Технологические и конструктивные основы деревянного зодчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

В этом проявилась родовая сущность зодчества как области народного искусства. Природосообразность народного зодчества выразилась, во-первых, в виртуозном использовании возможностей и свойств дерева как строительного материала, во-вторых, в органической связи архитектурных форм и декора с формами живой природы, в-третьих, в умении сделать сооружения неотъемлемой и органичной частью природной среды. Традиция в народном зодчестве означала, прежде всего, единство конструктивных и художественных принципов и идейно-образного содержания, передававшееся из поколения в поколение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

народная художественная культура.docx

— 1.04 Мб (Скачать документ)

Истоками деревянного культового зодчества в России являлись:

а) византийские традиции храмового строительства;

б) архитектурно-строительные приемы, сложившиеся при возведении крестьянского жилища, крепостей и хором;

в) отголоски языческих культовых сооружений,

г) традиционные представления и ценностные ориентиры народа, уходящие корнями в дохристианские времена.

                    Классификация культовых построек.

Постройки культового назначения различают по назначению (часовни, церкви, отдельно стоящие колокольни), по общему объемному решению (клетские, ярусные), по покрытиям (шатровые, многоглавые, кубоватые), по форме алтарной части.

В основе конструкции культовых построек лежит четырехугольный («четверик»), восьмиугольный («восьмерик») или реже шестиугольный («шестерик») сруб. К стенам основного сруба часто делались дополнительные пристройки - «прирубы». Алтарь помещался в алтарном прирубе. Срубы могли ставиться один на другой и образовывать конструкции: «восьмерик на четверике», «восьмерик на восьмерике», и т.п.

                   Рассмотрим типы культовых построек:

 Часовни. Часовня отличалась от церкви отсутствием алтаря, в ней не могла совершаться литургия. Часовни были особенно распространены на Севере, где служили с древних времен храмами Виды часовен: часовня-амбар (маленький срубок на столбе, предназначавшийся исключительно для хранения культовых предметов), часовня-навес (сооружалась над предметами религиозного поклонения), часовня-храм (представляла собой сруб с двухскатной крышей, с главкой, а иногда и с небольшой звонницей на крыше или даже с приставленной колоколенкой), часовня-гробница (заупокойный храм).

 Церкви.

 Клетские церкви. Они были распространены повсеместно, представляли собой сруб (клеть) с двухскатной крышей и с одной главкой на ней. Иногда к церкви пристраивалась колокольня. Если в Карелии, например, крыши таких церквей были невысокими, то в Костромской, Вологодской, Владимирской губерниях крыши были высокими, заостренными, клиновидными. Характерно сочетание таких крыш и широких-галерей-гульбищ, окружавших церковь.

Ярусные церкви. Были наиболее распространены в средней полосе России. Конструкция ярусной церкви представляла собой как бы пирамидку из нескольких срубов, поставленных друг на друга. Чаще всего встречался следующий вариант: на «четверик» ставились два яруса восьмериков.

         Шатровые церкви. Их отличает конструктивное покрытие - шатер, представлявший собой идеальную связь конструкции и формы, по архитектурно-строительным приемам наиболее органичную для деревянного зодчества Шатровые церкви были особенно распространены на Севере. Для Заонежья наиболее характерен тип храма: «восьмерик на четверике с повалами» (бревенчатыми карнизами вверху срубов) Для Архангельской, Новгородской, Вологодской губерний - «восьмерик до основания» (т.е. до земли) и шатер над крестообразной в плане постройкой. В Мезенском и Пинежском краю была распространена очень красивая конструкция - «шатер на крещатых бочках» (двускатные крыши «бочкой» образовывали крест). На Северо-западе Архангельской области и Восточной Карелии строили многошатровые храмы - с несколькими шатровыми главами (3-5 шатров) По одной из версий, многошатровым был деревянный Софийский собор в Новгороде X века, имевший 13 глав.

Многоглавые церкви. Эти церкви имели 5, 9 и более главок. Многоглавие могло сооружаться на одном объеме, т.е. венчать крышу одного сруба Примером может служить Покровская церковь в Кижах (1764г.), где девять глав венчают крышу «восьмерика». Но многоглавие могло создаваться и на основе ярусной конструкции Пример - знаменитый Преображенский собор в Кижах (1714 г.), в основе конструкции которого четыре яруса «восьмериков».

 Кубоватые церкви. Основное здание церкви имело покрытие «кубом». Форма куба была более всего приближена к куполу. Считается, что к этой форме народные мастера прибегли после запрещения строительства шатровых церквей во времена церковных реформ XVII века. Но подобный тип покрытия не прижился, и после XVIII века более не встречался.

Колокольни. Иногда колокольни ставились отдельно, недалеко от церкви. Они имели конструкцию «восьмерик до основания» или «восьмерик на четверике» и шатровое покрытие. Распространился такой кип колоколен в XVI веке.

К церквям иногда пристраивались трапезные - помещения для праздничной трапезы после службы. Церкви с трапезными - сочетание чисто русское. Бывали и отдельно стоящие трапезные.

                 Художественно-образная система храма.

