Иван III – «Государь всея Руси»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 01:31, реферат

Краткое описание

Изучение этой темы актуально с точки зрения выявления закономерностей и особенностей в данном процессе, влияние на него внешнеполитических факторов и принципов внутренней политики России, личного вклада правителя.
Свержение ордынского ига, с которым связано «стояние на Угре» (на реке Уфа), ознаменовало собой победу русского военного искусства и внутренней политики страны, проводимой с целью возвращения ей полной независимости и самостоятельности, как во внутренних делах, так и во внешних.

Содержание

Введение 3
Глава 1 внутренняя политика ИванаIII 5
Глава 2 внешняя политика Ивана III 12
Глава 3 освобождение Руси от Ордынского Ига 15
Заключение 26
Список литературы 28

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат история.Иван III – «Государь всея Руси».doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Санкт-Петербургский  государственный технологический  институт

(технический университет)


Кафедра истории Отечества


 

РЕФЕРАТ

ПО ИСТОРИИ

Иван III – «Государь всея Руси».

 

 

 

Выполнил студент:

Специальность №080100 Экономика

Руководитель:

Гуркин Александр Борисович

Доцент, кандидат исторических наук

заведующий кафедрой истории Отечества, науки и культуры

Оценка ___________________

 

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание

Введение          3

Глава 1 внутренняя политика ИванаIII     5

Глава 2 внешняя политика Ивана III      12

Глава 3 освобождение Руси от Ордынского Ига    15

Заключение          26

Список литературы        28

 

Введение

Тема освобождения  Руси от татаро-монгольского ига как главное достижение правления Ивана III в процессе  создания единого российского государства всегда привлекала внимание историков.

Изучение этой темы актуально  с точки зрения  выявления закономерностей  и особенностей в  данном процессе, влияние на него внешнеполитических факторов и  принципов внутренней политики России, личного вклада  правителя.

Свержение ордынского ига, с которым связано «стояние на Угре» (на реке Уфа), ознаменовало собой победу русского военного искусства и внутренней политики страны, проводимой  с целью возвращения ей полной независимости и самостоятельности, как во внутренних делах, так и во внешних.

Историография по данной теме обширна.   Это объясняется тем, что авторы, которые занимались исследованиями события, получившего название «стояние на Угре» и роли Ивана III в этом событии, всегда стремились привнести в свои исследования субъективные факторы, как   политические так и национальные. Необходимо отметить еще и такую тенденцию в исследованиях, как стремление к « усреднению». Это выражается в том, что данное событие рассматривается как второстепенное,  не оказавшее большого влияния на последующее развитие страны в целом и поэтому не являющееся исторически ценным.

Историки дореволюционного периода, посвятившие свои исследования свержению ордынского ига и преодолению феодальной раздробленности: А.В. Нечволодов,  Д.И. Иловайский, Платонов С.Ф.

В своих работах  они  уделяют большое внимание личной роли Ивана III в достижении победы над татаро-монголами в сражении на  реке Угре и дают ему высокую оценку как политику и полководцу, не уделяя внимания тем предпосылкам его побед, которые были подготовлены его поступательной внутренней  политикой. Эти историки являлись сторонниками того, что в центре исторического процесса находится  харизматичный  государственный деятель.

Объединению русских  земель и созданию централизованного  государства посвящены многие работы отечественных историков:  Л.Н. Гумилева,  А. Н. Сахарова,  Ю. Г. Алексеева и других.

Анализ литературы показывает, что данная тема, получившая общее название «стояние на Угре» исследовалась достаточно разносторонне. Между тем, изучение соотношения внутри- и внешне-политических задач как единого комплекса исторического процесса позволило бы составить более полное представление о процессе централизации государства и формирования самодержавной власти.

Цель данной работы состоит  в том, чтобы рассмотреть вышеназванное  событие как закономерный результат в процессе становления централизованного государства.

Дать оценку деятельности Ивана   III в преодолении феодальной раздробленности и избавлении от иноземного ига.

Установить, в чем историческое значение «стояния на Угре» в ходе образования единого Российского государства.

Какова роль   Ивана   III   в формировании  основ самодержавной власти.

Исходя из вышесказанного, структура данной работы следующая: введение, три главы и заключение.

 

Глава 1 внутренняя политика ИванаIII

В середине XV в. сложились  условия для создания централизованного  государства. В период правления сына Василия II Темного Ивана III (1462—1505) к Московскому княжеству были присоединены почти все русские земли. От Литвы перешли Чернигово-Северские владения.

