Глобализация образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:15, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день содержательное определение глобализации образования в научной литературе практически отсутствует. Большинство исследователей обращают внимание на функциональный аспект этого процесса, его последствия. Как пишет в своей работе «Глобальное видение и новая наука» российский исследователь М.А. Чешко, «термин «глобальность» означает широкую совокупность процессов и структур, которую можно выразить как процесс взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых разнообразных компонентов мирового сообщества.

Содержание

Введение
Понятие глобализация образования.
Глобализация образования, как феномен инновационной культуры.
Болонский процесс.
Плюсы и минусы глобализации образования в РФ.
Положительные и отрицательные стороны глобализации образования.
Заключение
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 51.61 Кб (Скачать документ)

Тем не менее, инновационные тенденции  модернизации в области высшего  образования и стоящие перед  ним новые задачи указывают на необходимость переосмысления его  роли и миссии, выработки новых  подходов и определения новых  приоритетов развития.

За последние годы в системе  образования России в соответствии с концепцией информатизации высшего  образования предпринимались значительные усилия по созданию перспективных информационных технологий, федеральной университетской компьютерной сети России RUNNet, мультимедиа технологий, электронных обучающих средств, информационных технологий дистанционного обучения, систем автоматизированного проектирования и автоматизации научных исследований, баз данных учебного и научного назначения, имеющих универсальный характер.

Также вызывает глубокие сомнения востребованность российским народным хозяйством выпускников-бакалавров в соответствии с формулой подготовки «бакалавр-магистр», диктуемой Болонскими соглашениями. Но, если даже согласиться с жизненностью такой формулы для России, то есть основания полагать, что подготовка бакалавров приведет к снижению уровня и качества как общенаучной и общегуманитарной, так и специальной профессиональной подготовки учащихся студентов.

Высокотехнологичные способы трансляции знаний и аттестации, предполагаемые Болонскими реформами, призваны формировать у учащихся преимущественно инструментальное отношение к предмету. Если инструментальный подход к освоению знания применяется в меру, то это, наверное, неплохо. Но если он становится доминирующим принципом образования, то как быть тогда с рефлексией, размышлением, анализом, сопоставлением, сравнением альтернативных вариантов, то есть в принципами креативного мышления? Ведь без них не может быть творческого подхода, который должен взращиваться в сознании человека высшим образованием.

Российская культурная традиция, в  отличие от западной, ориентирована на живое слово. Она предполагает наличие медиаторов - носителей живого слова или действия, опосредующих освоение знания учащимися (священник, наставник, учитель). Не произойдет ли так, что распространение дистантных форм вытеснит его как живую индивидуальную личность из собственно образовательного процесса?

Индивидуализация образования, обусловленная выбором студентом собственной нелинейной образовательной траектории, может обернуться утратой такой важнейшей формы организованной социальности, как студенческая группа. На Западе такой традиции нет. Встают закономерные вопросы: Каким образом будет строиться управление студентами в новых условиях? Как будет осуществляться воспитательное воздействие? Только-только с большим трудом система вузовского воспитания стала восстанавливаться после смутных 90-х годов, и опять новый, резкий и весьма сомнительный поворот…

Явно утопическим выглядит ожидание массовой территориальной мобильности российских учащихся. Расходы и издержки (таможенные, визовые), которые должен нести для обеспечения этой мобильности средний российский студент, не идут в относительном выражении ни в какое сравнение с теми, которые несет западноевропейский учащийся. Причина понятна: уровни доходов учащихся вузов Европы и России несоизмеримы! Единичные исключения (студенты – дети состоятельных родителей) не меняют общей картины.

Радикальное реформирование и модернизация системы высшего образования  связано, прежде всего, с глубоким обновлением  его содержания. Действующие учебные  планы и программы в вузе, несмотря на их постоянные корректировки, в значительной степени отражают информационно- экстенсивный подход к формированию содержания образования и командно- административный стиль управления учебным процессом. Они не учитывают этапов общекультурного и профессионального развития личности будущего специалиста, ориентируют обучение в вузе на предметно-разобщенную подготовку в ущерб целостному развитию личности будущего молодого специалиста, не стимулируют студентов к самообразованию, ограничивают возможности учета специфических особенностей в ситуации социального глобализма.

Подчеркнем еще раз, что адекватное реформирование системы образования  невозможно без все большей и большей его информатизации.

Ускорение темпов развития информационных технологий приводит к формированию информационного общества, в котором  ведущим производственным ресурсом в процессе глобализации образования выступает информация. Надежная и проверенная информация позволяет сделать правильный выбор при наличии бесконечного множества вариантов дальнейших действий, определить верную стратегию жизненного поведения (на микроуровне) и развития современного мира (на макроуровне). Именно информация, ее качество и надежность, становятся жизненно важным фактором, тем системообразующим моментом, без которого невозможно существование современной цивилизации. Информационная культура неразрывно связана с социальной природой человека.

Степень инновационной образовательной культуры студентов заключается также в их умении извлекать информацию из различных источников - как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией, а также в знании специфических особенностей информационных потоков и информационного обеспечения в области своей будущей профессиональной деятельности.

 

Заключение

Таким образом, глобализация несет в себе очевидные риски  для российского образования  и науки. Но она одновременно дает нашей стране, нашей системе образования  и, в частности, нашему университету реальный, может быть, уникальный шанс найти себя, свое место на новом  этапе развития цивилизации. Здравый  смысл, здоровый прагматизм, стабильность, учет национальных интересов могли  бы стать символами нового государственного курса, стратегии развития системы  образования и университета. Формирующийся  российский рынок товаров, услуг, технологий, знаний является частью всемирного рынка  в условиях глобализации. Изоляционизм в любой форме невозможен. Даже возможности протекционизма весьма ограничены. В эпоху информатизации движение знаний, услуг, товаров окончательно приобрело глобальный характер. Государство, национальную самобытность, интересы и ценности (даже историю) своей страны, ее системы образования в этих непростых условия необходимо сохранять. Именно на пути синтеза национально-самобытного и международно-глобального может произойти возрождение России, ее системы образования, науки и производства в XXI веке. Однако при этом нужно разумно определить пределы и сам предмет заимствования, чтобы «импорт» чуждой культуры не подорвал корни самобытности государства, национальной системы образования и каждого отдельно взятого университета. В период перехода к глобальному информационному сообществу именно информатизация выступает в качестве главного фактора глобализации образования. В то же время следует отметить тот факт, что в нашей стране решение проблемы глобализации образования на основе его информационной модернизации до сих пор еще находится на начальной стадии. Поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 282-283
  2. Болонский процесс и стоматология России. - М., 2005. С. 30, 41
  3. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 51
  4. Акулич М.М. Образование  в  условиях глобализации // Университетское управление: практика  и анализ. 2005. № 5. С.50 – 57.
  5. Атоян В., Казакова Н. Университеты в  современном обществе // Высшее образование  в  России. 2005. №4. С.3-9.
  6. Банг Й. Электронный Болонский  процесс – создание  европейского образовательного пространства. Шаг к обществу, основанному  на знаниях // Информационное  общество. 2005. №4. С.10-14.
  7. Гречко П. Глобализация: образовательные горизонты // Высшее образование  в России. 2005. №11. С.102- 107.
  8. Казакова Н.Д. Глобализация  и университеты // Глобализация  и  образование. Болонский  процесс: мат-лы круглого стола. М., 2004. С.57- 64.
  9. Лиферов А.П. Глобальное  образование – путь к  интеграции мирового образовательного пространства. М., 1997. 108 с.
  10. Смирнов А.И. Информационная  глобализация и Россия: вызовы и  возможности. М., 2005. 392 с.
  11. Черникова Н.В. Глобальное  образование: дефиниции и концепции. Новочеркасск, Уч. Пос.. М.2004. 36 с.
  12. Щербанин Ю.А. Глобализация:  международный обмен  и транспорт: учеб.пособие. М., 2002. 471 с.
  13. Овчинников  О.В. Инновационная стратегия российской экономики: предпосылки, характер, прогноз. Архангельск, 2008. С.112.

Информация о работе Глобализация образования