Инертные газы 2(б)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:07, реферат

Краткое описание

В 1784 году английский ученый Г.Кавендиш заметил, что при пропускании электрических разрядов через воздух с последующим поглощением образовавшихся оксидов азота щелочью остается небольшое количество не поглощенного газа, около1/120 части первоначального объема. Что это за газ, Кавендиш не смог установить. Оставшийся пузырек газа проявлял поразительное постоянство, он нисколько не уменьшался при длительном воздействии электрических разрядов в присутствии кислорода, то есть оказался необыкновенно химически устойчив. А в 1890-х годах английский физик Дж. Рэлей, определяя плотность азота, обнаружил, что азот, выделенный при перегонке жидкого воздуха, всегда был тяжелее азота, полученного, например, из нитрита аммония .Он сообщил об этом коллеге и соотечественнику В. Рамзаю.
В. Рамзай предположил, что к атмосферному азоту примешан другой химически инертный, но более тяжелый газ. Как раз в это время Дьюар обратил внимание Дж. Рэлея на описание давнего опыта Г. Кавендиша. Прочитав и изучив протокол описанного опыта, Дж. Рэлей и В. Рамзай поверили, что они на правильном пути. И вот газовый пузырек, упорно не желавший у Г. Кавендиша соединиться с кислородом, был, вероятно, тем самым неизвестным газом, за которым они охотились. В. Рамзай и Дж. Рэлей стали работать над его выделением.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ИНЕРТРЫЕ ГАЗЫ2Б.doc

— 718.00 Кб (Скачать документ)

           Но постепенно  появлялись факты,  заставившие засомневаться в  химической инертности открытых  газов. Например, было установлено,  что  в электрическом разряде  возникают ионизированные двухатомные молекулы  всех инертных газов,  даже гелия:

               2 Не    ç=>    Не +2     ( +1е;  -1е )

             Так,  при температуре 80 0К    и давлении 2,7 ×106 Па  была зарегистрирована ассоциация  части атомов  неона. С понижением температуры число ионизированных молекул быстро увеличивается. Но вне разряда  такие ионы, захватывая по электрону, мгновенно распадаются на нейтральные атомы. Путем анализа  образующихся полосатых спектров было обнаружено, что в тлеющем разряде появляются ионизированные молекулы из атомов различных инертных газов:

(Ar Xe )+,  (Kr Xe )+ ,(Ne Ar )+, (Ar Kr )+. Там возникают также молекулярные ионы из атомов инертных газов и ионов водорода или ртути:  ( He H)+ , (Hg He )+ , (Hg Ne)+.

              Атомы  инертных газов имеют  особое строение  внешних электронных оболочек, которые содержат по  8 электронов, кроме гелия (у которого на единственной оболочке (уровне ) 2 электрона ). Такой «октет»  чрезвычайно прочен. Поэтому атомы инертных газов не могут ни присоединять к себе электронов, ни отдавать их из своей структуры.

            Но некоторые ученые сомневались  в незыблемости электронного  октета. Например, А.Зоммерфельд, немецкий  физик-теоретик, считал это только предположением. И американский химик Л  Полинг, руководствуясь развитой им  квантово-механической теорией валентных связей, в 1934 году пришел к заключению, что октеты  ксенона и криптона  могут обладать достаточной энергией для образования  устойчивых  соединений с фтором и даже с хлором.

         Аналогичное предсказание сделал в 1951 году  Ж. Пиментель, исходя из квантово-механической теории молекулярных орбиталей.

             Прогнозы нуждались в проверке. Существовало также мнение, что  если и будут получены оксиды  и галогениды инертных газов,  то при образовании  они  поглотят огромное количество энергии и в связи с этим будут очень нестойкие. Но это касалось только легких газов. Так как по мере увеличения  числа экранирующих электронных слоев прочность связи  внешних электронов  с ядром уменьшается, то  облегчается переход отдельных внешних электронов в неспаренное состояние даже при наличии октетной конфигурации. Таким образом, чем тяжелее атом инертного газа, тем меньше величина энергии, необходимой для перевода атома в состояние, характеризующееся наличием  на орбиталях  неспаренных  электронов - носителей химической активности атома. От того и деформируемость электронной  оболочки у атома ксенона в 20 раз больше, чем у атома гелия.

