Проблемы развивающихся стран Азии и Африки на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

Нищета, безработица, необразованность населения, отсутствие у молодежи социальных перспектив и ее неподготовленность к современным видам трудовой деятельности с одной стороны и формирование целых поколений в атмосфере непрекращающихся вооруженных столкновений, болезненная обостренность религиозных и национальных чувств, накал отчаяния и ненависти - с другой являются основаниями для возникновения терроризма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Классификация развивающихся стран………………………………………5
2. Проблема терроризма и исламского фундаментализ-ма…………………...10
3. Проблемы уровня жизни и демогра-фии……………………………………33
Заключение……………………………………………………………………...43
Список литерату-ры……………………………………………………………..45

Прикрепленные файлы: 1 файл

Проблемы развивающихся стран Азии и Африки на современном этапе..doc

— 248.50 Кб (Скачать документ)

Анализируя политическую ситуацию на Ближнем Востоке, необходимо отметить, что именно там сложились наиболее благоприятные условия для возникновения такой организации, как "Аль - Каида". Исламистские организации, используя продолжающийся неурегулированный конфликт на Ближнем Востоке, со всеми негативными последствиями, как для арабского населения, так и для правительства региона, острую неудовлетворенность существующим положением масс во многих странах с мусульманским населением, сумели обратить религиозные нормы ислама в действующую террористическую военизированную структуру, позднее распространившую свои корни почти во все государства мира, где имеются мусульманские общины. Но ислам не повинен в том, что свое осиное гнездо международный терроризм разместил на теле ислама. Ранее это было другое тело, иное пространство, в будущем не исключена новая "территория", иной объект, иной носитель. И каждый исторический этап имеет свои особенности, и именно поэтому и только поэтому мы акцентируем в настоящее время роль ислама.

Аль - Каида. В период суданской эмиграции (1991 - 1996) Бен Ладен приступил к созданию военизированной организации радикальных исламистов "Аль - Каида". Структура имеет многочисленные филиалы за рубежом, опирающиеся на местные мусульманские общины. Поле деятельности - весь мир, ее активность замечена в 68 странах. Занимается планированием, финансированием и осуществлением терактов в разных странах. Теракты часто осуществляют этнически смешанные группы. Наибольшую активность проявляет в настоящее время в Ираке, Европе и России.

"Аль - Каида" подготовила  и провела взрывы американских  посольств в Найроби (Кения)  и Дар - эс - Саламе (Танзания), во время которых погибли более 30 человек и более 5 тыс. были ранены. Призывала сбивать американские вертолеты и убивать американских военных в Сомали в 1993 г.; провела три теракта против присутствия американских военных в Йемене в декабре 1992 г.; готовила покушение на папу римского во время его визита на Филиппины в 1994 г. Самым крупным террористическим актом, организованным Аль-Каидой, стала атака на здания ВТЦ и Пентагона в Соединенных Штатах Америки 11 сентября 2001 года.

Согласно исследованию, проведённому военной академии США Вест-Пойнт, подавляющее большинство (88 %) жертв терактов Аль-Каиды в 2004—2008 годах — не граждане западных стран, в основном это иракцы. Авторы исследования пришли к выводу, что «Мусульмане, которых они [исламские экстремисты], якобы, защищают — гораздо более вероятная цель для насилия Аль-Каиды, чем западные правительства, с которыми они провозгласили борьбу»

"Аль - Каида" так же является "зонтиком" для множества других организаций, в особенности суннитских. Ее доходы идут от диверсифицированного законного бизнеса (от алмазов до меда и рыбы) в оперативно важных регионах. Финансированием операций "Аль - Каиды" и близких к ней групп занимались богатые арабские спонсоры, особенно с Ближнего Востока и из стран Персидского залива.

По существу, Усама  Бен Ладен выступал как глава  террористического государства и одновременно государства - спонсора терроризма. Не являясь государством, не имея территории, централизованной иерархии и управленческой структуры, не имея границ и концентрированной материально-технической и финансовой инфраструктуры, тем не менее Усама Бен Ладен и его "база" осуществляли все функции государства-агрессора, государства-террориста. По сути, мы имеем дело с "приватизацией терроризма".

Сегодняшняя "Аль-Каида" - это не та "Аль-Каида", которая была десять лет назад. Скорее, это племянники, сестры, дяди, внучатые племянники той "Аль - Каиды". На орбите "Аль-Каиды" вращаются уже сотни различных групп связанных или не связанных между собой. Они в лучшем случае иногда имеют идеологическую общность, но чаще всего и этого уже не происходит. Это своего рода "галактика", которая движется и саморазвивается. Более того, некоторым давлением на нее мы ее еще и тренируем. Простой пример: если взять кусок глины и на него фронтально оказывать давление, то эта глина расползается в большой блин. Так получилось и с "Аль - Каидой". Фронтальное давление на этот "кусок глины" позволило ей стать шире, "накрыть" намного большую площадь и заразить эту площадь. С другой стороны, фронтальное давление вызвало стремление к эволюции и саморазвитию, мутированию, приспособлению.

