Анализ судебной практики по делам об усыновлении: правоприменительные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 18:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования заключается в проведении комплексного анализа судопроизводства по делам об усыновлении, рассмотрении отдельно каждой стадии судопроизводства с выделением особенностей, характерных именно для дел указанной категории, а также выявлении ошибок при рассмотрении в судах дел об усыновлении и поиск путей их устранения для повышения качества правоприменительной практики, в связи с чем основными задачами выступают:
- выявление отдельных процессуальных аспектов формирования современного судебного усыновления в работах ученых дореволюционного и советского периодов;
- изучение сущности и особенностей отдельных видов судопроизводства по гражданским делам;
- анализ работ по общим вопросам, имеющим отношение к отдельным стадиям судопроизводства;
- выявление особенностей судопроизводства по делам об усыновлении на каждой его стадии;

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 1.doc

— 477.50 Кб (Скачать документ)

На Министерство образования и науки РФ возложены полномочия по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории России и разрешений на осуществление такой деятельности представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также по контролю за их деятельностью.

Иностранные агентства, занимающиеся на территории России вопросами усыновления, должны иметь аккредитацию, то есть официальное разрешение на занятие этой деятельностью.

На наш взгляд, сохранение российского и иностранного усыновления, как института, необходимо, но при строгом контроле со стороны государства, что и закреплено в Конвенции ООН «О правах ребенка» и Конституции РФ.

 

 

 

Глава 2. Процессуальные особенности разбирательства дел об усыновлении

 

2. 1. О проблеме видов гражданского судопроизводства дел об усыновлении

 

Изучение мнений разных ученых, таких как В.Д. Алиева, М.А. Викут, И. Жеруолис, А.А. Мельников, показало, что с точки зрения применимости к институту усыновления рассматриваются как особое, так и исковое производство.

Особое производство – вид гражданского судопроизводства, характеризующийся отсутствием спора о праве, основной целью которого является подтверждение наличия или отсутствия юридических фактов, бесспорных прав и установление правового статуса гражданина в ходе рассмотрения дела. Данному виду гражданского судопроизводства посвящены главы 27-38 подраздела IV ГПК РФ.

Согласно ст. 262 ГПК РФ в особом производстве рассматриваются дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния и т. д.

Следовательно, под особым производством понимается урегулированный нормами гражданского процессуального законодательства порядок рассмотрения и разрешения предусмотренных федеральными законами дел, характеризующихся отсутствием спора о праве и сторон с взаимоисключающими имущественными или личными неимущественными интересами.

Итак, особое производство несовместимо со спором о праве. Возникновение спора, подведомственного суду, влечет оставление поданного заявления без рассмотрения, а заинтересованным лицам разъясняется право на обращение с иском в обычном порядке (ст. 263 ГПК РФ). Отсутствие спора о праве предопределяет отсутствие сторон с противоположными интересами, отмечает В. П. Воложанин32. Лицо, возбудившее дело в порядке особого производства, называется заявителем. Заявители относятся к лицам, участвующим в деле (ст. 34 ГПК РФ), Заявление в отличие от иска не направлено против каких-либо конкретных лиц, ибо защиты нарушенного или оспариваемого права не требуется. Если решение по делу может отразиться на правах иных организаций или граждан, то они участвуют в процессе в качестве заинтересованных лиц. Не следует смешивать их с ответчиками, хотя решение по делу может повлиять на их права и обязанности.

Отсутствие правового спора и сторон в особом производстве делает невозможным предъявление встречного иска, замену сторон, заключение мирового соглашения, обращения в третейский суд и т. д. В то же время не исключается совместное обращение к суду нескольких лиц, связанных общими интересами (соучастие).

