Вещно-правовые иски в гражданском праве России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — выяснить какое значение имеют вещно-правовые иски как способ защиты вещных прав и исследовать подход к решению вопросов собственности.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить вещно-правовые иски в системе способов защиты вещных прав;
- подробно рассмотреть виндикационный иск, негаторный иск, иск о признании права собственности;
- изучить Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 г. Москва "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Гражданско-правовые способы защиты права собственности и других вещных прав
1.1 Понятие защиты права собственности.………………........................ 5
1.2. Вещно-правовые иски в системе способов защиты вещных прав………………………………….......................................................................6
Глава 2. Вещно-правовые иски в защиту права собственности
2.1 Виндикационный иск..............................................................................9
2.2 Негаторный иск......................................................................................18
2.3. Иск о признании права собственности...............................................22
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованных источников.............…………………………...28

Прикрепленные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

Наконец, виндикационный иск носит внедоговорный характер и защищает право собственности  как абсолютное субъективное права  Если же собственник и фактический  владелец вещи связаны друг с другом договором или иным обязательственным правоотношением по поводу спорной вещи, последняя может отыскиваться лишь с помощью соответствующего договорного иска.

Хотя указанные  положения, касающиеся условий предъявления виндикационного иска, являются достаточно очевидными, хорошо изучены юридической наукой и проверены опытом, они нередко игнорируются на практике в угоду решения сиюминутных проблем. Данный подход носит ненаучный характер и ни к чему, кроме негативных последствий, в конечном счете привести не может2.

На видикационный  иск распространяется общий срок исковой давности в три года (ст.196 ГК). Таким образом ГК, вслед за Законом СССР от 6 марта 1990г., отказался от правила ст90 ГК 1964г. о неограниченной по срокам виндикации государственного имущества3.

Право на виндикацию принадлежит собственнику, утратившему владение вещью (ст. 301 ГК). Однако наряду с ним виндицировать имущество в соответствии со ст. 305 ГК может также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом в силу закона или договора. Таким лицом, именуемым обычно титульным владельцем имущества, может выступать арендатор, хранитель, комиссионер и т. д., а также обладатель вещных прав на имущество: права пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, права оперативного управления и т.д.

В качестве ответчика по виндикационному иску выступает фактический владелец имущества, незаконность владения которого подлежит доказыванию в виндикационном процессе.

Предметам виндикационного  иска является требование о возврате имущества из незаконного владения. Если истец ставит вопрос о предоставлении ему равноценного имущества либо выплате денежной компенсации, он должен добиваться этого с помощью иных средств защиты, в частности иска из причинения вреда.

Наряду с  предметом иска истец должен сформулировать его основание путем указания на те юридические факты, с которыми он связывает свое требование к ответчику.

В научной литературе нет единства мнений относительно того юридического титула, на который опирается  истец в своих исковых требованиях. По мнению ряда ученых, общим юридическим основанием всех виндикационных исков является право владения истребуемой вещью. Но, как правильно отмечалось в литературе, в российском праве отсутствует особое право владения, а есть лишь правомочие владения, входящее в состав различных субъективных прав. Поэтому, выступая с виндикационным требованием, истец должен не только указать, что он фактически лишен возможности обладания имуществом, но и доказать, что названная правовая возможность основывается на конкретном субъективном праве, например, праве собственности, праве нанимателя, праве залогодержателя и т.д. Единственное исключение в этом плане составляет, как указывалось выше, иск давностного владельца имущества, который не опирается на конкретное субъективное право и направлен на защиту фактического владения как такового.

В тех случаях, когда имущество находится в  фактическом обладании лица, завладевшего им путем противозаконных действий, например, в руках похитителя или  лица, присвоившего находку, необходимость  удовлетворения виндикационного иска не вызывает никаких сомнений.

Не столь  очевидным будет, однако, решение  данного вопроса в той ситуации, когда вещь оказывается во владении третьего лица, например, лица, купившего  ее у неуправомоченного отчуждателя. Охраняемые законом интересы собственника (титульного владельца) вещи сталкиваются в данном случае с заслуживающими внимания интересами фактического владельца, действия которого в субъективном плане зачастую безупречны. Действующее гражданское законодательство, опираясь на правовой опыт мировой цивилизации, устанавливает следующие три условия удовлетворения виндикационного иска.