Если верить тем планам "Аль-Каиды", которые добывают спецслужбы, и если считать, что они не задним числом подогнаны под сегодняшнюю ситуацию, а явились таковыми изначально, то план у них был следующий.

Первый этап - "пробуждение", рассчитанный на три - четыре года, датировался примерно 2000-м или 2001 годом, и смыслом его было совершить какую-то акцию, которая привлекла бы внимание всего мира. Она и бала проведена 11 сентября 2001 года.

Второй этап - "встать с колен" - ставил задачу заставить  главного противника - Соединенные Штаты - развязать войну против двух - трех исламских государств, чего, собственно, они и добились. Задачи, которые ставятся к исходу 2010-2011 годов, таковы, что наиболее ортодоксальные прозападные "еретики", режимы Саудовской Аравии, Египта, Иордании, Пакистана, должны рухнуть, с тем, чтобы контур всемирного халифата уже был как-то обозначен.

Заключительная стадия этого плана, если верить опять-таки в реально существующий план, приходится на 2020 год - это победа и образование всемирного халифата и окончательная победа над западными идеалами. С другой стороны, можно сказать, что здесь терроризм выступает не самоцелью. Это, скорее, все-таки средство. Им нужен другой мир. И терроризм лишь средство построения, "входа" в этот иной мир.

Когда шло расследование  терактов 11 сентября, многие специалисты  были озадачены тем, что их участники, которые находились в самолете, знали, что они идут на этот акт, примерно за год. Все это время они жили в двух - трех странах, ничем не выделяясь, вели абсолютно нормальный образ жизни, зная, что совершат акт самоубийства.

Вот тогда-то и возник вопрос: что же это за мотивация, что же это за внедрение такого идеологического, психологического и религиозного "чипа", который позволяет столько времени жить, образно говоря, в миру? Отсюда родился термин "наркоманы джихада". То есть стоит раз получить одну "дозу" и после этого соскочить с "иглы идеологии джихада" очень тяжело. Туда "заходят", но оттуда "не выходят" причем даже так называемые "новообращенные". Примеры этого мы сегодня видим от Скандинавии, Канады, Европы до России. При этом наиболее радикально настроенные - это именно вновь обращенные.

Хочется отметить, что  ликвидация бен Ладена стала крупнейшей победой над "Аль-Каидой" за последнее время, хотя его смерть не означает, что "Аль-Каида" прекратит свою террористическую деятельность.

Средний Восток. Афганистан. Ситуация, сложившаяся в Афганистане и вокруг него, придала затяжному внутриафганскому конфликту широкое региональное и международное измерение. В стране сформировался плацдарм для трансграничной экспансии религиозно-политического экстремизма, которые стремительно обросли организационно-политическими и силовыми структурами. Закреплению Афганистана в качестве опорной базы международного терроризма и экстремизма способствовали фактический распад афганской государственности, резкий рост межэтнических противоречий, социально-экономическая и духовно-культурная деградация афганского общества, истощенного более чем 20-летней братоубийственной войной.

Стратегической целью  обосновавшихся в Афганистане исламских  радикалов - организации "Аль-Каида" и движения "Талибан" (ДТ) - выдвигались  задачи насильственного изменения  под религиозными лозунгами политических режимов в Центральной Азии, перекройки карты региона и создание "халифата" с последующим распространением этого процесса на другие районы мира. Процесс развивался в направлении консолидации экстремистских сил под единым политико-идеологическим и организационным началом и создания общих военизированных формирований, своеобразных террористических интербригад. Ключевую координирующую и мобилизующую роль в этом играли возглавлявшиеся Усамой Бен Ладеном организации "Аль-Каида" и Всемирный фронт джихада (ВФД), а также руководство ДТ, к которым примкнуло большинство других обосновавшихся в Афганистане центров зарубежных экстремистских организаций, в том числе Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Его лидер Т. Юлдашев был заместителем Бен Ладена по ВФД.

Придавая особое значение терроризму, Усама Бен Ладен и  М. Омар в январе 2001 г. направили совместное обращение к радикальным исламистским группировкам Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии начать проведение диверсионно-террористических акций на военных объектах и у дипломатических представительств США и некоторых других государств.

Диверсии и теракты  планировалось проводить на различных  американских объектах в Исламабаде, Дели, Сингапуре, Маниле и Джакарте, в Саудовской Аравии, некоторых государствах Персидского залива, Иордании, Египте, Йемене, Алжире, Тунисе и Марокко. Тогда же представители "Аль-Каиды и ДТ подписали в Кандагаре протокол о совместных действиях с двумя египетскими вооруженными радикальными группировками. Террористические структуры все более сращивались и взаимодействовали с международным наркобизнесом и другими разновидностями организованной преступности, занимавшимися контрабандой оружия, нелегальной эмиграцией и т.п.

