Характеристика глав работы "О скудости и богатстве"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:48, контрольная работа

Краткое описание

Первая половина XVIII в. ознаменовалась в русской истории реформами Петра I. Петровские реформы затронули все сферы жизни русского общества: политическую, социальную, экономическую, правовую. Они не просто упрочили российское самодержавие, они придали ему немало новых черт. Изменились взаимоотношения между государством и церковью. Церковная организация стала частью государственного аппарата. Изменились отношения между государством и обществом.
Все эти перемены нашли свое отражение в русской политической и правовой идеологии. При этом необходимо отметить, что новое и старое вполне сочетались между собой и взаимно друг друга дополняли.

Содержание

Введение
1. И. Т. Посошков. (Краткая биографическая справка)
2. Книга "О скудости и богатстве" (Общая характеристика)
3. Характеристика глав работы "О скудости и богатстве"
3.1. О духовенстве
3.2. О воинских делах
3.3. О правосудии
3.4. О купечестве
3.5. О художестве
3.6. О дворянах, крестьянах и о земляных делах
3.7. О царском интересе
Заключение
Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ИЭУ РАНХиГС.docx

— 49.40 Кб (Скачать документ)

Но Посошков не ограничивается книгами  и школами, и для борьбы с расколом предлагает применять меры полицейского порядка. При церквах следует вести записи прихожан и для этого должны служить семь книг: родильные, крестильные, покаянные, причальные, венчальные, погребальные и описные. Священник должен обойти свой приход, осмотреть и описать каждый двор. Таким путем Посошков надеялся добиться строгого выполнения церковных обрядов и наряду с этим выявить уклоняющихся от них "адских волков" - раскольников.

3.2. О воинских делах

В военных делах Посошков предлагает отказаться от стрельбы залпами и  при этом он говорит: "Я много  слыхал от иноземцев военной похвалы такой: "Так де жестоко билися, что в огне де стояли часов с шесть, и никто де никово с места збить не мог". И сия похвала немецкая у них бы ова и была, а нам дай Боже ту похвалу нажить: "С русскими де людьми бица нельзя, есть ли де одиножды выпалят, то де большую половину повалят". Если научить русских воинов, то "от русских солдат, будто от лютого зверя, всякой бы неприятель бежал без оглядки". Он с одобрением говорит о создании русского военно-морского флота при Петре.

"Доношение о ратном поведении" Посошкова, написанное под свежим впечатлением Нарвского поражения, проникнуто духом патриотизма и непреклонной веры в силы русского народа. Доношение дошло до нас в двух редакциях, из которых краткая была написана в конце 1700 г., т. е. тотчас после событий. В пространной и дополненной редакции оно было представлено Посошковым 22 августа 1701 года боярину Ф. А. Головину, как это помечено на сохранившейся рукописи доношения. Под ним стоит подпись: "Писавый Ивашко Посошков главу свою под ноги твоя подносит". Позднее он будет называть себя полным именем, так как с 1701 года было запрещено подписываться уменьшительными именами.

Подачу записки правительству  Посошков оправдывает соображениями  о необходимости подданным помогать государю. В этом небольшом по объему сочинении он отошел уже от формы "пунктов" и кратких записок, с которыми выступали "прибыльщики" и прожектеры. Его "Доношение о ратном поведении" является живо и обстоятельно написанным публицистическим произведением. Рассуждая о причинах поражения русского войска под Нарвой, он пытается дать более глубокий анализ событий и усматривает причины поражения в устарелости русского военного строя. Русская пехота, прославившаяся искусством рукопашного боя, недостаточно владеет огнестрельным оружием. Посошков особенно резко говорит о дворянской коннице: "у них клячи худые, сабли тупые, сами нужны и безодежны и ружьем владеть никаким неумелые...". "Истинно, государь, - обращается он к боярину Головину, - я видел, что иной дворянин и зарядить пищали не умеет, а не то, что стрелить по цели хорошенько". Некоторые дворяне и "попечения о том не имеют, чтоб неприятеля убить, о том лишь печетца, как бы домой быть... И на службе того и смотрит, чтоб где во время бою за кустом притулиться... А то я у многих дворян слыхал: дай де Бог великому государю служить, а сабли б из ножен не вынимать".

Посошков высоко оценивает усилия Петра улучшить русское войско и  признает, что к началу Северной войны пехота обучена уже "всякому  шереножному строю и скорообращательному бою". Но он отмечает вместе с тем, что даже преображенцы и семеновцы стреляли недостаточно метко, выпускали по 20 и более зарядов, "а убитых шведов мало явилось".

