Эволюция проблемы человека в русской религиозной философии в к. 19 – нач. 20 века (на примере трудов В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в систематизации и анализе концепции целостности человека в творчестве философов В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. раскрыть процесс формирования и специфику проблемы человека в творчестве русских религиозных философов.
2. проанализировать проблему целостности человека в творчестве философов В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева.
3. выявить как известную общность, так и индивидуальное своеобразие философских взглядов В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева на проблему целостности человека.

Содержание

Гл. I. Социально-исторический контекст возникновения русской религиозной философии.
1.1. Духовная ситуация в российском обществе в к. XIX – нач. XX веков.
1.2. Причины возникновения русской религиозной философии.

Глава II. Проблема целостности человека в философии В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева.
2.1. Проблема личности в философии В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева
2.2. Проблема свободы и творчества в философии В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева
2.3.Идея Богочеловечества в философии Н.А. Бердяева и идея Богоподобия в философии В.И. Несмелова.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дипломная р..docx

— 227.79 Кб (Скачать документ)

 

2.3. Идея Богоподобия в философии В.И. Несмелова и идея Богочеловечества в философии Н.А. Бердяева

В начале XX столетия Н.А. Бердяев выражал глубокую озабоченность духовным состоянием современного человечества. По мнению Н.А. Бердяева, значимость проблемы человека в современном мире возросла многократно, что связано, как считает философ, с ситуацией, связанной с кризисом культуры и духовности, в которой оказался человек в начале XX века. «То, что сейчас происходит в мире, не есть даже кризис гуманизма, – это тема второстепенная, а кризис человека. Мы присутствуем при процессе дегуманизации во всех областях культуры и общественной жизни. Прежде всего дегуманизируется моральное сознание. Ставится вопрос о том, будет ли то существо, которому принадлежит будущее, по-прежнему называться человеком».150

Философ замечал, что, к сожалению, «вновь образующийся мир движется иными ценностями, чем ценность человека, чем ценность истины, – ценностями могущества, техники, расы, национальности, государства, класса, коллектива. При этом человек перестал быть не только высшей ценностью, он перестал быть ценностью вообще»151 Человек, считает философ, теряет целостность, «распадается на тысячи, порой взаимоисключающих составляющих личности. Исчезает человек как целостное существо, духовно сосредоточенное, сохраняющее связь и единство»152.

Только радикальный  поворот к человеку, исследование и понимание его специфической  природы – единственный, с точки  зрения Н.А. Бердяева путь к преодолению  кризиса. «Мы живем в эпоху, когда  человек либо осознает самого себя, свою сущность, свое место в мироздании, либо исчезнет совсем»153.

По мнению философа, духовный кризис общества и человека обусловлен нарушением истинного иерархизма человеческого общества, утерей духовного центра. «В нашем мире иерархия ценностей опрокинута, низшее стало высшим, высшее задавлено. Иерархия ценностей определяется по принципу пользы, при совершенном равнодушии к истине. Духовная культура задавлена. Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали самоцелью».154

Всем этим процессам, считает Н.А. Бердяев, можно противопоставить лишь «целостного человека, укорененного в духовном порядке бытия».155 Проблема целостности человека является одной из фундаментальных в философии. Задачи формирования целостного и гармоничного человека можно найти не только в религиозных и религиозно-философских системах, но и в трудах многих светских мыслителей и ученых, стремившихся в своих работах опереться и на «целостное знание» о человеке. Социология, философская антропология, психология и многие другие науки ставили перед собой именно такую задачу, используя различные методы.

В истории отечественной мысли  традиция целостного постижения человека имеет глубокие корни. Еще древнерусский  мыслитель XII века Кирилл Туровский (1130-1182) выдвигал идею органического единства тела и души человека.

Одним из важнейших  достижений философской антропологии славянофилов (И.В. Киреевского, А.С. Хомякова) явилась разработка идеала целостной  личности. Целостная личность есть гармония всех духовных способностей человека, всех его сил, чувств и  рассудка, гармония религиозной и  нравственной жизни личности. Достичь  целостности, считали славянофилы, человек можно только в православии.

Огромное значение проблема целостности имеет в  рамках русской религиозной философии  конца XIX – начала XX вв. с характерным для нее антропоцентризмом, где человек, его судьба, его нравственно-эстетическое совершенствование выступают главной ее особенностью. Особенно ярко и четко данные идеи представлены в работах Вл. Соловьева, Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Лосского. Н. Федорова, П.Ф. Флоренского.

