Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 09:53, лекция
Рассмотрены проблемы моделирования, конструирования и художественного оформления современных бытовых, модельных, а также исторических и театральных причесок.
Если волосы в волне имеют выгнутый изгиб вправо, то фен держим форсункой к себе и передвигаем его слева направо, выдувая струей воздуха глубину волны, а неподвижной расческой удерживаем волосы.
Затем начинаем обрабатывать близлежащую сторону крона. Удерживая зубья расчески на том же месте, наклоняем обушок на себя, чтобы не мешать струе воздуха. Фен в это время держим форсункой от себя и продвигаем его вдоль линии волны уже справа налево, выдувая направление следующей волны и закрепляя крон. Эти последовательные операции опытный парикмахер делает слитно: круговыми движениями фена сушит крон, попеременно меняя направление струи воздуха и отклоняя обушок расчески при обработке близлежащей стороны крона волны. При некоторой тренировке синхронности движений добиться нетрудно.
Выработав первую линию волны и получив направление следующей, расческой "перешагиваем" на расстояние чуть больше, чем планируемая ширина следующей волны, и повторяем операцию "выжимания крона" и некоторой сушки его - делаем наметку следующей линии волны.
После этого хорошо прочесываем
лежащие ниже еще мокрые волосы,
придерживая рукой уже
Постепенно таким образом
Если необходимо подчеркнуть линии волн, то для этого очень удобно использовать насадку-гребенку (наиболее хорошие результаты дает применение насадок-гребенок с маленьким диаметром стержня, или обушка, и невысокими зубьями). Техника работы в этом случае очень напоминает горячую завивку щипцами без оттяжки. Чтобы усилить нужный крон, расческу зубьями вниз левой рукой вводим в волну, расположенную ниже (для которой этот крон является верхним), и немного приподнимаем прядь. Гребенку фена зубьями от себя вводим в предыдущую волну и, захватив крон на зубья, поворачиваем фен вполоборота от себя до положения "зубья от себя". В этот момент волосы натягиваем расческой достаточно туго, чтобы они не могли разлетаться, но чтобы можно было легко поворачивать фен. Прогрев волосы, разворачиваем фен до исходного положения и аккуратно выводим гребенку из волны.
При работе феном расчесывать можно только остывшие волосы. Необходимо также следить за тем, чтобы мокрая расческа не попадала в уже выработанные волны.
При укладке феном получаются довольно пышные воздушные прически. Правда, при работе феном и расческой можно сделать лишь относительно прилегающие волны. Чтобы придать прическе большую пышность или создать необходимую форму, вместо расчески можно использовать плоскую щетку. Техника работы остается прежней, но мы уже не получим ярко выраженных кронов и глубоких волн - волосы в прядях будут только менять направление. После выработки формы можно более четко выявить некоторые линии, применяя насадку-гребенку. Чтобы подчеркнуть выступающие детали по краевой линии, обрамляющей лицо, можно расческой и мизинцем руки, держащей фен, отделяя прядки волос, высушить их в форме локона, наматывая на стержень (обушок) гребенки-насадки (как простой локон при горячей завивке щипцами).
Для получения пушистых полулоконов-завитков можно использовать круглую щетку. Левой рукой вычесываем прядь, слегка подкручивая щетку, в результате чего волосы хорошо закрепляются на щетке, принимая форму локона. Держа фен в правой руке, старательно просушиваем волосы прямо на щетке.
При работе над какой-то определенной прической часто приходится сочетать все эти способы.
Хочется заметить, что прически, выполненные феном, выглядят очень простыми, и неопытный парикмахер может решить, что выполнить их можно быстро и без особого труда. Это далеко не так. Укладка феном требует от парикмахера тщательности, даже кропотливости в работе: нужно очень хорошо просушивать волосы, стараться, чтобы мокрые не попадали на сухие, четко прорабатывать отдельные детали, одновременно создавая объемную форму прически (т. е. одновременно работая над рельефом и рисунком) и следя за тем, чтобы не обжечь кожу струей горячего воздуха или насадкой фена.
Кроме того, приходится хорошо просушивать и те волосы, которые в прическе выглядят совершенно прямыми. Особенно важно хорошо проработать по нужным направлениям прямые волосы в прическах на стрижке "сэссун", и делать это необходимо в общем-то по тем же правилам, что и при выработке волн (но не выявляя ни кронов, ни глубины волны). Только в этом случае волосы будут выглядеть естественно и будут красиво двигаться, если, конечно, хорошо сделана стрижка.