Нужно тщательное обучение войск меткой ружейной и пушечной стрельбе. Посошков возражает против ружейной стрельбы всеми солдатами сразу, залпами, на которую только "красиво смотреть, а неприятелю не страшно". Он предпочитает количественно меньшее войско, но отборное, хорошо обученное. По его расчетам отборная армия должна иметь следующий состав: 20 тысяч "огнестрельных" солдат, 20 тысяч "копейных" солдат, сражающихся холодным оружием, 10 тысяч конницы, вооруженной огнестрельным оружием, и 10 тысяч наездников с луками и копьями. Кроме "боевого люду" необходимо иметь 20 тысяч работных людей для земляных работ, чтобы не утруждать ими солдат. Таким путем 60 тысяч хорошо обученных солдат могут заменить собою 300-тысячное, но слабо дисциплинированное и плохо снаряженное войско. Во главе их должен находиться отличный командный состав, "надобно к таким удальцам удалые и полководцы и в воинском деле искусные, чтоб умели их вести".

 

3.3. О правосудии

Проект реформы суда и администрации  раскрывается им полнее в главе "О  правосудии", где рекомендуется  изменить состав судей и администраторов. Острием своим эта мера направлена против верхов общества, против знати  и аристократии, их привилегий и  произвола.

Посошков приводит длинный перечень злоупотреблений властью, положением и богатством со стороны "великородных". Правители "дворянского чина своей  братье, знатным, норовят", богатые и сильные пускают в ход взятки и связи и нарушают указы об обязательной дворянской военной службе.

К этим злоупотреблениям со стороны  господствующего класса относятся  выразительные слова Посошкова о безуспешности усилий Петра I: "Видим мы вси, - говорит он, - как великий наш монарх о сем трудит себя да ничего не успеет, потому что пособников по его желанию, не много, он на гору, аще и сам десять тянет, а под гору миллионы тянут, то како дело его споро будет? И аще кого он и жестоко накажет, ажно на то место сто готово". Эти слова не следует толковать расширительно в смысле полного неуспеха реформаторской деятельности Петра, они направлены лишь против дворян, отлынивающих от службы, и против властей, потворствующих злоупотреблениям знати.

Он предлагает две меры для борьбы с продажностью и другими злоупотреблениями - жестокие наказания за нарушения закона и некоторую демократизацию состава администрации и суда. "Лутши изначала ради уставления правды в суды посадить из ниских чинов, а паче из приказных людей, кои в делах искусны и страх Божий в себе имут. И с ними посадить, где пристойно, и из военного чина, и от службы отставлены, и ис купечества, в которых острота умная есть". "И тем нискородным судьям надлежит дать такое величество, чтобы они никаковых лиц не боялись, кроме Бога да царя, и делали б все свой дела но новосочиненному его императорского величества указу неизменно, а от своего ума не мудрствовали бы". "А буде из приказных людей в судьи выбрать некого, то бы из дворян мелких, кои остроумны и в делах искусны и боящиеся Бога". Знатные, "великородные" судьи и правители, следовательно, должны быть заменены "нискородными" из приказных или мелких чиновников, отставных военных купцов, в крайнем случае, из мелких дворян. Это была бы замена родовитой дворянской администрации до некоторой степени разночинной.

Новая администрация должна иметь  сильную власть, злоупотребления  чиновников должны жестоко караться. Взяточничество, связанное с нарушением закона, должно повлечь за собой разорение дома виновного и его запустение, чтобы было "в роды родов памятно". Нельзя установить правосудия без того, чтобы "судей малых и великих не казнить". "Невозможно правому суду уставитися, аще сто другое судей не падет". Управление и суд он сравнивает с "задерневшей" землей, на которой нельзя посеять пшеницу, пока "терния огнем не выжгут".

Посошков - сторонник преобразований, решительный противник застоя, он считает, что устарелое административное устройство должно быть заменено новыми учреждениями.

В вопросе о реформе суда и  управления взгляды Посошкова были прогрессивны. Для составления нового судебника он считал необходимым созыв депутатов от всех сословий, в том числе и от крепостных крестьян. Эти ожидания противоречили положению дел, видно из того, что в черновом обращении к Петру по поводу "Книги о скудости богатстве" Посошков должен был просить сохранить в тайне его имя из опасения, что содержание книги возбудит против него ябедников и "любителей неправды". У него были, по-видимому, основания считать, что его "мизирность", то есть невысокое общественное положение, именно то, что он не принадлежа к привилегированному классу, позволит не навистливым и завистливым людям прекратить его жизнь. Опасения Посошкова оправдались. Дворянская империя отвергла его проекты.

3.4. О купечестве

Из всех видов хозяйственной  деятельности наибольшее значение он придавал торговле, а из общественных сословий - купечеству. "Торг - дело великое! Купечеством всякое царство богатитца, а без купечества никакое и малое государство быть не может", - писал Посошков. В стремлении сделать русское купечество монополистом в торговле он предлагал запретить дворянам и крестьянам заниматься торговлей. Преследуя цель устранить конкуренцию и игру цен на рынке, Посошков высказывался за "установленную цену", регулируемую сверху системой надзоpa и контроля.

В этом отношении его взгляды  устарели, но в отрицательной оценке системы внутренних пошлин, которые  существовали тогда во всех странах  и сильно стесняли внутренний товарооборот, Посошков опередил свое время.

Внимательно относился Посошков и  к проблемам внешней торговли. Он считал необходимым ввозить из-за границы только то, что не производится в России и без чего обойтись совершенно невозможно, например такие товары, как соль, стеклянная посуда, зеркала, шляпы и т.д.

