“Европеизация” культуры русского дворянства в петровскую эпоху

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

В первой четверти XYIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Следует отметить, что на протяжении всего XYII века наблюдалось активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Тем не менее, в петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейского влияния, а новые идеи и ценности насильственно внедряются, насаждаются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства – главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями – Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Европеизация.docx

— 33.28 Кб (Скачать документ)

  “Европеизация” культуры русского дворянства в петровскую эпоху.

В первой четверти XYIII века в  России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные  с “европеизацией” русской культуры. Следует отметить, что на протяжении всего XYII века наблюдалось активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Тем не менее, в  петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейского влияния, а  новые идеи и ценности насильственно  внедряются, насаждаются во все сферы  жизнедеятельности русского дворянства – главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями – Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения  задач внешней политики. Успех  этих реформ Петр связывал с формированием  нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.

Считал ли сам Петр Европу образцовой и достойной подражания? Наверно нет, если вспомнить его  многочисленные фразы, брошенные в  ее адрес во время путешествий  за границу и предание о словах, будто бы сказанных Петром и записанных Остерманом: “Нам нужна Европа на несколько  десятков лет, а потом мы к ней  должны повернуться задом”. Но так или иначе, Европа действительно была нужна не только Петру, но и всей России. В этой связи, можно говорить о “европеизации” как государственной программе преобразования русского общества.

Действительно ли, проводимые Петром реформы в области культуры и быта напрямую связаны с “европеизацией”? Каковы факты, свидетельствующие о  реализации данной программы? В середине декабря 1699 года Петр издал указ о  перемене календаря, о праздновании 1 января “нового года и столетнего века”. Изменение календаря имело  прямое отношение к “европеизации”, так как российский календарь  приводился в соответствие с западным. Накануне состоялось знаменитое острижение бород и переодевание дворянства:“сперва повелел монарх платью сему быть венгерскому, но потом сие отменил, а указал носить мужескому полу верхнее саксонское и французское, а камзолы и нижнее платье немецкое, и женскому немецкое”.

В петровскую эпоху происходит утверждение абсолютизма, устанавливается  государственный контроль за всеми сферами жизнедеятельности. Основные принципы идеологии российского абсолютизма были сформулированы Ф.Прокоповичем, который в своих сочинениях использовал идеи теории общественного договора Г.Гроция, С.Пуфендорфа и Т.Гоббса. Так, в “Духовном регламенте” объявлялось, что все члены Духовного Коллегиума назначаются государем и перед вступлением в должность каждый давал присягу государю. Данный документ подтверждает стремление монарха внушить своим подданным мысль о власти государя, охватывающей не только светскую, но и духовную область. Следует также добавить, что проект “Духовного регламента” Ф.Прокопович составлял по образцу протестантских духовных консисторий.

В 1721 году почти одновременно с принятием титула “императора”, Петр принял и титул “отца отечества”. Тем самым, он как бы объявил, что  возглавил церковь, так как титул  “отца отечества” мог быть применен только к архипастырю-архиерею и  прежде всего к патриарху, а принятие Петром этого титула совпало с  упразднением патриаршества. Теперь государство  берет на себя контроль за духовной жизнью общества и ставит перед собой цель утверждения новых – европейских ценностей, противопоставляя их старым – традиционным. Петр стремился освободить государственную власть от церковно-религиозной опеки и именно поэтому направляет свои усилия на формирование гражданского культа, связанного с иным комплексом идей и противоположного по своему содержанию церковному культу.

