Глубинная дифференциация вещества, представления В.В.Белоусова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 18:48, доклад

Краткое описание

Опубликованная в 1942—1943 гг. геотектоническая гипотеза является попыткой учесть и объяснить в максимально широком объеме закономерности в развитии тектонических движений земной коры. Тот взгляд на происхождение складчатости, в пользу которого мы здесь аргументировали, делает возможным рассматривать в данной гипотезе на первых порах причины лишь вертикальных колебательных движений земной коры, поскольку складкообразование представляет собой следствие именно вертикальных сил, вызывающих колебательные движения. В качестве основного энергетического фактора тектогенеза мы, как и многие другие современные авторы, принимаем радиоактивность.

Прикрепленные файлы: 1 файл

РАДИОМИГРАЦИОННАЯ ГИПОТЕЗА В.docx

— 475.50 Кб (Скачать документ)

Отсюда следует, что явления  сжатия и расширения, а также преобразования (дифференциации) подкорового вещества, которые до сих пор принимались нами во внимание, по-видимому, приурочены лишь к самому поверхностному слою мощностью порядка 70—100 км. Влияния больших глубин в этих процессах не замечается.

Таким образом, согласно нашей  концепции, основой развития структуры  Земли является стремление к термодинамическому равновесию. Мы полагаем, что первоначально наша планета представляла собой неустойчивую систему: первичное широкое рассеяние радиоэлементов в Земле вело к большому нагреванию в недрах и создавало в них стремление к расширению. В этой обстановке автоматически должен был развиваться цикл процессов, который через дифференциацию вещества приводил к центробежной миграции радиоэлементов, в связи с чем происходило охлаждение глубин и все большее приближение всей системы к термодинамической устойчивости.

Весьма существенно, что  центробежная миграция радиоактивного вещества вдет неравномерно, и эта неравномерность определяет, в сущности, все характерные черты тектогенеза, обусловливая разделение земной коры на геосинклинали и платформы. Процесс неравномерной миграции радиоэлементов из глубин кверху продолжается до сих пор.

Из предыдущего видно, что следствия из нашей гипотезы качественно вполне соответствуют  многим основным процессам геотектогенеза, а также их внутренним зависимостям и взаимоотношениям. Некоторые из этих процессов, несмотря на все их большое значение, вовсе не рассматриваются другими гипотезами, и поэтому излагаемая здесь точка зрения имеет, как нам кажется, преимущества тем большие, что самые разнообразные явления увязываются в ней в единый цельный комплекс.

Однако здесь необходимо также отметить и некоторые, наиболее существенные, трудности, встающие на пути применения радиомиграционной гипотезы.

Приблизительно равная продолжительность  последних трех геотектонических циклов указывает на наличие в тектонических явлениях правильной периодичности. Такая периодичность с полной ясностью не вытекает из хода принимаемого нами механизма. Согласно последнему, скорее следовало бы ожидать периодического развития движений вначале, которое в дальнейшем должно сменяться все большим и большим разнобоем в движениях в различных областях.

Можно высказать два предположения: либо наблюдаемое некоторое несоответствие в прохождении фаз движений в  различных областях имеет принципиальное значение, причем оно как раз и  определяет собой степень исторически  сложившегося разнобоя, либо же существует какой- то особый, не предусмотренный  нами крупный процесс, играющий роль маятника, синхронизирующий движения в различных областях и придающий им правильную периодичность.

В течение геотектонического  цикла земная кора на платформах испытывает сначала опускание, а потом поднятие. Эти движения совершаются параллельно соответствующим движениям в геосинклиналях, но с некоторым опозданием. Указанные колебательные движения захватывают всю платформу в целом, не нарушая внутреннего расчленения ее на субгеоантиклинали и субгеосинклинали.

Было бы весьма желательно истолковать механизм этого процесса следующим образом: расчленение  платформы на субгеоантиклинали и субгеосинклинали определяется, как указывалось, неравномерным распределением радиоэлементов; предположим, что на ту же область накладывается термическая волна, идущая из соседних геосинклиналей; Сначала она вызовет охлаждение, сжатие и опускание, а потом нагревание, расширение и поднятие. Такая волна не может нарушить местных движений в субгеоантиклиналях и субгеосинклиналях и лишь интерферирует с ними; понятно было бы также и отставание движений на платформах от соответствующих движений в геосинклиналях, так как требуется время для распространения тепловой волны на широкой территории.

Однако такое толкование неудовлетворительно. Предположенный только что механизм явлений оказался бы справедливым лишь в том случае, если бы теплопроводность материала  под платформами была крайне высокой  и приближалась к теплопроводности металлов. Если же принять допускаемый  обычно размер теплопроводности материала  Земли, то становится невозможным столь  быстрое и далекое распространение  тепловой волны (на тысячи километров в течение нескольких десятков миллионов  лет), с сохранением его значительной амплитуды на большом расстоянии.

Отсюда следует, что либо наши представления о теплопроводности глубинного материала Земли требуют  существенных исправлений, либо имеются  какие-то особые, не известные нам  процессы, определяющие движения платформ.

Весьма вероятно, что оба  указанные затруднения возникают  в связи с тем, что мы пока не в состоянии учесть влияния на процессы тектогенеза глубоких зон Земли, лежащих за пределами поверхностной 70-километровой толщи. Можно высказать предположение, что влиянию каких-то явлений, развивающихся на очень большой глубине в недрах планеты, как раз и обязана правильная периодичность геотектонических движений и та крупная пульсация земной коры, выражение которой мы видим в колебаниях больших платформ. Например, если бы можно было допустить, что размер теплового потока, приходящего в поверхностный слой из более глубоких геосфер, испытывает периодические колебания, то обе отмеченные трудности были бы ликвидированы.

Другого характера неизбежные трудности возникают в результате того, что мы очень плохо знаем  состояние вещества внутри Земли  и те физико-химические свойства, которыми это состояние характеризуется. Например, не возникает, конечно, сомнений, что нагревание должно явиться причиной расширения, а охлаждение — причиной сжатия. Но если расширение и сжатие, согласно изложенному, приурочены лишь к 70-километровой поверхностной зоне, то возможные колебания температуры не могут обеспечить наблюдаемой амплитуды движений земной коры, если процесс ограничивается простым термическим расширением и сжатием вещества. Повидимому, мы имеем здесь дело с какими-то неизвестными нам изменениями агрегатного состояния материи.

Без знания физико-химических свойств глубинного вещества невозможны никакие количественные подсчеты, а без последних нельзя, конечно, убедиться и в реальности всего предположенного механизма.

Затруднения последнего типа на современной стадии науки совершенно неизбежно возникают на пути любой геотектонической и геофизической гипотезы

Наконец, следует отметить, что наша гипотеза предусматривает  все же простой случай развития интрагеосинклинали и отвлекается от многих существенных деталей этого процесса.

 

 

Использованная литература:

1. В.В.Белоусов «Общая геотектоника» // Москва, 1948 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ  МИРЗО УЛУГБЕКА

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

На тему: «Глубинная дифференциация вещества, представления В.В.Белоусова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка IV-курса

Факультета геологии

Кривошеева Анна

 

 

 

Ташкент 2013


Информация о работе Глубинная дифференциация вещества, представления В.В.Белоусова