Прежде всего  возможность виндикации вещи у третьего лица зависит от того, добросовестен  ли приобретатель вещи или нет. Согласно ст. 302 ГК владелец признается добросовестным, если, приобретая вещь, он не знал и не должен был знать о том, что отчуждатель вещи не управомочен на ее отчуждение. В соответствии с .38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 г. Москва "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества.

Приобретатель не может быть признан добросовестным, если на момент совершения сделки по приобретению имущества право собственности в ЕГРП было зарегистрировано не за отчуждателем или в ЕГРП имелась отметка о судебном споре в отношении этого имущества. В то же время запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя.

Ответчик может  быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным  имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.

Собственник вправе опровергнуть возражение приобретателя  о его добросовестности, доказав, что при совершении сделки приобретатель  должен был усомниться в праве  продавца на отчуждение имущества.

Необходимо  также учитывать, что действующее  право исходит из презумпции добросовестности приобретателя, т. е. приобретатель  признается добросовестным до тех пор, пока его недобросовестность не будет  доказана. У недобросовестного приобретателя вещь изымается во всех случаях4.

Из общего правила  о защите интересов добросовестного  приобретателя закон сделал два  исключения:

- если имущество  приобретено добросовестным приобретателем  у лица, которое не имело права  отчуждать его безвозмездно, собственник вправе истребовать его при любых обстоятельствах (даже если оно выбыло из владения собственника по его воле);

- деньги (ст140 ГК) и ценные бумаги (гл. 7ГК), как наиболее  оборотоспособные объекты не  могут быть истребованы у недобросовестного  покупателя ни при каких обстоятельствах5.

Вопрос об истребовании вещи у добросовестного приобретателя  решается в зависимости от того, как приобретена вещь — возмездно  или безвозмездно.

Согласно ч. 2 ст. 302 ГК при безвозмездном приобретении имущества от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях. Нередко указанное правило закона истолковывается в литературе и на практике в том смысле, что вещь может быть изъята собственником у любого безвозмездного приобретателя, например, у одаряемого, к которому вещь поступила от добросовестного возмездного приобретателя, с чем, конечно, нельзя согласиться. По сути дела, такое расширительное толкование закона лишает добросовестных возмездных приобретателей, ставших собственниками имущества, права дарить имущество, передавать его по наследству и т.д., т. е. вводит не основанные на законе ограничения права собственности. Сторонники этой точки зрения не учитывают того, что правило ч. 2 ст. 302 ГК рассчитано на случаи, когда отчуждатель не управомочен на отчуждение вещи.

Применительно к виндикационному иску в Постановлении  Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  от 29 апреля 2010 г. N 10/22 г. Москва "О  некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" имеется ряд разъяснений, определяющих практику разрешения соответствующих споров.

Так, в пункте 13 Постановления внимание обращено на то, что добросовестный приобретатель становится собственником недвижимого имущества с момента государственной регистрации права в ЕГРП, и поэтому первоначальный собственник не вправе истребовать имущество и в том случае, если оно перешло к последующему приобретателю по безвозмездной сделке.

В силу пункта 1 статьи 6 ГК РФ (аналогия закона) правило  абзаца второго пункта 2 статьи 223 ГК РФ подлежит применению при рассмотрении споров о правах на движимое имущество (право собственности на движимое имущество у добросовестного приобретателя возникает с момента возмездного приобретения имущества, за исключением предусмотренных статьей 302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя)6.

При истребовании имущества из чужого незаконного владения между сторонами нередко возникают споры о судьбе доходов, принесенных вещью за период незаконного владения, и компенсации произведенных на нее расходов. Правила производства таких расчетов закреплены ст. 303 ГК и сводятся к следующему.