Петра I можно считать основателем  системы государственных праздников. Викториальные празднества сознательно строились им по образцу триумфов императорского Рима. Уже в 1696 году в торжествах по случаю побед русских войск под Азовом наметились основные элементы и составные части будущих празднеств, в которых легко просматривалась римская основа. По распоряжению Петра мастер “Иван Салтанов со товарищи” построил триумфальные ворота: громадные резные статуи Геркулеса и Марса поддерживали их свод, они были украшены незнакомыми для русской аудитории эмблемами и аллегориями. Петр учитывал то обстоятельство, что русские люди привыкли иметь дело с библейскими символами и новые аллегории и символы будут им непонятны. Поэтому велел перевести на русский язык и напечатать ряд икононического курса, снабженного рисунками. По заданию Петра префект Славяно-греко-латинской Академии Иосиф Туробойский перед воздвижением триумфальных ворот по случаю взятия Нарвы обратился к православному читателю с пояснением их символики, которая происходит “не от божественных писаний, но от мирских историй, не святыми иконами, но от историков преданными или от смехотворцев вымышленными лицами и подобляет от зверей, гадов, птиц, древес и прочих”. Петр I, в своей попытке перевести мышление русских дворян в европейскую мифологическую систему, стремился сделать для них привычной античную мифологию. Свой первый сад он “заселяет” выписанными из Италии мраморными фигурами античных богов, бюстами императоров и героев. В Летнем саду он также размещает скульптуры, которые иллюстрировали басни Эзопа. Как отмечает С.Н. Шубинский “император любил собирать здесь гуляющих и сам объяснял им смысл изображения басен”. Огромную поддержку в реализации программы “европеизации” культуры русского дворянства Петр получал от иностранцев, проживающих в России. Еще в XYII веке Немецкая слобода, так называемая “русская заграница”, являлась местом куда стекалось большое количество иностранных мастеров. В петровскую же эпоху можно говорить об огромном наплыве иностранцев, начиная от таких выдающихся как Д.Трезини, Б.Растрелли с сыном, Ж.Леблон и заканчивая различного рода авантюристами, которые рассматривали Россию как место “отхожего” промысла. С помощью иностранцев, их опыта и знаний Петр стремился решить прежде всего экономические, технические, военные проблемы, но этим их сфера деятельности не исчерпывалась, так как они оказывали влияние на просвещение, образование, искусство, светскую жизнь дворянского общества. Анализируя просветительскую роль иноземцев-пленных шведов, М.Богословский отмечал, что “очевидно на долю этих пленных шведов в первой четверти XYIII века выпала такая же роль в русском обществе, какую в начале XIX века пришлось повторить французским эмигрантам, оставшимся в России после кампании 1812 года и сделавшимися гувернерами в помещичьих семействах и учителями в школах”. 

В петровскую эпоху русская  знатная молодежь отправлялась за границу  с учебными целями. Незадолго до выезда в чужие края известного Великого посольства была отправлена в Италию и Голландию партия молодежи из лучших боярских фамилий для изучения навигационной  науки. И уже в 1717 году в одном  только Амстердаме числилось 69 русских  навигаторов. Молодые люди также  посылались Петром и для изучения юриспруденции, медицины и изящных  искусств.

После первого путешествия  за границу Петр задался целью  перенести в Россию европейские  институты, обычаи, формы общения  и развлечений, мало задумываясь  о том, что они не имели здесь  органичной предыстории. Более того, как отмечает В. М.Живов, те способы, которыми Петр внедрял европейскую  цивилизацию, говорят о том, что  преобразователь “требовал от своих  подданных преодолеть себя, демонстративно отступиться от обычаев отцов  и дедов и принять европейские  установления как обряды новой веры ”.

Действительно, еще при  первом путешествии за границу Петр покупает там заспиртованных уродов массу “раритетов и курьезных диковин”. А после второго путешествия он окончательно приходит к мысли организовать в России музей, где можно было бы выставить на обозрение подобного рода экспонаты. Для создания музея Петр прибег к усердию своих подданных и указом 1718 года обязал их приносить “родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей во всех городах к губернаторам и комендантам”. Кунсткамера открылась для посетителей в 1719 году, но русские люди не спешили посещать музей, так как согласно традиции уроды считались сатанинским отродьем. Петр же настаивал на том, чтобы его подданные переломили себя и прибегал как к объяснениям, так и к угрозам. В указе он объяснял, что уроды не являются порождением дьявола, а рождаются “от повреждения внутренняго также от страха и мнения матерняго во время бремени”. На тех же подданных, которые не хотели поверить в объяснения императора и порвать с традицией, преобразователь воздействовал с помощью угроз: “А ежели кто против сего указа будет таить, на таких возвещат; а кто обличен будет, на том штрафу брать вдесятеро против платежа за оныя”. Во время пребывания Великого посольства в Лейдене Петр посетил Анатомический театр и вернувшись в Россию учредил подобного рода зрелище в Москве. Еще в лейденском театре Петр обратил внимание с каким отвращением его спутники взирают на зрелище разрезаемого трупа и в наказание за неумение быстро усвоить европейские нормы заставил их рвать мускулы трупа зубами. В московском Анатомическом театре Петр принуждал присутствовать на подобного рода спектаклях многих бояр. Как сообщает И.Корб в 1699 году “медик Цоппот начал Анатомические упражнения в присутствии Царя и многих бояр, которых побудил к этому Царский приказ, хотя такие упражнения и были им противны”.

