Философия религии Г.В.Ф. Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 16:23, реферат

Краткое описание

Философия – сфера смыслов, с одной стороны, и наука об истине с другой. Поэтому можно было бы сказать, что философия истории должна отвечать на вопрос о смысле истории, смысле существования народов и человечества в целом и давать ответ на вопрос о том, что такое история. Уже в такой общей формулировке можно разглядеть разницу в подходах к объяснению истории. Эту разницу можно определить как различие в исходных посылках дальнейших рассуждений. Первый подход сугубо телеологичен: смысл есть предельная цель существования, – в этом случае философия истории отвечает на вопрос "зачем?", неявно полагая историю как данность, требующую осмысления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Правовая философия…………………………………………………………...4
2. Философия культуры………………………………………………………....10
3. Философия духа…………………………………………………………….....14
4. Философия религии Г.В.Ф. Гегеля………………………………………..…15
Список литературы………………………………………………………………33

Прикрепленные файлы: 1 файл

философия гегеля.docx

— 59.13 Кб (Скачать документ)

Процесс, противоположный опредмечиванию, отчуждению по направленности и по содержанию применительно к индивидам, – это «освоение», «присвоение». Индивиды находят наличный мир общественного существования в соответствующих исторических формах объективного и абсолютного духа и делают это субстанциональное для себя бытие своим личным состоянием, присваивая способы деятельности и образы мыслей.

В характеристике этого процесса главным  для Гегеля является понятие «образование», которое большинством исследователей рассматривается как специфичный  вариант трактовки «культуры». Нелишне  помнить, что в немецкоязычной традиции, и особенно в гегелевском варианте, под термином «образование» подразумевается  содержание, близкое традиционному  применению слова «культура»: в смысле культивирование, окультуривание человека, а также понятий «формирование», «формация», «генезис» (именно так трактовал  его Гердер), охватывая как процесс, так и результат.

В содержательной интерпретации этого  понятия Гегелем нашла завершение линия, непосредственно идущая от Гердера  и Канта. Оно может быть прямо  сопоставлено с кантовской «культурой воспитания», предполагавшей выход  индивида за рамки естественных потребностей и страстей, освобождение, от природной  ограниченности. И, по Гегелю, преобразование способностей позволяет человеку преодолевать не только природную, но и индивидуальную ограниченность, партикулярность, частные интересы, поднимает человека до «всеобщего». Оно, по преимуществу, процесс внутренний, предполагающий осознанную дисциплину, подчинение чувственности и страстей разуму, т.е. тому же «всеобщему». В этом пункте фиксируется смысловое своеобразие «образования» в сопоставлении с «просвещением» (воздействующим извне) и «культурой» (более связанной с внешними формами и их усвоением). Гегель (как впоследствии и К. Маркс) воспринял кантовский идеал культурного («образованного») человека как человека, способного ставить себе любые свободные цели, существенно дополнив его тем, что человек этот должен еще и осуществлять цели в реальности, практически.

Образование, по Гегелю, – это возвышение человека к духу и соответственно к свободе, ибо свобода и есть «субстанция духа». Как субстанцией материи, отмечал Гегель, является тяжесть, так субстанцией духа – свобода; дух свободен по определению.

Так в форме противопоставления «природы» и «духа» Гегель сохранил кантовскую противоположность «природы»  и «свободы», хотя и подверг существенным преобразованиям содержательное наполнение этих понятий, да и трактовку их взаимоотношения. «Природа» Гегеля – это в первую очередь синоним материального, телесного, чувственного. Что же касается свободы, то в интерпретации Гегеля снимается свойственная Канту абстрактная противоположность, разделенность по разным «мирам» необходимости и свободы – они находятся в сложных диалектических взаимопереходах. Кроме того, в отличие от Канта, по Гегелю, царство свободы не противостоит объективному миру в качестве умопостигаемого мира «должного», в рамках которого осуществляется моральный выбор субъекта: свободный дух осуществляется в действительности, в том числе в сфере «объективного духа», в истории.

В философии истории Гегеля всемирный  исторический процесс предстал как  процесс прогрессирующего воплощения свободы и ее осознания духом.

Исторические культуры, по Гегелю, выстраиваются в последовательной лестнице ступеней прогресса в сознании свободы. Внутри себя каждая историческая культура образует взаимосвязанную  целостность всех форм общественной жизни и сознания, фундаментальным  основанием которой предстает «дух данного народа», «понятие» данного  исторического народа. Каждый народ (речь лишь о тех народах, которые  выполняют определенную им роль в  общеисторическом процессе развития духа в отличие от других, которые остаются вне истории) в соответствии с  принципом собственного духа проходит стадии становления, расцвета и упадка, после чего, выполнив свое историческое назначение, т. е. реализовав определенную форму осознания свободы, он сходит с исторической сцены. Но в духе «вообще», в «мировом духе» ничто не гибнет и не исчезает, все сохраняется в снятом, преобразованном виде; и результат истории вбирает в себя весь предшествовавший ему процесс. «Те моменты, которые дух, по-видимому, оставил позади себя, он содержит в себе и в своей настоящей глубине». История духа во времени составляет, по Гегелю, фундаментальную основу всемирно-исторического процесса, его начало и конец, единство и многообразие внутри него.

