Природная среда как фактор регионализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:44, реферат

Краткое описание

Географическая оболочка крайне неоднородна. Эта неоднородность ведет к образованию сложнейшей системы природных комплексов различных рангов, на которые распадается географическая оболочка. В первом приближении к таким комплексам можно отнести материки и океаны, природная специфика которых сложилась в процессе развития планеты; географические пояса, сформировавшиеся на материках и океанах в зависимости от широты местности и притока солнечной радиации. В свою очередь внутри материков и океанов, а также внутри пересекающих их географических поясов процессы регионализма зависят от множества факторов, прежде всего от геотекстурных и морфоструктурных различий, от особенностей циркуляции атмосферы и т.д.

Содержание

Вступление 3стр
Зональность и азональность природы 3 стр
Регионализация отдельных элементов и свойств природной среды 4 стр
Регионализм Мирового океана 4-5 стр
Основные ландшафтные зоны мира 5-7 стр
Природно-ресурсный фактор регионализма 8 стр

Прикрепленные файлы: 1 файл

Регионоведение.docx

— 29.13 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

 Вступление                                                                                             3стр

Зональность и азональность природы                                                   3 стр

Регионализация отдельных  элементов и свойств природной  среды  4 стр

Регионализм Мирового океана                                                               4-5 стр

Основные ландшафтные  зоны мира                                                      5-7 стр

Природно-ресурсный фактор регионализма                                          8 стр

Природная среда как фактор регионализма

ВСТУПЛЕНИЕ:   Географическая оболочка  крайне неоднородна. Эта неоднородность ведет к образованию сложнейшей системы природных комплексов различных рангов, на которые распадается географическая оболочка. В первом приближении к таким комплексам можно отнести материки и океаны, природная специфика которых сложилась в процессе развития планеты; географические пояса, сформировавшиеся на материках и океанах в зависимости от широты местности и притока солнечной радиации. В свою очередь внутри материков и океанов, а также внутри пересекающих их географических поясов процессы регионализма зависят от множества факторов, прежде всего от геотекстурных и морфоструктурных различий, от особенностей циркуляции атмосферы и т.д.

     Зональность  и азональность природы.

На процессы пространственной неоднородности природной среды  огромное влияние оказывают такие  структурные особенности  ландшафтной  оболочки Земли, как зональность и азональность.

Основные причины зональности  — это форма Земли и ее положение относительно Солнца. Зональное распределение лучистой энергии определяет зональность температур, испарения и облачности, барического рельефа, системы ветров, солености поверхностных слоев морской воды, уровня насыщенности ее газами, климатов, процессов выветривания и почвообразования, растительного и животного мира, гидросети и т.д. Специалисты отмечают также зональность геохимических особенностей ландшафтов: железо характерно для тундры и тайги, кальций — для степей и пустынь, натрий — для пустынь, кремний и алюминий — для влажных тропиков и т.д.

Великий русский ученый и  почвовед В.В. Докучаев на рубеже XIX-XX вв. предложил классификацию природных  зон мира (впоследствии расширенную  и углубленную Л.С. Бергом, СВ. Колесником, А.Г. Исаченко и др.), включавшую: бореальную зону (тундру), северную лесную, лесостепную, степную, сухих степей, аэральную (пустыни) и субтропическую.

Если бы земная поверхность  была идеально ровной, однородной по слагающему ее материалу и не состояла из чередующихся материковых выступов и океанических впадин, то тогда природные зоны, вытянутые с запада на восток, сменяли  бы друг друга «концентрическими  шлейфами». Из-за больших различий физических свойств воды и твердых веществ  происходит формирование различных  воздушных масс — континентальных  и морских. Образуются различные  типы воздушных потоков, одним из которых являются, например, муссоны, устремляющиеся летом с океана на более прогретую сушу, а зимой  в обратном направлении.