Примеры с учреждением  в России Кунсткамеры и Анатомического театра очень ярко демонстрируют  специфику “европеизации” петровского  времени по отношению к западноевропейскому  влиянию в русской культуре XYII века. “ Европеизация” русской  культуры в петровскую эпоху носила ярко выраженный регламентированный и  насильственный характер, поскольку  ее целью являлось внедрение “новых”  ценностей и уничтожение “старых”.

В конце 1718 года верхи петербургского общества были извещены о введении ассамблей. Петр побывал во французских  гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики, искусства и у него созрел план организации ассамблей в России. Вводя новую форму общения  и развлечений , Петр преследовал две главные цели – приучить русских дворян к светскому образу жизни, распространенном в Европе и приобщить русских женщин к общественной жизни. При организации ассамблей преобразователь использовал не только практические, но и теоретические достижения Западной Европы. Как отмечает А.М.Панченко, для людей XYII-XYIII веков одной из самых авторитетных была энциклопедия Генриха Альштеда. Знания Альштед подразделял на науки и искусства, где последние делились на свободные и механические. Как раз к механическим искусствам, по Альштеду, и принадлежит искусство развлечения, где все можно расчислить, измерить, подчинить правилам. Этот принцип механических искусств и положил в основу ассамблей Петр. В его указе “О порядке собраний в частных домах, и о лицах, которые в оных участвовать могут” дан перечень правил, распорядок данного развлечения, которому должны следовать все присутствующие. Все усилия преобразователя были пронизаны идеей полезности и если их сопоставить с наставлениями Альштедовой энциклопедии, то можно “лучше понять западнические импульсы его увлечений”. Ассамблеи Петр устраивал и в Летнем саду, которые также проходили по особому регламенту. На данное развлечение гости прибывали на лодках и попадали в сад через нарядные деревянные галереи, служившие одновременно пристанями и приемными залами, где накрывались столы со сластями и другими закусками. В.О.Ключевский писал, что государь потчевал гостей как радушный хозяин, но порой его хлебосольство становилось хуже демьяновой ухи : “Бывало, ужас пронимал участников и участниц торжества, когда в саду появлялись гвардейцы с ушатами сивухи…причем часовым приказывалось никого не выпускать из сада. Особо назначенные для того майоры из гвардии обязаны были потчевать всех за здоровье царя, и счастливым считал себя тот, кому удавалось какими-либо путями ускользнуть из сада.

По принципу механических искусств Петр организовал и еще  одно развлечение для высшего  общества – катания по Неве. Жителям  Петербурга “для увеселения народа, наипаче  же для лучшего обучения и искусства  по водам и смелости в плавании. были розданы из казны парусные и гребные суда. Катания по Неве проходили по особому регламенту. В петровском указе определялось место катаний, одежда, в которой надлежит явиться приглашенным и давались предписания о времени сбора: “…в указанный час должен Комиссар в местах флаги поднять. А когда указано будет выехать, кроме определенных дней, тогда тот же знак учинить, да один выстрел из пушки с города; тогда тот час всякому ехать в назначенное место и явиться к Комиссару…. В указе сообщалось, что “на сей экзерциции вольны хозяева быть или не быть”, однако здесь же Петр предупреждал не совсем сознательных подданных, “что не более двух дней в месяце не быть, разве для какой законной причины…”. Петр предусмотрел и возможность нарушения установленных правил, поэтому предостерегал катающихся: “ за преслушание же и на сих судах, також штраф брать, как и с парусных.

