Истоки боевых искусств Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:18, реферат

Краткое описание

Все вышеуказанные особенности обеспечивают актуальность исследования проблемы боевых искусств стран Востока, в частности – Китая.
Объект – боевые искусства стран Востока
Предмет – боевые искусства Китая
Задачи:
1. Определить истоки боевых искусств Китая
2. Охарактеризовать особенности восточного единоборства багуачжан
3. Определить особенности шаолиньского цюань-шу
4. Выявить особенности боевого искусства синьицюань
5. Охарактеризовать особенности боевого искусства Юнчуньцюань

Прикрепленные файлы: 1 файл

Боевые_искусства_стран_Востока._Китай.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

В наше время, в условиях всеобщей глобализации мира, возрастает интерес к культуре Востока, можно говорить даже об определенной моде на Восток. Восток постепенно проникает в культуру Запада, интерес к нему проявляют представители мира искусства, науки, педагогики, философии. Взаимодействие различных культур позволяет им более критично оценивать себя, углублять самопознание, пробуждает надежды, что более углубленные контакты могут способствовать преодолению кризисных явлений современности.

Боевые искусства своими корнями уходят в глубокую древность. Все они появились в разное время в разных уголках земного шара, но имеют много общего в своих истоках и целях. Эти искусства возникли в те времена, когда борьба между людьми проходила без огнестрельного оружия. Самое раннее у поминание о боевом искусстве, напоминающем каратэ, относится к ХХХ-му веку до н.э.

Все вышеуказанные особенности  обеспечивают актуальность исследования проблемы боевых искусств стран Востока, в частности – Китая.

Объект – боевые искусства стран Востока

Предмет – боевые искусства  Китая

Задачи:

1. Определить истоки  боевых искусств Китая

2. Охарактеризовать особенности восточного единоборства багуачжан

3. Определить особенности шаолиньского цюань-шу

4. Выявить особенности боевого искусства синьицюань

5. Охарактеризовать особенности боевого искусства Юнчуньцюань

 

 

 

1. Истоки боевых искусств Китая

 

Предположительно в  начале VI века н.э., Бод-хидхарма - 28-й  буддийский патриарх из Южной Индии, появился в Китае в царстве  Вэй. Его имя буквально означает «Учение о Пробуждении» (в китайском варианте - Дамо, в японском - Дарума). Вероятной причиной появления «бородатого варвара» в Поднебесной могло послужить известие о том, что истинная вера в сопредельной стране якобы подвергается искажениям, а внутреннее понимание истины подменяется пустой суетой и бессмысленными ритуалами. Вскоре он пришел в провинцию Хэнань, где находился Шаолинский монастырь - «Монастырь молодого леса». Здесь он получил признание.

 Согласно легенде,  вырванные ресницы Бодхид-хармы, упав на землю, проросли первым чайным кустом. С тех пор дзенские монахи употребляют чай как средство против сна. Отсюда берёт начало японское искусство чайной церемонии тя-но-ю.

Он открыл монахам  комплекс боевых приёмов «18 движений рук архатов» (что указывает на индийское происхождение, поскольку «архат» представляет персонификацию божества из пантеона буддизма, имеющей распространение в регионах Южной Индии и на Цейлоне), который и породил впоследствии огромное количество школ и стилей у-шу под общим названием Шаолинь-сы-цюань-фа («кулачное искусство монастыря Шаолинь»).

Бодхидхарма был убеждён  в том, что для постижения истины буддизма необходимо практиковать такие жизненные ситуации, которые ставят человека на грань жизни и смерти, где у него не остаётся времени для размышления. Именно поэтому он дополнил традиционные буддийские методы достижения просветления суровой практикой боевых единоборств, которая требует от человека максимального напряжения всех его сил - и духовных, и физических.

Период «закрытого» или эзотерического развития воинских искусств в стенах Шаолиньского монастыря исчисляется несколькими столетиями, вплоть до X века. Боевое искусство «Шаолинь-сы-цюань-фа» вышло на просторы империи и перестало быть тайной. Сливаясь с параллельно существующими даосскими боевыми системами, не менее древними, породило новые ветви рукопашного боя. Со временем некогда монастырское кэмпо, бывшее уделом избранных, перекочевало вместе с беженцами и эмигрантами в сопредельные страны и на ближние острова.

Способ боя без оружия острова Окинава, который окинавцы называли «Тэ», то есть «рука», подвергся влиянию китайского «кэмпо».

К концу XVIII века в окинавском каратэ начали появляться некоторые характеристики, свойственные современному каратэ. Появляется в обозначении боевого искусства иероглиф «кара» в значении Великий Китай эпохи Тан или сокращенно «китайский» в контексте искусства рукопашного боя — «китайская рука».