Азональности способствует вертикальная поясность гор. Так, в Северной Америке из-за Кордильер ландшафтные зоны порой вытянуты не в широтном, а меридиональном направлении. Известно, что в основе вертикальной поясности лежит быстрое убывание температуры кверху (подобно ее убыванию от экватора к полюсам, но еще более быстрое). Это явление порождает известное сходство между природными зонами и вертикальной поясностью. Однако полного подобия нет и быть не может, поскольку по вертикали ландшафтные комплексы меняются иными темпами, чем по горизонтали, и часто — совершенно в другом направлении. Наконец, практически каждая горная страна имеет свой собственный спектр вертикальной поясности, что определяется экспозицией склонов, протяженностью хребтов, их взаимным расположением и т.д.

 

 

Регионализация отдельных элементов  и свойств природной среды.

В основе такой  регионализации может лежать бесчисленное множество критериев. Так, при изучении теплового режима Земли пространственную неоднородность можно осуществлять в зависимости от распределения солнечной радиации и температуры по параллелям, распределения температуры в июле, январе (или любом другом месяце), теплового баланса отдельных участков планеты и т.п.; при изучении режима и распределения атмосферной влаги — в зависимости от условий конденсации водяного пара, количества атмосферных осадков, баланса влаги отдельных участков земной поверхности и т.п.; при изучении почвообразовательного процесса — в зависимости от общей характеристики факторов почвообразования, скорости образования органической массы почвы, особенностей перемещения и удержания веществ в почве, характеристики типов почв и т.п.

В каждом из таких  случаев речь идет об однородных регионах. Иное дело — интегральная и комплексная регионализация, когда речь идет, например, о географических ландшафтах, включающих в себя как сумму элементов и свойств природной среды, так и различные территориальные комплексы разного масштаба.

Регионализм Мирового океана

Несмотря на относительную  схожесть физико-химического состава  океанических толщ, имеется множество  иных структурных составляющих (как  природных, так и экономических), обусловливающих мозаичность океана в региональном отношении.

Этому в значительной степени способствует его как  вертикальная, так и горизонтальная ярусности. В случае вертикальной ярусности обычно выделяют:

1) поверхностный  слой, контактирующий непосредственно  с тропосферой. Зона интенсивного  фотосинтеза, очаг сосредоточения  живого вещества (или, по словам  выдающегося геохимика В.И. Вернадского,  «сгущений жизни»). Нижние пределы  контактного яруса лежат обычно 
на глубине 150-200 м;

2) глубинную (пелагическую) толщу Мирового океана, отличающуюся  сравнительно слабо выраженной  гидродинамикой, отсутствием света,  постоянством показателей температуры  и солености, гораздо меньшим  объемом биомассы и т.д.;

3) океаническое  дно — т.е. сферу подводных  ландшафтов вместе с придонным  слоем водной толщи.

В случае горизонтальной ярусности выделяемые ярусы ассоциируются со сферой подводных ландшафтов, изменяющихся в соответствии с нарастанием глубин:

1) континентальный  шельф (литораль и сублитораль)  — затопленная морем выровненная  окраина материка, переходящая ниже  в материковый склон с глубинами  не более 150-200 м. Здесь сосредоточены  примерно 80% всей биомассы бентоса  (т.е. совокупности всех организмов, обитающих на грунте и в  грунте) Мирового океана;

2) материковый склон  (батиаль) — следующий за шельфом  ярус, продолжающийся до глубин 2500-3000 м и характеризующийся выходом  кристаллических пород, полным  отсутствием растительности и 
резким оскудением животного мира;

3) ложе океана (абиссаль) — наиболее обширная часть  океанического дна (до глубины  6000 м), преимущественно заиленная,  с чрезвычайно разреженной биомассой;

 

4) глубоководные  впадины (ультраабиссаль) — от 6000 до 11000 м. 
На рис. 8 представлена регионализация рельефа дна Атлантического океана (с детализированной структурой океанического ложа).

