Правовая природа представительства и процессуальный статус его субъектов в хозяйственном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:41, доклад

Краткое описание

Сегодня законодательство, регулирующее экономические отношения, постоянно совершенствуется. В состязательном хозяйственном процессе стороны сами несут бремя доказывания заявляемых ими требований. В связи с этим, именно судебное представительство выступает как наиболее эффективный и удобный способ защиты интересов субъектов хозяйствования, особенно по сложным делам. Высокий уровень профессионализма представителей в хозяйственном процессе позволяет более быстро, правильно и с наименьшими затратами разрешать хозяйственные споры.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

Научные публикации 

Научные публикации

 

 

 

Правовая природа  представительства


и процессуальный статус его субъектов в хозяйственном судопроизводстве

, -.       Введение. В совре-

М.Л. ЛЛЕКСИЕБИЧ, менных условиях воп-

адвокат Минской городской коллегии росы представительства

адвокатов, аспирант Академии управления     интересов сторон, зая- 
при Президенте Республики Беларусь вителей, третьих лиц и

_ иных заинтересованных

лиц в случаях, предусмотренных хозяйственным  процессуальным законодательством, в хозяйственном судопроизводстве являются довольно актуальными и обладают большой практической значимостью. Это вызвано тем, что представительство в хозяйственном процессе понимается в различных аспектах и формирует к себе различное концептуальное отношение. Эффективность реализации права на защиту в хозяйственном суде зависит от многих факторов, в том числе и от наличия отлаженного механизма осуществления представительской деятельности.

Основная  часть. Сегодня законодательство, регулирующее экономические отношения, постоянно совершенствуется. В состязательном хозяйственном процессе стороны сами несут бремя доказывания заявляемых ими требований. В связи с этим, именно судебное представительство выступает как наиболее эффективный и удобный способ защиты интересов субъектов хозяйствования, особенно по сложным делам. Высокий уровень профессионализма представителей в хозяйственном процессе позволяет более быстро, правильно и с наименьшими затратами разрешать хозяйственные споры.

Кроме того, не каждый субъект на момент рассмотрения дела обладает полной дееспособностью. А дееспособный участник процесса может оказаться в такой ситуации, когда он не в состоянии собственными действиями осуществлять свои права и обязанности. Выходом из такого положения является предоставление данным субъектам возможности участвовать в деле через представителей, которые от их имени могут осуществлять необходимые юридические действия в хозяйственном процессе, создавая субъективные права и обязанности для своих доверителей.

Таким образом, необходимость представительства обусловлена как субъективными, так и объективными факторами. Потребность участников процесса в судебном представительстве по хозяйственным спорам во многом предопределяет необходимость его научного исследования и правового регулирования.

На законодательном  уровне институт представительства  в хозяйственном процессе урегулирован в специальной главе 7 «Представительство в хозяйственном суде» Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) [1]. 

Вопросы судебного представительства освещались в работах ряда известных отечественных и зарубежных ученых, в частности B.C. Каменкова, В.В. Жандарова,~С.А. Халатова, А.А. Мельникова, А.А. Власова, В.М. Шерстюка, Я.А. Розенберга и др.

Однако при определении  понятия представительства в юридической литературе нет единого подхода. Постоянно имеют место дискуссии по данному вопросу. Следует отметить, что в правовой науке терминологическая точность имеет особую важность, поскольку выработанные теоретические понятия в дальнейшем используются в законодательной практике. Поэтому представляется целесообразным выработать единое понятие судебного представительства и закрепить его на законодательном уровне.

Так, одни ученые, в частности  И.М. Ильинская, А.Ф. Лес-ницкая, А.А. Мельников, С.Н. Абрамов, определяют представительство как правоотношение. Так, по мнению И.М. Ильинской и А.Ф. Лесницкой процессуальным представительством является правоотношение, в силу которого одно лицо (представитель) выполняет в пределах своих полномочий процессуальные действия от имени и в интересах другого лица (представляемого) [2, с. 20].

