Биография Майи Плисецкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 20:53, реферат

Краткое описание

Характер Плисецкой сосуществовал в редкостной гармонии с характером ее артистического дарования. Смелость она превращала в эстетическую категорию. Не боялась нарушать «канон», не рассуждая, верила в себя и всегда была современной, потому что побеждала в споре со временем, заставляя его убыстрять свой ход. Самыми лучшими и точными определениями сути ее искусства стали такие найденные для нее критиками «амплуа», как актриса идеи и балерина-стихия. Известный французский балетный критик Андре Филипп Эрсен считал, что для ее характеристики достаточно трех слов: «гений, мужество и авангард».

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

В 1979 году в Париже на сцене Дворца конгрессов состоялась премьера балета «Леда» (на старинную японскую музыку), поставленного М. Бежаром для  Майи Плисецкой и ведущего солиста  его брюссельской труппы, великого танцовщика Хорхе Донна. С этого  балета, в основу которого Бежар положил, переплетя их друг с другом, две старинные легенды - древнегреческую о лебеде и Леде и японскую о любви рыбака к некой вещей птице, в их совместном творчестве с Плисецкой и начались настоящие метаморфозы (персонажи спектакля, демонстрируя изменчивую суть натуры и любви, постоянно перевоплощались один в другого). Балет был показан во многих странах. Но станцевать «Леду» на родине Майе Плисецкой так и не удалось.

«Не будь “Федры” и других балетов  Лифаря, не было бы ни Бежара, ни Ролана Пети. Впрочем, были бы, конечно, но совсем иные», - утверждает М. Плисецкая. В балете «Федра»Ж. Орика, впервые поставленном Сержем Лифарем в 1950 году, Майя Плисецкая танцевала с балетной труппой театра города Нанси (Франция) - в 1984 году в самом Нанси, в 85-м в Париже на сцене театра «Одеон» и в 86-м в Москве на сцене Театра оперетты. В 85-м она выступила в «Федре» с балетной труппой Римской оперы. Античная чистота и экспрессия линий ее танца в сочетании с подлинно трагической наполненностью исполнения заставляли театралов сожалеть о не воплощенных в балете древнегреческих трагедиях, в которых могла бы выступить Майя Плисецкая.

В 1983 году - неожиданный поворот  судьбы: ей предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. Бывая в Риме наездами, она занимала этот пост в течение полутора лет. За это время осуществила постановку «Раймонды» для открытой сцены в  Термах Каракаллы, показала на сцене Римской оперы свою «Айседору», организовала возобновление «Федры» и нескольких других балетов.

Откуда у меня такая страсть  к Испании? Всему испанскому - фламенко, корриде, гребням, цветку в волосах, мантильям, монистам? Ничего определенного сказать не могу. Но какая-то тайная связь между нами есть.

Испанцы все доводят до крайности. И каждый момент жизни для истинного  испанца - это восхождение к идеалу. Будь это любовь или свобода.

С конца 1987 по 1990-й Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу Театро лирико насиональ «Ла сарсуэла». Для этой труппы она, в частности, поставила балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, ввела в ее репертуар «Кармен-сюиту» и сама танцевала в этом балете. По инициативе Монтсеррат Кабалье приняла участие в постановке ранней оперы-балета Дж. Пуччини «Вилисы», показанного на фестивале искусств в Переладе. Впервые исполнила «Умирающего лебедя» под запись человеческого голоса - аккомпанемент для нее «напела» М. Кабалье. И выступила в главной партии балета «Мария Стюарт» (на музыку Э. де Диего), поставленного специально для нее художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро (1988). Впервые ступив на всю ступню в «Кармен-сюите», Плисецкая на сей раз танцевала и вовсе отказавшись от пуантов (ее героиня была обута в сандалии), и произошло это именно в Испании.

С Театро лирико насиональ Плисецкая  объездила всю страну и неоднократно гастролировала за ее пределами. Классический балет не получил в Испании  широкого распространения. Деятельность Плисецкой тем более была на виду, и она заслужила самое доброе расположение королевы Софии.

Эксперимент, противоположный тому, что проделал Х. Гранеро в «Марии Стюарт», совершил в своем балете «Арена для петушиного боя» аргентинский хореограф Хулио Лопес (премьера состоялась в 1990 году в Буэнос-Айресе на сцене театра «Колон»). В балете, проникнутом духом аргентинского танго (музыку к нему написал А. Пьяццолла), Майе Плисецкой - единственной из всех артисток, занятых в постановке, пришлось танцевать на пальцах [12, 64].

В 1990 году, находясь с Щедриным в  Чикаго, где состоялась мировая премьера его нового сочинения, Плисецкая  экспромтом исполнила с чикагской  балетной труппой балет «By Django» (на музыку певца и гитариста Джанго Рейнхардта, звезды джаза 1930-1950-х годов), поставленный хореографом Гордоном Шмидтом. Ей давно хотелось станцевать что-нибудь на высоких каблуках и на джазовую музыку. Исполнилась и эта мечта.

4 января 1990 года Майя Плисецкая  танцевала свой последний спектакль в Большом театре - «Чайку». Давние разногласия с художественным руководством балетной труппы привели к тому, что она ушла из Большого театра.

К 1991 году основные творческие и издательские интересы Родиона Щедрина сосредоточились  в Мюнхене, и вскоре они с Майей Плисецкой обосновались в этом городе.

В 1992 году Плисецкая выступила инициатором  создания нового балета, идею которого подсказал Пьер Карден. Премьера «Безумной  из Шайо» на музыку Р. Щедрина (в основе либретто - одноименная пьеса известного французского драматурга Ж. Жироду) в постановке французского хореографа румынского происхождения Джиджи Качуляну и с участием артистов возглавляемого им Реннского хореографического центра состоялась на сцене театра «Эспас Пьер Карден» 5 декабря 1992 года. Центральный образ пьесы - «безумная» Орели, стареющая бывшая актриса - принадлежит к распространенному в мировой литературе типу одинокого эксцентричного чудака, мудрого сердцем и всеми принимаемого за сумасшедшего. (Сама Плисецкая аттестовала пьесу как одну из вариаций «сказки про Ивана-дурака, который оказался самым умным».) Роль, предоставляющая богатейшие возможности для актерской игры, не только ничего не утратила, будучи переведенной на язык балета, но и обрела дополнительную глубину и значительность. Необыкновенно выразительны были жесты и мимика Плисецкой. Она производила бы сильнейшее впечатление, даже не выходя за пределы пантомимы. Но она танцевала - и танцевала на пальцах. В Париже балет прошел 17 раз. В начале 1993 года был показан в Японии. А 1 и 2 апреля 1993 года - на родной сцене партнеров Плисецкой в этом спектакле, в Ренне (город в исторической провинции Франции Бретань). Таким образом, и 50-летие творческой деятельности - случай в балете беспрецедентный - Плисецкая тоже отметила премьерой. На память о реннских выступлениях мэр города вручил ей медаль, на которой было выгравировано «Майе Плисецкой»


Информация о работе Биография Майи Плисецкой