Предпринималось немало попыток комплексной регионализации (в том числе зонирования) Мирового океана с выделением специальных  зон, провинций, областей. Ее осуществление  сопряжено с большими трудностями  из-за фактического отсутствия «водных  форм» рельефа и слабо проявляющихся  различий в физико-химических свойствах  воды различных акваторий. Природное  зонирование Мирового океана обычно производится с учетом таких «широтных» показателей, как суммарная радиация, радиационный баланс, затраты на испарение, турбулентный (т.е. вихревой) обмен, внутренний теплообмен, средняя температура  воды на поверхности, соленость, осадки, испарение, баланс влаги и др.

В литературе имеются  многочисленные попытки природно-ресурсной и экономической неоднородности  Мирового океана с выделением рыбохозяйственных, транспортных, нефтегазоносных, экономико-экологических и других регионов.

Так, исходя из величины улова рыбы и морепродуктов в  Мировом океане выделяют следующие рыбохозяйственные регионы (приводимые в порядке убывания уловов в них и частично совпадающие со статистическими регионами ФАО- Федеральное агентство по образованию): 1) юго-восточная часть Тихого океана; 2) западная часть центра Тихого океана; 3) северо-восточная часть Атлантического океана; 4) северо-восточная часть Тихого океана; 5) центрально-восточная и юго-восточная части Атлантического океана: 6) северозападная часть Атлантического океана; 7) Антарктика.

Основными критериями при выделении транспортных регионов Мирового океана служат густота сети морских и воздушных путей  сообщения, объемы грузовых и пассажирских перевозок по ним, концентрация транспортной инфраструктуры на прилегающих побережьях. Среди важнейших транспортных регионов мира: 1) Атлантический (между 60 и 30°  ю.ш.); 2) Тихоокеанский (между 40 и 50° ю.ш.); 3) Индийский (между параллелями 15 и 45° ю.ш.); 4) регион Персидского залива и Средиземного моря.

Разумеется, такая  регионализация океана, хотя и сохраняет  тесную генетическую связь с природной  средой, базируется на учете производственных факторов, поэтому ее анализ выходит  за рамки настоящей главы.

Основные ландшафтные зоны мира

На рубеже XIX и XX вв. В.В. Докучаев выделял 7 зон, то Л.С. Берг в середине XX в. уже 12, а в современных  физико-географических атласах мира их количество иногда превышает 50 (с  учетом подзон). Как правило, это  следствие не каких-то ошибок, а увлечения  слишком подробными почвенно-ботаническими  и климатическими классификациями.

Неплохое представление  о 17 основных ландшафтных зонах мира с указанием некоторых количественных характеристик, дает табл. 3, составленная А.Г. Исаченко. Она демонстрирует  бесспорную специфику (т.е. реальность) ландшафтных зон. При этом каждая из них не идентична ни геоботанической (хотя названия зон обычно отражают именно геоботанический признак, что  свидетельствует о колоссальной роли растительного покрова —  этой «одежды» ландшафта и очень  чуткого индикатора любых изменений природных условий), ни почвенной, ни геохимической, никакой другой зоне.

Многие классификации  ландшафтных зон северного холодного  пояса начинаются с зоны арктических пустынь . Речь идет о северной части Канадского архипелага, Гренландии (без южной оконечности), части Шпицбергена, островах российской Арктики: Визе, Ушакова, Де-Лонга, Земле Франца-Иосифа, Северной Земле. На другом «краю» планеты с зоной арктических пустынь ассоциируется зона антарктической ледяной пустыни, охватывающая Антарктиду без западной части Антарктического полуострова.