Другие ученые, в частности  В.М. Шерстюк, Я.А. Розенберг, А.А. Добровольский определяют представительство как деятельность. По мнению В.М. Шерстюка, под представительством понимается само совершение представителем конкретных процессуальных действий от имени и в интересах представляемого [3, с. 16].

Вместе с  тем в современной процессуальной науке существуют и иные подходы к этому вопросу. Так, С.А. Халатов рассматривает представительство как сложное многогранное явление, которое включает в себя и правоотношение представительства, и юридическую деятельность представителя [4, с. 24].

Таким образом, проанализировав  вышеизложенные понятия судебного представительства, можно сказать, что с одной стороны, представительство выступает как правоотношение со своими субъектами и внутренними и внешними связями между ними (представитель и представляемый, представитель и суд), объектом (требования, интересы представляемого) и содержанием (права и обязанности субъектов). С другой стороны, под представительством понимается конкретная деятельность представителей в суде от имени и в интересах представляемых.

При выработке единого  подхода к понятию представительства, необходимо обратить внимание на то, что: во-первых, представительство является самостоятельным институтом хозяйственного процессуального права, и, во-вторых, представительство имеет свою целевую направленность.

Материально-правовые отношения  между представителем и представляемым служат предпосылкой для возникновения процессуальных отношений. Правовые отношения между представителем и доверителем в данном случае выступают обязательным

 

Научные публикации 


Научные публикации

 

 

 

элементом досудебных материально-правовых отношений. Данные отношения предопределяют возникновение процессуальных правоотношений. Институт представительства в суде является процессуальным. Следовательно, наделенный в результате сложившихся материально-правовых отношений определенными полномочиями представитель выступает от имени и в интересах своего доверителя и совершает все необходимые действия в состязательном хозяйственном процессе, пользуется определенными законом правами и исполняет обязанности в соответствии со статьями 55 и 79 ХПК.


При выяснении  сущности представительства в хозяйственном процессе следует обратить внимание на его цели. Необходимо отметить, что перед представителем стоит несколько важных целей. А именно: защита в хозяйственном суде интересов представляемого, помощь в осуществлении процессуальных прав и исполнении процессуальных обязанностей, содействие хозяйственному суду в осуществлении правосудия для более быстрого и правильного рассмотрения и разрешения дел.

С точки зрения хозяйственного процессуального права судебное представительство является самостоятельным институтом, содержащим в себе совокупность правовых норм, регламентирующих субъектный состав представительства, процессуальные действия представителей в суде, порядок оформления и проверки полномочий представителей.

На основании  изложенного, представительство в  хозяйственном суде можно определить как процессуальное правоотношение, в силу которого представитель осуществляет в пределах имеющихся у него и надлежаще оформленных полномочий от имени и в интересах представляемого процессуальные действия в целях защиты интересов представляемого, оказания помощи в осуществлении процессуальных прав и исполнении процессуальных обязанностей, содействия хозяйственному суду в осуществлении правосудия.

В процессуальном представительском правоотношении субъекта ми судебного представительства выступают представители. В науке процессуальное положение представителей вызывает неоднозначную оценку. Спор идет по вопросу о том, относятся ли представители к числу лиц, участвующих в деле. Так, некоторые ученые, в частности, М.С. Шакарян, Я.А. Куник, М.А. Гурвич, вообще не считают их субъектами процессуального права. Так, М.С. Шакарян утверждает, что представители не являются участниками процесса, так как они выступают в суде не от своего имени, а от имени лиц, которых они представляют [5, с. 182]. Данное положение представляется спорным. Существующая классификация участников процесса, основанная на признаке отношения к рассматриваемому делу, имеет недостатки. С ее помощью не представляется возможным определить процессуальное положение представителя. Это вызывает необходимость отыскать единый подход определения процессуального положения представителей в хозяйственном процессе. 

