Ансамбль Афинского акрополя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:06, доклад

Краткое описание

Афинский акрополь – величайшее достижение архитекторов Древней Эллады, который создаётся в V - IV вв. до н.э. Разрушенный во времена персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом.
Акрополь - (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны.

Прикрепленные файлы: 1 файл

АКРОПЛЬ.docx

— 31.78 Кб (Скачать документ)

Ансамбль  Афинского акрополя

знаменитый Афинский акрополь – величайшее достижение архитекторов Древней Эллады, который создаётся  в V - IV вв. до н.э. Разрушенный во времена  персидских нашествий, Акрополь был  отстроен заново с невиданным до того размахом.

Акрополь - (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны.

Ещё до 5 в. Акрополь не был  пустынной скалой. Жизнь протекала  здесь с конца 3 в. до н.э. Уже тогда  возвышение было убежищем для жителей  окрестных равнин при нападении  врагов. В 6 в до н.э. на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся Гекатомпедон. Он располагался прямо против Пропилеи и поражал своей красотой вошедшего на Акрополь человека. В размещении построек 6 в. до н.э. господствовала симметрия, которой часто придерживались архаические мастера. Архитектурные формы архаических храмов тяжеловесны и суровы. Колонны словно набухают под тяжестью давящей на них крыши. Суровость смягчалась лишь скульптурными украшениями.От сооружений того периода остались лишь фундаменты, да и то далеко не все. Это объясняется тем что здания были разрушеня во время греко-персидских войн.

Всю вторую половину V н. до н. э. на Акрополе шло строительство. Почти полвека здесь трудились архитекторы, скульпторы, художники, создавая произведения, которыми спустя тысячелетия гордится человечество.

Его постройки изысканны  по пропорциям и гармонично связаны  с пейзажем. Этот ансамбль, созданный  под общим руководством Фидия, состоит  из парадного входа Пропилеи (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике Аптерос («Бескрылой победы») (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.). (см приложение 1)

В расположении храмов Акрополя времени Перикла зодчие откапываются от симметрии, которая была типична  для эпохи архаики. Здания теперь постепенно вступают в поле зрения человека, идущего по Акрополю. Афинянин, пройдя Пропилеи, видел прежде всего не фасад храма, а огромную статую Афины Воительницы. Подойдя к ней ближе, он переставал воспринимать этот колосс. Все внимание его обращалось на Парфенон, который как бы вырастал постепенно справа. Расположенный слева храм Эрехтейон становился особенно хорошо виден от Парфенона.

Таким образом, можно было рассмотреть либо детали находившегося  рядом произведения, либо целиком  другой, отдаленный памятник. Внимание человека, стоявшего у Пропилеи при входе на Акрополь, могла занимать отделка архитектурных деталей торжественных ворот Акрополя. Но он мог созерцать и огромную статую Афины, стоявшую перед Пропилеями. Эрехтейон и Парфенон еще не открывались во всей своей красоте. Приблизившись к колоссу Афины и находясь у постамента статуи, афинянин мог увлечься рассмотрением его рельефных украшений, но отсюда он уже видел с выгодной точки зрения и храм Афины — Парфенон. Эрехтейон же еще был заслонен для него постаментом колосса Афины и открывался лишь в полной море от Парфенона, где подобным же образом можно было рассматривать либо детали Парфенона, либо весь Эрехтейон.

Смена художественных впечатлений  и постепенное включение их в  сознание человека, использование разнообразных  форм и контрастов, когда разглядывание  деталей чередуется с восприятием  целого сооружения, - этот принцип был  новым по сравнению с простым  сопоставлением памятников в архаических  ансамблях.

 

Пропилеи

У подножия скалы, с западной стороны, начинается путь на Афинский акрополь. Первое сооружение, которое встречается на пути, — пропилеи или входные ворота (440 — 432 годы до н. э.). Предполагают, что в первоначальном плане левая и правая стороны Пропилеи должны были быть одинаковыми и вся постройка симметричной. Но около 425 г. до н.э. справа от ворот вырос храм богини Ники, и эту часть пропилеи сделали несколько меньше, чем левую, так как стремились к общему равновесию архитектурных объёмов.

Пропилеи — первое сооружение, где были применены два разных ордера. Пропилеи Акрополя имели пять проемов (ворот), имеющих с обеих  сторон небольшие шести колонные залы и боковые сооружения. Средний  проем был шире остальных.

В Пропилеях, как и в  Парфеноне, соединены дорические и  ионические ордера. Торжественность  и внушительность внешних дорических колонн открывалась глазам подходящего  к Пропилеям человека. Но, войдя  под кровлю ворот, он оказывался среди  изящных ж легких ионических. Чтобы сгладить переход от одного ордера к другому, зодчий в основании дорических колонн сделал квадратные выступы, напоминающие базы. Введением ионического ордера Мнезикл усложнил и обогатил впечатление от архитектурного образа Пропилеи. Разные размеры колонн дорического ордера — крупных в центре Пропилеи и небольших в боковых частях — также помогают разнообразию.