Целостность, по мнению современного отечественного мыслителя  В.И. Семенова, – это сущность человека, взятая в абсолютном виде его совершенства и богатства и в абстракции его совершенства, то есть как богатая  целостность совершенного человека вообще, как абстрактного и идеального человека – совершенства. А именно – во всем его внутреннем богатстве, разнообразии, всесторонности, глубине, неисчерпаемости и бесконечности. Целостность является нацеливающим идеалом, высшим устремлением и высшей целью развития и возвышения человека. Стремясь реализовать себя во всей своей целостности, во всем богатстве, а не частично, не в какой-то одной определенности, человек находится в абсолютном движении становления целостным. Целостность не может в силу ее абсолютной неисчерпаемости и богатства практически реализоваться человеком в окончательном, полном, установившемся и остановившемся виде. Человек активный, творящий, реально приближается к его богатой целостности, находится в постоянном реальном движении к ней, не останавливаясь и не считая процесс законченным156.

Русские религиозные  философы В.И. Несмелов и Н.А. Бердяев  понимали целостность как высшее, духовное состояние человека. По мнению В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева, без  разрешения проблемы целостности человека невозможно решить вопросы о смысле и ценности человеческой жизни, вопросы  о предназначении человека, о природе  и сущности его внутреннего мира.

В философии В.И. Несмелова  идея богоподобия играет очень важную роль. Идея богоподобной жизни, по мнению В.И. Несмелова, представляет собой стремление человека к действительному подобию с Богом как с истинным первообразом его личности. «При сознании себя как реального образа Бога человек не просто лишь мыслит о Боге как об истинно существующем и не просто лишь видит в Боге подлинную истину бытия всякой личности, но и стремится себя самого осуществить в мире как истинный образ истинно сущего Бога»157

Все содержание человеческого  богопознания, по мнению В.И. Несмелова, заключается в сознании человеком  действительного существования  Бога как первообраза его личности, а значит – живое отношение  человека к Богу не может выражаться никакой другой идеей, кроме идеи богоподобия. Идея Богоподобия, пишет  философ, не требует от человека, чтобы  он сравнялся с Богом, она лишь побуждает человека жить в условиях физического мира по сознанию в себе образа Божия, значит, считает В.И. Несмелов, осуществление идеи богоподобия  лежит в границах человеческой природы  и сил. Но человек одновременно является и «действительным образом Бога», и «действительной вещью физического  мира», осуществлять в своей жизни  идею богоподобия, считает философ, он может не иначе, как только в  непрерывной борьбе с самим собой, эта борьба постоянно напоминает человеку о его принадлежности физическому  миру, и человек никогда не мог  бы даже и подумать о том, чтобы  осуществить в своей жизни  идею богоподобия, «если бы в жизни  по образу Божию он не сознавал истинной жизни своей личности, и если бы это сознание не обязывало человека стремиться к достижению богоподобной жизни как жизни истинной»158. Эта обязанность, утверждает философ, сознается каждым человеком, и именно ее осознание и представляется каждому человеку в идее нравственного закона жизни. Однако, утверждает В.И. Несмелов, этот закон не дан человеку изначально, в готовом виде, а возникает в результате развития самосознания человеческой личности.

Стремление к богоподобию, считает В.И. Несмелов, не может быть навязано человеку извне, так как  изменению подлежит внутренний мир  человека: «Богопознание говорит человеку о такой цели жизни, которая лежит не вне человека, а в самом человеке и которая поэтому не может быть достигнута человеком в виде какого-нибудь подарка со стороны Бога, а непременно должна быть осуществлена самим человеком в действительном преобразовании себя по истинной цели своего бытия»159. Стремление к богоподобию, возможно только как свободное проявление человеческой личности.

Идея богоподобия, считает  философ, определяет цель и смысл  жизни человека: «В одном только действительном существовании Бога, как своего первообраза, человек находит безусловную истину своего личного бытия, и потому совершенно естественно, что одна только идея богоподобия с конкретной определенностию указывает человеку, зачем ему следует жить и как ему следует смотреть на явления жизни»160.

Познание человеком  своей идеальной природы как  образа безусловного бытия, считает  философ, приводит человека к нравственному  определению жизни. Нравственно, считает  В.И. Несмелов, для человека то, что  должно быть им осуществлено как истинно  человечное, а истинное человечно  то, что выражает собой действительную природу человеческой личности как  реального образа безусловной личности, независимо от интересов и целей  физического существования человека. «Нравственное, долженствующее быть осуществленным, истинное есть лишь богоподобное»161.

