Юридические факты в гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является всестороннее изучение такого института гражданского права как юридические факты, их юридической природы, практики применения, разработка теоретических положений и рекомендаций по поводу совершенствования нынешнего гражданского законодательства.
Задачами исследования являются:
• рассмотрение истории становления учения о юридических фактах;
• установление понятия юридического факта;
• рассмотрение функций и значения юридического факта;
• кроме этого рассмотрение юридических фактов - действий, событий, а также юридических составов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Мариямка 2 часть.docx

— 94.71 Кб (Скачать документ)

Во-первых, многие события  в своем зарождении могут зависеть от воли человека (рождение человека, его  смерть, пожар и т.п.). Такого рода фактические обстоятельства предложено называть "относительными событиями" (термин О.А. Красавчикова) [50].

Во-вторых, развитие науки  и техники увеличивает возможности  человека в воздействии на процессы и явления природы. То, что сегодня  не зависит от воли и сознания человека (ливни, лавины, землетрясения), завтра может стать управляемым или  частично управляемым процессом. Область  явлений, не зависящих от воли и сознания человека, остается неизменной, соответственно, сокращается и область "чистых" событий[51].

Юридические факты-события  можно классифицировать по различным  основаниям: по происхождению - природные (стихийные) и зависящие в своем  происхождении от человека; в зависимости  от повторяемости события - уникальные и повторяющиеся (периодические); по протяженности - моментальные (происшествия) и протяженные во времени (процессы); по количеству участников - персональные, коллективные, массовые; последние - на события с определенным и неопределенным количеством участвующих лиц; по характеру наступивших последствий - на события обратимые и необратимые и др. События большинством исследователей подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные события - такие явления, возникновение и развитие которых не связаны с волевой деятельностью субъектов. К их числу относятся стихийные бедствия и другие природные явления. Относительные события - такие явления, которые возникают по воле субъектов, но развиваются и проистекают независимо от их воли. Так, смерть убитого есть относительное событие, ибо само событие (смерть) возникло в результате волевых действий убийцы, но одновременно это событие (смерть) явилось следствием патологических изменений в организме потерпевшего, уже не зависящих от воли убийцы. В литературе гражданского права общепризнанным считается, что рождение человека - юридическое событие. Но если воспроизвести приведенное выше определение юридических событий, то получается, что рождение человека либо не обусловлено волевой деятельностью людей, либо "независимо от воли лиц могущего возникнуть правоотношения". Такое подведение рождения под нерасчлененное понятие событий и в том понимании, которое существует в литературе, является, по меньшей мере, курьезным. В самом деле, о какой воле будущего новорожденного может идти речь, когда мы говорим, что событие есть явление, возникшее помимо воли лиц, являющихся субъектами могущего возникнуть правоотношениям Рождение лица является относительным юридическим событием (следствием), в котором деятельность некоторых субъектов (причина) будущего правоотношения хотя и существует, но юридически безразлична.

Таким образом, относительные  юридические события - это явления, причиною возникновения которых  является волевая человеческая деятельность, влияющая на дальнейшее развитие данного  явления только до определенного момента, после которого явление выступает и развивается независимо, самостоятельно и на своей заключительном этапе развития может быть учтено правом. Рассматривая явления, влекущие изменение, прекращение или становление правоотношений, именуемые юридическими событиями, нельзя не отметить, что среди них существует такая группа, которая не может быть отождествлена с относительными событиями. Если поставить на одну линию такие явления, как наступившую в результате причинения, тяжкого телесного повреждения нетрудоспособность определенного лица, с одной стороны, и землетрясение - с другой, то нельзя не отметить, что существует какой-то определенный момент, который позволяет отличать эта два события. Указанный момент, или точнее признак, в первом случае характеризуется наличием волевой деятельности, вызвавшей такое состояние, и отсутствие подобной деятельности в причинах, вызвавших второе событие. Последняя группа юридических событий была названа абсолютными юридическими событиями. Нам кажется, что данный термин удачно отражает природу этих явлений в том отношении, что обсуждаемая группа юридических фактов, как своим возникновением, так и своим дальнейшим ходом развития не обусловлена ни в какой мере деятельностью человека.