Зона тундры, занимает северные окраины Европы, Азии, Северной Америки и отдельные побережья Гренландии. Ее нельзя четко оконтурить параллелями, так как ее южная граница имеет извилистый характер и «мигрирует» от 73 параллели до 60-й. (В южном полушарии в качестве своеобразного аналога этой зоны иногда выделяют так называемую тундро-луговую зону, границы которой носят разорванный характер — она как бы клочками представлена на западе Антарктического полуострова, на юге Огненной Земли и на субантарктических островах.)

Вторая зона — зона тайги, представленная сырыми и сумрачными хвойными и хвойно-мелколиственными лесами, в виде шлейфа пересекает территории Канады, Фенноскандии, России. (Нередко между зонами тундры и тайги выделяют самостоятельную зону лесотундры и редколесий как своеобразное южное обрамление тундры, хотя чаще ее присоединяют либо к тундре, либо к тайге.) Зона тайги, как известно, является асимметричной — в южном полушарии ее нет.

Далее А.Г. Исаченко идентифицирует такие ландшафтные  зоны, как подтайга и широколиственные леса, объединяющиеся отдельными авторами в единую зону смешанных и широколиственных лесов. Они занимают обширные пространства на востоке США (территории, примыкающие к Аппалачам и Великим озерам), в Западной Европе (кроме Средиземноморья), среднюю полосу Российской Федерации, часть Притихоокеанского сектора Азии.

Несмотря на маргинальный, т.е. переходный характер зоны лесосте-пей (от лесной зоны к степям), она присутствует практически во всех классификационных схемах ландшафтных зон мира. Типичный ландшафт лесостепи — чередование участков леса и луговой степи (о чем говорит само название зоны). Наиболее ярко выраженную сплошную полосу лесостепь образует в европейской части России и Сибири. Дис-перснообразные ее ареалы встречаются на придунайских равнинах, на юге Большого Хингана, на американском материке и т.д.

Зона степей — открытых ландшафтов с широкими горизонтами — легко наблюдаема в России (где она тянется от Центрально-Черноземного района, Краснодарского и Ставропольского краев до предгорий

Алтая, пересекая  Казахстан и «вмещаясь» в пространстве между 45 и 55° с.ш.), в Монголии, Западной Европе, США (в последнем случае зона имеет почти меридиональную направленность из-за действия азональных факторов, прежде всего Кордильер).

Вслед за зоной  степей располагаются зоны полупустынь и пустынь умеренного пояса. Первая — пустынная степь, или сухая степь, — носит маргинальный характер. Она также легко «просматривается» как на территории бывшего СССР (где тянется от Волги к Иртышу и далее через территории государств Средней Азии), так и в Северной Америке (западная часть плато прерий). Как известно, зона полупустынь в Западной Европе полностью отсутствует (зато в южной Америке она занимает обширные пространства в Патагонии).

Вторая — зона пустынь умеренного пояса — представлена в обоих полушариях. Она тянется  широкой полосой через территорию постсоветского пространства, захватывая Монголию, Китай и некоторые другие страны, образуя цепь хорошо известных  пустынь: Каракумы, Кы-зылкум, Такла-Макан, Гоби, Бэйшань, Алашань и др. Здесь царствуют специфические формы рельефа: барханы, грядовые пески, котловины выдувания, ярданги, такыры, грибообразные скалы, адыры, узбои (сухие русла) и др. Обширные площади зона пустынь занимает и в Северной Америке (Большой Бассейн).

Далее в приведенной  классификации следуют такие  градации внутри «субтропической макрозоны»:

 

субтропическая влажная лесная зона (или зона субтропических вечнозеленых и смешанных лесов), имеющая большей частью «клочкооб-разный» характер (Колхида в Грузии, Ленкорань в Азербайджане, приморские равнины в Китае и Японии, восточное побережье США к югу от 36° с.ш.); причем ландшафты этой зоны представлены и в южном полушарии (юг Бразильского массива — 23-30° ю.ш., плато Параны; побережье Африки южнее 30° ю.ш., узкая полоса восточного побережья Австралии и др.);

Информация о работе Природная среда как фактор регионализма