Все прически, выполненные феном, требуют очень точной стрижки. Если при укладке волос на бигуди некоторые изъяны стрижек (соответствующих стрижек) удается скрыть прической, то укладка феном стрижек типа "сэссун" подчеркнет все имеющиеся недостатки.
Дело в том, что силуэт причесок, основанных на стрижках "сэссун", особенно силуэт в профиль, предопределяется главным образом точной формообразующей стрижкой. В общей композиции прически выделяется прежде всего полоса градуировки, она то и является главным художественно-смысловым акцентом прически. Следовательно, расположение этой полосы, ее вид, ширина и чистота обработки в основном определяют успех или неуспех воплощения замысла. Придавая при укладке концам волос, образующим полосу градуировки, какое-либо направление, мы подчеркиваем особенности этой полосы, иногда несколько расширяем ее, следовательно, если имеются недостатки в стрижке, они еще больше выявятся.
Поэтому работа над такими прическами во многом сводится к точной работе ножницами - технологические особенности формообразующей стрижки дают возможность планировать и получать (в точности с замыслом) вполне определенные силуэты причесок. Наиболее отчетливо эта взаимосвязь проявляется при работе над силуэтом в профиль.
Изменение профильной линии силуэта затылочной части прически прямо зависит от угла натяжения волос при градуировке, т. е. от высоты расположения левой руки, натягивающей волосы при градуировке. Избираемый угол натяжения (и последовательно выдерживаемый во время всей работы) предопределяет длину градуируемых волос, ширину полосы градуировки и, как следствие, линию силуэта (рис. 53), что в конечном счете означает получение заранее планируемой формы прически, которую в дальнейшем можно несколько видоизменить при укладке феном.
В отличие от стрижки "паж", где каждую последующую прядку мы ровняем по первой (по окантовке), натягивая ребром ладони левой руки, и только потом, поднимая и натягивая под некоторым углом, состригаем лишь выступающие (торчащие) кончики волос, градуировка получалась как бы сама собой (кстати говоря, безошибочный вариант); в этом случае каждая последующая прядка при состригании равняется по предыдущей, т. е. мы получаем возможность самым активным образом работать над формой. Однако здесь же кроются возможные технические погрешности: чистота проработки градуированной полосы прямо зависит от того, насколько точно выдерживается одинаковый угол натяжения каждой прядки и насколько точно каждая последующая остригаемая прядка повторяет, округлую линию отреза предыдущей (не говоря уже о том, что толщина всех прядок должна быть одинаковой).
Таким образом, посредством выбора угла натяжения прядок при формообразующей стрижке (при одной линии окантовки) мы можем получить любую форму: от длинной и полной стрижки "паж" до короткой и тонкой "гарсон".
Если же избрать другую линию окантовки (длину первой, исходной, прядки), то диапазон получения различных по виду (длина, объемность, полоса градуировки) стрижек еще более увеличится.
При описании стрижек типа "сэссун" мы акцентировали внимание на обработке затылочной части головы потому, что здесь находится наибольшая масса обрабатываемых волос и наиболее зримо проявляются все особенности формообразования. Но точно по таким же правилам обрабатывается и лицевая половина стрижки (обе височно-боковые части и челка). Более того, при обработке височно-боковых частей в большинстве случаев выдерживается тот же угол натяжения прядок, что и при обработке затылка, и для контроля их длины из-за уха прихватываются прядки ранее остриженных волос затылка, расположенные на уровне обрабатываемых прядок височно-боковой части, поскольку такие стрижки представляют собой некую цельную (монолитную) форму, характерную тем, что верхняя граница полосы градуировки, имеющая продолжение в линии отреза челки, представляет собой замкнутую кривую, в плане приближающуюся к овалу.
Техника причесывания волос в стрижках типа "сэссун", особенно в коротких, сводится к проработке их по способам "концы вверх" или "концы вниз", которые могут сочетаться в одной прическе (наряду с возможной проработкой волнами в длинных и средних стрижках) - только таким образом мы можем создавать как бы естественные прически (рис. 54, а, б, в, г). По этой же причине в прическах мы разбираем волосы на проборы: в длинных, например, стрижках вообще невозможно получить естественную прическу, не разделив волосы центральным или боковым пробором (рис. 54, д, е).