Философия культуры Гегеля наиболее последовательно стремилась преодолеть присущий Канту изначальный дуализм  природы и свободы, сущего и должного, реальности и идеала на путях «погружения» культуры в гущу общественно-исторической жизни. По существу у Гегеля проблема культуры не могла стать достаточно значимой философской проблемой, ибо  с точки зрения тождества законов  бытия и мышления теряет смысл  анализ природы как символа свободы (он предполагает качественное различие и несводимость друг к другу сущего и должного).

Для Канта же именно сфера соотношения  противостоящих друг другу «природы»  и «свободы» была местом возникновения  «культуры». Гегель анализировал историческое движение духа от природы к свободе  как самореализацию должного в сущем, по сути, лишь в рамках эволюции культуры от примитивных форм ко все более  утонченному ее содержанию. Однако когда мировой дух достигает  своей самотождественности и противоположность природы и свободы полностью преодолена, тогда история культуры как вхождение должного в сущее оказывается завершенной. Само понятие культуры становится исторически преходящим и теоретически периферийным. Дальнейший анализ культуры предполагает теперь, скорее, только выяснение ее функциональных связей с общественно-исторической жизнью, «погруженность» в нее. Эту тенденцию и довел до логического завершения К. Маркс. Противоположное направление культурологической мысли продолжило конкретизацию кантовского противопоставления «сущего» и «должного», а также трактовку им общественного морального идеала («этической общности») как потустороннего по отношению к реальной жизни и в принципе никогда не достижимого. В его рамках впоследствии формировались многообразные варианты концепций культуры, относимой к миру противостоящих действительности ценностей и идеалов.

3. Философия духа

Как переход от логической идеи в  природу, так и возвращение из природы к духу совершается тогда, когда понятие пройдет полный круг своего развития и сможет взглянуть  на себя со стороны. Если движение понятия  в природу означало погружение идеи в чуждую ему стихию внешнего природного бытия, то по выходе из природы дух  как бы вновь просыпается для  своей естественной духовной жизни  и приступает к осуществлению  себя в свободном развитии как  духа. «Как субстанцией материи является тяжесть, так... субстанцией, сущностью духа является свобода». Конечная цель духа – достижение полноты своей свободы, что достигается им путем развития через формы субъективного, объективного и абсолютного духа.

Субъективный дух, который изучают  антропология, феноменология духа и психология, – это индивидуальный дух личности, развивающий себя к все большей свободе и независимости от окружающего, наличного бытия. Залог успешности этого движения в том, что «переход природы к духу не есть переход к чему-то, безусловно, другому, но только возвращение к самому себе того самого духа, который в природе является сущим вне себя».

Душа как предмет антропологии рассматривается как природный, связанный с внешним телесным бытием и потому абстрактный дух, цель которого в том, чтобы освободиться от этой природности и абстрактности  путем воспитания. «Дух не происходит из природы естественным путем», даже прямохождение человека есть результат «привычки воли к стоячему положению».

Случайное и индивидуальное в человеке не является для Гегеля наиболее ценным, он считает, что имеет нравственное значение только всеобщее и «чем образованнее человек, тем меньше выступает в  его поведении нечто только ему  свойственное и именно потому случайное».

Юноша считает, что именно он призван  изменить мир и осуществить свои идеалы, тогда как зрелый мужчина  признает условия этого мира и  вынужден признать, что «мир существует самостоятельно и в основном закончен». Он должен влиться в общую работу человечества, поскольку «поступательное  движение мира происходит только благодаря  деятельности огромных масс».

Пройдя через феноменологию  духа в кратком виде, которая на этот раз имеет своим предметом  не являющийся дух в полном объеме, а лишь дух как явление (сознание) или дух на ступени рефлексии  как отношения к самому себе, раздел субъективный дух заканчивается  психологией – учением о духе как тотальности: «принцип свободного духа состоит в том, чтобы сущее сознания полагать как душевное, и, наоборот, душевное превращать в объективное».

Конечность и ограниченность субъективного  духа преодолеваются им благодаря его  развертыванию в сфере объективного духа или общества. Учение об обществе преимущественно изложено в гегелевской  философии права, поскольку для  Гегеля в соответствии с представлениями  его эпохи именно политико-правовые аспекты оказываются определяющими  в жизни общества.

