История развития картографирования почв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:10, лекция

Краткое описание

Картография почв — раздел генетического почвоведе¬ния, изучающий почвенные карты, методы их составления и ис¬пользования. Выдающийся почвовед В. В. Докучаев ставил в ос¬нову картографии почвенного покрова определение взаимных связей между почвой и факторами почвообразования.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.45 Кб (Скачать документ)

Хотя  первая почвенная карта, составленная К. С. Веселовским, была очень неточной и весьма примитивной, она все  же сыграла положительную роль в  мобилизации народных знаний о почвах России и, по мнению В. В. Докучаева, являлась глав-ной основой для всех последующих  почвенных карт, изданных включительно до карты Чаславского.

В дальнейшем департаментом земледелия почвенная  карта К. С Веселовского была значительно  исправлена и дополнена новыми материалами  и в значительно более уточненном и детализированном виде была издана в 1879 г. новая почвенная карта Европейской России в масштабе 60 верст в дюйме под редакцией В. И. Чаславского. Почвенная карта В. И. Чаславского была намного лучше карты К. С. Веселовского, так как, во-первых, она составлена в более крупном масштабе и, во-вторых, на ней вместо 8 назва-ний почв было уже 32. 

Почвенная карта В. И. Чаславского значительно  расширила представление о географии  почв Европейской части Российской империи. Она сыграла известную  роль в развитии почвенной картографии, но, как и карта К. С. Веселовского, имела ряд недостатков и не удовлетворяла возросшим требованиям  науки и практики. Дело в том, что  все исследователи до Докучаева  не изучали почву как естественноисторическое, вполне самостоятельное тело природы. Почвенные карты составлялись путем  опроса, а не по данным специальных  почвенных исследований. Никто даже не пытался исследовать свойства и географию местных почв, их взаимную связь с условиями почвообразования. Большинство исследователей путешественников-географов, с их импортированным из Западной Европы представлением о происхождении, составе и свойствах почв, не могли  предложить более совершенного метода изучения почв и их географии. Почва изучалась как   мертвая,   механическая   смесь,   как   порошок,   как группа горных пород землистой массы. Этой односторонностью было обусловлено то обстоятельство, что до Докучаева не существовало не только правильных представлений о генезисе и свойствах почв России, но и научно обоснованного метода исследования почв и составления почвенных карт.

Докучаевский этап развития картографии почв. Как известно, при господстве крепостного права интерес к почвам России был ослаблен. В работах русских ученых (Ломоносова, Афонина, Болотова, Комова, Радищева, Павлова, Линовского, Веселовского, Чаславского и других) мы встречаем много очень интересных сведений о почвах, их географии, но все же самостоятельной науки о почве создано не было. Феодально-крепостническая Россия — «страна сохи и цепа», применяя отсталые методы веде-ния сельского хозяйства, не проявляла интереса к научным осно-вам земледелия и в том числе к нарождающемуся почвоведению. Крупные землевладельцы тех времен иногда шли на нововведе-ния, но чаще всего это заимствовалось из-за границы, без учета местных почвенных и климатических условий. В связи с этим В. В. Докучаев писал: «...пора, наконец, нашим агрономам и их руководителям-профессорам оставить нередко почти рабское следование немецким указкам и учебникам, составленным для иной природы, для иных людей и для иного общественндго и эко-номического строя»...

Только  после падения крепостного права, т. е. после 1861 г., новое, пореформениое  сельское хозяйство предъявило новые  тре-бования к почве. Господствующий помещичий класс проявил интерес к сельскохозяйственной науке и к почвоведению, с целью возможно большей эксплуатации земель-почв. Развитие капитализма в сельском хозяйстве России вызвало большие изменения. На смену сохе и цепу пришли более совершенные орудия — плуг, культиватор, сеялка, молотилка и т. п. Наряду с ростом промышленности и улучшением земледелия в черноземной полосе России значительно расширилась внешняя торговля, потребовавшая усиленного экспорта сельскохозяйственных продуктов, главным образом пшеницы. Возникла большая потребность в изучении «пшеничных» черноземных почв России. К этому периоду, т. е. к 70 годам прошлого столетия, и относится начало научной деятельности В. В. Докучаева.

Методологической  основой учения В. В. Докучаева о  почве являлось его материалистическое представление о связи и взаимообусловленности, закономерном развитии всего существую-щего в окружающем нас внешнем мире. В своей работе «К учению о зонах  природы» он говорит: «Изучались, главным  образом, отдельные тела, минералы, горные породы, растения и животные — и явления, отдельные стихии, — огонь (вулканизм), вода,земля, воздух, в чем, повторяем, наука и достигла, можно ска-зать, удивительных результатов, но не их соотношения... А между тем, именно эти соотношения, эти закономерные взаимодействия и составляют сущность познания естества».