На практике наблюдается тенденция рассмотрения дел об усыновлении в исковом порядке, в то время как СК и ГПК предусматривают, что они рассматриваются в порядке особого производства33. В изученных нами делах не было выявлено случаев применения процессуальных норм, противоречащих порядку рассмотрения дел особого производства. Но в материалах некоторых из них родители усыновляемого ребенка именовались ответчиками, решение, вынесенное без участия родителей, называлось заочным. Такие ошибки свидетельствуют о неверном использовании процессуальной терминологии. По этому поводу В. В. Кустова замечает, что вопрос о возможности рассмотрения дел об усыновлении в исковом порядке заслуживает внимания и самостоятельного исследования. В соответствии с требованием ч. 3 ст. 246 ГПК в случае возникновения спора о праве, подведомственного судам, суд должен оставить заявление без рассмотрения и разъяснить заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск. А спор о родительском праве возникает в случае, когда родители (один из родителей) возражают против усыновления, а усыновитель настаивает на этом34. Однако в законодательстве не предусмотрено рассмотрение дел об усыновлении в исковом порядке.

Стоящая на позиции отнесения дел об усыновлении к исковому производству З. З. Алиева отмечает, что далеко не по всем категориям семейных дел, рассматриваемых в исковом порядке, имеется спор, который понимается как разногласие между сторонами. Очевидно, что по делам об усыновлении также может возникнуть спор о нарушении прав родителя, могут вступить в процесс родственники усыновляемого ребенка при его усыновлении посторонними лицами, сам ребенок может возразить против усыновления. Кроме того, по действующему ГПК РФ только в исковом производстве могут быть рассмотрены дела об отмене усыновления, и рассмотрение в этом же виде производства дел об усыновлении привело бы к унификации процессуального регламента разрешения указанных категорий дел35.

Ответчиком при этом может быть признан ребенок как субъект спорного правоотношения. Ребенок является полноправным субъектом права, субъектом семейно-правовых отношений, хотя фактически в процессе будет участвовать другое лицо, выступающее в его интересах (родители, орган опеки и попечительства, прокурор и др.). По мнению З. З. Алиевой, это положение будет соответствовать п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 20 апреля 2006 г., в котором разъясняется, что если заявление об отмене усыновления подано усыновителями, надлежащим ответчиком по делу является усыновленный ребенок36.

На наш взгляд, все же более обоснованным является отнесение законодателем усыновления к особому производству.

Не соглашаясь с мнением З. З. Алиевой и В. В. Кустовой о возможности рассмотрения усыновления в порядке искового производства в связи с возникновением спора о родительском праве, следует выделить положение о том, что семейным законодательством устанавливаются условия, в соответствии с которыми спор возникнуть не может.

Так, в случае заявления возражений родителями до вынесения решения усыновление не может быть произведено, а, следовательно, правового конфликта, подлежащего рассмотрению в порядке искового производства, не будет.

В остальных случаях (недееспособность, безвестное отсутствие родителей, лишение родительских прав и т.д.) речь будет идти не об оспаривании возможности самого усыновления, а лишь об опровержении фактов, на основании которых ребенок приобрел статус оставшегося без попечения родителей и, как следствие, подлежащего усыновлению.

Таким образом, на наш взгляд вполне обоснованно отнесение усыновления к категории дел, рассматриваемых в сфере особого производства, как, собственно, того и требует законодатель.

 

2. 2. Возбуждение судопроизводства и подготовка дела к судебному разбирательству

 

Судебный порядок усыновления детей регламентируется главой 29 ГПК РФ. В ныне действующем кодексе, в отличие от действовавшего до 01.02.2003 года  ГПК РСФСР, рассматриваемая категория дел называется «усыновление (удочерение)», а не «установление усыновления (удочерения)», как в ранее действовавшем Кодексе.

Такая терминология соответствует главе 19 Семейного кодекса РФ и сущности этих дел, по которым суд не устанавливает юридический факт, а принимает решение об усыновлении ребенка заявителем. Между тем, иногда в решениях судов еще встречается указание в резолютивной части решения  об установлении усыновления ребенка заявителями. На данный недостаток судьям следует обратить внимание и указывать в решении формулировки, соответствующие закону.

Итак, как уже указывалось, дела об усыновлении (удочерении) ребенка согласно ч. 1 ст. 263 ГПК рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 27 и 29 ГПК РФ. Иногда их называют делами по спорам, связанными с воспитанием детей, однако это дела особого производства, и они не должны содержать спора о детях. Если же при подаче заявления об усыновлении или при рассмотрении такого дела будет установлено наличие спора о праве, судья должен вынести определение об оставлении заявления без рассмотрения (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).

