Способы приобретения права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:54, доклад

Краткое описание

Способы приобретения частной собственности делятся на первоначальные и производные. Первоначальным называется такой способ приобретения, при котором право приобретателя устанавливается независимо от предыдущего права на данную вещь. При производном способе приобретения право собственности основывается на праве предшествующего собственника, выводится из его права. Практическое различие первоначальных и производных способов приобретения связано с применением к производному способу правила: «Никто не может передать другому больше прав, чем имел сам».

Прикрепленные файлы: 1 файл

Римское.docx

— 20.13 Кб (Скачать документ)

Способы приобретения права собственности

Способы приобретения частной  собственности делятся на первоначальные и производные. Первоначальным называется такой способ приобретения, при котором право приобретателя устанавливается независимо от предыдущего права на данную вещь. При производном способе приобретения право собственности основывается на праве предшествующего собственника, выводится из его права.

Практическое различие первоначальных и производных способов приобретения связано с применением к производному способу правила: «Никто не может  передать другому больше прав, чем  имел сам». При первоначальном же приобретении собственности «праводатель», ограниченность правомочий которого может отразиться на содержании прав приобретателя, отсутствует.

В древнейший период римского права при производном приобретении собственности на первом плане стоитманципация (mancipatio), представлявшая собой ряд формальных процессуальных действий. Для совершения обряда манципации требовалось присутствие собственника вещи и приобретателя, пяти свидетелей - совершеннолетних римских граждан, весовщика, держателя медных весов (необходимого элемента обряда), кусочка меди, как эквивалента оплаты, затем самой вещи, если она была движимой, или ее символа, если она была недвижимой (черепица от дома, кусок дерна с участка земли). По-видимому, присутствовал еще один человек, antistatus, но его роль до сих пор остается неясной. Приобретатель накладывал руку на приобретаемую вещь или ее символ и делал заявление, что эта вещь принадлежит ему по праву квиритов.

Обряд манципации был применим только к вещам категории res mancipi.

Другим способом, который  был доступен исключительно римским гражданам и распространялся на res mancipi и res пес mancipi было установление права собственности посредством мнимого судебного спора (in iure cessio). В этом случае собственник и приобретатель, захватив отчуждаемую вещь или ее символ, отправлялись к судебному магистрату. Приобретатель виндицировал вещь, т.е. делал заявление, что вещь принадлежит ему на праве собственности. Затем магистрат спрашивал отчуждателя, не будет ли он контрвиндицировать, т.е. возражать, что сам имеет право собственности. На что отчуждатель отвечал отрицательно либо молчал, как бы соглашаясь с заявлением приобретателя. Тогда магистрат присуждал вещь приобретателю, и он получал право собственности.

Наиболее распространенным способом приобретения права собственности  была передача вещи (traditio). Как показывает сам термин, этот способ состоял в том, что прежний собственник предоставлял приобретателю фактическое господство над вещью, вручал ее. Передача могла установить квиритскую собственность только на неманципируемые вещи, к res mancipi она была неприменима. Позднее, как мы уже говорили, traditio ведет к образованию преторской собственности на манципируемые вещи. Но одной «голой» передачи вещи было недостаточно для возникновения права собственности. Необходима была воля на передачу права собственности, поскольку передача вещи в пользование, хранение, заклад предусматривает так же переход вещи к другому лицу, но без перехода права собственности. Воле должно сопутствовать какое-либо законное основание (iusta causa traditionis). Например, продавец дает вещь покупателю, а покупатель - деньги продавцу для исполнения договора купли-продажи (solvendi causa), или вещь дается в подарок (donandi causa), или в приданое (dotis constituendae causa) и т.д.

Римское право отчетливо  разграничивало обязательственный  договор об отчуждении вещи (куплю-продажу) и само отчуждение в смысле перехода права собственности (передачу вещи). Traditio так же была договором, так как предполагала соглашение между передающим вещь и принимающим, по договорам имеющим не обязательственные, а вещно-правовые последствия -переход права собственности. Если в этом отношении воля передающего и воля принимающего не соответствовала одна другой, traditio не могла привести к переходу права собственности от одного лица к другому.

Первоначальное приобретение права собственности связано, прежде всего, с ничейными вещами (res nulluis). В римском праве существовало правило, что вещь, не изъятая из оборота, но и не имеющая собственника, поступает в собственность того, кто первый ее захватит (occupatio) с намерением присвоить себе. Это происходит на охоте и рыбной ловле, поскольку дикие звери, птицы и рыбы, обитающие в реках и морях, являются nulluis in bonis. Приобретатель удерживает право собственности на них, пока они вновь не обретут естественную свободу. Посредством захвата приобретались в собственность вещи военного противника, а также вещи, брошенные собственником.

Брошенные вещи не надо смешивать  с вещами потерянными и спрятанными. В каком случае вещь признавалась брошенной, а в каком потерянной или спрятанной, решалось в каждом случае индивидуально. Нашедший вещь обязан был принять меры к отысканию ее собственника. Все расходы, связанные с хранением вещи и отысканием собственника, нашедший был вправе возложить на последнего, но специального вознаграждения за находку римское право не предусматривало.

