Эрих Фромм о любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:52, реферат

Краткое описание

Эрих Фромм – немецко-американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма. Большинство авторов считают одним из выдающихся психологов, чьи работы уже давно признаны классическими
Эрих Фромм указывает на то, что любовь — это не вещь, а процесс, действие, акт. Идиоматические изменения происходящие в языке делают любовь вещью: «у меня огромная любовь к вам».

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 26.55 Кб (Скачать документ)

Эрих Фромм – немецко-американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма. Большинство авторов считают одним из выдающихся психологов, чьи работы уже давно признаны классическими

 

 

Эрих  Фромм указывает на то, что любовь — это не вещь, а процесс, действие, акт. Идиоматические изменения происходящие в языке делают любовь вещью: «у меня огромная любовь к вам». Такое выражение бессмысленно. Можно говорить о любящем человеке, о любви человека и нельзя говорить о человеке любви. 

Эрих  Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Если первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения»], то вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её»

 

Как пишет Фромм, первый и очень серьёзный шаг, который необходимо сделать, должен привести человека к осознанию любви как искусства, причём такого искусства, которое можно сравнить с искусством жить. Если человек стремится к тому, чтобы научиться любить, то он должен поступать точно также, как он бы поступал, если бы хотел научиться любому другому искусству.

Проблема любви  для подавляющего большинства людей  заключается в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, научиться любить. Таким  образом, для большинства сущность проблему в том, чтобы их любили, чтобы они могли вызывать чувство  любви к себе.

 

Но несмотря на такое понимание проблемы любви, вопреки жажде любви, глубоко укоренившейся в человеке, почти всё остальное в нашей жизни принято считать едва ли не более важным, чем любовь. Мы стремимся к успеху, престижу, деньгам и власти. И именно чтобы научиться достижению этих целей, мы затрачиваем почти всю свою энергию, и почти никакой энергии не употребляется на обучение искусству любви.

 

  1. Любовь как ответ на проблему существования.

 

Тот факт, что  человек вышел из животного царства, является, по Фромму, существенным для всего существования человека. Выйдя из царства животных, человек переступил границы природы. Обратной дороги у человека нет. Когда-то оторвавшись от природы, человек больше уже никогда не сможет к ней вернуться.

Поскольку человек  одарён разумом, т.е. является сознающей  себя жизнью, он способен осознать самого себя, своих ближних, своё прошлое  и возможности своего будущего. Человек  осознаёт краткость своего существования, осознаёт себя, как отдельное существо, причём существо, которое было рождено  не по своей воле и умрёт вопреки  своей воле. Осознание того, что  он может умереть раньше тех, кого он любит, или они раньше него, не только усиливает осознание собственной беспомощности перед силами природы, собственного одиночества и отделённости, оно превращает его отчуждённое, разобщённое с другими существование невыносимой тюрьмой. Если бы человек не мог освободиться из этой тюрьмы, то он непременно сошёл бы с ума, и единственная возможность покинуть тюрьму человек видит в той или иной форме объединения с другими людьми и тем самым с окружающим миром.

 

И полное единение возможно только «в достижении межличностного единения, слияния своего „я“ и  „я“ другого человека, то есть в любви». Однако кроме истинной, зрелой формы любви существуют незрелые формы любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом. «Пассивная форма симбиотического союза — это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, мазохизм». «Активная форма симбиотического союза — господство, или, используя клинический термин, соотносимый с мазохизмом, садизм». «Гитлер поступал прежде всего как садист по отношению к народу, но как мазохист — по отношению к собственной судьбе…».

«В противоположность  симбиотическому союзу любовь —  это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности. Любовь — это активная сила в  человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»

2. Любовь между  родителями и детьми

Новорождённый воспринимает мать как источник тепла и пищи, он пребывает в эйфорическом состоянии  удовлетворения и безопасности, в  состояние нарциссизма. Позже к  нему приходят переживания «гарантированной»  любви матери «я любим, потому что  это я». Если материнская любовь есть, то она «равна блаженству, если же ее нет, это все равно как  если бы все прекрасное ушло из жизни — и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать». Проходит время и к ребёнку приходит ощущение способности возбуждать любовь своей собственной активностью. «Впервые в его жизни идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить, в сотворение любви».