В отличие от своих  предшественников Иван III занял великокняжеский  престол без санкции хана Золотой орды. Он отверг традицию, предписывавшую вассальным русским князьям ездить на поклон к сюзерену — ордынскому хану.

К началу XVI столетия, у Ивана III имелись  все основания называть себя Великим  князем всея Руси. Действительно, вся  территория Древней Руси, за исключением части, захваченной Польшей, вошла в состав нового русского государства, которому предстояло теперь шагнуть в новое историческое время.

Борьба с междоусобицами становится основной целью внутренней политики Ивана III. Но для этого необходимо было сделать ряд внутриполитических преобразований по укреплению единоличной власти в стране.

Иван III лучше всех своих предшественников сумел воспользоваться благоприятными обстоятельствами, и хотя медленным, но твердым и неуклонным шагом он почти всегда достигал своих целей. Его княжение ознаменовано многими важными событиями  внутренней политики.  Главное  место среди них занимает присоединение к Москве самых значительных уделов Северовосточной России. 

Как-то новгородские послы  назвали Ивана Васильевича "государь", а не "господин", как было принято прежде. Оговорка имела очень серьезные последствия. По московским понятиям, назвать человека "государь" — значит признать его полную власть и свое безоговорочное подчинение. Обращение же "господин" использовалось между равными[10, c.117].

В Новгороде понимали, что Москва без колебаний воспользуется этим промахом, и тут же объявили, что послы действовали без ведома вече и превысили свои полномочия. Иван III обвинил новгородцев в измене и выступил в поход. Осадив Новгород, он потребовал, чтобы новгородцы полностью отказались от независимости и подчинились Москве. В январе 1478 г. новгородцы сдались на условиях Ивана III. Боярская республика в Новгороде была ликвидирована.                                    

В Новгород прислали московских наместников, вече было упразднено, а  вечевой колокол, символ новгородской вольности, и Марфа Борецкая отправлены в Москву. Иван Васильевич обошелся без массовых казней -  он просто переселил тысячи новгородских семей в другие области Руси, а их земли отдал купцам и служилым людям из Московского княжества. Это подорвало экономическую основу новгородской государственности, и Новгород сделался второстепенным городом.

После присоединения  Тверского княжества (1485) Иван III стал именоваться государь всея Руси, что демонстрировало установившийся суверенитет Российского государства. Полностью его титул звучал так: "Иоанн, Божией милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и иных" и официально был принят в 1493 г.1

Титул "государь всея Руси" означал, что Иван III, как  Рюрикович и потомок Владимира  Святого, предъявляет права на все  русские земли, когда-то входившие  в состав Древней Руси.

Титулы "царь и самодержец" подразумевали, что московские князья больше не данники Орды и вольны сами распоряжаться своей землей. Никто из других государей не имеет  право вмешиваться в их внутренние дела.

С появлением единого  государства набирают силу централизаторские тенденции. «Государь всея Руси» сосредоточил в своих руках огромные полномочия. Только он имел право издавать распоряжения законодательного характера, назначать на высшие государственные должности, осуществлять полномочия высшей судебной инстанции. Кроме того, он должен был возглавлять наиболее значительные военные походы[9, c.64].

Государственного аппарата, как такового, пока не существовало, но были созданы два общегосударственных  учреждения, которые исполняли великокняжеские  распоряжения: дворец и казна. Дворец, возглавлявшийся дворецким, первоначально ведал землями великого князя — дворцовыми. Затем дворецкие стали рассматривать земельные споры, вершили суд. С присоединением новых территорий на них появились местные дворцы, а из Москвы управление ими стал осуществлять приказ Большого дворца. Казна, возглавляемая казначеем, контролировала взимание государственных налогов, таможенных сборов, выполнение ряда повинностей, занималась и вопросами внешней политики. В казне хранились государственная печать и государственный архив[9, c.73].

Несмотря на изменение  общественного статуса великого князя и значительное увеличение его полномочий, сохраняется древнейшая традиция княжеской «думы» со своими боярами. Она трансформируется в  создание постоянного совещательного органа при великом князе — Боярской думы. В конце XV в. Боярская дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Ее численный состав был небольшим: 10— 12 бояр и 5—6 окольничих. На боярские должности великий князь назначал представителей самых знатных московских родов. Во второй половине XV в. начинает складываться центральная исполнительная власть. Первоначально княжеское управление осуществлялось через систему временных поручений, которые давались, как правило, боярам. Затем эти единоличные поручения начинают превращаться в постоянные присутственные места («избы»). Для решения тех или иных вопросов при Боярской думе создавались особые комиссии. Так были образованы, к примеру, Разрядный и Разбойный приказы[9, c.76].