В целях европеизации быта, общения и развлечений дворянства Петром был создан и полуофициальный  орган “всешутейший собор”. Коллегию пьянства или “сумасброднейший, всешетейший собор” возглавлял князь-папа или “всешумнейший и всешутейший патриарх московский, кокуйский и всея Яузы”. Князь-папа имел огромный штат, состоящий из 12 кардиналов, отъявленных пьяниц и обжор, епископов, архимадритов и других духовных чинов. Петр сам написал устав для данной коллегии, в котором до мельчайших подробностей были определены чины избрания и разные степени пьяной иерархии. “Первейшей заповедью ордена было напиваться каждодневно и не ложиться спать трезвыми. У собора, целью которого было славить Бахуса питием непомерным, был свой порядок пьянодействия “Служения Бахусу и честного обхождения с крепкими напитками. Следует отметить, что в названиях должностей, иерархии и заповедях собора четко прослеживается связь с католичеством и европейской символикой. Вероятно, Петр такого рода институт, подобно Кунсткамере и Анатомическому театру, также заимствовал у Европы. Так, С.Ф. Платонов обратил внимание на то, что в оценке “всешутейшего собора” не следует упускать из виду, что такого рода забавы имели место и в европейских странах. Действительно, пародия и “шумства”, шутовские коллегии существовали в разных странах Европы от средневековья до XYII в. В быту британской аристократии времен Вильгельма и Анны были распространены маскарадные клубы, среди них выделялся клуб безбожников, члены которого упражнялись в пародийном кощунстве.

Бесспорно, можно провести параллель между “всешутейшим собором” и клубом безбожников, так как в обоих случаях маскарадные элементы, пародия и кощунства имели место. Однако, в условиях России петровского времени, деятельность “всешутейшего собора” приобретает особое значение и ее нельзя ограничить только развлечениями. Какую же цель преследовал Петр, создавая этот полуофициальный орган?

Иностранцы, жившие в то время  в России, да и многие соотечественники Петра, считали, что преобразователь  своим пьянством и шумным весельем пытается ввести в заблуждение своих  врагов относительно истинных политических целей. В.О.Ключевский склонен был  видеть здесь больше настроения, чем тенденции. С.А.Князьков считал поводом к учреждению собора порок пьянства подданных Петра, “который он хотел осмеять и вместе с тем предостеречь последних от позора”. И.И.Голиков петровский “разгул” трактовал не как монаршее развлечение, не как личную прихоть, а как культурную акцию. Но у И.Голикова данная акция имеет односторонний характер: Петр осмеивает ненавистную ему старину, прибегая к оружию смеха и “употребляя тот самый обряд / святки / обращением оного в посмеяние”. Хотя И.Голиков указывает на связь деятельности “всешутейшего собора” с уничтожением патриаршества. А.М.Панченко пытается понять Петра, исходя из того, что он был “вечным работником” и каждый его шаг преследовал определенную цель. А.Панченко делает акцент на том, что “всешутейший собор” – это не просто штрих в картине подавления церкви самодержавным государством, а он был необходим Петру для утверждения нового взгляда на общение, развлечения, веселье и культуру русского дворянства в целом. А.Панченко отмечает, что собор был необходим Петру для противопоставления старинной праздности “новой” праздности, которой “присваивалось качество культурной ценности”. С какими же идеями была связана эта так называемая “новая” праздность? Какие ценности культивировались Петром? Петр стремился подчинить развлечения высшего общества идеям “натурального права” Г.Гроция и С.Пуфендорфа, согласно которым, созданная Богом натура становится автономной и независимой от него и подчиняется лишь установленным законам. Эти идеи необходимы были преобразователю для установления царского единовластия и немалая роль в реализации данной цели принадлежала сфере развлечений. Направляя свои усилия на борьбу с традиционным мировоззрением и ценностями, Петр, по образному выраженю А.М.Панченко, борется и с “религиозной концепцией веселья”. В чем сущность данной концепции?

Информация о работе “Европеизация” культуры русского дворянства в петровскую эпоху