Кончил он тем, что бежал в Псков. Александр на этот раз сильно озлобился, выгнал сына своего из Пскова, а некоторых новгородских бояр, главных зачинщиков мятежа, жестоко казнил.

Сильно волновались новгородцы. Напрасно более благоразумные уговаривали народ покориться тяжкой необходимости.

- Умрем честно за Св. Софию и дома ангельские, кричал народ, сложим головы наши у Св. Софии!

Однако страшная весть о том, что ханские полки идут на Новгород,  
и увещания некоторых благоразумных бояр наконец подействовали. Волнение улеглось. Татарские численники ездили по новгородским улицам, переписали дворы и удалились. Хотя после этого татарские чиновники не приезжали  
в Новгород собирать дань, но новгородцы должны были участвовать в платеже дани татарам, отдавать свою долю дани великим князьям. Только что успокоился Новгород, в других городах поднялась смута. Татарские сборщики собирали дань самым бесчеловечным способом. Брали дань с лихвою, забирали пожитки в случае недоимок, а из бедных семей уводили людей в неволю. Притом они грубо обращались с народом. Невмоготу стало терпеть. В Суздале, Ростове, Ярославле, Владимире и в других городах заволновался народ,  
и сборщики дани были перебиты.

В сильную ярость пришел хан. В Орде собирались уже полчища: готовились татары страшно наказать мятежников. Александр поспешил в Орду.

Видно, нелегко ему было ублажить хана и его приближенных, зиму  
и лето пришлось ему прожить в Орде. Зато ему удалось спасти родную страну не только от нового погрома, но и выпросить для нее важную льготу: по просьбе Александра хан освободил русских от обязанности поставлять татарам вспомогательное войско. Тяжело было бы русским биться за татар, проливать свою кровь за злейших врагов своих! [9, с. 87]

 

3 СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО И ЕГО РОЛЬ В ИСТОРИИ РОССИИ

 

 

Из Орды Александр возвращался  больным. Крепкое его здоровье было надорвано постоянными тревогами  и трудами. С трудом, еле перемогаясь, продолжал он свой путь. Доехал он до Городца. Здесь окончательно слег. Когда  почувствовал он приближение смерти, принял схиму. Ночью 14 ноября 1263 г. его  не стало.

Скоро дошла до города Владимира  скорбная весть о кончине Александра. Митрополит Кирилл, служивший в это  время обедню, обратился к народу со слезами на глазах и сказал:

— Дети мои милые, закатилось солнце земли Русской! Народ долго оплакивал  своего князя. Тело усопшего князя перевезли  во Владимир. Несмотря на зимнюю стужу, митрополит Кирилл с духовенством встретил тело  
у Боголюбова, и отсюда со свечами и кадилами все духовенство провожало его до Владимира. Огромная толпа теснилась около гроба: каждому хотелось приложиться. Многие громко плакали. 23 ноября тело Александра Невского погребли во владимирском монастыре Рождества Богородицы.

Потрудился Александр для Русской  земли. Мужественно и победоносно  боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берег свой народ  от хищных татар. Среди трудных княжеских  дел не забывал благочестивый  князь  
и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, не мало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим «ангелом-хранителем». Русская церковь причислила его к лику святых. 

Может ли один человек повлиять на ход истории? Оправдана ли жестокость? Не напрасно ли принесена в жертву свобода? Верно ли выбран путь православия на Руси? Трудно через столько лет размышлять над этими вопросами. Осуждать или оправдывать те или иные действия. Но значения событий того времени, и роли в этих событиях Александра, несомненно, велико.

Можно отметить, что в целом эпоха  была насыщена политическими событиями  большого значения. И этот стремительный  ход событий, смена обстановки, не позволяют однозначно определить мотивы и причины поступков. Этим отчасти  объяснился субъективизм и расхождение  точек зрения на одни и те же факты  историков. Бесспорно то, что данные исторические события были первопричиной, зарождения новых стереотипов поведения  
и особенностей "русского характера", Александр выступает, как пособник новых идей. Именно ему принадлежит существенная роль в формировании новых черт русского менталитета. Что же именно было сделано? Он путешествовал, анализировал, сравнивал, вёл переговоры, вводил новые житейские правила и государственные законы [1, с. 114].

Первое - это договор с монголами. С одной стороны - защита от западных агрессоров, с другой порабощение  на 300 лет. С точки зрения Гумилева: этот союз, положил начало формированию новых этнических традиций  
в отношениях с народами Евразии. Цепью союза была защита общего Отечества, "понимал ли он сам глубокое значение сделанного им шага - неизвестно, да но, не столь важно", ибо "в соборном мнении потомков его выбор получил высшее одобрение." Волей или не волей, на этот счет возникают сомнения. В этическом смысле это действительно верно. Но вот для защиты ли общего Отечества? А что же не поддерживали его современники? Выходит, были настолько глупы, или менее патриотичны. Ведь не исключено, что это одобрение, выражалось лишь в попытке задним числом найти поддержку выбранному государственному курсу, а вместе с тем  оправдание войн  
и внутренних противоречий. Здесь возможна игра на чувстве патриотизма. Впрочем, существует и противоположная оценка действий князя: "На период пребывания Александра на великом княжении Владимирском приходится упорядочение системы монгольского владычества над Русью (перепись 1257 -1259 гг.) Исходя из этого факта, нередко изображают Александра чуть ли не главным виновником установления ига, задушевным другом Батыя  Сартака. Так, мнению современного американского историка,  Д. Феннела, книга которого издана в нашей стране, получение Александром Великого княжения "знаменовало... начало новой эпохи подчинения Руси татарскому государству... Так называемое, татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр предал своих братьев". С точки зрения историков, как мы видим, диаметрально противоположны. Почему? Безусловно, их определяет субъективная позиция авторов, которая, в свою очередь зависит от культурно-исторической и религиозной специфики данного общества в данный исторический период. Как мне кажется не стоит, столь однозначно рассматривать события минувших лет, особенно, если подтверждение историческими источниками затруднено? Представленные точки зрения - крайние подходы к рассмотрению вопроса. Но скорее, всего  
в каждой из них есть доля истины [12, с. 243].

Информация о работе Александр Невский