При подаче и принятии судом заявления необходимо руководствоваться нормами о подсудности дел об усыновлении или удочерении (ст. 269 ГПК РФ).

Правила о подсудности гражданских дел обеспечивают реализацию предусмотренного ч. 1 ст. 47 Конституции РФ права каждого на законный суд, их несоблюдение должно признаваться существенным нарушением норм процессуального права, влекущим отмену судебного решения (ч. 1 ст. 364 ГПК РФ).

Родовая подсудность дел об усыновлении определяется в зависимости от того, кто является заявителем - граждане Российской Федерации, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства.

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают соответствующее заявление в районный суд.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства подают заявление об усыновлении в областной и равный ему по уровню суд в субъекте Российской Федерации.

Изучение материалов судебной практики показывает, что в некоторых делах отсутствуют документы, подтверждающие гражданство заявителей, тогда как по некоторым из них усматривается, что заявитель родился в одной из республик бывшего СССР, проживал там до недавнего времени. Так, из материалов дела №2-538/0737, рассмотренного Елизовским районным судом, по заявлению супругов Н. об усыновлении ребенка усматривается, что брак между супругами зарегистрирован в 1998 году в Казахстане, заявитель жил там до 1998 г., заявительница – до 1999 года. В настоящее время они проживают в г. Елизово Камчатского края. Следует предположить, что заявители – граждане РФ, однако копий паспортов в материалах дела не имеется,  и подтвердить или опровергнуть это обстоятельство документально не представляется возможным.

В соответствии с нормами о территориальной подсудности заявление об усыновлении всегда подается в суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ст. 269 ГПК РФ).

Интересным является вопрос о подсудности дел об усыновлении по заявлениям, подаваемым иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с российскими гражданами.

В соответствии со ст. 165 СК усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с российскими гражданами, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, предусмотренном СК РФ для граждан России, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В то же время судебная практика свидетельствует о том, что дела об усыновлении по заявлениям лиц, указанных в ст. 165 СК РФ, рассматриваются областными и равными по компетенции судами.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 Постановления от 20 апреля 2006 г. также разъяснил, что, поскольку «ГПК РФ не устанавливает специальной подсудности таких дел, она определяется исходя из общих правил. Поскольку одним из усыновителей является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, эти дела также подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства ребенка (ч. 2 ст. 269 ГПК РФ).

Статья 270 содержит нормы, устанавливающие особенные реквизиты заявления по делам об усыновлении, отличающиеся от требований ст. 131 ГПК РФ.

В заявлении помимо сведений об усыновителях и усыновляемом ребенке необходимо также указать сведения о родителях усыновляемого ребенка. Данные сведения необходимы для того, чтобы решить вопрос о согласии родителей на усыновление (ст. 129 СК РФ) или принять решение об усыновлении ребенка без согласия родителей (ст. 130 СК РФ).

В заявлении следует также указать, имеются ли у усыновляемого ребенка братья или сестры. В соответствии с п. 3 ст. 124 СК РФ усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. К таким случаям Пленум Верховного Суда РФ относит, например, случаи, когда дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья.

Просьба усыновителей должна быть обоснована. Так, например, в обосновании просьбы об усыновлении заявители - граждане США указали на то, что «каждый из них вырос в большой семье и, хотя они дали жизнь нескольким детям, считают свою семью еще недостаточно полной. Они решили усыновить Дмитрия К., нуждающегося в семье, для того, чтобы предоставить ему возможность расти в любящей семье с двумя родителями и пятью братьями и сестрами, которые с воодушевлением его ожидают. Они хотят восстановить здоровье ребенка и создать ему счастливую жизнь, разделив с ним то, что имеют. За короткое время общения с Дмитрием сильно привязались к нему и не сомневаются в том, что смогут любить его как собственного ребенка. Их финансовое положение позволяет обеспечить необходимые условия для воспитания и образования всех их детей, включая Дмитрия"38.

Информация о работе Анализ судебной практики по делам об усыновлении: правоприменительные проблемы