Если для получения стрижек типа "сэссун" волосы однотипно разбираются на зоны обработки и в каждой зоне стригутся по направлению снизу вверх практически под одним избранным углом натяжения прядок, то для получения других форм стрижек применимы другие технологические приемы: 1) обработка различных (сочетаемых в одной прическе) прядей с разными углами их натяжения, вследствие чего возможно получение прядей различных форм (рис. 55, а); 2) различные направления обработки сочетаемых прядей, как в стрижке "олимпия" (рис. 55, б); 3) разнообразное разделение на зоны всего волосяного покрова головы и обработка этих зон как с различными углами натяжения прядок, так и по разным направлениям - этим способом мы можем получить великое множество вариантов, от стрижек строгих геометрических форм до произвольных, таких, как стрижка в стиле "диско" на завитых волосах ("лев") или как французская стрижка "соваж" (рис. 55, в).
Но все многообразие сочетаний этих приемов объединяет одно непременное условие: стрижка выполняется методом "прядка за прядкой", т. е. прядка остригается на уровне какой-то заранее избранной контрольной прядки. Этим достигается цельный, естественный вид прически, причем эта цельность и естественность сохраняется при дальнейшей укладке феном.
Разнообразие технологических
приемов формообразующей
При моделировании формы прически с целью выражения образного содержания художник-модельер уделяет огромное внимание разработке лицевой части прически. В этом утверждении нет никакого преувеличения, либо именно эта часть прически читается в совокупности с лицом человека, а лицо играет огромную, часто определяющую роль в нашей оценке художественно-психологического образа человека.
С целью фиксации каких-то деталей на определенных местах можно применять филировку. Филировку можно применять и из чисто художественных соображений, чтобы, например, нарушить цельность линии окантовки и получить "рваное" обрамление лица, и т. д.
Короче говоря, специальные знания технических и технологических приемов стрижки волос и умение точно использовать их с учетом приемов последующей укладки позволят нам получить практически любую объемную форму, нужное направление волос как в рельефе, так и в рисунке, разместить пряди на заранее планируемых местах как в неподвижных прическах, так и в моделях, характерных движением волос.
Форма лица в целом, особенности кожи (цвет, например), форма и величина деталей (лоб, скулы, щеки, глаза, нос, подбородок), их пропорциональность и взаимное расположение, мимика, характерный макияж и т. п. - все это в комплексе придает лицу человека только ему присущие особенности, наделяет его неповторимой гармонией черт, придает человеку то, что мы называем выражением лица.
Выражение лица у каждого человека может меняться по обстоятельствам, и в зависимости от темперамента эти перемены могут совершаться очень быстро (или очень медленно), но у каждого человека есть какие-то главные, только ему присущие, характерные выражения лица. Художники-портретисты всех времен и народов всегда стремились уловить это главное, запечатлеть характерное (характеризующее образ) выражение лица портретируемого.
Иногда художник очень точно воспроизводит на холсте все детали лица, но тем не менее портрет оказывается непохожим, не то выражение. Нечто подобное можно наблюдать и в нашей работе, когда прическа не идет к лицу человека - в большинстве случаев это означает, что образная выразительность формы прически, символика линий, пластика поверхности и прочие особенности композиции не увязаны именно с главным (определяющим образ) вражением лица человека.
Все существующие системы коррекции, т. е. рекомендации по расположению и величине деталей прически относительно формы лица, главным образом с целью маскировки дефектов имеют хотя и объективный, но слишком общий характер и в практической деятельности модельера явно недостаточны. Дело в том, что само понятие "дефекты" в образной характеристике весьма относительно: большой лоб, например, необходим в некоторых прическах Возрождения, тяжелый подбородок - почти непременный атрибут образа волевого человека, маленькие глаза (как и широкие скулы) прекрасно увязываются с прической в стиле "ориенталь" (восточный) и т. п. Более того, многие люди специально подчеркивают свои так называемые недостатки, доводя их до шарма. Длинная шея, например, придает образу девушки трогательную назащищенность, и, вместо того чтобы прикрыть шею длинными волосами, девушка коротко остригает их. Примеров такого рода можно привести много. Иными словами, главным остается образная выразительность формы прически и деталей, обрамляющих лицо, необходимость же в коррекции ощутимо возникает только на стадии нюансировки. Поясним это на примерах.
Информация о работе Моделирование и художественное оформление прически