К этой группе юридических  событий должен быть отнесен такой  юридический факт, как естественная смерть лица. Последняя наступает в результате патологических изменений в организме, помимо и вопреки воли каждого человека. В таких случаях говорят о физиологической смерти, которая, с точки зрения танатологии, представляет собой естественное угасание и ослабление жизненных процессов в организме человека. Естественная смерть есть вполне закономерный процесс, ибо "... отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, - смертью... Жить - значит умирать[52].

К абсолютным юридическим  событиям должны быть также отнесены и такие проявления природы, влияющие на общественные отношения, как наводнение и засуха, землетрясение и извержение вулкана и т.д. Иными словами, данный вид абсолютных, то есть не обусловленных ни в какой мере волевой деятельностью людей, юридических событий может быть объединен под общей рубрикой и определен как явления, выражающие проявление сил природы независимо от действий и сознания человека. Абсолютные юридические события в своем составе не исчерпываются только этой группой юридических актов. Говоря о событиях, значимых для права, никогда не следует забывать о таком важном юридическом факте как истечение времени[53].

Близки к относительным  событиям такие юридические факты, как сроки. Сроки по происхождению  зависят от воли субъектов или  воли законодателя, но течение сроков подчинено объективным законам  течения времени. Сроки играют самостоятельную, самобытную и многогранную роль в  механизме гражданско-правового  регулирования общественных отношений. В одних случаях наступление или истечение срока автоматически порождает, изменяет или прекращает гражданские права и обязанности (например, авторское право наследников прекращается из одного факта истечения 50 лет со дня смерти автора), в других - наступление или истечение срока порождает гражданско-правовые последствия в совокупности с определенным поведением субъектов (например, просрочка исполнения обязательства может служить основанием возложения ответственности при наличии виновных действий должника или кредитора); истечение срока приобретательной давности при условии добросовестного, открытого и непрерывного владения субъектом не своим имуществом может породить у него право собственности на это имущество и т.п.

Функции фактов-сроков в  правовом регулировании чрезвычайно  многообразны. В литературе упоминается  о предупредительном действии сроков, кроме этого, сроки выполняют  стимулирующую функцию, служат юридической  гарантией защиты прав и исполнения обязанностей, стабилизируют правовое регулирование и т.д.[54].

Сроки - такие юридические  факты, которые могут выступать  только как элементы фактического состава. Срок сам по себе, вне связи с  ситуацией, иными юридическими фактами, никакого содержания не несет: он значим только как срок чего-либо.

Отличительная черта срока - определенность его начального и  конечного моментов. Начало течения  срока зависит от установленных  в законе юридических фактов (например, момента, когда лицо узнало или должно было знать о нарушении своего права). Конец срока определяется истечением некоторого количества единиц времени. Отрезок времени, не имеющий  четко фиксированных границ, не является сроком и не может использоваться как юридический факт[55]. Элементом срока является также сознательно избранный масштаб (эталон, измеритель) времени.

 

2.3 Юридические  составы

Возникновение, изменение  или прекращение правоотношений может быть обусловлено одним  юридическим фактом или совокупностью  юридических фактов, которая именуется юридическим составом. В юридические составы могут входить в различных комбинациях, как действия, так и события. Так, для возникновения права на страховое возмещение помимо такого юридического факта - события, как землетрясение, разрушившее дом, необходимо наличие другого юридического факта - действия, а именно такого, как договор страхования, заключенный страхователем - собственником дома со страховщиком.