Выступление от имени своего доверителя не означает пассивной передачи воли представителю. Особенность процессуального представительства заключается в том, что пределы данного волеизъявления определяются не только полномочиями, которыми представляемый наделяет своего представителя, но также и законом. Отсюда можно сделать вывод о том, что представитель в пределах имеющихся у него полномочий самостоятельно совершает все необходимые процессуальные действия. Осуществляя процессуальные права и исполняя обязанности представляемого, представитель сам пользуется самостоятельными правами. В процессуальных отношениях представитель выступает как самостоятельный субъект права не только по отношению к своему доверителю, но и по отношению к хозяйственному суду. Процессуальные нормы определяют объем прав и обязанностей представителя по отношению к хозяйственному суду, а не к доверителю.

Некоторые ученые, в частности, АА. Власов, В.П. Мозолин, В.Н. Щеглов считают судебных представителей лицами, занимающими самостоятельное место в процессе и участвующими в деле. Так, А.А. Власов полагает, что поскольку процессуальное законодательство наделяет представителей процессуальными правами и обязанностями, то представители являются полноправными субъектами процесса [6, с. 17].

Однако представляется, что представитель в хозяйственном процессе не полностью независим от своего доверителя. Здесь с полной уверенностью можно говорить об относительной самостоятельности представителя. Поскольку возможность осуществления процессуальных прав представители приобретают на основании наделения их доверителями определенными полномочиями, оформленными доверенностью. Представители в своей процессуальной деятельности связаны с законными интересами и с волей доверителей. По отношению же к хозяйственному суду и другим лицам, участвующим в деле, представитель выступает как лицо, занимающее самостоятельное положение в процессе.

Совершенствование хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь существенно отразилось на фактическом статусе представителя. В новом ХПК, по сравнению с ХПК 1998 года, институт представительства освещен более подробно. Однако законодатель не отнес представителя к лицам, участвующим в деле. Хотя дело, разрешаемое хозяйственным судом, — это правовой спор, который является предметом судебного разбирательства. Субъектами данного спора являются, в первую очередь, стороны в процессе, а, следовательно, и их представители как самостоятельные фигуры в хозяйственном суде, обладающие своими правами и обязанностями и действующие в их интересах.

Для построения целостной картины, позволяющей определить процессуальное положение представителя и других участников хозяйственного процесса, предлагается за основу в качестве их

 

Совершенствовать хозяйственное судопроизводство




Представительство

в хозяйственном процессе

Республики  Беларусь

В.С. КЛМШЮБ,

Председатель  Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор. Заслуженный юрист Республики Беларусь.

Председатель 00 «Белорусский республиканский союз юристов»

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ХПК)1 (статья 76) предусматривает, что юридические лица ведут свои дела в хозяйственном суде через свои органы, действующие в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также учредительными документами. Представлять интересы юридического лица в хозяйственном суде вправе его представитель, который в силу законодательства или учредительных документов уполномочен выступать от имени этого юридического лица. Например, в соответствии с статьей 69 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)2 каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам. Исполнительными органами производственного кооператива являются правление и (или) его председатель (статья 110 ГК). Органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником или уполномоченным им органом (статья 113 ГК).

Полномочия  руководителей юридических лиц, других организаций подтверждаются представляемыми хозяйственному суду

1 Кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998 г. № 219-3 (ред. от 11.07.2007) «Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь», «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 18.07.2007, № 170, 2/1348.

; Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-3 «Гражданский кодекс Республики Беларусь», «Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь», 05.03.1999, № 7-9, ст. 101. 

Совершенствовать хозяйственное судопроизводство

документами, удостоверяющими  их служебное положение, или документами, удостоверяющими поручение соответствующих организаций на осуществление представительства по данному делу, а при необходимости — учредительными документами.

От имени ликвидируемого юридического лица в хозяйственном суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

Индивидуальный  предприниматель и гражданин  вправе вести свои дела в хозяйственном суде лично или через представителя. Личное участие в деле индивидуального предпринимателя и гражданина не лишает их права иметь по делу представителя.

Информация о работе Правовая природа представительства и процессуальный статус его субъектов в хозяйственном судопроизводстве