Петр I: внутренняя и внешняя политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:54, контрольная работа

Краткое описание

В результате энергичной и целеустремленной деятельности Петра I и его ближайших помощников было построено много промышленных предприятий, возникли новые отрасли производства (отметим особенно рост металлургической промышленности), расширилась внутренняя и внешняя торговля. Развитию производственных сил для России был мощный толчок, и тем самым создавались условия, способствовавшие утверждению элементов капиталистических производственных отношений. Из этого следует, что выбранная тема требует особо глубокого рассмотрения.

Содержание

1. Предпосылки реформ Петра 1.
2. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула в 1721г. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа.
3. Расширение дворянских привилегий. "Указ о единонаследии" 1714г. и "Табели о рангах" 1722г.
4. Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Меркантилизм.
5. Военные реформы.
6. Церковная реформа.
7. Культура России в 1 четверти 18в.
8. Положение в сельском хозяйстве. Расширение феодальной собственности на землю. Перепись населения и подушная подать.
9. Внешняя политика Петра 1. Северная война (1700-1721гг.).
10. Значение реформ Петра 1.
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

история.docx

— 44.32 Кб (Скачать документ)

Полтавская победа в корне изменила ход войны, проложила резкую грань  между тем, что было до нее, и последующими событиями на театре военных действий. В Европе пренебрежение к России после Полтавы сменилось потрясением, уважением, смешанным со страхом  перед ее мощью. Несмотря на новый  баланс сил, России пришлось продолжать войну, и еще очень долго. Полтавская победа многое облегчила. Так, Саксония и Дания, ранее разгромленные Карлом, воспрянули духом. Северный союз был восстановлен.

Русские армии продолжали одерживать победы одну за другой.1710г. стал в этом смысле весьма “урожайным”. Но следующий, 1711г. принес весьма неприятный сюрприз. Опасность пришла с юга, со стороны  Турции. Турция не только боялась возросшей  силы России, она хотела бы вернуть  Азов, снова, как и ранее, нападать (вместе с крымцами) на южные пределы России, Украины, Польши. Пётр несколько раз пытался склонить турецкого султана и шведского короля к миру. Но не удалось ни то, ни другое. Приходилось воевать на севере и юге одновременно. После трудных боев, 12 июля стороны подписали мирный трактат. Согласно его условиям, Турция получала обратно Азов; Россия, обещала разрушить крепости Таганрог на Азовском море и Каменный Затон на Днепре, не держать войска в Польше, не вмешиваться в ее дела, не иметь постоянного дипломатического представительства в Стамбуле, а также “отнять руку”от донских казаков и запорожцев, т. е. не поддерживать их. Обе стороны согласились в том, чтобы Россия не мешала Карлу XII возвратиться в Швецию, по возможности заключила бы с ним мир.

Обе стороны были довольны заключенным  миром.

Россия одерживала новые, и немалые, успехи в Прибалтике, на этот раз  в Померании. В январе 1713г. русская  армия наголову разгромила шведов у  Фридрихштадта. Несмотря на последний успех, итоги военных действий 1712 г. Петра удовлетворить не могли. Он решил развернуть военные действия в Финляндии, принадлежавшей тогда Швеции. Петр придавал будущему походу немалое значение, потому что из Финляндии шведы получали очень многое, вплоть до продовольствия и дров.

В апреле 1713г. русский галерный флот высадил на финское побережье 16-тысячный корпус. Во второй половине года русские  войска в Финляндии овладели Або, в Померании —Штеттином. Шведов изгнали из континентальной Европы.  27июля 1714 г. русский флот разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут.

Война продлилась до 1721г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Значение реформ Петра  1.

Величественная фигура Петра I, его  кипучая деятельность, размах его  преобразований, бранные дела –  все получило страстную и весьма противоречивую оценку современников  и потомства. Для одних он –  антихрист, для других – земной бог.

«Антихрист, антихрист сидит на престоле»,— с пеной у рта  проповедовал раскольничий старец, и  в тон ему твердили чернецы  и бояре, уцелевшие от казней стрельцы и ревностно придерживавшиеся ветхозаветной  старины торговые люди посадов Русской  земли.

Немало находилось людей, которые  не боялись говорить про государя «поносные речи», и не раз в  Преображенском приказе слышался треск  ломаемых на дыбе костей исступленных глашатаев «старой веры>, проклинавших «пьянчужку царя».

Но так думали и говорили только те, кто в преобразованиях Петра  видел конец родной старине, кто  видел, как ведомая царем страна устремилась в новое, неведомое, страшное, кто упрямо и злобно цеплялся за старый уклад жизни.

Среди врагов Петра мы найдем представителей разных слоев тогдашнего русского общества. Тут и старица-кликуша, и юродивый, вопящие на церковной паперти об антихристе, и угрюмый, упрямый стрелец, и лукавый боярин, и, наконец, сам царевич Алексей. За ним пошло немало и всякого «черного», «подлого» люда русских сел и городов. Но если для монахов, для стрельцов, для бояр борьба с Петром была борьбой с новшествами, борьбой за незыблемость прадедовских обычаев, то посадские люди, и крестьяне выступали против усилившегося при Петре феодального гнета, поборов и тягот, установленных им в целях укрепления дворянской, крепостнической державы.

