История науки о цвете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 22:44, реферат

Краткое описание

Наука о цвете, по-видимому, возникла в те времена, когда человек начал различать цвета и пользоваться краской, когда появились названия цветов и были замечены их свойства. Именно в доисторическую эпоху вырабатываются основные понятия человека о цвете и возникают главные традиции применения цвета во всех видах деятельности. Попытаемся одним словом назвать главное, что, подобно ключу, вскрывает суть отношения первобытного человека к цвету. Это слово - мифологизм.

Прикрепленные файлы: 1 файл

История науки о цвете.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

III. Категории самого искусства XIX в. - закрытая композиция, завершенное, точное, прекрасное, закономерность, организация, гармония, стиль, каноничность, равновесие. XX в. - открытая структура, незавершенное, вероятностное, безобразное (как возможность), декомпозиция, разрушение, диссонансы, индивидуальная манера, свобода самовыражения, неуравновешенность.

Много горьких слов говорится о двадцатом веке. Но войдем на выставку авангардной живописи первой трети века. Что мы там видим?

После тусклых и темных гамм модерна глаз радуется сиянию ярких и чистых красок на полотнах фовистов, кубистов, футуристов. Картины в стиле орфизма излучают космический свет. Полотна футуристов противопоставляют вялости сецессионных форм активность напряженных мускулов, расслабляющей эротике модерна — культ здорового тела и бодрого духа. На выставках стало весело: искусство сбросило застарелую чешую серьезности, как змея зимнюю кожу, и поп-арт вместе с дада внесли в искусство юмор, пародию и шутку.

Возрастание художественной активности сопровождается «взрывом» философской и эстетической мысли. Как будто после долгого сна пробудилось сознание людей. Происходит пересмотр всего прежнего научного наследия, переоценка ценностей, постановка новых проблем. Одну только проблему человека решают множество крупнейших мыслителей: Э. Гуссерль, Г. Марсель, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю и другие, составляющие широкое направление экзистенциализма; той же проблемой заняты философия позитивизма, структурализма, персонализма, эмотивизма и, по существу, теологические направления мысли. Подвергаются пересмотру смысл истории, суть религии, основы морали и этики.

Разве не напрашиваются ассоциации с весенним пробуждением природы, когда наблюдаешь всю эту картину?

Строгий зритель может возразить, что «оживление пейзажа» на выставке — внешность, под которой скрываются негативные смыслы (названные в правом столбце категорий). Напомним этому зрителю, что позитивность и негативность того или иного явления — иллюзии нашего сознания. Они относительны и легко меняются местами. Можно без труда доказать, что любая из названных здесь категорий содержит в себе столько же добра, сколько и зла. Так, например, обращение модернизма к фантастической или неизобразительной форме, созданной волей художника, к ирреальному и неясному — это всего лишь возврат к принципам мифологического творчества. В мифах и сказках все эти категории не воспринимаются как нечто негативное, напротив — они кажутся естественными и необходимыми, на них основан художественный эффект и познавательная ценность мифа.

Что же касается субъективизма искусства XX в., то это — исторически назревшая необходимость. Проблема человека нуждалась в глубоком исследовании, а сам человек—в средствах самовыражения. Новое искусство более адекватно выражало внутренний мир человека, чем традиционные подражательные формы.

Исследованию и обоснованию эстетики модернизма посвящены сотни научных трудов; в этой книге нет возможности уделить много внимания общим проблемам искусства XX в. Но необходимо сказать еще об одной его особенности: философская и художественная мысль все чаще переходит с «западных» позиций на «восточные». Там, где мыслитель или художник проникли в сущность восточной мудрости, мы видим разрешение старых антитез — не на путях уничтожения одной и победы другой, а на путях снятия противоречий и перехода на более высокий, недуальный тип мышления.

Может быть, самое ценное в революционных преобразованиях культуры нашего века именно отмена жесткой логической дискурсии и догматизма традиционной европейской культуры и переход к восточному, иначе говоря, к мифологическому мышлению, которое умеет не различать крайностей со своей высокой и дальней точки зрения — такой же высокой и дальней, как хижина поэта-отшельника в горах, где он спасается от мирской грязи и пыли.

Неизобразительная форма, утрата бога и смысла бытия, декомпозиция, свобода от канонов - это признаки чисто западного искусства новейшего времени.

Поскольку все течения модернизма развивались одновременно (или почти одновременно), хронологическая последовательность их расположения крайне затруднительна.

Постимпрессионизм является промежуточным звеном между искусством XIX и XX вв., а также намечает многие существенные преобразования, которые будут затем развиты последующими стилями.