           Еще в 1896 году французский физик   Вийар  сообщил о полученном  им кристаллическом, напоминающем  спрессованный снег соединении  аргона с водой состава   Ar·6 H2O. Оно было получено очень просто и в неожиданных условиях:  Вийар сильно сжимал аргон надо льдом при умеренно низких температурах. Но это сообщение казалось неправдоподобным и от него попросту отмахнулись. И  вспомнили о нем лишь через 29 лет, когда Р. Фаркран сообщил о полученных им гексагидратах  криптона  и ксенона при соприкосновении этих газов со льдом под давлением.

           Еще через 10 лет  Б.А. Никитин  получил гексагидраты  всех, за  исключением гелия, инертных газов,  а далее и соединения, состоящие  из атома инертного газа и  трех (в случае радона – двух) молекула фенола, толуола или п-хлорфенола. Строение этих соединений было установлено только в 1940-х годах. Этот так называемые соединения включения. Они занимают промежуточное положение между подлинно химическими соединениями и твердыми растворами внедрения. Они представляют собой клатратные соединения, разновидность  «решетчатых» соединений включения. Их название происходит от латинского  clatratus , что означает огороженный, замкнутый.  Формируются клатраты так: нейтральная молекула инертного газа (или молекулы хлора, сероводорода, сернистого газа,  углекислого газа, метана) плотно окружается , как бы  берется в клещи полярными молекулами- воды, фенола, гидрохинона, которые соединены между собой водородными связями. Клатраты возникают в тех случаях, когда при кристаллизации растворителя  молекулы его образуют ажурные конструкции с пустотами, способными вмещать чужеродные  молекулы.  Основное условие, необходимое для  существования  устойчивого клатратного соединения, - это возможно более полное совпадение  пространственных размеров полости, образующейся между сцепившимися молекулами «хозяина», и размеров молекулы «гостя», проникающей в полость. Если проникающая молекула мала

(например, гелий), то она с трудом закрепляется в полости и обязательно при помощи низкой температуры и высокого давления, которые препятствуют выходу молекулы и зачастую сжимают полость. Клатраты гелия не были получены возможно потому, что  его небольшие атомы  не захватываются  молекулярной решеткой. Трудно приходится  и очень громоздкой молекуле, так как  необходимо повышенное давление, чтобы  «протолкнуть» ее внутрь полости. Формально клатраты  можно отнести к химическим соединениям, так как большинство имеют строго постоянный состав. Но это соединения молекулярного типа, возникающие за счет вандерваальсовых сил притяжения молекул. Химическая связь в клатратах отсутствует, поскольку при их образовании не происходит спаривания валентных электронов и соответствующего перераспределения электронной плотности в молекуле. Сами по себе вандерваальсовы силы очень малы, однако энергия связи в клатратной молекуле  может оказаться не столь уж малой (20- 40 кДж/моль) благодаря тесному соседству включенной молекулы с молекулами  включающего вещества, так как вандерваальсовы силы резко возрастают по мере сближения молекул. В целом клатраты – малостойкие соединения, при нагревании или растворении они быстро распадаются на составные компоненты

.

 

                С 1936-1952 г Б.А. Никитин синтезировал и исследовал эти соединения, руководствуясь принципом В.Г.Хлопина об изоморфной  сокристаллизации сходных по размерам и строению молекул. Он установил, что при низких  температурах  инертные газы образуют изоморфные кристаллы  с летучими гидридами - с сероводородом, галогеноводородами, метаном, а также с диоксидами серы и углерода.

              Никитин установил, что клатраты инертных газов тем устойчивее и легче образуются, чем выше их молекулярная масса. Гидрат радона устойчивее гидрата неона, а феноляты прочнее соответствующих гидратов.

            Если бы  экспериментаторы располагали значительным количеством радона, то можно было бы наблюдать мгновенное образование  осадка  Rn(H2O)6  при пропускании радона надо льдом при обычном давлении, так как химическая активность радона выше, чем у ксенона и криптона. Чтобы при 00 С получить гидрат ксенона Хе(Н2О)6, достаточно приложить давление, несколько большее атмосферного. А криптон при этой температуре надо сжимать до 1.42 × 106 Па  для получения Kr(H2O)6 , аргон до 1,47 × 107 Па. А неон почти до 2,94× 107 Па  . Можно ожидать, что гидрат гелия получится под давлением в тысячу раз большим.

           Клатраты можно использовать  как удобные формы для хранения  инертных газов, а также для  их разделения,

           К экзотическим химическим соединениям  относятся фториды кислорода - вещества неустойчивые, кроме дифторида кислорода. В этих соединениях кислород имеет  положительную степень окисления. С помощью дифторида кислорода  О2F2 были синтезированы химические вещества, содержащие  молекулярный ион О2+ и называемые диоксигенильными.

               Для разделения природных изотопов  урана их смесь фторируют   и образующиеся  гексафториды  урана 

235UF6 и 238UF6 в газообразном состоянии разделяют. Были получены и изучены гексафториды и других металлов. Синтезом и изучением гексафторидов металлов  VIII группы занимался канадский химик Нейл  Бартлетт.   Среди полученных им препаратов особое внимание привлек гексафторид платины PtF6 как чрезвычайно сильный окислитель. Его сродство к электрону составляет 711,2 кДж/ моль, что почти в двое больше, чем  у фтора; а ведь фтор – самый активный окислитель среди всех элементов.

              Именно это свойство и позволило  Н. Барлетту в 1961 году получить  соединение  Pt F6 с кислородом, причем в этой реакции кислород  играл редкую для него роль  восстановителя - донора  электронов; формула этого соединения записывается как  О2+[Pt F6 ]- , где О2+   является катионом диоксигения.: О2 +  Pt F6 = [O2+ ] [Pt F6- ]

                       И у Н. Бартлетта  возникла  мысль заменить в этой реакции кислород на ксенон: ведь их потенциалы  ионизации близки: у кислорода 12,20 эВ, а у ксенона 12,13 эВ. Это свидетельствует о том, что внешний электрон у ксенона привязан к ядру ничуть не сильнее, чем у кислорода.  Можно было надеяться, что оторвать электрон у молекулы ксенона  будет не труднее, чем у молекулы кислорода. Н. Бартлетт смешивал под давлением газообразный ксенон  с гесафторидом платины как с газообразным, так и с пылевидным. Результат оказался ошеломляющим: уже при комнатной температуре на стенках  реакционного сосуда выросли оранжево-желтые кристаллы. Их состав

Xe+[Pt F6 ]-. `Но может быть получено  еще соединение Xe( Pt F6 )2  в зависимости от условий опыта. Исследование показало, что это истинные, притом достаточно стабильные химические соединения. При нагревании на воздухе они разлагаются, но умеренно нагретые в вакууме возгоняются без разложения. В воде гидролизуются, выделяя ксенон, кислород, фтороводород  и оксид платины (VI):

             2XePtF6 + 6 H2 O = 2 Xe + O2 + 2 PtO2 + 12 HF

         Когда  Н. Бартлетт опубликовал в 1962 году  статью о своей работе, то сообщение было воспринято с недоверием. Однако через месяц опыты его  повторил  Черник в Аргонской национальной лаборатории  США. Затем были синтезированы  XeRuF6 , XeRhF6 , XePuF6 , которые были получены  при комнатной температуре  при взаимодействии ксенона с термодинамически  неустойчивыми гексафторидами : PtF6 , RuF6, RhF6,   PuF6. Было  выяснено, что устойчивые  гексафториды: UF6, NpF6, IrF6   не способны реагировать с ксеноном при обычных условиях.

               Наиболее изученными соединениями инертных газов являются фториды  ксенона, так как ксенон

 непосредственно  реагирует только с одним элементом  в свободном виде. - фтором и образует XeF2,  XeF4  , XeF6 .

 
Соединение Теплота образования,

  кДж /моль.              

Энергия связи,

  кДж/ моль.

Температура

плавления, 0С.

     XeF2              -109                  134             130
     XeF4             - 205                130              114
     Xe F6           - 281                125                48

   

     Все  три фторида – бесцветные кристаллические вещества. Энергии связей показывают, что они не являются слабыми. Первым из этих соединений был получен XeF4  американским химиком Г. Классеном с сотрудниками в 1962 году  XeF4 – наиболее легко получаемое  соединение ксенона и фтора. Смесь 1 объема ксенона и 5 объемов фтора нагревали в течение часа  при 4000С под небольшим давлении 6 × 107 Па в сосуде из никеля – металла, сравнительно медленно разрушаемого фтором. Затем сосуд охладили  и остаточный газ откачали. В нем оказался только фтор - ксенон весь прореагировал. На стенках вскрытого сосуда оказались бесцветные кристаллы  XeF4  :

                               2 F2  +  Xe  =  XeF4                                                                                                                         Это соединение  при обычных условиях вполне устойчиво. Оно образуется со значительным  (251кДж/ моль) выделением тепла, но, будучи нанесенным на сахар, бумагу или вату, способно взорваться. Молекула  тетрафторида ксенона имеет форму квадрата с атомами фтора по углам и ксенона в центре.  А неподеленные  электронные пары ксенона занимают  противоположные вершины  октаэдра .

Информация о работе Инертные газы 2(б)