Если бояре, стрельцы, староверы, тщетно цеплявшиеся за отживший старомосковский  уклад, несправедливо чернили Петра, то среди сподвижников, последователей и поклонников царя личность его, его дела получили высокую, а иногда и преувеличенно высокую оценку.

Высоко оценил Петра Чаадаев, полагавший, что его преобразования сняли  угрозу превращения России в шведскую провинцию.

В сочинениях великого русского революционного просветителя и критика Белинского мы находим исключительно высокую  оценку Петра. «Нужна была полная коренная реформа - от конечностей тела до последнего убежища человеческой мысли; а для  произведения такой реформы нужен  был исполинский гений, каким  являлся Петр»,— так писал  Белинский о Петре. «Петр Великий есть величайшее явление не нашей только истории, но истории всего человечества; он божество, вызвавшее нас к жизни, вдунувшее душу живую в колоссальное, но поверженное в смертную дремоту тело древней России». «Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади; алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства Русского».

Чернышевский отдавал должное  памяти Петра, подчеркивал значение его дел и высоко оценивал его  личные качества, называя его «великим человеком». «Русский должен быть патриотом  в том смысле, в каком им был  Петр Великий»,— писал он, отмечая  исключительную любовь, которую питал  Петр к своей стране, и указывал на «беспредельное желание благ Родине, одушевляющее всю жизнь, направляющее всю деятельность этого великого человека». Добролюбов говорил о  Петре, что он «разрешил вопросы, давно уже заданные правительству  самой жизнью народной,— вот его  значение, вот его заслуги. Напрасно приверженцы старой Руси утверждают, что то, что внесено в нашу жизнь  Пет- ром, было совершенно несообразно с ходом исторического развития русского народа и противно русским интересам. Обширные преобразования, противные народному характеру и естественному ходу истории, если и удаются на первый раз, то не бывают прочны. Преобразования же Петра давно сделались у нас достоянием народной жизни, и это одно уже должно заставить нас смотреть на Петра как на великого исторического деятеля, понявшего и осуществившего действительные потребности своего времени и народа».

Добролюбов подчеркивал, что реформы  Петра, несмотря на западноевропейскую форму его преобразований, были направлены на благо России и не были насилием и указывал на значение не иноземных, а русских соратников Петра. Вместе с тем Добролюбов подчеркивал, что, несмотря на свою «матросскую куртку», Петр был настоящим самодержцем. «В матросской куртке, с топором  в руке, он так же грозно и властно  держал свое царство, как и его  предшественники, облеченные в порфиру  и восседавшие на золотом троне, со скипетром в руках»,— писал  Добролюбов. Петр, по мнению Добролюбова, был прежде всего государственным человеком. Он «заглушил самые нежные чувства отца для гражданского блага своей родины, предвидя в своем сыне личность, вредную для государства».

Высоко ставил Петра Герцен, писавший: «К концу ХVIIвека на престоле царей появился смелый революционер, одаренный обширным гением и непреклонной волей — это деспот по образцу комитета общественного спасения».

Так оценивали деятельность Петра  представители передовой русской  общественной мысли XIX в., видя в нем  не «земного бога», а человека, понявшего  и осуществившего действительные потребности  своего времени и своей страны.

 

 

Заключение

Однажды Петр, обращаясь в письме к супруге Екатерине, кратко и  метко определил круг и суть своих  обязанностей: “Мы, слава Богу, здоровы, только зело тяжело жить, ибо я левшою (левой рукой) не умею владеть, а в  одной правой руке принужден держать  шпагу и перо”.

Петровская шпага, действия которой  опирались на мощь русской армии  и флота, привела страну к блистательным  победам на суше и на море. Русский  андреевский флаг утвердил себя на полях и водах сражений. Он же стал символом внутренних преобразований, успехов в том “распорядке”, к которому Петр приучал Россию, не приучив, правда, к нему собственного сына Алексея.

Преобразования, проведенные на рубеже двух столетий, носили характер первичный, предварительный. Более глубокие реформы  начались позднее, после побед под  Лесной и Полтавой.

Конечно, были и непоследовательность, и отдельные импровизации в законодательной  деятельности. Порой пером Петра  водили чувства гнева и державной  вседозволенности. Недаром Пушкин скажет столетие спустя, что некоторые из указов царя написаны кнутом.

Одни реформы проводились не сразу, а годами, другие  урывками, в перерывах между военными действиями, в спешке. Но в целом они складывались в систему, охватывали все стороны жизни большого государства, все направления деятельности аппарата управления делами внутренними и внешними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

Буганов В.И. Петр Великий и его время. - М.: Наука, 1989. - 192 с.

Павленко Н.И. Петр I. - М.: Наука, 1990. - С.34-125.

Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. - 1993. - № 6. - С.59-78.

Ключевский В. О. Русская история. В 2 томах.


Информация о работе Петр I: внутренняя и внешняя политика