Характерные черты геополитики США и ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:26, доклад

Краткое описание

Современная геополитическая обстановка характеризуется динамичными и глубокими переменами. Простой обыватель способен черпать информацию из открытого источника, но понять всю суть происходящего может не всегда. Обилие ложного материала поступает из СМИ или интернета. Этот материал является попыткой отделить зерна от плевел и нацелен на освещение темной стороны политики. Осведомлён, значит вооружен.
Облик мира в нынешнем веке определяют три глобальных фактора: рост населения, истощение невозобновляемых природных ресурсов и деградация окружающей среды.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Характерные черты геополитики ЕС и США.doc

— 47.50 Кб (Скачать документ)

Карасёв Олег Георгиевич, студент НАПКС, группа арх-303

Характерные черты геополитики США и ЕС

 

   Современная геополитическая обстановка характеризуется динамичными и глубокими переменами. Простой обыватель способен черпать информацию из открытого источника, но понять всю суть происходящего может не всегда. Обилие ложного материала поступает из СМИ или интернета. Этот материал является попыткой отделить зерна от плевел и нацелен на освещение темной стороны политики. Осведомлён, значит вооружен.

Облик мира в нынешнем веке определяют три глобальных фактора: рост населения, истощение невозобновляемых природных ресурсов и деградация окружающей среды. 
Многие особенности нынешней геополитической обстановки обусловлены развивающимся процессом глобализации, характерными чертами которой являются: усиление взаимозависимости стран мира; ослабление национального государственного суверенитета транснациональными корпорациями, международными организациями и другими факторами; организация жизни разных стран и народов по единым принципам, обычаям и нормам поведения. Глобализация отражает ведущую роль высокоразвитых стран, в первую очередь США, наиболее сильных государств- членов ЕС в экономике, высоких технологиях, в информатике и торговле.

В настоящее время США значительно опережают по совокупной силе своих многочисленных союзников и партнеров. США занимают первое место в мире по общему состоянию технологий, уровню научно - исследовательских учреждений, коммерциализации результатов научных исследований, технологическому обновлению за счет их собственных изобретений, числу компьютеров, общему качеству управления, способности разрабатывать и производить новую продукцию и т.д. 

По прогнозам американских экспертов Национального разведывательного совета (National Intelligence Council), который является высшим аналитическим органом разведывательного сообщества, США к 2015 г. останутся ведущей силой в мировом сообществе. Глобальное влияние Соединенных Штатов в экономической, технологической, а также в военной и дипломатической сферах не будет иметь себе равных, как среди отдельных государств, так и международных организаций. Эта мощь не только обеспечит Америке превосходство, но и сделает ее одним из ключевых факторов мирового развития [1]. Опираясь на свои достижения в экономике, информатике и других областях, руководство США стремится превратить свою страну в архитектора нового миропорядка, не гнушаясь при этом использования силы. Осуществляя геополитическую экспансию, США постоянно опираются на Североатлантический альянс. 

В годы холодной войны, НАТО была инструментом, управляющим американским силовым проникновением в Европу. Одна из целей стратегии США состояла в том, чтобы не допустить превращения Европы в будущего экономического и политического соперника. Вместе с тем отдельным аспектом можно отметить, что политика США и НАТО в геополитическом плане была направлена на установление господства Запада над обширной территорией, которую занимал Советский Союз. По мнению известного российского ученого С.Кортунова, холодная война представляла собой тотальное отрицание советского государства как исторического и геополитического феномена и, прежде всего, как преемника русской истории. С его точки зрения “главным аспектом холодной войны была не “борьба с коммунизмом”, а c “русским империализмом”, причем на самой территории исторической России. Подобного рода планы по - существу ничем не отличались от планов нацистской Германии”[2].

Пятьдесят с лишним лет спустя после основания НАТО, традиционная направленность геополитики США в Европе, по своей сути, не изменилась. За риторикой о НАТО и трансатлантическом партнерстве стоит простой факт: политика США в Европе по-прежнему преследует главную цель – обеспечение собственного господства в регионе. Руководство США исходит из того, что в новых условиях военная мощь будет оставаться одним из основных инструментов защиты американских интересов. НАТО, с точки зрения Белого Дома, должна принадлежать роль ключевого элемента новой модели безопасности. 
Фактически речь идет о превращении НАТО в международного жандарма. Обретение Североатлантическим альянсом этой новой роли, в значительной степени обусловливается тем обстоятельством, что ХХI век будет отмечен острой борьбой за глобальные рынки, за политическое и информационное доминирование, за мировые природные ресурсы, за навязывание своих моральных и культурных ценностей.

