Ландшафтные зоны Русской равнины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:50, доклад

Краткое описание

На развитие ландшафтов Русской равнины исключительно большое влияние оказал ледник. И это неудивительно, так как Русская равнина в эпоху максимального (днепровского) оледенения на две трети была перекрыта льдами

Прикрепленные файлы: 1 файл

равн.docx

— 318.85 Кб (Скачать документ)

На развитие ландшафтов Русской  равнины исключительно большое  влияние оказал ледник. И это неудивительно, так как Русская равнина в  эпоху максимального (днепровского) оледенения на две трети была перекрыта  льдами.

Ледник при своем движении на юг встретил на Русской равнине  уже сформировавшиеся ландшафтные  зоны: тайгу, смешанные леса, лесостепь, степь. Перед началом оледенения положение зон было более или  менее близким к современному. Однако две зоны — лесостепь и смешанные леса — занимали более обширную площадь и шли дальше в рожном и северном направлениях, чем сейчас. По мере продвижения ледника на юг смещались в том же направлении и ландшафтные зоны. Хвойная тайга, например, в начале четвертичного периода занимала районы, ныне покрытые лесостепью и степью (Центральные черноземные области, Поволжье, Общий Сырт).

Наиболее резкие изменения  в ландшафтах Русской равнины  произошли в период максимума  днепровского оледенения. Лесные ландшафты, включая тайгу, сильно деградировали. Господство получили тогда два типа ландшафта: степной и ландшафт «холодной» лесостепи. И тот и другой во многом отличались от современных степей и  лесостепи. В составе степей появились  горноальпийские виды — выходцы с высоких гор Европы и Азии и арктические растения, пришедшие вместе с ледником с севера. Что касается «холодной» лесостепи, та ее леса были образованы такими нетребовательными к теплу породами, как береза, сосна и лиственница. Эта «холодная» лесостепь эпохи максимального оледенения напоминала собой существующую ныне березово-сосново-лиственничную лесостепь Средней Сибири. Теплолюбивые широколиственные леса сохранились лишь в немногих местах-убежищах, преимущественна на территории расчлененных возвышенностей юга Русской равнины: Волыно-Подольской, Среднерусской, Донецкого кряжа, Приволжской, Общего Сырта.

В позднеледниковое время, когда  ледник, отступая на север, еще не окончательно покинул территорию СССР, наступил сравнительно сухой период, получивший у некоторых исследователей наименование бореальной ксеротермической эпохи. Именно в этот период проникли на север  и закрепились там степные  элементы флоры, а отчасти и фауны. Продвижению их на север в то время  способствовало наличие свободных  от растительности пространств, только что вышедших из-под ледникового  покрова. В то же позднеледниковое время  усилилась ксерофитизация юго-востока Русской равнины, окончательно сформировался ландшафт полупустынь и пустынь.

После отмирания ледника  на Русской равнине вновь широкое  распространение получили лесные ландшафты: широколиственные и смешанные леса, хвойная тайга. Происхождение их было автохтонным: они сформировались за счет убежищ, существовавших на самой  Русской равнине, в ее внеледниковой  части. Широколиственные леса, кроме  того, проникли в зону смешанных  лесов из Западной Европы.

В лесостепи в послеледниковое  время широколиственные леса вытеснили  лиственницу, заставили сосну уйти на пески, резко сократили встречаемость  березы. Березово-сосново-лиственничная «холодная» лесостепь постепенно эволюционировала в дубовую «теплую» лесостепь современного облика. Напоминанием об исчезнувшей «холодной» лесостепи остались реликтовые растения и даже целые растительные группировки, подобные «сниженным Альпам» на Среднерусской возвышенности. В состав «сниженных Альп» входят многие растения, которые ныне свойственны или Арктике или высоким горам.

Самая молодая ландшафтная  зона на Русской равнине — тундровая. Она сформировалась лишь после отмирания  валдайского ледника.

Некоторые, правда не особенно значительные, колебания границ ландшафтных зон наблюдались в послеледниковое время. В частности, есть много данных, говорящих за то, что во время климатического оптимума (атлантический период) большая часть материковой тундры Русской равнины была захвачена тайгой и лесотундрой.

Тундра и лесотундра —  две самостоятельные ландшафтные  зоны. Однако лесотундра на Русской  равнине представлена в виде неширокой  полосы, еще недостаточно изученной, поэтому для удобства описания она  и объединена здесь с зоной  тундры.

К зонам тундры и лесотундры относятся арктические острова: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Вайгач, Колгуев и побережье Баренцева моря на материке.

Южная граница лесотундры на материке проходит около полярного  круга, а северный остров архипелага Земли Франца-Иосифа лежит под  широтой 81045' с. ш. Такое географическое положение определяет небольшую величину суммарной солнечной радиации в тундрах. И хотя летом, во время непрерывного полярного дня, солнечная радиация и достигает более или менее значительных размеров, но подавляющая часть ее идет не на обогрев почвы и воздуха, а на испарение влаги. Поэтому температура воздуха в тундре и лесотундре низкая даже летом: средняя температура июля в лесотундре около 12°, а на Земле Франца-Иосифа она близка к нулю.