Позднее, в 1887-89 годах  на Окинаве было официально изменено наименование боевого искусства: Тэ стало называться Каратэ. Это название сохранилось до тридцатых годов XX века, когда Г. Фунакоси и другие окинавские мастера привезли боевое искусство в Японию. Обобщив эти данные.

было решено в порядке  эксперимента ввести каратэ в качестве учебной дисциплины в некоторых учебных заведениях Окинавы.

Первым наставником, преподающим  каратэ открыто в государственном  учреждении, стал великий мастер и реформатор староокинавского стиля сюри-тэ Ясу-цунэИтосу, учитель и наставник Гити-на Фунакоси. Итосу подверг значительной переработке целый ряд формальных упражнений, сместив акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный, впервые открыв широкой публике не только и не столько боевую технику тэ, но и расширив трактовку боевого искусства как системы, подходящей для достижения целей спортивно-оздоровительного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности восточного единоборства багуачжан

 

Одним из ярких внутренних стилей восточных боевых искусств, построенных на философии знаков-символов триграмм, является багуачжан (с кит. «ба» — восемь, «гуа» — триграмма, «чжан» — ладонь). Базовые положения этого внутреннего стиля соответствуют восьми триграммам, расположенным вокруг монады. Стиль восьми стихий-триграмм (цянь — небо; чжэнь — гром; гэнь — гора; кунь — земля; кань — вода; дуй — водоем; сюнь — ветер; ли — огонь) основан на использовании при атаке соперника не кулак, а открытую ладонь. Движения соответствует шаг мастера по кругу с проскальзыванием. Шаги в багуачжан короткие, быстрые, аскольжение в конце шага позволяет мгновенно сократить длинную дистанцию и направить огромный поток внутренней энергии в одну точку, незаметно для противника. Победу одерживает тот, кто обладает мастерством, а не большой, грубой физической силой.

Этот стиль внутреннего ушу  имеет ярко выраженную социальную направленность — с помощью специальных методов добиваются увеличения энергосферы человека и т.о. обогащают сферы его общения и влияния.

Багуачжан имеет в своем арсенале весьма нетривиальные приемы, которые отличают его от любого другого вида самообороны или боевого искусства. Техника этого вида открыта для людей с творческим сознанием, подвижных, ищущих истину. Во-первых, потому что багуачжан — это искусство скорее ментальное, чем физическое (необходимо тренировать движения рук и ног со скоростью движения мысли, и именно мысль здесь является первичной). Во-вторых, именно с помощью движений по кругу или круговых упражнений, выполняемых в течение нескольких часов ежедневно, расширяется энергосфера человека. В особых случаях это приводит к способности бесконтактного воздействия на соперника или даже нескольких соперников.

3. Особенности шаолиньского цюань-шу

 

В раннем шаолиньском  цюань-шу преобладали рационализм, прямолинейность, жесткость и сила. Несомненно, шаолиньское цюань-шу, разрастаясь и совершенствуясь, впитало в себя богатейшие традиции борьбы и боя, существовавшие в Поднебесной с глубокой древности. И несмотря на то, что системы единоборств всегда рассматривались в древнем Китае как привнесенные в этот мир богами или духами Бодхидхарма и его последователи считаются основателями у-шу, потому что со временем его «Восемнадцать движений рук архата», то есть 18 простейших комбинаций по типу «удар-блок»- нападение-защита были развиты и преобразованы в стройную систему, насчитывающую многие тысячи комбинаций и приемов различной сложности и дополненные спустя столетия практикой отработки боевых действий со многими видами оружия, потому, что считалось, владея навыками боя с оружием и зная его нюансы, легче противостоять противнику, являясь безоружным. И с тех пор он почитается не только как первый патриарх Чань-Дзэн, но и, пожалуй, в еще большей степени как патриарх боевых искусств Востока.

Говоря о шаолиньском у-шу, необходимо отметить еще одну очень важную разновидность, которая, правда, не входит в круг задач данного исследования и поэтому отмечается крайне скупо, - искусство владения посохом-палкой (гунь). Эта разновидность боя имеет древнюю историю, равную истории рода человеческого. В шаолинь-сы она начала развиваться практически одновременно с кулачным боем. Была очень эффективна в сражениях и очень почитаема в монастырской среде. Известны временные периоды XVI-XVII вв., когда это искусство иногда даже несколько превалировало, хотя все пособия у-шу того времени предписывали их совместное и равнозначное изучение. Концепция динамики, стиль, методы, техника и энергетика владения монашеским посохом, так же, как и цюань-шу, строилась на особенностях боевой практики и психотехники Чань.