В период с 1877 г. по 1881 г. В. В. Докучаев по заданию  Вольно-экономического общества изучал богатейшие почвы мира — русские  черноземы. В 1883 г. вышла в свет его  классическая работа «Русский чернозем», за которую ему присвоили степень  доктора наук. В этой работе впервые  устанавливаются основные законы происхождения  и жизни почвы. Выход в свет книги «Русский чернозем», как известно, по-ложил начало самостоятель-ной  науке — русскому генетическому  почвоведению. В это же время были заложены научные основы почвенной  картографии. Основными положениями 
докучаевского почвенно-картографического   метода   являются исследование и определение типов почв, составление легенд к почвенным картам на основе генетической классификации почв, производственная характеристика и оценка почв на основе естественноисторических и экономических пока-зателей. Докучаев учил: почвенные карты должны быть строго научны и понятны для земледельца. Характерной чертой в исследованиях Докучаева является четкая взаимосвязь теории и практики. В «Русском черноземе» он писал: «...я исключительно преследовал общие задачи и стремился, по возможности, изучить чернозем с научноіі естественноисторической точки зрения; мне казалось, что только на такой основе, и только после всесторонней научной установки этой основы, и могут быть построены различного рода действительно практические меры к  поднятию сельского хозяйства черноземной полосы России»....

Докучаев  и его ученики проводили сначала  в Нижегородской (1882—1886), а затем в Полтавской (1888—1894) губерниях земельно-оценочные работы с целью установления поземельного налога в соответствии с качеством почв. Эти работы носили комплексный характер: изучались не только почвы, но и условия почвообразования, экономика, урожайность сельскохозяйственных культур.

Докучаев  первый дал правильное генетическое определение понятия почва и  установил, что почвы располагаются  по лику земли не случайно, а в  определенной закономерности, т. е. пришел к выводу о «географичности почв». Им также установлены основные законы географии почв.

Докучаев  разработал метод полевого исследования и картирования почв, в основу которого легло его учение о типах почв. Это — главная особенность  почвенно-картографических работ, проводившихся  под его руководством.

Следует заметить, что почвоведы Запада в  то время не изучали почвы в  целом, как особое естественноисторическое  тело природы, а сосредоточивали  свое внимание на изучении отдельных  признаков или свойств почв, главным  образом пахотного горизонта. При  этом состав и свойства почв (механический состав, химизм почв, физические свойства) они изучали изолированно друг от друга.

В. В. Докучаев в основу почвенно-картографических работ положил разработанное  им типологическое учение о почвах, предложил и метод изучения почв в природе. Докучаевым было убедительно  доказано, что многочисленные вариации почвообразовательного процесса приводят к образованию весьма различ-ных  по своим внешним признакам и  свойствам почвенных типов. Он установил, что внешние признаки (окраска, структура, мощ-ность) отражают внутреннюю жизнь  почвы, ее генезис. Докучаев писал, например, «что мощность и особенно содержание перегноя в почвах является выражением общего комплекса всех почво-образователей, в том числе и подпочвы».

Докучаевым  было также установлено, что почвённые  типы покрывают поверхность суши в виде зон горизонтальных (шнротных) или вертикальных (в горных странах). Таким образом, при полевых исследованиях почв он учитывал не только морфолого-генетические признаки почвенных типов, но и закономерности их залегания и распространения.

При полевых  почвенных исследованиях и составлении  почвенной карты Докучаев предложил  закладывать серию разрезоз с  таким расчетом, чтобы каждый разрез отражал характерные морфолого-генетические признаки почв, условия их залегания и распространения. При этом Докучаев считал, что почвенный разрез должен пересечь все почвенные горизонты. Он впервые предложил по изменению в окраске и структуре почвенный раз (1882—1885), в «Особой экспедиции Лесного департамента» (1892). В 1895 г. руководил земельно-оценочными работами в Псковской губернии.


Н. М. Сибирцев — автор первого учебника генетического  почвоведения, изданного в 1900 г., в  котором нашли широкое освещение  и творческое развитие основные положения  учения В. В. Докучаева о почвах, их генезисе и географии. В этом учебнике уделено большое внимание и вопросам почвенной картографии. В специальных  главах «Методы исследования почв в  поле», «Картография почв», заканчивающаяся  изложением методики составления почвенных  карт и планов, Н. М. Сибирцев впервые, на научной основе систематизировал и возможно полно для того времени  осветил методы полевого исследования и картирования почв.

Специальная и весьма интересная глава посвящена  бонити-ровке почв, в которой Н. М. Сибирцев очень обстоятельно изла-гает сложные вопросы данной проблемы — бонитировочные поч-венные классификации, естественноисторический (русский) метод  бонитировки почв, приводит рекомендации по территориальной оценке земель на основании почвенных исследований и т. д.

