Представление о назначении и сущности красоты в диалогах Платона «Пир» и «Федр»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 07:03, контрольная работа

Краткое описание

О взглядах Платона на Прекрасное уже так много написано и сказано, притом даже теми, кто не удосужился прочитать и строчки из его произведений, что обойти эту тему молчанием совершенно невозможно.
Человеческое и Божественное соединены узами любви. Любовь есть тяготение души к красоте, непреодолимое стремление подобного к подобному, стремление божества, заключающегося в каждом человеке, к божеству, выражающемуся в красоте. Это и есть знаменитая платоническая любовь, которая первоначально означала общение двух душ и притом в чисто философском смысле, а затем была низведена до выражения какого-то пошлого слезливого чувства, испытываемого двумя полами по отношению друг к другу. Платоническая любовь выражала идеальную симпатию, теперь же под ней подразумевается любовь сентиментального юноши к женщине, с которой он не может или не желает вступить в брак.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3-4
1. Творчество Платона………………………………………………………….5
2. В чем заключалась Платонова теория красоты?..................................6-10
3. Представление о назначении и сущности красоты в диалогах
Платона «Пир» и «Федр»……………………… ………………………..12-22
Заключение. ……………………………………………………………..23-24
Список литературы. …………………………………………………….…25

Прикрепленные файлы: 1 файл

Эстетика контрольная работа.docx

— 49.72 Кб (Скачать документ)

Благодаря памяти возникает тоска о том, что было тогда, - вот почему мы сейчас подробно говорили об этом. Как мы и сказали, красота сияла среди всего, что там было; когда же мы пришли сюда, мы стали воспринимать ее сияние всего отчетливее посредством самого отчетливого из чувств нашего тела - ведь зрение самое острое из них. Разум не поддается зрению, иначе он возбудил бы необычайную любовь, если бы какой-нибудь такой отчетливый его образ оказался доступен зрению; точно так же и все остальное, что заслуживает любви. Только одной красоте выпало на долю быть зримой и привлекательной. Человек, отвергающий посвящение в таинства или испорченный, не слишком сильно стремится отсюда туда, к красоте самой по себе: он видит здесь то, что носит одинаковое с нею название, так что при взгляде на это он не испытывает благоговения, но, преданный наслаждению, пытается, как четвероногое животное, покрыть и оплодотворить; он не боится наглого обращения и не стыдится гнаться за противоестественным наслаждением. Между тем человек, только что посвященный в таинства, много созерцавший тогда все, что там было, при виде божественного лица, хорошо воспроизводящего ту красоту или некую идею тела, сперва испытывает трепет, на него находит какой-то страх, вроде как было с ним и тогда; затем он смотрит на него с благоговением, как на бога, и, если бы не боялся прослыть совсем неистовым, он стал бы совершать жертвоприношения своему любимцу, словно кумиру или богу. А стоит тому на него взглянуть, как он сразу меняется, он как в лихорадке, его бросает в пот и в необычный жар.

Восприняв глазами истечение красоты, он согревается, а этим укрепляется природа крыла: от тепла размягчается вокруг ростка все, что ранее затвердело от сухости и мешало росту; благодаря притоку питания, стержень крыльев набухает, и они начинают быстро расти от корня по всей душе - ведь она вся была искони пернатой. Пока все это происходит, душа вся кипит и рвется наружу. Когда прорезываются зубы, бывает зуд и раздражение в деснах - точно такое же состояние испытывает душа при начале роста крыльев: она вскипает и при этом испытывает раздражение и зуд, рождая крылья.

Глядя на красоту юноши, она принимает в себя влекущие и истекающие оттуда частицы - недаром они называются влечением; впитывая их она согревается, избавляется от муки и радуется. Когда же она вдалеке от него, она сохнет: отверстия проходов по которым пробиваются перья, ссыхаются, закрываются, и ростки перьев оказываются взаперти. Запертые внутри вместе с влечением, они бьются наподобие пульса, трут и колют, ища себе выхода - каждый росток отдельно от себя, - так что душа, вся изнутри исколотая, мучается и терзается, но все же, храня память о прекрасном, радуется.

Странность такого смешения ее терзает, в недоумении она неистовствует, и от исступления не может она ни спать ночью, ни днем оставаться на одном месте. В тоске бежит она туда, где думает увидеть обладателя красоты. При виде его влечение разливается по ней, и то, что было ранее заперто, раскрывается: для души это передышка, когда прекращаются уколы и муки, в это время вкушает она сладчайшее удовольствие. По доброй воле она никогда от него не откажется, ее красавец для нее дороже всех; тут забывают и о матерях, и о братьях, и о всех приятелях, и потеря - по нерадению - состояния ей также нипочем. Презрев все обычаи и приличия, соблюдением которых щеголяла прежде, она готова рабски служить своему желанному и валяться где попало, лишь бы поближе к нему - ведь помимо благоговения перед обладателем красоты, она обрела в нем единственного исцелителя величайших страданий».