Спрятанные вещи вообще продолжали находиться в собственности того лица, которому они принадлежали до этого. Но если вещи спрятаны так давно, что установить и отыскать их собственника невозможно, они признавались кладом (thesaurus) . В римском праве клад рассматривался как составная часть вещи, в которой он был спрятан. Обычно это была земля, а потому он принадлежал собственнику земли. Начиная со II в. н.э. клад стал признаваться принадлежащим в половине собственнику земли, в которой он был открыт, и в другой половине - лицу, открывшему клад.

Еще одним видом первоначального  приобретения права собственности  является приобретение по давности владения. Он заключался в признании собственности лица, фактически провладевшего вещью в течение установленного законом срока и при наличии определенных условий. Этот способ приобретения права собственности известен римскому праву еще с эпохи законов XII таблиц и обозначался термином usucapio.

В классическом праве институт приобретательской давности имел двойственный характер на основе различия цивильного права и права народов. В цивильном  праве для установления права  собственности по давности обладания  было необходимо провладеть недвижимостью (земельным участком) два года, остальными вещами - один год, чтобы вещь не была краденой и изъятой из оборота.

В провинциальном эдикте появляется другой вид приобретательской давности, longi temporis praescriptio, назначение которого состояло в том, чтобы распространить действие давности владения по субъекту на перегринов, а по предмету - на провинциальные земли. Сроки этой давности были более продолжительными: 10 лет, если приобретатель и лицо, которое может утратить права, живут в одной провинции, и 20 лет, если эти два лица живут в разных провинциях.

При Юстиниане эти два  вида давности объединяются. Условия  приобретения права собственности  по давности были установлены следующие: во-первых, необходимо владение вещью  и, во-вторых, добросовестное (вор не может стать собственником ни при каких условиях). Затем владение должно иметь законное основание (iustus titulus), которое могло бы привести к приобретению права собственности само по себе, если не помешали какие-то внешние обстоятельства. Владение должно было продолжаться в отношении движимых вещей три года, а в отношении недвижимых - 10 и 20 лет, как и при сроке давности на провинциальные земли. И наконец, необходимо было, чтобы вещь была способна приобретаться по давности (res habilis). Такой способностью не обладали вещи, изъятые из оборота, краденые, даже если владелец был добросовестным, и некоторые другие вещи.

Серьезные разногласия по вопросу установления права собственности  вызывали у римских юристов случаи спецификации (переработки) вещей, их смешения и соединения. Термин спецификация (specificatio) обозначал придание материи нового вида, создание изданного материала качественно новой вещи, например, мебели из досок, статуи из мрамора и т.д. Если материал и труд принадлежали одному лицу, то вопрос о собственности решался просто. Новая вещь принадлежала тому же лицу. Но если труд по переработке был приложен к чужому материалу, то тут возникали разногласия. В классическом праве представители сабиньянской школы считали собственником владельца материала, тогда как прокулианцы считали собственником изготовителя, правда он должен был оплатить использованный материал. При этом прокулианцы исходили из того, что при всей важности материала, новая вещь создается только благодаря новой форме, какая придана материи. Сабиньянцы же ведущую роль отводили материи.

В законодательстве Юстиниана  было установлено, что если вещь можно  возвратить в первоначальный вид, например, изготовленную из металла вазу переплавить  в слиток металла, вещь принадлежит  собственнику материала, если же это  невозможно, например, изготовление мебели из досок, вещь поступает в собственность  изготовителя, но при условии его  добросовестности и с обязанностью вознаградить собственника материала  в размере полученного обогащения.

В случае присоединения одной  вещи к другой в качестве ее составной  части она, в силу утраты самостоятельного существования, поступала в собственность  того, кому принадлежала другая вещь. Например, бревно, использованное при возведении своего дома лицом, не имеющим на него права собственности, принадлежало собственнику строения, но он был обязан возместить собственнику бревна двойную  его стоимость. Но если двойная стоимость  не была получена, и бревно по какой-либо причине (пожар, перестройка) отделялось от здания - право собственности  восстанавливалось.

В случае присоединения вещи к другой, как к основной вещи, право собственности на присоединенную вещь принадлежало собственнику основной вещи. Такого рода присоединения имели  место, когда производились посевы, насаждения, возведение построек, которые  рассматривались в Риме как часть  земли (pars soli). Отсюда - правило, что строение поступает в собственность тому, кому принадлежит земля.

От составной части  вещи необходимо отличать принадлежности главной вещи. Составная часть  вещи не имеет самостоятельного существования, отчего на нее не может быть отдельного права собственности. Принадлежность вещи имеет самостоятельное физическое существование, но хозяйственно тяготеет к другой вещи, являющейся по отношению  к ней главной. Например, земельный  участок и сельхозинвентарь. Юридическое  значение принадлежности заключалось  в том, что если актом воли закона или управомоченных лиц не было установлено в конкретном случае отдельного права на принадлежностную вещь, то на нее распространялись те же правоотношения, какие установлены относительно главной вещи.

Смешение вещей представляло собой такое их соединение, когда  нельзя было указать, какая из вещей  поглотила другую. Смешение приводило к установлению права общей собственности лиц, имевших в собственности предметы, подвергшиеся смешению.

Утрата права собственности  могла быть при физической или  юридической гибели вещи, отказе собственника от этого права или в случае лишения права собственности  без воли самого собственника при  конфискации вещи, установлении права  собственности по давности владения другим лицом и т.п. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Способы приобретения права собственности