Досрочные трудовые пенсии педогогическим работникам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является изучение современного состояния общественных отношений по пенсионному обеспечению педагогических работников в переходный период, в связи с реформированием в пенсионной сфере. В работе поставлены следующие задачи:
1. Определить содержание признаков пенсии и сформулировать общее определение понятия пенсии, досрочной пенсии по старости педагогических работников.
2. Выявить значение досрочной пенсии по старости работникам образования.

Содержание

Введение 3
1. Общие положения о досрочных пенсиях по старости педагогических работников 5
1.1. Условия назначения досрочной пенсии по старости педагогическим работникам 5
1.2. Правила исчисления периодов для исчисления трудовой пенсии по старости педагогическим работникам 11
2. Практика назначения досрочных трудовых пенсий по старости педагогическим работникам 15
2.1. Педагогические должности, дающие право на назначение досрочной пенсии по старости 15
2.2. Судебная защита права н.а получение досрочной пенсии. 20
Заключение 30
Библиографический список 32

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсач2.docx

— 42.16 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.

    Изложенная позиция  в полной мере согласуется  с разъяснениями, данными по указанному  вопросу Верховным Судом Российской  Федерации в постановлении Пленума  Верховного Суда Российской Федерации  от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых  вопросах, возникших у судов при 5рассмотрении дел, связанных с  реализацией гражданами права  на трудовые пенсии».

    Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) начинался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

    Судебных постановлений  Верховного Суда РФ по аналогичным  делам уже достаточное количество, поэтому с уверенностью можно  говорить об устоявшейся судебной  практике по данному вопросу.

 

 

    2.2.  Судебная  защита права на получение  досрочной пенсии.

    Прошло несколько лет с того момента, как Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[2] (далее - Постановление № 781) были утверждены новые правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости[3].

    Согласно указанному Постановлению при назначении трудовой пенсии по старости досрочно в специальный стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) дошкольных образовательных учреждений лишь за период до 1 ноября 1999 г. Как показывает практика, несмотря на то, что эта норма явно противоречит основам Конституции РФ, а в частности ч. 1 ст. 15; ч. 2 ст. 19; ст. 39; ст. 55 Конституции РФ, управлениями Пенсионного фонда всех субъектов РФ продолжают нарушаться права и законные интересы лиц, работающих в сфере дошкольного образования в нашей стране. В связи с этим суды, в частности Волгоградской области, переполнены исковыми заявлениями заведующих и методических работников детских садов, пытающихся отстоять свое право на получение досрочной трудовой пенсии. В обоснование своих исковых заявлений заведующие и методические работники указывают, что ГУ-УПФ РФ по Волгоградской области нарушаются положения Конституции РФ. Как правило, суды удовлетворяют требования работников дошкольных образовательных учреждений и обязывают ГУ-УПФ РФ назначить выплату досрочной трудовой пенсии. В обоснование своих решений суды ссылаются на недопустимость нарушения положений Конституции РФ, а также в отдельных случаях положений Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П[4]. Однако процесс защиты прав занимает у педагогов длительное время.

    Вот какую оценку  судебная коллегия по гражданским  делам Волгоградского областного  суда дала решению ГУ-УПФ РФ  по Краснооктябрьскому району  г. Волгограда об отказе в назначении  досрочной трудовой пенсии по  выслуге лет заведующей детского дошкольного учреждения г. Волгограда.

    М. обратилась  в суд с иском к ГУ-УПФ  РФ по Краснооктябрьскому району  г. Волгограда о понуждении к  назначению досрочной трудовой  пенсии по старости.

    В обоснование  своего заявления М. указала на  то, что она с января 1978 г. работала  воспитателем в детском саду, а с сентября 1988 г. и по настоящее  время работает в должности  заведующей муниципальным дошкольным  учреждением. Однако решением ГУ-УПФ РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда от 17 марта 2005 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии на том основании, что отдельные периоды работы в детских комбинатах не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку наименование «Детский комбинат» в соответствии с Постановлением № 781 не является нормативным и не предусмотрено Списком должностей работников, педагогическая деятельность которых в учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет. Кроме того, отдельные периоды работы в должности заведующей детским садом также не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением № 781, работа в должности заведующего детским садом засчитывается в специальный стаж до 1 ноября 1999 г[5].

    Данное решение, по мнению истицы, является незаконным.

    Судом первой  инстанции требования М. удовлетворены  в полном объеме. Суд обязал  ГУ-УПФ РФ по Краснооктябрьскому  району г. Волгограда назначить  М. досрочную трудовую пенсию.

    С принятым  судебным актом ГУ-УПФ РФ не  согласилось и в кассационной  жалобе просило отменить решение  суда первой инстанции.

    Проверив материалы  дела, обсудив доводы жалобы, судебная  коллегия по гражданским делам  Волгоградского областного суда  пришла к следующему выводу.

    Согласно подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2010 г.) право на досрочное  назначение трудовой пенсии имеют  лица, не менее 25 лет осуществляющие  педагогическую деятельность в  государственных и муниципальных  учреждениях для детей, независимо  от их возраста.

    В соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное назначение пенсии имеют лица, работавшие в должностях «заведующий» в общеобразовательных учреждениях, в том числе в школах и дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в детских садах всех наименований и яслях-садах.

    Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы  человека и гражданина являются  непосредственно действующими. Они  определяют смысл, содержание и  применение законов, деятельность  законодательной и исполнительной  власти, местного самоуправления  и обеспечиваются правосудием.

    Исходя из смысла  ст. 19 Конституции РФ равенство  прав и свобод гарантируется  без какой-либо дискриминации, в  том числе независимо от рода  и места деятельности.

    В соответствии  с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права  и свободы человека и гражданина  могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в какой это необходимо в  целях защиты основ конституционного  строя, нравственности, здоровья, прав  и законных интересов других  лиц, обеспечения обороны страны  и безопасности государства.

    Конституционный Суд РФ в Определении от 6 декабря 2001 г. № 310-О указал, что в основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей также лежат равенство всех перед законом[6], запрет дискриминации в области образования[7], равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала[8]. Реализуя эти принципы, ст. 132 Рекомендации ЮНЕСКО о положении учителей от 5 октября 1966 г. прямо указывает, что пенсионные права, полученные учителями на службе в системе каких-либо органов просвещения в стране, сохраняются при переводе на службу в любую другую систему в той же стране.

    Конституционный  Суд РФ также подчеркнул, что  до полного перехода на новую  систему пенсионного обеспечения  какие-либо категории педагогических  работников не могут ставиться  в неравные условия или ограничиваться  в своих пенсионных правах, в  том числе в праве на зачет  трудового стажа для выплаты  пенсии за выслугу лет независимо  от принадлежности учебного заведения. Иное означало бы нарушение  указанных выше конституционных  принципов и норм федерального  законодательства. Поэтому исключение  должности заведующего дошкольного образовательного учреждения с 1 ноября 1999 г. из Списка должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, является неправомерной.

    Как установлено  судом, М. с 1978 г. и по настоящее  время работает в учреждениях  для детей и занимается педагогической  деятельностью, и включение в  стаж ее работы лишь отдельных  периодов при их тождественности  суд правильно признал незаконным, нарушающим права гражданина.

    В соответствии  с нормами Гражданского кодекса  РФ учреждения и организации  создаются в любой форме, предусмотренной  законом, вследствие чего детский  комбинат, как и ясли-сад либо школа-сад, исходя из задач и выполняемой деятельности, является организацией, связанной с образованием детей.

    Кроме того, в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов в единое детское учреждение, которому присвоено название «Ясли-сад», поэтому учредители детских дошкольных учреждений должны были использовать именно такое наименование.

    Таким образом, судебной коллегией по гражданским  делам был сделан вывод о  правомерности требований М. и  обоснованности решения суда  первой инстанции о понуждении  ГУ-УПФ РФ по Краснооктябрьскому  району г. Волгограда о назначении  М. досрочной трудовой пенсии  по выслуге лет.

    Следовательно, досрочная пенсия по старости согласно подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» должна быть назначена не с момента повторного обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении указанной пенсии после вступления в законную силу решения, устанавливающего факт работы на соответствующих должностях, а с момента первого обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Данное толкование соответствует ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение[9].

    В п. п. 10 и 11 Постановления  Пленума разъясняются вопросы  о порядке включения в специальный  стаж работы (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности  по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными  либо муниципальными. Исходя из того что ранее действовавший Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, что назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, сделан вывод о том, что форма собственности не может служить основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

    В судебной практике остро стоит вопрос о том, можно ли при определении стажа, дающего право на досрочную пенсию в соответствии Федеральным законом № 173-ФЗ, учитывать работу в тех учреждениях и на тех должностях, которые подлежали учету на момент выработки соответствующего стажа, но впоследствии на момент решения вопроса о назначении пенсии из соответствующих списков, утверждаемых Правительством РФ, были исключены.

    Содержание комментируемых  пунктов Постановления Пленума  сводится к тому, что при расчете  специального стажа медицинских  и педагогических работников  при определении их права на  досрочную пенсию по выслуге  лет в соответствии с Федеральным  законом № 173-ФЗ следует руководствоваться  теми Списками, которые действовали  на момент выполнения такой  работы.

    Например, при рассмотрении споров о включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов работы в должности пионервожатой в средней школе и в должности воспитателя группы продленного дня следует учитывать, что в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    Пунктом 3 ст. 28 названного  Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей  и учреждений (организаций), с учетом  которых назначается трудовая  пенсия по старости в соответствии  с подп. 7 - 13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов  работы (деятельности) и назначения  указанной пенсии при необходимости  утверждаются Правительством РФ.

    Постановлением  Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей  и учреждений, работа в которых  засчитывается в стаж работы, а также Правила исчисления  периодов работы, дающей право  на досрочное назначение трудовой  пенсии по старости лицам, осуществлявшим  педагогическую деятельность в  государственных и муниципальных  учреждениях для детей.

    Разрешая требования  педагогических работников о  включении в специальный стаж, дающий право на досрочную  трудовую пенсию по старости, периода работы в должности  воспитателя группы, продленного  дня, следует исходить из того, что по указанному Списку засчитываются  периоды работы в школах и  других учреждениях для детей, в том числе в должности воспитателя. Учитывая, что Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 июля 2005 г. № 440 установлено тождество наименований должностей «воспитатель группы продленного дня» и «воспитатель», период работы в должности воспитателя группы продленного дня подлежит включению в специальный стаж.

Информация о работе Досрочные трудовые пенсии педогогическим работникам