Прежде всего  закон и здесь проводит различие между добросовестным и недобросовестным владельцами. Недобросовестный владелец обязан возвратить или возместить собственнику все доходы, которые он извлек или  должен был извлечь за все время  незаконного владения. В отличие от него добросовестный владелец имущества несет подобную обязанность лишь с того момента, когда он узнал о неправомерности своего владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

Применяя данную норму, необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, под «доходами» здесь понимаются не только денежные, но и натуральные доходы, т. е. плоды. Во-вторых, речь в данном случае идет лишь о тех доходах и плодах, которые извлечены или, по крайней мере, должны быть извлечены незаконным владельцем из имущества. Указанное обстоятельство, как и сам размер таких доходов, должны быть обоснованы собственником истребуемой вещи. Доходы, которые владелец теоретически мог, но не должен был извлечь из имущества, например, путем сдачи вещи в аренду, в расчет не принимаются.

В свою очередь, незаконный владелец имущества, как  добросовестный, так и недобросовестный, вправе требовать от собственника компенсации  произведенных им необходимых затрат на имущество с того времени, с  какого собственнику причитаются доходы от имущества. Под необходимыми расходами в данном случае понимаются те издержки владельца, которые вызываются необходимостью поддерживать имущество в исправном состоянии, в частности расходы на содержание имущества, производство его текущего и капитального ремонта и т. п.

Указанное правило, на первый взгляд, представляется нелогичным по отношению к недобросовестному  владельцу имущества, права которого, казалось бы, не должны охраняться законом. В действительности, оно имеет под собой вполне разумное основание, так как в известной мере предотвращает бесхозяйственное содержание имущества со стороны недобросовестного владельца, т. е. служит в конечном счете интересам собственника имущества.

Как уже отмечалось, правом на виндикацию имущества наделены не только собственники имущества, но и его титульные владельцы (ст. 305 ГК). Однако правила о расчетах при возврате вещи из незаконного владения полностью применимы к требованиям лишь тех титульных владельцев, которые имеют самостоятельное право на доходы от переданной в их владение вещи. Например, хранитель вещи, не имеющий, по общему правилу, такого права, не может требовать от незаконного владельца и передачи доходов. Право на них принадлежит самому собственнику имущества, который может предъявить иск7.

2.2. Негаторный  иск

 

Негаторный  иск — требование об устранении препятствий в осуществлении  права собственности, которые не связаны с лишением собственника владения его имуществом (ст. 304 ГК РФ).

Он предъявляется  лишь тогда, когда собственник и третье лицо не состоят между собой в обязательственных или иных относительных отношениях по поводу спорной вещи и когда совершенное правонарушение не привело к прекращению субъективного права собственности.

Правонарушение  по негаторному иску не подвержено действию исковой давности и может быть предъявлено в любой момент, пока сохраняется правонарушение8.

Как было сказано  выше, право на предъявление виндикационного  и негаторного исков предоставляется  не только собственнику, но и всякому  законному (титульному) владельцу имущества9.

В данном случае речь идет о защите владения как  составной части ограниченного  вещного права (оперативного управления, хозяйственного ведения и др.) либо обязательственного права, возникшего на основании закона или договора (прав хранителя, арендатора, доверительного управляющего и т. п.). Кроме того, в случае, предусмотренном ст. 235 ГК, т.е. при давностном владении движимым или недвижимым имуществом, с помощью этих двух исков, владение может защищаться и как самостоятельное вещное право.

Титульному  владельцу предоставляется абсолютная защита. Это означает, что он может  предъявить иск в защиту своего права  к любому лицу, включая собственника имущества.

В отличие от первого рассмотренного нами способа  защиты права собственности (виндикационного иска) собственник не лишен правомочия владения, но некое лицо неправомерно препятствует ему, как правило, в пользовании данным имуществом, стесняет осуществление им своего права. Такие препятствия, служащие основанием для предъявления негаторного иска, могут, например, выражаться в возведении строений или сооружений (посадке деревьев и т.п.), препятствующих доступу света в окна соседнего дома или создающих различные помехи в нормальном использовании соседнего земельного участка.

Информация о работе Вещно-правовые иски в гражданском праве России