Основные  положения Н. М. Сибирцева о бонитировке  почв сохранили свое научно-практическое значение и по настоящее время. Н. М. Сибирцев проводил большие почвенно-картографические работы и возглавлял работы по составлению  почвенной карты Европейской  России, на которой впервые были показаны почвенные зоны.

Накопленные В. В. Докучаевым и его ближайшими учениками, почвенно-картографические материалы дали возможность приступить к составлению первой научно обоснованной почвенной карты Европейской  России. Такая карта в мас-штабе 1:2520000 была составлена по плану и  под непосредствен-ным руководством Докучаева его учениками —  Н. М. Сибирце-вым, Г. И. Танфильевым и  А. Р. Ферхминым в 1900 г. По отзыву академика  В. И. Вернадского, эта карта не имела  равной в научной литературе по точности работы и по величине захва-ченной в  исследование площади. На карте были выделены: А — почвы зональные, среди которых различались: 1) буроватые почвы южных сухих степей, 2) черноземы, 3) тем-но-серые лесостепные и серые лесные почвы, 4) светло-серые дерновые и подзолистые почвы Северной России; В — и н т р азональные почвы: 1) солонцы и 2) перегнойно-карбонат-ные почвы; С — азональные почвы (неполные, недораз-витые), т. е. грубые и скелетные почвы на плотных породах и пойменные почвы. Таким образом, легенда карты была основана на генетико-географической классификации почв, раз-работанной Н. М. Сибирцевым, которая представляет учебно-научный интерес и в настоящее время.

Заканчивая  краткую характеристику докучаевского  этапа изучения почв России, можно  сделать вывод, что до Докучаева  почвенный покров России долгое время оставался без систематического изучения, в итоге же докучаевских экспедиций было изучено и систематизировано неизмеримо больше материалов о почвах России, чем всеми его предшественниками за несколь-ко столетий. Докучаев создал плеяду почвоведов-докучаевцев: Н. М. Сибирцев, П. В. Отоц-кий, П. А. Земятченский, В. И. Вернадский, Г. Н. Вы-соцкий, К- Д. Глинка, С. А. За-харов, С. С. Неуструев, Л. И. Прасолов, Н. А. Димо и многие другие, которые успешно и последовательно развивали русскую почвенную картографию.

После Докучаева  до Вели-кой Октябрьской социалистической революции, почвенно-картографические работы в России осуществлялись учени-ками Докучаева — К. Д. Глинкой, С. А. Захаровым, Л. И. Прасоловым и др. Из них особо большая заслуга в изучении почв в России, их генезиса и географии принадлежит  К. Д  Глинке.

К. Д. Глинка (1867—1927) обладал большим организаторским  талантом. Он организовал много почвенных  экспедиций. Он был первым почвоведом-академиком, первым директором почвенного института им. Доку-чаева, первым докладчиком на I Международной конференции, первым ректором Воронежского и Ленинградского сельскохозяйственных институтов. Глинка был признан после Докучаева главою русского почвоведения. Он очень много сделал для пропаганды русского почвоведения за рубежом.

К. Д. Глинка подчеркивал, что если мы будем знать связь между почвами и почвообразователями, то, зная комплекс поч-вообразователей, мы сразу сможем сказать, какие почвы в дан-ном месте им соответствуют. Далее он утверждал, что изучить почвы земного шара значит раскрыть те условия, при которых формировался каждый почвенный тип, а для этого необходимо определить и учесть факторы климатические, геологические и биологические.

Научная деятельность К.Д. Глинки как крупнейшего почво веда-географа относится к началу XX в., когда Россия вступила в эпоху империализма, в период обостренных классовых противоречий и промышленного кризиса, когда рабочий класс поднимался на борьбу с царизмом. Это — годы русско-японской войны и первой русской революции  (1904—1907), годы столыпинской реакции (1907—1912), когда землеустроительные комиссии,проводившие на практике столыпинскую земельную    реформу, укрепляли политическую власть эксплуататоров в деревне.


Почвенно-картографические работы в это время уже не носи-ли комплексного характера, а свелись  к составлению почвенных карт без надлежащей производственной   характеристики   почв. К.   Д.   Глинка   считал,   что   почва   только   продукт   природы, определенная    часть    земной    коры,    которая    обладает    це-лым рядом  свойств, и мы можем изучать ее, как таковую, не ннтересуясь вопросом — как этот продукт относится  к человеку и его хозяйственной  деятельности. Этим самым   К   Д. Глинка как бы оправдывает свой частичный отход от запросов прак-тики в область «чистой науки».

Почвенно-картографические исследования, проводимые пере-селенческим.управлением  в Азиатской части России с 1908 по 1915 г., должны были, по словам их руководителя К Д. Глинки, преследовать двоякую  цель: а) определение степени пригодности  тех или иных районов Азиатской  России для переселенцев и б) установление прочных естественноисторических основ для позднейших агрономических мероприятий.

Информация о работе История развития картографирования почв