По мере вхождения  новых земель в состав единого государства боярский чин стали получать князья прежде независимых княжеств («княжата»). В Думе царил дух коллегиальности. По свидетельству сына боярского Берсень-Беклемищева, Иван III «любил встречу (возражения), жаловал тех, которые против его говорили».2

Важным мероприятием было создание в 1497 г. Судебника —  первого свода законов единого  государства. В этом документе были собраны и приведены в систему  все законы, существовавшие в Московском княжестве. Они становились обязательными на всей территории Русского государства. Вся полнота власти отдавалась государю. Его приближенные и князья входили в совещательный орган Боярскую думу, которая действовала по формуле: «Государь указал, бояре приговорили».3

 Судебник закрепил ограничение крестьянской свободы.

В среде бояр в XV в. сложились  местнические отношения, которые регламентировались не столько родовитостью, сколько служебной деятельностью предков. Также великий князь гарантировал закрепление привилегированного положения при распределении государственных должностей и за их прямыми потомками. При этом предполагалось безусловное подчинение власти московского правителя. Начиная с Ивана III, это находит выражение в официальном обращении любого служилого человека (включая князей) к государю: «Се яз, холоп твой...»4

Параллельно с формированием  в Москве центральных органов  власти происходили изменения и  в управлении на местах. Основной территориально-административной единицей в едином государстве становятся уезды. В XV в. уезды подразделялись уже на станы и волости.

На местах правили  представители государя — наместники (в уездах) и волостели (в волостях), жившие на кормлении. Они собирали не только налоги, но и средства в свою пользу. Кормления являлись вознаграждением — но не за исполнение настоящих административных и судебных обязанностей, а за прежнюю военную службу. Не было строгой системы ни в самих назначениях кормленщиков, ни в размерах кормлений[10, c.125].

Сочетанием новых и старых подходов характеризуется политика великого князя по отношению к удельным князьям, которыми могли быть теперь лишь представители московского княжеского дома. Иван III сохранил традицию выделения уделов своим сыновьям, но одновременно вел борьбу с самовластием удельных князей — своих братьев.

Во владениях удельных князей сохранялась система управления, сложившаяся в XIV—XV вв.  Удельным князьям предоставлялась довольно большая свобода действий во внутренних делах.

Все больше государь опирался на дворян, которые служили при  его дворе и помещались на его  землях[4, c.70].

В конце XV в. были изданы правительственные акты, регулирующие деятельность наместников и волостелей и определяющие основные принципы суда и управления. Так, Белозерская уставная грамота 1488 г. регламентировала взаимоотношения  между органами центральной власти (наместники) и местным населением. В ней закреплялось право белозерцев жаловаться великому князю на наместников и их помощников. Устанавливалось совместное судебное разбирательство: наместничий суд был правомочен только при присутствии представителей местных общин (это положение было закреплено и Судебником 1497 г.). Специальная статья запрещала наместникам вмешиваться в дела общины.  Предполагалось подобные грамоты дать и другим уездам Русского государства[2, c.57].

В 1493 г. В обращении  к Ивану III  впервые входят  в употребление титулы "царь и самодержец".

Особенно важен был  титул "царь". Даже очень знатный владетель не мог просто так назваться царем или королем. Все настоящие цари и короли сочли бы это вызовом и немедленно создали бы против самозванца военный союз. Дипломаты Ивана III прекрасно это сознавали, поэтому поначалу оперировали этими титулами очень осторожно, не жалея времени на объяснения подлинного их значения[4, c.110].

В 1472 г. Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога.

Иван III считал себя законным наследником византийской короны. После  женитьбы на Софье, ощутив себя возвысившимся  до царственной высоты, Иван III стал требовать беспрекословного повиновения. Иван III уничтожил удельные княжества, и недовольным боярам просто некуда было "отъехать": вся Русь была теперь во власти великого князя.

Брак Ивана III с византийской принцессой устроил папа римский. После падения Константинополя в 1453 г. Софья воспитывалась в Риме и казалась ревностной католичкой. Папа рассчитывал, что ее влияние поможет объединению католической и православной церквей под властью Рима. Но Софья обвенчалась с Иваном III по православному обряду, и затея не удалась. Тем не менее брак с Софьей говорит о том, что в католической Европе престиж великого князя Московского был весьма высок — иначе никому бы не пришла в голову идея выдать за него византийскую принцессу.

Информация о работе Иван III – «Государь всея Руси»