В одних случаях юридические  составы порождают правовые последствия  при условии возникновения составляющих их юридических фактов в строго определенном порядке и наличия их вместе взятых в нужное время. Например, наследник, указанный в завещании, может  стать собственником наследуемого имущества при наличии следующих  юридических фактов, разворачивающихся  в строгой последовательности: составление  завещания наследодателем; открытие наследства; принятие наследства наследником. В общей теории права такие  юридические составы именуются  сложными (связанными) системами юридических фактов. В других случаях юридические составы порождают правовые последствия только при наличии всех вместе взятых необходимых юридических фактов независимо от того, в какой последовательности они возникли. Так, приостановление срока исковой давности наступает при наличии следующих фактов (причем совершенно безразлично, в каком порядке они накапливаются): нахождение истца или ответчика в составе Вооруженных Сил; переведение данных Вооруженных Сил на военное положение. Важно только то, чтобы эти два факта были в наличии и возникли в течение последних шести месяцев срока исковой давности. Юридические составы указанного вида именуются в общей теории права простыми (свободными) комплексами юридических фактов. Особую разновидность юридических составов в механизме гражданско-правового регулирования представляют собой те составы, обязательным элементом которых является такой юридический факт, как государственная регистрация действия или события. Особая роль таких юридических составов заключается в том, что само по себе наличие юридического факта в форме действия или события при отсутствии факта их государственной регистрации не вызывают гражданско-правовых последствий. Так, сделки с недвижимым имуществом порождают права на такое имущество только при условии их государственной регистрации, а такое событие, как смерть человека, может породить наследственные правоотношения, только будучи зарегистрированным, в качестве акта гражданского состояния[56]. Существование таких юридических составов объективно необходимо, так как государственная регистрация прав, действий, событий, является средством публичного контроля за гражданским оборотом в целях обеспечения наиболее полной охраны важнейших имущественных и личных прав, благ и свобод субъектов. Рассмотрим данную разновидность юридических составов более подробно[57].

Сделки с недвижимым имуществом составляют значительную часть хозяйственного оборота. Особый характер предмета таких  сделок требует признания и подтверждения  государством прав их участников. Являясь  гарантией законности заключения сделок с недвижимым имуществом, эти меры позволяют сделать рынок недвижимости прозрачным и снизить возможности  для мошенничества и преступлений. Поэтому законодательно была закреплена обязательная государственная регистрация  сделок с недвижимостью, включающая проведение правовой экспертизы документов, необходимых для государственной  регистрации и проверки законности сделки. При рассмотрении вопроса о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним необходимо выяснить, прежде всего, то, какое значение имеет указанная регистрация с точки зрения частного права. Такая постановка вопроса совершенно не отрицает актуальности данной проблемы в контексте рассмотрения элементов публичности в частном праве. Действительно, сама процедура регистрации права в государственном органе (органе юстиции), с точки зрения анализа взаимоотношений между этим органом и заявителем (правообладателем), очевидно, отвечает всем признакам отношения публично-правового. Здесь же мы хотели бы остановиться на тех частноправовых последствиях, которые такая регистрация с точки зрения действующего закона имеет и которые она, по нашему мнению, должна иметь и с точки зрения действующего предположения. Первая проблема - определение предмета регистрации. Из теории вопроса известно деление субъективных гражданских прав на вещные и обязательные. Указание на перечень вещных прав, предусмотренный ГК, является важным в силу того обстоятельства, что государственной регистрации в едином государственном реестре подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Далее в ГК дается перечень подлежащих государственной регистрации прав, в который включены все вышеназванные права, а также ипотека и иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами. Таким и образом, вопрос о предмете регистрации, в случае регистрации прав вещных, в сущности, предрешен законодателем как в отношении самого перечня прав, подлежащих регистрации, так и в отношении объема правомочий правообладателей соответствующих вещных прав, поскольку таковой объем для вещного права законом всегда определен.