 

В родительской любви каждого  взрослого человека есть материнское  и отцовское начала

По самой своей  природе материнская любовь является безусловной. Такая безусловная  любовь способна восполнить одно из самых  глубочайших томлений каждого человеческого  существа. И будучи детьми, и будучи взрослыми, все мы томимся по материнской  любви.

Связь с отцом  совершенно другого плана. Отец является воплощением другого полюса человеческого  существования: «мир мыслей, вещей,…  закона и порядка, дисциплины, путешествий  и приключений. Отец – это тот, кто учит ребёнка, как узнать дорогу в мир».1 Отцовская любовь – любовь обусловленная. Она следует следующему принципу: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня».2 Таким образом, отцовская любовь должна быть заслужена. У ребёнка есть возможность что-то сделать, чтобы добиться её, он может трудиться ради неё. Отцовская любовь находится в пределах его контроля в отличие от материнской. Однако, если ребёнок не сделал того, что от него ждут, он может потерять отцовскую любовь.

 

3. Объекты любви

Способность любить тесно  связана с отношением человека к  миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Поэтому любовь — это установка, ориентация характера. Однако большинство людей уверены, что любовь зависит не от собственной способности любить, а от свойств объекта любви. «Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме „любимого“ человека, это доказывает силу их любви», однако это не любовь, а симбиотический союз.

Таким образом любовь — это ориентация, которая направлена на всё, а не на что-то одно. Однако же существуют различия между разными типами любви, зависящими от видов объекта любви.

Братская любовь

 «Наиболее „фундаментальный“  вид любви, составляющий основу  всех её типов, — это братская любовь» .  Под ней разумеется ответственность, забота, «уважение, обстоятельное знание другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. Об этом виде любви идет речь в Библии, когда говорится: „Возлюби ближнего своего, как самого себя“. Братская любовь — это любовь ко всем человеческим существам; её характеризует полное отсутствие предпочтения. Если я развил в себе способность любви, я не могу не любить своих братьев».

Братская любовь — это любовь между равными .

 Материнская  любовь

Материнская любовь имеет  два аспекта: один — это забота, ответственность, знание и уважение абсолютно необходимые для сохранения здоровья ребёнка и его биологического роста. «Другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизни. Это установка, которая внушает ребёнку любовь к жизни, которая даёт ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле! 

«Действительным достижением материнской любви  является не любовь матери к младенцу, а её любовь к растущему ребёнку». Сущность материнской любви предполагает желание того, чтобы ребёнок в  дальнейшем отделился от матери.

 

Эротическая любовь

 

Общим для братской и  материнской любви является то, что  они по своей сути не ограничиваются одним человеком. Любовь к ребёнку  не останавливается на одном моем ребёнке, она распространяется на всех моих детей; более того она распространяется и на всех чужих детей, которые нуждаются в моей помощи. Братская любовь не успокаивается на любви только к одному брату, она распространяется на всех братьев.

Противоположная ситуация с эротической любовью, которая  жаждет полного единения, слияния  с одним-единственным человеком. Она по своей сути исключительна, а не всеобща.

 

 

 Любовь к себе

Утверждение, что добродетельно  любить других людей («возлюби ближнего, как самого себя») и грешно любить себя, внутренне противоречиво, постольку, поскольку я тоже человек. Любовь — это активная борьба за развитие и счастье любимого человека, исходящая из самой способности любить, и установка на любовь к себе присутствует у всех, кто способен любить других.

Напротив эгоист из-за отсутствия созидательности не способен любить других, но точно так же он не способен любить и самого себя.

«Если индивид в состоянии  любить созидательно, он любит также  и себя; если он любит только других, он вообще не может любить»

 

Любовь к Богу

Основу религиозной формы  любви, любви к Богу, также составляет переживание одиночества и вытекающая отсюда потребность преодолеть тревогу  одиночества посредством объединения.

 

Любовь к богу Фромм рассматривает с различных позиций понимания бога, рассматривает различия между матриархальными и патриархальными элементами религии и с точки зрения разных философских подходов. В итоге все сводится к следующему: «природа любви к богу соответствует природе его любви к человеку и характер его любви к богу и человеку часто остается бессознательным, будучи скрыт и рационализирован более зрелой мыслью о том, что есть его любовь.»

 

 

Тема любви  к человеку оказалась в центре социально-философской концепции  Эриха Фромма.

 

 

Последним условием обучения всякому искусству является высшая заинтересованность в обретении  мастерства в этом искусстве.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эрих Фромм о любви