Характеризуя художественно-образную систему деревянного храма необходимо отметить, что и народные мастера, и прихожане мыслили едиными ансамблевыми категориями, отражавшими их мировоззрение. Поэтому ансамбль храма и дома роднит глубинная мечта о светлом идеальном мире. В деревянных храмах, с одной стороны, учитывалась «земная» иерархия прихожан, запечатленная в их жилище. С другой стороны, — «небесная» иерархия (т.е. дом как храм и храм как дом Божий). Стремление возвысить Божий дом над земным, приукрасить его, вело к освоению новых архитектурных приемов, форм, как заложенных в народном жилище, так и почерпнутых из каменного зодчества.

Отметим полисемантичность образа храма в целом. Это и образ мира с его троичной структурой, это и небо на земле. Это и тело Христово, это и дом Божий. Устройство православного храма восходит через византийское зодчество к ветхозаветной традиции. Храм обязательно имел алтарь, среднюю часть и притвор и был ориентирован алтарем на восток. Крестово-купольная система храма отражала в плане крест Часто храм был похож в плане на продолговатый корабль, что символизировало Ноев ковчег, ведущий в Царство Небесное. Центричная система в виде круга (в деревянном зодчестве «восьмерика») символизировала вечность церкви Христовой. Центричная и крестовоку-польная система получила особое развитие в Древней Руси, т.к. центричность пронизывала древнерусский ансамбль на всех уровнях (постройка, поселение, город). В деревянной церкви все объемы по горизонтали усиливаются к центру, а по вертикали убывающими массами равномерно стремятся вверх и сливаются в кресте. Внутренний объем многих деревянных церквей был намного меньше внешнего объема (особенно шатровых, ярусных), и это не позволяло достигнуть того ощущения высоты неба-купола, как в каменных церквях. Вместе с тем, в них отсутствовала и важнейшая образная функция купола как источника «небесного света». Тем не менее, внутри деревянного храма свод деревянного купола — «небо» — оставался центром композиции. От образа Пантократора в середине как лучи расходятся бревна каркаса, а между ними помещены фигуры ангелов и серафимов, устремленные к центру (Покровская церковь близ Вытегры Вологодской области). Таким образом, находясь вне храма, человек постигал его центрическую космологическую структуру мысленно, а пребывая внутри, чувствовал себя в центре мира.

Столь популярный в деревянном зодчестве «восьмерик» сам по себе символизировал церковь (восьмиугольник - звезда), которая сияет подобно путеводной звезде.

Большое значение в художественно-образной системе храма имели главы. Две главы символизировали две природы Христа, три - Святую Троицу, пять - Иисуса Христа и четырех Евангелистов, семь - семь Вселенских Соборов, девять - девять чинов ангельских, тринадцать - Иисуса Христа и двенадцать Апостолов.

Художественно-образное решение интерьера храма составляли иконы, иногда росписи свода, церковная утварь Резьба украшала, в основном, иконостас. Можно отметить также резные столбы трапезных, в которых присутствовала солярная символика. Внешний декор был очень сдержан.

Основным декоративным элементом были причелины. Главную образную нагрузку несли конструкция и объем.

                                   

 

 

 

 

                                         Заключение

Понятие народности русского деревянного зодчества связано, прежде всего, с объективным отражением в его памятниках философии всей нации. Цельность архитектурного образа, единство конструктивно-технической, утилитарно-практической и архитектурно-художественной стороны составляют своеобразие всего русского деревянного зодчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. — Л., 1984.

Бломквист Е.Э., Ганская О.А. Типы русских крестьянских жилищ //Русские Историко-этнографический атлас. М., 1967. - С. 131-165.

Жилища древнего Новгорода. Свод археологических источников (Под ред. А.В.Арциховского и Б.А.Колчина). - М., 1963.

Званцев М.П. Нижегородская резьба - М., 1969.

Лисенко Л.М. Русское деревянное зодчество// Дерево в архитектуре и скульптуре славян - М, 1987. - С. 99-126.

Народное зодчество. Сб. науч. Трудов под ред. В.П.Орфинского. — Петрозаводск, 1992.

Некрасова М.А. Ансамбль как образная система// Искусство ансамбля - М, 1988 - С. 43-96.

Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество: Памятники шатрового типа. Памятники клетского типа и малые архитектурные формы Памятники ярусного, кубоватого и многоглавого типа - М., 1986.

Ополовников А.В. Сокровища русского Севера. М., 1989

Раппопорт П.А. Древнерусское жилище - Л., 1975.

Русская изба: Популярная энциклопедия М., 1999.

Русское народное искусство Севера. Сб. статей. - Л., 1968.

Смолицкий В.Г. Русь избяная - М, 1993.

Спегальский Ю.П. Жилище Северо-Западной Руси IX-XIII веков - Л., 1972.

Станюкович Т.В. Внутренняя планировка, отделка и меблировка русского крестьянского жилища // Русские Историко-этнографический атлас - М., 1970. - С 52-88.

Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера-Л., 1982.

Чижиковая Л.Н. Архитектурные украшения русского народного жилища // Русские. Историко-этнографический атлас-М., 1970 - С. 7-62.

 

 

 


Информация о работе Технологические и конструктивные основы деревянного зодчества