Принципиально иную ситуацию мы имеем в случае с правами  обязательственными. Существо проблемы сводится к дилемме: подлежит ли регистрации  само обязательственное право (и  если да, то как должно определяться содержание регистрируемого права) или договор (сделка), из которого такое обязательственное право возникло. Таким образом, ответ на этот вопрос требует прояснения существенных отличий между двумя системами регистрации: системой регистрации прав и системой регистрации сделок. При регистрации прав регистрационная запись призвана иметь правоустанавливающее значение, то есть она должна отвечать принципам публичности и достоверности. Иными словами, регистрация прав возможна только в отношении прав вещных. При регистрации сделок (в частности договоров) осуществляется, по сути, регистрация документов. Процедура сводится к проверке законности заключения и правомерности содержания регистрируемой сделки. Такая регистрация имеет правовое значение для возникновения обязательственного права в том смысле, что договор, подлежащий регистрации, считается заключенным только с момента совершения такой регистрации, что имеет своим происхождением усмотрение законодателя. Безразличной для регистрации в этом случае является и судьба права, возникшего в результате заключения договора, поскольку, например, регистрации прекращения договора не требуется. Таким образом, следует сделать вывод о принципиально отличных правовых последствиях регистрации прав обязательственных (в смысле регистрации сделок) и регистрации прав вещных. И если правила ГК о регистрации сделок с недвижимостью нельзя оценить как удачные, то нормы Закона о регистрации, отождествляющие регистрацию права обязательственного с регистрацией обременения, следует признать, скорее всего, следствием плохой теоретической проработки данного вопроса.

Таким образом, мы можем сделать  определенные выводы. Во-первых, регистрация  прав возможна только в отношении  прав вещных, поскольку объем (содержание) вещного права всегда установлен законом (в этом состоит один из главных  признаков вещного права наряду с характеристикой его как  права абсолютного). Ограниченные вещные права при этом должны регистрироваться в качестве обременении права  собственности. Сама регистрация вещного  права должна быть признана имеющей  правоустанавливающее значение для  существования права. Одним из проявлений этого значения следовало бы признать невозможность оспаривания существования  зарегистрированного права иначе  как через оспаривание совершенной  регистрационной записи. Очевидно, что основаниями для такого оспаривания  могли бы служить только обстоятельства, связанные с регистрацией (неполное выяснение обстоятельств возникновения  права, процедурные нарушения и т.п.) [58]. Другим проявлением и необходимым следствием правоустанавливающего значения регистрационной записи должна быть признана достаточность ссылки на саму запись в подтверждение существования права без необходимости ссылок на какие-либо иные доказательства (договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство и т.п.). Указанные обстоятельства должны быть проверены в ходе процедуры регистрации, после совершения, которой они уже не должны иметь такого значения для подтверждения существования права. Очевидно также, что при изложенной идеологии регистрации следует принять во внимание и то, что в случае возникновения спора о праве в ходе регистрации в осуществлении регистрации должно быть, безусловно, отказано (регистрация приостановлена) до разрешения вопроса о праве по существу в судебном порядке. Конечно, такие требования к регистрации предполагают существенно более высокий уровень регистрационной работы (в том числе и профессиональный уровень регистраторов, и уровень их технической оснащенности и т.д.), который, в силу разных причин, в настоящее время, видимо, пока еще достигнут быть не может.  С другой стороны, и это наш второй вывод, в отношении прав обязательственных (например, в формулировке действующего законодательства "права аренды") регистрация в том же качестве, очевидно, невозможна, поскольку содержание такого права заведомо неизвестно. В этой ситуации становится непонятным, зачем же нужна сама процедура регистрации, если для существования права (в смысле конкретных правомочий одной из сторон договора в отношении конкретного объекта недвижимости) по существу своему она не имеет никакого значения. Уместно, на наш взгляд, говорить либо о регистрации перераспределения объема правомочий собственника, и тогда регистрация должна затрагивать, в техническом смысле, уже имеющуюся регистрационную запись о праве собственности на объект, либо о регистрации сделок, в частности договоров с недвижимостью. При этом регистрацию сделок следует понимать только как регистрацию документов, а не как регистрацию права. Целесообразность такой регистрации, впрочем, тоже вызывает сомнения, поскольку решение вопроса о том, какие именно сделки с недвижимостью регистрировать (почему, например, срок договора аренды имеет значение для решения вопроса о необходимости регистрации), являет собой образец известного волюнтаризма и законодательного усмотрения без каких-либо серьезных обоснований.

Информация о работе Юридические факты в гражданском праве