Практика психической  саморегуляции с целью самосовершенствования  занимает центральное место в  Чань-буддизме, внесшем наиболее заметный вклад в формирование философской  и методологической базы восточных  боевых искусств. Боевые искусства рассматривались прежде всего как средство и цель подобного самосовершенствования, поскольку основная идея Чань - войти в контакт с внутренними процессами нашего существа, сделать это самым прямым путем, не прибегая к чему либо внешнему, неестественному, и с помощью психологического самонастроя продуцировать в себе повышенный режим психической и физической деятельности, по многим параметрам качественно отличающийся как от собственного состояния на исходном уровне, так и от среднестатистических норм, которым подчиняется большинство индивидов, не занимающихся специальной психофизической тренировкой. Таким образом, Чань-буддизм связан с реальностью человеческого бытия, практическими методами саморегуляции и тренинга психических и вегетативных систем, дающих адепту возможность сознательно управлять своим нервно-психическим состоянием и повышением способности к совершенствованию произвольных и непроизвольных функций организма, делающих более продуктивной всякую социально значимую практику, являющуюся эффективным средством мобилизации духовных и физических сил, для решения конкретных задач боевых единоборств.

Давно замечено, что нервная  система, особенно в экстремальных ситуациях, оказывает большое влияние на деятельность всех систем организма: эндокринной, сердечнососудистой, пищеварительной и соматической. Тренированная, отрегулированная управляемая нервная система может в условиях стресса мгновенно мобилизовать все внутренние ресурсы организма для конкретного действия или комплекса двигательных действий, вызвав резкое повышение энергетической мощности и ее продуктивности.

Искусство мобилизации  воли и психофизических процессов, разрабо-танное чань-скими патриархами, стало незаменимым подспорьем для мастеров у-шу. Состояние концентрации максимума сил для победы достигается:

    • во-первых, при помощи медитации пассивной и активной, самопогружением в своеобразный сомнамбулический транс. В у-шу медитативное состояние - абсолютные внимательность и контроль ситуации, повышенная быстрота, ловкость и сила. Сознание неколебимо, тогда как тело подвижно и пластично в постоянно меняющихся;
    • во-вторых, за счет формирования рациональной, совершенной и вариативной техники, проверенной многовековым опытом, и закрепления четких двигательных рефлексов путем многолетней тренировки неофита как формы активно-динамического психотренинга, в котором главным условием успеха является мгновенная реакция и безошибочная координация движений;
    • в-третьих, за счет умения аккумулировать, контролировать, стимулировать и направлять по собственному желанию поток жизненной биоэнергии квазиматериальной субстанции «ци» для активизации физиологических и психофизических процессов, осуществления требуемых динамических структур на уровне максимальных и запредельных возможностей личности. Подобное положение, в котором наблюдается причудливое смешение самой невероятной мистики с вполне продуманными и обоснованными изысканиями в области физиологии, психологии, аутогенной тренировки и гипноза, было разработано теоретиками даосской йоги и позднее взято на вооружение приверженцами Чань-буддизма и мастерами у-шу.

 

 

4. Особенности  боевого искусства синьицюань

 

По преданию, родоначальником образного стиля считается легендарный мастер и национальный герой Юэ Фэйсо, живший в эпоху Сун. Однако этому нет подтверждения в достоверных источниках. Большинство исследователей считают основателем этой школы Цзи Лунфэна (в некоторых источниках он известен как Цзи Лун, Цзн Фэн, а также Цзи Лунфэн, где «лун» можно перевести как выдающийся, а »фэн» — величественный, но возможно и другое истолкование, где «лун» — дракон, а »фэн» — ветер, вихрь, что в переводе означает Дракон-вихрь), который жил в период заката династии Мин и воцарения Цин. Таким образом история Син и цюань исчисляется тремя столетиями, а расцвет этой школы приходится на период Цин, когда этот стиль стал наиболее популярным в провинциях Шаньси, Хэнань, Хэбэй и когда уже появилось множество его ответвлений.

В составе Син и цюань имеются три базовые стойки, пять первоэлементов, а также двенадцать «звериных» стилей (дракона, тигра, обезьяны, лошади, петуха, ястреба, ласточки, змеи, аллигатора, верблюда, орла и медведя). Пять первоэлементов соответствуют пяти силам: пи — расщепление, бэн — крушение, цзуань — сверление, пао — выстрел, и хэн — перечить.

Информация о работе Истоки боевых искусств Китая