Чтобы иметь возможность не ввозить  эти товары и тем самым сохранить  деньги в стране, Посошков рекомендовал создавать собственную промышленность в России. В целях поощрения  собственного производства, по его  мнению, следовало прекратить вывоз  из страны промышленного сырья и  вывозить за границу лишь готовые  изделия.

Оригинальны взгляды Посошкова на деньги. Исходя из исключительной роли государственной власти в развитии производительных сил, он отстаивал номиналистическую теорию денег. Его теория учитывала интересы русского купечества, укрепления экономической независимости России и теоретически обобщала финансовую практику того времени.

Книга "О скудости и богатстве" отличается широтой содержания. Значительное место в его сочинении занимал  крестьянский вопрос.

 

3.5. О художестве

Посошков в принципе одобрял  реформы Петра I по развитию промышленности, но предлагал для ускорения этого  процесса ряд конкретных мер. В частности, по его мнению, крепостные крестьяне  должны были зимой работать на заводах, для чего он рекомендовал заранее  обучать крестьянских детей ткацкому делу и другим ремеслам. В числе  мер, необходимых для ускорения  развития промышленности, Посошков рекомендовал поощрять развитие изобретательства, заботиться об охране прав творческих мастеров, издать закон о патентах. В то время это было характерно лишь для Англии и Франции.

Особенно большое внимание Посошков уделял вопросам развития русской промышленности. Он писал о необходимости строительства  железорудных, стекольных, полотняных заводов. При этом указывал, что развитие крупной отечественной промышленности будет содействовать "соблюдению" денег в стране. В числе мер, направленных на развитие производства, Посошков рекомендовал строить заводы на средства государства и передавать их затем в частные руки, предлагал  организовать поощрение и охрану изобретательства; ссылаясь на богатства  страны, доказывал необходимость  разведки ее недр; много писал об охране природных ресурсов, рыбных богатств и лесов.

 

3.6. О дворянах, крестьянах и о земляных делах.

Данная глава дает яркое представление  о положении крестьян ХVIII в., показывает эксплуатацию их помещиками, рисует произвол дворянства.

Однако Посошков, будучи сам владельцем крепостных, остается в своих проектах в отношении крестьян на почве  крепостного права. Вместе с тем, Посошков здесь определил свое время, и его проект крестьянской реформы  носил прогрессивный характер, хотя, конечно, не разрешал крестьянской проблемы.

Он считал нужным для "охранения" крестьян вмешательство правительства  в отношения помещика с крепостными, предлагал установить размер крестьянских повинностей и настаивал на отделении  крестьянской земли от дворянской.

Посошков хотел, чтобы распоряжение крестьянским трудом было точно определено в законе, следует установить число дней барщины и размер оброка, "Указное расположение" крестьянских повинностей, предложенное Посошковым, не было осуществлено, власть помещика не была ограничена.

Нормальное или среднее крестьянское хозяйство, которое Посошков называл "целым двором", должно быть обеспечено определенным земельным наделом  с угодьями. Он предлагал правительству  законом "расположить имяннопо чему с целого двора и по чему с полудвора или с четверти или с осмые доли двора имать денег и столовых запасов" вместе с оброком указ должен определить подводную повинность, "такожде и подводы расположить по расположению дворому".

Право помещика на крестьянский труд таким путем должно быть точно  определено, чтобы "никакой помещик  сверх уреченного числа ни малого чего не требовал с него и ничем бы таковых не теснил". Если помещик потребует с крестьян повинностей не по указу и наложит на них излишнюю работу, то он должен подвергнуться наказанию, земля и крестьяне виновного дворянина подлежат конфискации.

 

3.7. О царском интересе

В "Книге о скудости и богатстве" настойчиво проводится мысль об огромных возможностях развития русского народного  хозяйства. Посошков не отказывается от разумного заимствования иноземных  достижений в различных областях. При составлении нового Уложения он предлагает использовать лучшее, что  имеется в западноевропейских законах  и даже в "турецком судебнике", о котором он слышал, что в нем  многое изложено "ясно и праведно паче немецкого правления". Он признает полезным приглашать на русскую службу знающих и "радетельных" иноземцев - военных и мастеров и в особенности докторов и аптекарей. Но вместе с тем он указывает на своекорыстие иноземцев, приводит случаи нечестной работы наемных иностранцев. В торговле иностранные купцы стремятся подороже продать свой товары и за бесценок скупить русские продукты. Иноземцы прежде действовали подкупом и взятками, так как бояре не ставили русское купечество "ни в яичную скорлупу", иноземцы "засунут сильным персонам подарок рублев во сто другое" и за то получают "прибыли себе по миллиону". Посошков подчеркивает, что при Петре эти злоупотребления прекратились, так как царь добивается преимущества для русских купцов перед иностранными: "А ныне, слава Богу, монарх наш вся сия рассмотрил и подлесть им уже некак".

Информация о работе Характеристика глав работы "О скудости и богатстве"