Другим важным источником финансовой подпитки международных террористических структур в Афганистане стали многочисленные исламские благотворительные фонды и комитеты.

Центральная Азия. В Узбекистане действует группа «Исламское движение Узбекистана» численностью до 1 тыс. человек, занимающаяся взрывами и похищением людей. Исла́мское движе́ние Узбекиста́на — исламистская организация, созданная в 1996 году бывшими членами ряда запрещённых в Узбекистане политических партий и движений. 4 февраля 2003 года Верховный суд РФ признал организацию террористической и запретил её деятельность на территории Российской Федерации.

ИДУ рассматривается  в качестве террористической организации многими странами мира, включая Россию и США.

Деятельность ИДУ преследуется властями Узбекистана, поэтому большинство руководителей и рядовых членов движения находится в эмиграции. Штаб-квартира до начала контртеррористической операции в Афганистане располагалась в г. Кандагаре(Афганистан).

 Практически во  всех бывших среднеазиатских  республиках существуют ячейки организации Хизбат Тахрир, близкой к талибам, стремящейся создать всемирный халифат.

События 11 сентября в  США поставили постсоветские  республики Центральной Азии перед необходимостью выбора нового геостратегического партнера по борьбе с терроризмом и в сложившихся условиях заставили заново пересмотреть свои внешнеполитические доктрины. В последнее время усиливается тенденция к смене некоторыми государствами Центральной Азии военного и политического партнера. Если до терактов в Америке Россия выступала главным внешним стабилизирующим фактором, то теперь наметился крен в сторону США. Вместе с тем ни одно государство мира сегодня не способно самостоятельно контролировать Афганистан, не смогут этого сделать и США. Поэтому нестабильность обстановки в Афганистане и как следствие угроза для центральноазиатских государств сохраняется в ближайшей перспективе. В связи с этим Россия останется важным действующим игроком в регионе, позиции которого будут учитывать все, в том числе и США. По всей видимости, система региональной безопасности в Центральной Азии будет приобретать новые очертания.

Юго - Восточная Азия. Джемаат Исламия: данных о численности нет, занимается в основном взрывами, в том числе на острове Бали. Тесно связана с Аль-Каидой. На Филиппинах действует группа Абу-Сайяф численностью 300 - 500 человек, занимающаяся взрывами, пиратством, похищением людей, и Исламский освободительный фронт Моро численностью около 12000 человек, который организует в основном взрывы.

Южная Азия. В Шри-Ланке действует группировка Тигры освобождения Тамил Илама численностью 10 -15 тыс. человек, проводящая взрывы и убийства. В Пакистане базируются две группировки, действующие на территории Кашмира в Индии и в самом Пакистане - Лашкар-и-Таиба в составе нескольких сотен человек и Лашкар-и-Джхангви - около ста человек, занимающиеся убийствами и взрывами.

Индия. Индия в течение последних десятилетий сталкивалась не только с угрозой терроризма, но и с реальными его проявлениями на собственной территории.

В период жесткого противостояния в Афганистане Россия и Индия  поддерживали "Северный альянс". Так, еще в мае 2000 г. Министр обороны России Сергей Иванов заявил о возможности бомбардировок "баз террористов" на территории северного Афганистана, однако эта идея не была реализована.

Индия активно сотрудничала с США и, как представляется, не только с целью уничтожения истоков терроризма, но и преследуя определенные геополитические и стратегические цели. Руководство Индии рассчитывало на определенные ответные действия со стороны американских властей и получение международной поддержки в борьбе против действий боевиков на территории Джамму и Кашмира. Действительно, Вашингтон пошел на снятие санкций с Индии (так же как и с Пакистана) и даже выразил осуждение террористических актов на территории Кашмира, однако ожидаемой более конкретной поддержки по кашмирской проблеме Индия не получила. Так, Дели был заинтересован в том, чтобы мировая общественность признала Кашмир зоной террористических действий и включила группы кашмирских боевиков в общий список наиболее опасных террористических группировок; в принятии решения блокировать банковские счета исламских кашмирских организаций, проводящих террористическую деятельность на территории Индии. Для Индии было бы очень важно признание Вашингтоном причастности Пакистана к экстремистским действиям в Кашмире, однако руководство Вашингтона это не учло, и индийские аналитики расценили сложившуюся ситуацию как нежелание США предпринимать какие-либо действия против Пакистана, который, полностью поддержав "антитеррористический интернационал", вновь оказался в эпицентре американской политики и американских интересов в Южной Азии. В военных кругах Индии высказывалось мнение, что такое "узкое" понимание Соединенными Штатами "терроризма" вряд ли встретит поддержку в Дели и некоторых других странах и в этих условиях нет смысла надеяться на то, что американцы предпримут реальные попытки нейтрализовать кашмирских боевиков, напрямую связанных с талибами.

Информация о работе Проблемы развивающихся стран Азии и Африки на современном этапе