Затем следуют «конструктивные» и «позитивные» направления, ориентированные на поиски или созидание объективных начал и изнестроительных идей. Это прежде всего кубизм. Он порождает множество посткубистских стилей — футуризм, супрематизм, неопластицизм, геометрический и экспрессивный абстракционизм.

В этих направлениях постепенно убывает фигуративность и нарастает субъективно-иррациональный и мифологический элемент содержания. Орфизм замыкает этот ряд и одновременно открывает выход на крайнюю абстракцию и спиритуализацию стиля — искусство света и цвета (оп-арт). Во второй половине века эта линия продолжается в живописном и предметном концептуализме, сближающем искусство с наукой.

Вторая линия искусства (или группа течений) объединяется общей тенденцией неприятия действительности, негативного отношения к ней, обличения, разрушения. В этих направлениях преобладает субъективизм, выражение темных и болезненных движений души. К таким направлениям относятся сюрреализм, дадаизм, экспрессионизм, гиперреализм, затем «новые дикие».

Изложение теории цвета в настоящей главе следует описанной выше классификации стилей и направлений, хотя и не совсем строго, так как абсолютно четкая последовательность в данном случае Невозможна. Кроме того, самостоятельные и оригинальные взгляды на цвет были выработаны далеко не в каждом стилевом течении модернизма. Более продуктивны в этом смысле течения первой группы - от постимпрессионизма до оп-арта и концептуализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Цветовая композиция – это совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной фигуре или в пространстве), организованную по какой-либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление.

АХРОМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ - это композиция состоящая из белого и черного, а также всех промежуточных серых тонов. В нее могут включаться небольшие по площади акценты хроматических цветов.

МОНОХРОМНАЯ ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ – цветовая композиция (система), в которой доминирует один хроматический цвет, а также могут использоваться его оттенки и ахроматические цвета

ПОЛЯРНАЯ ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это система цветов, основанная исключительно на паре дополнительных (или контрастных) цветов.

Основные взаимно-дополнительные пары: красный - зелено-голубой, оранжевый - голубой, желтый - синий, желто-зеленый - фиолетовый, зеленый – пурпурный (дополнительные цвета расположены на концах диаметра 10-ступенного цветового круга).

Основные контрастные пары: красный - зеленый, красно-оранжевый - голубой, оранжевый - синий, оранжево-желтый - сине-фиолетовый, желтый - фиолетовый, желто-зеленый – пурпурный (контрастные цвета расположены на концах диаметра 6-ступенного или 12-ступенного цветового круга).

В живописи и декоративно-прикладном искусстве примеры полярных сочетаний неисчислимы. Художники ощущают гармоничность таких сочетаний в силу известной закономерности цветового зрения - стремления глаза к цельности (эту закономерность впервые исследовал и научно сформулировал И.В.Гете в конце XVIII-начале XIX века). Два полярных цвета, одновременно воздействуя на глаз, вызывают в нем такую же физиологическую реакцию, как и полный спектр, то есть белый цвет. Поэтому полярная пара в физиологическом отношении способна создать такой же «цветовой космос», как и многоцветие.

ТРИАДА – цветовая композиция, формируемая сочетанием трех основных цветов.

  • древнейшей трехцветной системой является триада, состоящая из белого, красного и черного (каждый из цветов первичной триады символизирует жизненно важные для данного народа ценности, а вместе они образуют своего рода систему со множеством функций. Окраска в белый, красный и черный используется в магических обрядах, при инициациях, жертвоприношениях, в молитвенных актах, в одежде)
  • любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг (лучше всего - 12-ступенный). Такие трехцветия можно составить при помощи 12-ступенного круга, если вписать в него равносторонний треугольник. Вершины треугольника укажут на цвета триады. Из 12-ступенного круга можно получить четыре основных трехцветия:
  • красный, желтый, синий (сочетание основных красок: можно встретить в изобразительном искусстве всех эпох, начиная с древности, поэтому эту триаду называют классической)
  • красный, зеленый и синий (сочетание основных цветов, являются основанием колориметрической системы, т.к. любой цвет можно составить из слагательной смеси этих трех, взятых в определенных количественных отношениях. Трехцветные сочетания приобрели особый смысл в христианской культуре, поэтому они часто применяются в иконописи.

МНОГОЦВЕТИЕ – это цветовая композиция, в которой доминируют четыре или более хроматических цветов. Обычно в многоцветии используются две основные пары, или четыре основных хроматических цвета: красный, желтый, зеленый, синий, а также их оттенки.

ТИПЫ ГАММ: теплая, холодная, нейтральная

ТИПЫ КОЛОРИТА: разбеленный, зачерненный, приглушенный, насыщенный (основанный на сочетании чистых красок)

 


 



Информация о работе История науки о цвете