Суровость лета в тундре и лесотундре усиливается из-за того, что территория их омывается водами Баренцева и Белого морей, которые  поглощают массу тепла, расходуемого на таяние льдов и нагрев воды. Зато зимой моря «отапливают» территорию тундры и лесотундры, препятствуют резкому охлаждению воздуха. Последнее  особенно заметно на Мурманском побережье, где Баренцево море не замерзает  и зимой. Средняя температура  января на Мурманском побережье выше — 10ь, и только на севере Новой Земли и на Земле Франца-Иосифа она опускается ниже —20°.

Помимо морей, на ослабление континентальности климата европейских тундр в сильной степени влияет активная циклоническая деятельность. Она связана с прохождением над Баренцевым морем арктического фронта. Зимой сюда с циклонами приходят теплые массы атлантического воздуха, вызывающие неустойчивую погоду с обильными осадками. Годовая сумма осадков в европейских тундрах 300—400 мм; это намного больше годовой суммы осадков в тундрах Сибири.

Тундра и лесотундра молодые ландшафты. Территория их позже других районов освободилась от материкового льда. Здесь повсюду хорошо выражены в рельефе следы пребывания ледника, а север Новой Земли и в значительной своей части архипелаг Земля Франца-Иосифа до сих пор скрыты подо льдом.

Формирование ландшафтов тундры и лесотундры происходит в  условиях преобладающего морозного  выветривания; деятельность биологических  компонентов ландшафта — растительности, животного мира и микроорганизмов  в почве — протекает мало активно. Она усиливается к югу — в типичной тундре и лесотундре. В арктических пустынях, на Земле Франца-Иосифа, тундровый ландшафт находится на первых стадиях становления: прижимающиеся к почве лишайники, мхи и цветковые растения растут отдельными куртинами, чаще всего по морозобой-ным трещинами в горных породах. В подзоне типичной тундры наблюдается полностью сформировавшийся, хорошо приспособленный к холодному климату Севера ландшафт с развитым мохово-лишайниковым, кустарничковым и кустарниковым покровом.

В ландшафтном отношении  зона тундры распадается на три подзоны.

Подзона арктических пустынь включает Землю Франца-Иосифа и север Новой Земли. Природные условия подзоны характеризуются исключительной суровостью. Средняя температура самого теплого месяца — июля — ниже 4,5°. Почвы арктических пустынь полигональные, скелетные, с разреженным, а местами и совсем исчезающим растительным покровом. Мы считаем, так же как Л. С. Берг и И. М. Иванов, что эту подзону можно рассматривать в качестве самостоятельной ледяной зоны; ландшафтную особенность этой зоны на протяжении всего года составляют лед и снег. Название «ледяная зона» передает сущность ландшафта крайних широт Арктики полнее, чем «арктическая зона», как предлагают именовать ее некоторые исследователи.

Подзона арктических тундр распространена на юге Новой Земли, острове Вайгач и побережье Байдарацкой губы. Средняя температура июля здесь 5—6°. Растительность, так же как и в предыдущей подзоне, очень бедная, над мохово-лишайниковым напочвенным покровом лишь кое-где приподнимаются

немногие виды низкорослых  трав и кустарничков. Подзона сильно заболочена, преобладают торфянисто-глеевые почвы и гипновые болота.

Типичная тундра характерна для всего материкового побережья Баренцева моря. Средняя температура июля в ней достигает 6—10°. На севере подзоны преимущественное развитие получают моховые и лишайниковые тундры, на юге кустарниковые тундры с зарослями полярной ивы и полярной березки. В отличие от двух предыдущих подзон здесь ландшафтное значение приобретают сфагновые болота.

Растительный покров типичной тундры часто очень напоминает соответствующие  ярусы тайги — мохово-лишайниковый и кустарничковый. Глядя на некоторые  участки мохово-лишайниковой тундры, усеянной черникой или брусникой, невольно кажется, что когда-то здесь шумели хвойные леса. В таком предположении нет ничего удивительного. Между тундрой и мохово-лишайниковым и кустарничковым покровом тайги есть не только физиономическое сходство, ной генетическая общность. В послеледниковый климатический оптимум леса, скорее всего типа лесотундровых редколесий, покрывали почти всю материковую тундру Русской равнины. Позже в связи с похолоданием климата леса отступили на юг, а мохово-лишайниковый и кустарничковый ярусы в измененном виде вошли в состав растительного покрова тундры.

Л. С. Берг считал, что наступление  тундры на лес, вызванное похолоданием климата, продолжается и в настоящее  время. Г. И. Танфильев также предполагал, что тундра наступает на лес, но причину этого он видел в отличие от Л. С. Берга не в похолодании климата, а в том, что на опушках леса наметаются огромные сугробы снега, таяние которых ведет к заболачиванию почвы и гибели древесных пород.

Другого взгляда на взаимоотношения  тундры и леса придерживался В. Р. Вильяме. По его мнению, молодой тундровый ландшафт с течением времени, вне зависимости от общих изменений климата, эволюционирует в лесной ландшафт, в связи с чем в настоящее время происходит наступление не тундры на лес, а леса на тундру.