4. Философия религии Г.В.Ф. Гегеля

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) – создатель одной из самых грандиозных философских систем – обратился к религии как к предмету рассмотрения и, по его словам, счел необходимым “присовокупить это рассмотрение в качестве отдельной части к философии в целом”. Чтобы понять гегелевскую трактовку религии, необходимо ознакомиться с главными принципами его “философии в целом”.

Субстанцию всего сущего, по Гегелю, составляет мышление, преодолевшее односторонность  субъективного и объективного. Оно  есть субстанция не только внешних  вещей, но и всего духовного, составляет всеобщее во всех представлениях, воспоминаниях, в хотении, желании, чувствовании и  т.д. – все они представляют собой “спецификации мышления”.

Гегель пишет: “Если мы рассматриваем  мышление как подлинно всеобщее всего  природного и также всего духовного, то оно выходит за пределы всех их и составляет основание всего”.

От этого понимания мышления в его “объективном значении”  Гегель отличает мышление “в субъективном смысле” – мышление человека, поскольку для него существует всеобщее. Мышление в “объективном значении”, “объективная мысль” представляют собой “разум” в мире, который “пребывает в нем, есть его имманентная сущность, его подлиннейшая внутренняя природа, его всеобщее”.

В стихии чистого мышления мысль  в своей завершенной всеобщности  предстает как абсолютное, или  абсолютная идея. Такое воззрение  Гегель именует “абсолютным идеализмом”. В гносеологическом аспекте абсолютная идея истолковывается как абсолютная и полная истина, мыслящая самое  себя идея, а истина понимается в  качестве диалектического процесса развития знаний.

Со стороны формы абсолютная истина выступает в виде метода, причем метод считается внутренне  присущим содержанию. Этот метод Гегель называет диалектикой. Гегелевский  диалектический метод включает ряд  моментов: начало, поступательное движение, становление, снятие, разделение идеи, единство противоположностей, единство аналитического и синтетического, восхождение  от абстрактного к конкретному и  т.д.

Обратим, например, внимание на трактовку  Гегелем категории “снятие”. Это  понятие имеет двойной смысл: означает сохранить, удержать и в  то же время прекратить, положить конец. Таким образом, снятое есть в то же время и сохраненное, которое  лишь потеряло свою непосредственность, но от этого не уничтожено. Если что-то отрицается другим и в то же время  сохраняется, то возникающее новое  предстает на более высоком уровне. Снятию подлежит каждая ступень движения и каждый момент разделейности, благодаря снятию возможно поступательное движение.

Существенную роль в философии  Гегеля играет категория отчуждения. С его точки зрения, отчуждение – это, прежде всего овнешнение, переход самосознания в инобытие, в предметность, в вещность. Дух в процессе своей деятельности отчуждает себя от самого себя в инобытие, он отпускает себя в чуждую ему среду – в природу и историю. Но затем дух познает себя в своем другом: познание того, что овнешнение и предметность положены самосознанием, трактуется как их возвращение в него, в ходе чего самосознание постигает, что в своем инобытии оно находится “при себе”. Этот процесс самопознания представляет собой снятие отчуждения. Пройдя ряд ступеней, дух в форме абсолютного знания получает соответствующее себе бытие.

Характерно, что Гегель включает в  число овнешненных форм самосознания продукты человеческого труда и социально-политические институты, прежде всего государство и богатство (собственность). Важным аспектом понимания отчуждения является полагание чего-то в качестве предмета. Субъект познает объект как свое другое, тем самым объект возвращается в субъект. Осуществляется опредмечивание и распредмечивание духа, отчуждение и снятие этого отчуждения.

Гегель разделяет философскую  науку на три части:

1. Логика – Наука об идее в себе и для себя.

2. Философия природы как наука  об идее в ее инобытии.

3. Философия духа как идея, возвращающаяся  в самое себя из своего инобытия.

Подчеркивается, что различия между  отдельными философскими науками суть лишь определения самой идеи. Логика представляет собой царство чистой мысли, идея здесь движется в абстрактной  стихии мышления. В природе мы не познаем ничего другого, кроме идеи, но идея существует здесь в форме  овнешнения, внешнего обнаружения. В духе эта же самая идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для себя. Идея текуча, поэтому отдельная наука есть одновременно и познание своего предмета, и познание в собственном содержании перехода в свой более высокий круг. Абсолютная идея раскрывается в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных и кончая конкретными.

Логика содержит учение:

- о бытии (качество, количество, мера),

- о сущности (сущности как основании существования, явлении, действительности),

- о понятии (субъективном понятии, объекте, идее).

Философия природы включает:

- механику (где идет речь о пространстве, времени, материи, движении и т.д.),

- физику (о свете, стихиях, звуке, теплоте, электричестве, химических процессах),

Информация о работе Философия религии Г.В.Ф. Гегеля