Как показали события на Балканах, в современных геополитических условиях, США и НАТО уделяют особое внимание европейским странам - бывшим союзникам СССР по социалистическому лагерю. Они всегда были объектом геополитического соперничества Запада и Востока. В геополитическом плане эти страны представляют собой своеобразную зону, внутри которой, постоянно смещаясь в ту или другую сторону, всегда проходила граница между Востоком и Западом. Военно-политические процессы последних десяти лет, особенно начавшееся по инициативе США расширение НАТО на Восток, однозначно свидетельствуют, что США и после окончания холодной войны одной из своих главных геополитических задач считают обеспечение контроля над обширными пространствами бывшего СССР и прилегающими к нему территориями. После окончания холодной войны, в результате распада СССР и ОВД, произошло возрождение существовавшего в Центральной Европе пояса небольших по размерам и слабых в политическом и экономическом отношении государств. Лишившись покровительства СССР, страны Центральной Европы, стремились обрести его у США и крупных европейских держав. Венгрия, Польша и Чехия, став полноценными участниками НАТО, не могут рассматриваться в качестве буферных государств, какими они фактически являлись в период между первой и второй мировыми войнами. Они являются частью военно-политического союза, не утратившего, в ряде антироссийскую направленность. 
  Страны, которые пока не являются членами НАТО, превращены в “санитарный кордон” в отношении России. Эти страны рассматриваются в США в качестве важнейших стратегических союзников, которые используются для оказания давления на Россию. Дальнейшее расширение Североатлантического альянса на Восток приведет к тому, что этот союз, окончательно поглотив страны “санитарного кордона”, еще более приблизится к границам России. Расширение НАТО, представляющее собой передел зон влияния в Европе, определяется не только политическими, военными, но, в значительной степени, экономическими интересами наиболее развитых государств мира и транснациональных корпораций. По самым скромным подсчетам только Венгрия, Польша и Чехия, вынуждены для перевооружения своих армий затратить 32 млрд. долл. бюджетных средств. Включение в НАТО новых членов будет означать еще большее укрепление позиций крупнейших корпораций, занятых производством оружия и военной техники. 
Таким образом, расширение Альянса за счет новых членов, начавшееся в 1999 г., с геополитической точки зрения означает ликвидацию того вакуума силы, который образовался после распада СССР и Организации Варшавского Договора. Включение стран - бывших членов ОВД, а также ряда государств, образовавшихся в постсоветском пространстве, дает возможность США и крупнейшим европейским державам распространить свое влияние на территории, которые ранее находились под контролем бывшего Советского Союза. Драматический опыт России свидетельствует о том, что в свое время была недооценена важность сохранения союзного государства и последствия его развала для судеб миллионов людей и стабильности международных отношений. 
Одним из важных процессов, характеризующих изменение современной геополитической обстановки, является расширение Европейского Союза, в который уже в настоящее время входят 15 государств с общей численностью населения более 370 миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии). Уже в настоящее время ЕС имеет ВНП, сопоставимый с американским, и на 1/3 превосходит японский. На Евросоюз приходится 40% мировой торговли, тогда как на США 20-25, а на Японию - 7%. ЕС располагает вторым после США научно - техническим и финансовым потенциалом.  
В ближайшие годы произойдет самое большое расширение ЕС за всю его историю. Европейский союз превратится в многонациональное государственное образование, в составе которого будут почти все страны Восточной Европы, островные государства, а также Турция. Расширение Европейского Союза имеет противоположные, по своему значению, последствия. С одной стороны, прием в ЕС новых членов и усиление этой организации, ведет к стиранию государственных границ внутри объединения, способствует увеличению числа государств, обладающих опытом экономической интеграции и получающих от нее выгоды. Но, с другой стороны, расширение Евросоюза может способствовать появлению и усилению барьерных линий вокруг ЕС. Укрепление позиций Европейского Союза объективно ведет к дальнейшему изменению соотношения сил, сложившегося между странами, оказавшимися по разные стороны разделительных линий, и поэтому может порождать конфронтацию. Качественно новый этап развития ЕС связан так же с расширением функций этой организации. После создания общей валюты (евро), все большее значение приобретают вопросы общей налоговой политики. Вместе с тем, усиление финансово-экономической роли ЕС все более серьезно отражается на политической сфере. Страны ЕС ставят своей общей задачей проведение общей внешней и оборонной политики. Впервые под эгидой Евросоюза создается многонациональная военная структура. ЕС приобретает черты не только экономического, но и военно-политического альянса. Формирование воинского контингента быстрого реагирования Евросоюза численностью 60 тыс. человек, на вооружении которого находятся около 400 боевых самолетов и 100 военных кораблей, завершилось в конце 2003 г. 

Судя по складывающейся военно-политической обстановке, европейские силы быстрого реагирования, могут иметь своим реальным объектом применения, прежде всего те конфликты, которые уже разразились, и урегулирование которых, в силу ряда причин, затруднено. К ним относятся: Балканский, а также Абхазский, Нагорно-Карабахский, Приднестровский и другие конфликты, которые существуют в постсоветском пространстве. Что же касается новых угроз, включая угрозу дальнейшего распространения международного терроризма на европейские страны, для нейтрализации которых потребуется применение современных войсковых частей и подразделений, то складывается впечатление, что они относятся к числу трудно прогнозируемых и маловероятных.  
Поэтому ЕСБР могут быть реально ориентированы для действий на территории бывшего СССР. Не лишена оснований точка зрения, согласно которой целью новой организации является не столько коллективная самооборона, сколько продвижение групповых и индивидуальных интересов государств ЕС за пределами территории союза, как это имеет место в случае с НАТО.

                                                    

Литература

1- Независимое военное обозрение, 2002 г. № 11.

2- Международная жизнь, 1998, N 8, c. 25.

 

 
  
 

 

 

 

 


Информация о работе Характерные черты геополитики США и ЕС