Наблюдения двух последних  десятилетий показывают, что в  природе имеет место наступление  леса на тундру. Процесс наступления  леса на тундру носит не местный, а  всеобщий характер, он отмечен в  тундрах Русской равнины, Восточной  и Северо-Восточной Сибири, Северной Америки. Сейчас пока трудно сказать, является ли наступление леса на тундру результатом направленного изменения климата в сторону потепления или же это следствие кратковременного, периодического колебания климата ив скором времени наступление леса на тундру может прекратиться или же смениться противоположным процессом — наступлением тундры на лес.

На взаимоотношения тундры и леса, помимо климата, оказывают  воздействие и другие факторы, о  которых не следует забывать. В  частности, в тундрах, недавно освободившихся от ледника, растет эрозионная расчлененность рельефа, а это улучшает дренаж и  повышает лесопригодность тундры, способствует продвижению леса на север. Другой важный фактор — деятельность человека. На протяжении многих веков человек уничтожал леса в лесотундре. Многие северные острова леса под влиянием деятельности человека исчезли бесследно. Именно такие искусственно обезлесенные участки и захватываются в первую очередь лесом при его движении на север. Поэтому в случае охраны северных лесов и умеренного использования лесотундры под пастбища возможно расширение площади лесов, не связанное с изменением каких-либо природных компонентов ландшафта.

Вне зависимости от причин, вызывающих наступление леса на тундру, процесс этот имеет большое народнохозяйственное значение. Он создает благоприятные  предпосылки для облесения лесотундры и южных районов тундры. Удачные  опыты лесоразведения в тундре уже  проделаны в районе городов Нарьян-Мара и Воркуты и вдоль Печорской  железной дороги. Облесение тундры поведет к улучшению ее микроклимата, повысит производительность северных лугов и пастбищ.

Баренцево и Белое  моря и арктические острова. Арктические острова и материковую тундру Русской равнины омывают воды Баренцева и отчасти Белого моря. Господствующие на них физико-географические условия оказывают большое воздействие на природу всей тундровой зоны.

Баренцево море названо так в честь голландского мореплавателя В. Баренца, совершившего в самом конце XVI в. несколько плаваний по этому морю. Однако русским поморам оно было хорошо знакомо задолго до Баренца. Они раньше Баренца совершали успешные плавания к Груманту (Шпицбергену) и Новой Земле.

Баренцево море мелководное. Оно лежит на материковой отмели и образовалось в результате затопления суши, обладавшей пересеченным рельефом. Поэтому в Баренцевом море неглубокие опускания чередуются с подводными возвышенностями. Максимальная глубина  в 450 м обнаружена к югу от Земли  Франца-Иосифа. Наибольшим мелководьем  отличается юго-восточная треть  моря и особенно участок его, известный  под названием Печорского моря.

Физико-географические условия  Баренцева моря во многом определяются тем, что в него вливается мощная струя теплой атлантической воды — Нордкапская ветвь Гольфстрима. Воды Нордкапского течения обладают повышенной соленостью (35°/00 при средней солености Баренцева моря летом около 34°/ОО) и "более высокой температурой по сравнению с местными водами. Даже в апреле, во время наибольшего зимнего охлаждения, средняя температура воды Нордкапского течения составляет около 3°.

Благодаря теплому течению  юго-западная половина Баренцева моря свободна ото льдов в течение  всей зимы. Однако севером восток Баренцева  моря зимой скован льдами: теплые воды Гольфстрима, будучи более солеными и тяжелыми, опускаются здесь под  местные, хотя и более холодные, но менее соленые воды.

Животный мир Баренцева  моря богат и разнообразен. Он представлен  многими промысловыми рыбами атлантического происхождения. В числе их на первом месте стоят: треска, пикша, морской  окунь, сельдь, камбала, палтус. Из млекопитающих  в Баренцевом море известны киты, гренландский тюлень, кольчатая нерпа, морской  заяц; в прошлом в изобилии водились моржи. В настоящее время моржи  очень редко встречаются на крайнем  северо-востоке моря.

Белое море представляет собой глубоко вдающийся в сушу залив Баренцева моря. Оно омывает тундру и лесотундру своей северной частью, на юге море внедряется в тайгу. Ширина Белого моря в узкой части, известной под названием горла, составляет всего 45 км. Море мелководно, с большим числом островов, среди которых выделяются Соловецкие острова, расположенные на севере Онежской губы. Максимальные глубины моря, достигающие 340 м, находятся в Кандалакшской губе.

Северная Двина, Онега  и другие реки приносят в Белое  море много пресной воды. Поэтому  соленость верхнего слоя воды в нем  невелика — 25—26%0, но она быстро возрастает с глубиной, где достигает 30—31°/00. Это обстоятельство затрудняет перемешивание воды, и летом верхний опресненный слои воды в Белом море хорошо прогревается — в июле до 14—-15°; однако уже на глубине 25—35 м температура воды задает до 0° и ниже.

Информация о работе Ландшафтные зоны Русской равнины