Нравственная  деятельность человека, считает философ, не может возникать ни из каких  других побуждений, кроме идеальных, а идеальные побуждения к деятельности не могут возникать ни из какого другого основания, кроме живого идеала человеческой личности. Таким  идеалом для человеческой личности, пишет философ, является Божественная Личность. Только в Божественной Личности, утверждает философ, человек находит  вечный образ безусловного совершенства, только одна идея богоподобия не позволяет  человеку остановиться на пути своего нравственного развития. По мнению В.И. Несмелова, всякий человек, имеющий  право жить на земле по случаю своего рождения, делается достойным жизни только в осуществлении нравственного идеала человеческой личности.

В.И. Несмелов, как представитель духовно-академической философии, придерживался принципов православной антропологии, философ исходил из библейской концепции грехопадения, в результате которого была нарушена живая связь человека с богом: до грехопадения человек был совершенным, целостным творением Божьим, в результате грехопадения, пишет философ, эти качества были человеком утрачены. Изменения, происходящие с человеком после грехопадения, философ оценивает как поврежденное, несоответствующее природе человека состояние, так как человек есть образ Бога. Человек живет вопреки этому образу и сознает это несоответствие. Путь к спасению, считает философ, заключается в осознании человеком своего поврежденного состояния. Оправданием жизни человека, по мнению философа,  может быть только изменение состояния природы человека, раскрытие в человеке образа Божьего, то есть достижение целостности. Достижение целостности человека, считает В.И. Несмелов, возможно через устремление человека к богоподобию, которое реализуется через нравственную деятельность человека.

С точки зрения Н.А. Бердяева, «современная мысль стоит перед  задачей создания философской антропологии как основной философской дисциплины»162. Для того чтобы решить эту задачу, считает русский мыслитель, необходимо переосмыслить подход к проблеме человека.

По мнению мыслителя, ни одно из существующих направлений  различных учений о человеке не может  быть признано удовлетворительным и  исчерпывающим, расширение и углубление знаний о человеке не приближает к  его пониманию, все накопленные  знания не складываются в целостную  картину, не дают ответа на вопрос, что  же представляет собой человек. Развитие познания в XX веке, считает философ, пошло по пути фрагментации знаний о человеке, существует множество различных антропологий: культурная, социальная, физическая и другие, как замечает философ, «к человеку подходили с разных точек зрения и изучали его частично»163, «целостной антропологии не было создано: видели те или иные стороны человека, а не человека целостного, в его сложности и единстве».164

По мнению философа, решить основную проблему эпохи –  о судьбе человека должна христианская антропология. Причины существующего  кризиса общества и человека, по мнению Н.А. Бердяева кроются именно в нераскрытости этой антропологии. Единственно правильный взгляд на человека, с точки зрения Бердяева, предлагает христианство, которое исходит из того, что человек есть органичное единство противоположных начал. «С одной стороны, он есть существо греховное и нуждающееся в искуплении своего греха, существо низко павшее, от которого требуют смирения. С другой же стороны, человек есть существо, сотворенное Богом по его образу и подобию. Христианство признает, что Бог стал человеком и этим высоко поднял человеческую природу. Оно исходит из того, что человек призван к сотрудничеству с Богом и вечной жизни в Боге»165.

Только христианство, считает философ, разрешает проблему отношений человека и  Бога, только христианство направлено на всего человека, на конкретную целостную личность. Христианство является не только верой в Бога, но и верой в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке. По мнению мыслителя, главной темой христианской антропологии должна стать тема Богочеловечества.

Идея Богочеловечества является одной из ключевых для русской  религиозной философии, она восходит к христианскому учению. Согласно христианской традиции, под Богочеловеком подразумевается Иисус Христос как выражение соединения божественного и человеческого в личности. Богочеловечество, как оно было понято русскими философами, – это и идеальное состояние человечества как предел, завершение земного исторического процесса, и одновременно уподобление отдельного человека Богу как предел развития его личного совершенства, воссоединение человека и Творца. Человечество и Бог становятся единым целым166.

Разрабатывая идею богочеловечества Н.А. Бердяев ориентировался на философию  славянофилов и Вл. Соловьева, которые  разрабатывали идеи соборности и  Богочеловечества. Идея Богочеловечества получила дальнейшее развитие в творчестве русских философов XX в.: С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Лосского, С. Франка и  др.

Специфика христианства, считает Н.А. Бердяев, связана с парадоксальным и драматическим отношением божественного и человеческого: «Допущение существования двух природ – божественной и человеческой, – которые могут быть соединены, но не тождественны и не слиянны, есть истина»167. Человек находится в определенной связи с Богом, так как он сотворен по образу и подобию Божьему, «существует соизмеримость между человеком и Богом в вечной человечности Бога»168, «Человечность Бога есть специфическое откровение христианства, отличающее его от всех других религий»169.

Информация о работе Эволюция проблемы человека в русской религиозной философии в к. 19 – нач. 20 века (на примере трудов В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева)