Фридрих Вильгельм Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:53, реферат

Краткое описание

Фридрих Вильгельм Ницше— немецкий философ, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения имеют форму набора афоризмов. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Её интерпретация довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 41.00 Кб (Скачать документ)

Фридрих Вильгельм Ницше— немецкий философ, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени  и разработал собственную этическую  теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и  его сочинения имеют форму набора афоризмов. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Её интерпретация довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.

Так говорил Заратустра. Книга для  всех и ни для кого— книга Фридриха Ницше, впервые изданная в 1885 году, одна из самых спорных и известных  философских книг. Изначально книга  состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение нескольких лет. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну — четвёртую. После смерти Ницше книга «Так говорил Заратустра» была опубликована в одном томе.

В книге говорится о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра. Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек — промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной». В книге впервые было высказано предположение о смерти Бога, что и сделало её «одним из ключевых текстов Нового времени.

Заратустра – в переводе «золотая звезда».. Это еще не сверхчеловек, но уже пророк. (Заратустра – пророк, его спутники - апостолы)

"Так говорил Заратустра" — самое влиятельное произведение Ницше — почти не поддается адекватным пересказу и изложению, если таковые должны быть краткими. Подзаголовок книги парадоксален: "Книга для всех и ни для кого". Имя "Заратустра" взято из восточных легенд и верований — с несомненной целью подчеркнуть отличие "жизненной мудрости", проповедуемой Заратустрой, от типично европейских норм, ценностей, догматов.

Завязка и стиль книги  таковы. Когда Заратустре исполнилось  тридцать лет, он покинул родину и  ушел в горы, десять лет наслаждаясь одиночеством. Но вот он пресытился своей мудростью, сердце его обратилось к солнцу за напутствием и благословением сойти вниз, к людям. Он спустился с гор и встретил старца, который в отшельничестве своем искал Бога. Старец сразу заметил: чист взор Заратустры, на лице его нет отвращения. Не оттого ли идет он так, словно танцует? Старец, узнав о намерении Заратустры идти к людям, уговаривает его остаться в лесу. Но Заратустра отвечает: "Я люблю людей". И расставаясь со святым старцем, думает: "Возможно ли это?! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог умер!".

Общение Заратустры с людьми —  это серия искусно нарисованных Ницше житейских картинок и рассказанных Заратустрой притч морального, психологического, философского содержания. Так, расставшись со старцем, Заратустра устремился в город, который был за лесом. Народ собрался на базарной площади, чтобы поглазеть на плясуна на канате. Перед представлением Заратустра обратился к народу с речью-проповедью, которая должна была "учить о сверхчеловеке". В чем, как оказалось, смысл этого поучения? Природа развивается от червя к человеку, "но многое в вас, — обращается Заратустра к слушателям, — осталось от червя. Когда-то были вы обезьянами, и даже теперь человек больше обезьяна, чем иная из обезьян". Близость человека к природному, животному миру несомненна. Человек — сын земли. "Будьте верны земле", — проповедует Заратустра и уточняет: "но разве я велю вам стать призраком или растением?" Верность земле означает только, что нельзя верить "неземным надеждам". Это намек на религию, что снова заставляет Заратустру повторить: "Бог умер".

В проповеди Заратустры высказаны  самые резкие обвинения в адрес  людей: "Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собой?", "поистине человек — это грязный поток". Люди твердят о добродетели, справедливости, но для того чтобы действительно достигнуть их, человек "должен быть пламенем и углем", т.е. сверхчеловеком. "Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где то безумие, что надо бы привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчелрвеке; он — эта молния, он — это безумие". И пока Заратустра говорил так, толпа думала, что речь шла о канатном плясуне, и стала кричать, "чтобы его наконец-то показали. И все принялись смеяться над Заратустрой. Так начались речи Заратустры — речи-проповеди, речи-иносказания. О чем только ни говорил Заратустра!

Он рассказал о "трех превращениях духа": сначала дух сделался верблюдом, потом верблюд превратился во льва, а лев стал дитятей. Смысл  этих символических превращений: сначала дух хочет испытать тяжесть своей ноши, хочет, чтобы его навьючили, подобно верблюду, и спешит в пустыню свою. Потом дух хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Однако дух-лев скоро понимает, что, наслаждаясь свободой, он не может стать духом-созидателем. Символ дитяти означает полное обновление духа, "начальное движение, священное утверждение".

О разных типах людей повествовал  Заратустра — о тех, кто устремляется мыслью в потусторонние миры, о  презирающих тело, о любящих войну. Он повествовал "о тысяче и одной цели": перевидев много стран и народов, Заратустра убедился, что доброе у одного народа у другого народа считается злым. Люди не понимают друг друга. Они твердят о любви к ближнему, но любят только самих себя. Многие парадоксальные жизненные устремления обсуждает Заратустра — одни цепляются за жизнь, другие постоянно одержимы мыслью о смерти. Ни одну установку Заратустра не отвергает с порога, находя в ней хоть что-нибудь жизненное и правдоподобное. Но всегда находится решение, соответствующее учению Заратустры, а значит, главным устремлениям сверхчеловека. И потому образ сверхчеловека постоянно уточняется и обретает новые краски.

Проблема сверхчеловека — один из главных пунктов в горячем  споре о Ницше, который начался  еще в прошлом веке и не ослабевает до сего времени. Другие пункты — вопросы о добре и зле, о христианстве и его морали сострадания, о гуманизме и демократии. В споре вокруг трактовки этих тем у Ницше уже выявились два противоположных подхода.

Образ «сверхчеловека» – это  образ человека, преодолевающего нынешний мир и нынешних людей; это также и идея «человека будущего», оставившего позади современность с её пороками и ложью. Образ «сверхчеловека» – это и культ сильной личности, одержимой волей к власти (могуществу). Известный афоризм Ницше: «падающего подтолкни» – скорее, сродни евангельскому «предоставьте мёртвым хоронить своих мертвецов». Это не призыв к тотальной расправе со слабыми, а протест против рутинной, пошлой обывательской мерки жизни, по которой «слабые» кроят «сильных». Сверхчеловек Ницше – скорее, смутный поэтический образ, чем идеологическая программа. В произведении «Так говорил Заратустра» он описан апофатически, выстроен через отрицание среднего человека, человека толпы, его апофатика – это превосходство над ничтожеством жизни. В.С. Соловьёв определил сверхчеловека как состояние высшего напряжения творческих сил человека, лишь стремление к которому и делает человека человеком.

Образы:

Канатаходец: Человек - это канат, натянутый  между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.

Орел (сверхчеловек, светлая ипостась Заратустры) и змея (символ мудрости, и движения по кругу) сопровождают Заратустру.

Три этапа превращения духа –  верблюд – лев - ребенок

Осел, или верблюд — вьючные  животные, звери пустыни, покорность – ценности культуры основанной на христианстве. Верблюд – стадия зрелой человеческой личности, когда человек осознанно тащит свой груз обязательств, это очень выносливое красивое животное, которое несёт свой груз в пустыне. Это состояние взрослого человека, который несёт ответственность за себя, за свои поступки, за свою семью, за своих детей и за людей, которые от него зависят. Он несёт свою ношу не потому что ему так велели, а потому что он сам так решил, т.е. это достаточно высокая стадия развития духа по сравнению со стадией автоматической жизни.

Лев — зверь, сбрасывающий с себя бремя. Лев - это воин в пустыне, который каждую секунду должен ждать нападения врагов. Его жизнь - постоянная война, причём война всерьез. Стадия льва имеет много преимуществ: это свобода, отказ от общепринятых правил поведения, но, с другой стороны, это - стадия постоянного конфликта с окружающим миром. Лев может бороться с прежними ценностями, разрушать их, но он пока ещё не может созидать новые ценности, т.к. все силы он тратит на борьбу, но он создает себе свободу для нового созидания.

Дракон. В пустыне дух льва встречается  с великим драконом, дракон - это  бремя внешних обязательств. Великий  дракон называется – «ты должен». «Я хочу» не должно существовать, так  говорит дракон. Лев сражающийся  с драконом и побеждает его.

Ребёнок - это существо, которое заново, играя, строит мир, он ничего не знает о том, как нужно, как должно, он просто смеётся и играет, устанавливает свои собственные правила, при этом ни на секунду не забывая, что это игра. Взрослая жизнь по правилам тоже вырастает из детской игры, но люди забыли, что они сами создали эти правила, а для ребёнка жизнь – это игра до тех пор, пока он не перестаёт играть. Правила существуют до тех пор, пока эта игра длится, потом он принимает другую игру, где могут быть абсолютно другие правила. Эта стадия блаженной, невинной мудрости, свежести духа, которая доступна единицам, но к этому нужно стремиться и создавать свои ценности, строить свой собственный мир.

Карлик, дух тяжести – темная ипостась Заратустры (мешает ему войти  в ворота вечности, говорит, что Заратустра уже проходил этот путь и только повторит его, Заратустра останавливается потому что еще пессимистично смотрит на идею вечного возвращения)

Сторонники первого, резко критического подхода к философии Ницше  характеризуют ее как философию аморализма, антигуманизма, антидемократизма, как защитницу аристократизма и даже милитаризма. Ссылаются также на то, что в XX в. ницшеанство использовалось германским нацизмом и другими идеологиями, оправдывавшими войну, насилие, покорения одними народами других, расовую ненависть. Любопытно, что сторонники этого взгляда используют некоторые обобщающие формулировки самого Ницше. Ибо он охотно именовал себя не только нигилистом, но и "имморалистом", не скрывал своей вражды к христианству, демократии, гуманизму, к "противоестественной морали", к идеалам и "кумирам", как они сформировались в истории европейского человечества. Особенно часто критики Ницше приводят его действительно сомнительные высказывания, которые квалифицируются как "человеконенавистнические".


Информация о работе Фридрих Вильгельм Ницше