По обе стороны от западного  портика пропилеи располагались  неравные по размерам здания с портиками: слева большее — картинная  галерея и справа меньшее —  библиотека.

Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед собой  они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы). Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу.

Храм Нике Аптерос

Перед короткой стороной пропилеи библиотеки возвышается небольшой  изящный храм, самое маленькое  здание Акрополя (архитектор Калликрат, 449—421 годы до н. э.). Выполненный в ионическом стиле этот храм посвящен Нике Аптерос — «Бескрылой Победе». В Греции богиню Победы изображали с большими крыльями: она непостоянна, перелетает от одного противника к другому. Но афиняне поверили в то, что они стали непобедимы, и чтобы Ника никогда не покинула их, они изобразили ее бескрылой.

 

Возвышаясь над мощной крепостной стеной, храм венчает ее своими легкими пропорциями. Выстроенный  в ионическом ордере, он несет по четыре колонны па торцовых сторонах и имеет глухие боковые стены  без колоннад. Поставленный под углом  к Пропилеям, он будто слегка поворачивается в сторону ворот, как бы направляя  к ним человека, подходящего к  священному холму. Рядом с дорической колоннадой Пропилеи, ионический храм Ники может показаться слишком легким. Поэтому в ордер храмика внесены некоторые черты дорики. Древнегреческие мастера не боялись отойти от правил ордера, и, если им казалось нужным, они смело вводили в один ордер элементы другого. Внутреннее помещение храма небольшое. Стены внутри, возможно, были покрыты росписями: поверхность мрамора стен не отполирована, шероховата. Храм этот был разрушен во время господства турок в Греции, и лишь позднее его вновь восстановили.

Снаружи храм украшен невысоким  фризом из пентеллийского мрамора, на коротких частях которого показаны боги Олимпа, а на длинных — сцены битв с персами . На восточной части фриза изображены торжественные и спокойные боги. Над колоннами помещены преимущественно фигуры стоящие, а между ними боги сидят или слегка склоняются; композиция фриза связана с архитектурой сооружения, как и в других постройках Акрополя.

 

Парфенон

Чуть правее статуи, на небольшом  расстоянии, в честь богини Афины, покровительницы города, зодчими  Иктином и Калликратом был построен величественный храм из мрамора — Парфенон. Храм строили 9 лет. Строительство начали в 477 году до н. э., но только в 432 году до н. э. состоялось освящение храма. Храм был построен на месте Парфенона, разрушенного персами в эпоху архаики. Старый храм имел такую же длину, но ширина его была меньше, выполнен он был из туфа. Парфенон занимал самую верхнюю часть Акрополя, являясь центральным сооружением всего ансамбля. С дальних точек города жители видели силуэт храма, который возвышался над городом. Парфенон венчает Акрополь. Логически четкие архитектурные формы храма не только противопоставлены диким склонам скалы, но и связаны с ними в художественное единство.

Исследователи древнегреческой  архитектуры нередко обращали внимание на то, что в произведениях эллинских  зодчих часто используется принцип, или правило, «золотого сечения». Отрезок считается разделенным по закону «золотого сечения», если длина его относится к большей его части, как большая часть к меньшей. Отрезок, величина которого равна 1, разделен в «золотом сечении», когда части равны примерно 0,618 и 0,382. Считалось гармоничным и красивым придавать сооружениям пропорции «золотого сечения».

Соотношения величин Парфенона  и холма Акрополя не случайны. Размеры  храма определены размерами скалы. Древние зодчие, кроме того, поставили  Парфенон на Акрополе в наиболее выгодном в художественном отношении месте, так что величины храма и скалы  воспринимаются при взгляде издали согласованными.

 

Парфенон самый большой  храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри он располагает  двумя большими залами — прямоугольным  и квадратным, входы в которые  располагались с противоположных  сторон. Восточный прямоугольный  зал со статуей Афины в глубине  был разделён на три части двухъярусными  колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей  и носил название «Парфенон».

 

Тип греческого храма, над  созданием которого трудились многие поколения, получил в Парфеноне  наиболее совершенное истолкование. В своих основных формах — это  дорический периптер с восемью колоннами  на коротких и семнадцатью на длинных  сторонах. Дорический ордер в Парфеноне  не так суров, как в храмах архаики. Он смягчен введением в архитектуру  некоторых элементов изящного ионического  ордера. За внешней колоннадой, на верхней  части стены храма, можно видеть непрерывную рельефную полосу с  изображением торжественной процессии  афинян. Непрерывный фигурный фриз — зофор — принадлежность ионического ордера, и, тем не менее, он введен в архитектуру дорического Парфенона, где должен был: бы быть фриз с триглифами и метопами. Примечательно, что под лентой этого рельефа видны небольшие полочки с выступами, какие обычно помещаются под триглифами дорического ордера.

Он органически включает элементы и ионического ордера: вытянутые  по пропорциям колонны, облегчённый  антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов пентелийского мрамора.

Парфенон внутри разделен на восточную и западную части. В западной, называемой собственно Парфеноном, находилась казна афинян. В восточном, большем помещении стояла статуя Афины Парфенос.

 

Оптическое искажение в Парфеноне

Древнегреческие зодчиие умело сочетают свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающую природу.

Связь парфенона с природой выражалась не только в пропорцианальном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удалённые предметы или их части кажутся меньше, и умели исправлять оптические искажения.

 

Тщательные архитектурные  измерения Парфенона показали, что  в нем линии не прямые и поверхности  не плоские, а слегка изогнутые. Древние  зодчие знали, что строго горизонтальная линия и плоская поверхность  издали кажутся прогнувшимися в середине. Они стремились, как бы исправить, изменить это впечатление. Поэтому, например, поверхность ступеней Парфенона постепенно, почти незаметно, повышается от краев к центру. Колонны Парфенона также не строго вертикальны, но слегка наклонены внутрь здания. Оси угловых колонн при мысленном их продолжении Должны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался эффект того оптического обмана, при котором ряд вертикальных линий кажется несколько расширяющимся кверху.

Примечательно также, что  колонны Парфенона не все одинаковой толщины. Угловые сделаны более  толстыми, чем остальные, так как, вырисовываясь на светлом фоне, они  должны казаться несколько тоньше. Позже Древнеримский архитектор Витрувий говорил, что угловые колонны «поглощаются окружающим светом». В одном из греческих трактатов отмечается, что «цилиндр кажется сжатым посредине» и нужно слегка утолщать его, чтобы не было этого впечатления. Возможно, что этим объясняется и энтазис — утолщение греческих колонн.

Зная действие оптических искажений, греки пользовались им для  достижения нужного эффекта. Так, колонны  второго внутреннего ряда портика  Парфенона меньше, чем колонны  внешнего, и кажется, что они стоят дальше и портик глубже, чем на самом деле.

Отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны. Тем  не менее они важны, так как придают храму целостность и собранность. Все видимые глазом линии связаны друг с другом, нет таких, которые не пересекались бы и казались отчужденными друг от друга. Как в пластическом человеческом теле, в Парфеноне, вероятно, невозможно найти прямую линию. Сложнейшее по конструкции сооружение из огромного количества строительных блоков и деталей не воспринимается, поэтому как «построенное», составленное из отдельных элементов здание, но кажется «живым», пластическим организмом, подобно воплощенным в греческой скульптуре прекрасным атлетам.

Мрамор — материал, который  помогает этому впечатлению. Ко времени  постройки Парфенона греки уже  давно знали и ценили этот замечательный  камень, понимая, как хорошо мрамор улавливает свет и, впитывая его, светится поверхностью, уподобляясь по нежности человеческому толу.

До Парфенона храмы  воздвигались преимущественно из грубого  пористого камня — известняка, который после окончания строительства  покрывали слоем мраморной штукатурки. Парфенон весь из мрамора. Естественно, некоторые детали его были деревянными, применялся и металл для скрепления мраморных блоков, по основным материалом был мрамор.

Недалеко от Афин, в горах  Пентеликона, были найдены залежи хорошего белого мрамора. Железистые мельчайшие частички, находящиеся в нем, оказывались после обработки на поверхности. При соприкосновении с влагой воздуха они постепенно окислялись и образовывали равномерный слой, а иногда пятна красивой, золотистой патины. Белоснежный холодноватый камень становился теплым, насыщенным солнцем, как бы впитывавшим в себя влагу воздуха. Эта способность обработанного мрамора реагировать на свет, на окружающий воздух усиливала связь здания с природой.

 

 

Храм Эрехтейон

Легкостью форм, особой изысканностью  декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном.

Место постройки Эрехтейона выбрано не случайно. Оно было определено заранее. Считалось, что именно здесь Посейдон ударил трезубцем и высек ручей, а Афина посадила оливу. (Существует древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов. Победителем должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре Афина: в том месте, где она ударила копьем, выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин.) Перед зодчим встала трудная задача построить здание на участке с сильным склоном. Производить большие планировочные работы и выравнивать площадку для Эрехтейона не было возможности, так как в это время шла обременительная Пелопонесская война. Помещения Эрехтейона поэтому имеют различные уровни.

Расположение Эрехтейона тем не менее удачно в ансамбле Акрополя. Действительно, если в западной части Акрополя более тяжелая часть Пропилеи располагается слева, а легкий храм Ники — справа, то в восточной части холма тяжесть переносится на правую сторону, выступая в объеме Парфенона, а и левой оказывается изящный и более легкий ионический Эрехтейон. Гармоническое распределение масс, равновесие архитектурных объемов при общей асимметрии воспринимается не сразу, но постепенно, при движении по Акрополю.

Информация о работе Ансамбль Афинского акрополя