В «Федре» Платон утверждает, что только красота, в отличие от мудрости, имеет привилегию демонстрировать себя чувствам. Но как она себя демонстрирует – через красивые предметы или через что–то другое? Если через что–то другое – то каким образом это делается? Если через красивые предметы, то можем ли мы объединить Красоту, проявляющуюся в чувственных вещах, и сверхчувственную Красоту в общем определении? И если да, то что это будет за определение? Платон не предлагает нам определения, которое охватывало бы оба типа красоты.

… Когда кто-нибудь смотрит на здешнюю красоту, припоминая при этом красоту истинную, он окрыляется, а окрылившись, стремится взлететь; но, еще не набрав сил, он наподобие птенца глядит вверх, пренебрегая тем, что внизу, - это и есть причина в его неистового состояния. Из всех видов исступленности эта - наилучшая уже по самому своему происхождению, как для обладающего ею, так и для того, кто ее с ним разделяет. Причастный к такому неистовству любитель прекрасного называется влюбленным.

Благодаря памяти возникает тоска о том, что было тогда… Красота сияла среди всего, что там было; когда же мы пришли сюда, мы стали воспринимать ее сияние всего отчетливее посредством самого отчетливого из чувств нашего тела - зрения, ведь оно самое острое из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Платон - один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества.

Философия Платона оказалась важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи. В основанной Платоном школе был воспитан Аристотель, наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западноевропейской философии.

Последователи Платона в ранний и особенно поздний период истории античной философии (неоплатонизм) стали образцовыми и важными авторами, чтение которых до сих пор формирует основу философского образования.

Итак, красота у Платона это – взаимопронизанность идеального и материального, в которой уже трудно различать эти два начала и различать можно только в порядке научного и тоже пропедевтического построения. Это и есть весь Платон, то есть вся платоновская эстетика, взятая в своей основной и наиболее яркой тенденции. За пределы этого синтеза идеального и материального Платон так и не вышел до самого последнего конца. Однако содержание его многочисленных произведений указывает на то, что в этом синтезе он выдвигал то одни, то другие моменты, давал эти моменты то в одной, то в другой комбинации, часто об одном молчал, а о другом говорил очень подробно, поступая совершенно, наоборот, в других произведениях, то давал весьма подробные характеристики и весьма яркую аргументацию для одних случаев и, наконец, избегая, игнорировал и снижал характеристики и аргументацию других моментов в своей эстетике. Эта намеренная неопределенность, это огромное богатство его методов, его терминологии и его тематики, конечно, весьма затрудняет всякую группировку его произведений, основанную на единстве логического принципа, но преобладание одного принципа над другим на фоне общего эстетического мировоззрения большей частью ощущается достаточно ясно; и наличие всяких других моментов наряду с главным не только не мешает группировке произведений Платона, но, пожалуй, делает ее гораздо более богатой, чем просто логика и чем просто хронология.

В перекличке времен и «концепций» утверждается Единая Истина о Красоте как явлении Единой Высшей Реальности Бытия. Красота – неотъемлемое состояние и качество «внутреннего человека», сущность духовной природы человека. Красота – Высший Закон и Ритм, связующие миры человеческий и Божественный.

Если дух – несравненно тонкая, лучезарная огненная энергия, «светоносная материя», то Красота – степень выявленности этого Начала – Огня. Красота – энергия, связующая жизнь земли с Жизнью Космической, с Беспредельностью.

Красота человеческих творений связана с силой и тонкостью творящей мысли, способной облечь в материи, доступные чувствам, Идею-Огонь, Идею-Искру Великой Жизни. Тогда искусство – не что иное, как самоотверженное «стяжание» Красоты, дыхание Жизни на земле.

Но искусство одновременно и показатель уровня развития человечества, уровня его эволюции в прекрасном. Как сказано Платоном: «Чтобы созерцать Прекрасное и Божественное, надо самому стать Прекрасным и Божественным». Тогда гениальность и есть не что иное, как способность жить жизнью подлинной, не ограниченной действительностью земного плана, степень реализации высшей природы – «носительницы» Красоты. Но необходимо пробудить в себе любовь к Красоте и устремленность – «героический энтузиазм», выводящий из-под власти условных мер, «видимости».

Красота – наиболее полное выражение цели и сущности Бытия человеческого и космического, и наиболее вдохновенное выражение Великого Эволюционного Импульса и Закона:

«Тяготение к прекрасному исходит из самой жизни, стремящейся к эволюционному развитию в более совершенные формы».

 

Список литературы

1. Мартынов В.Ф. «Философия  красоты» - Мн., 1999

2.  Платон. Соч. в 4-х томах. Т.2. - М.: Мысль, 1993.

3.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Античность. Платон и античная академия / Дж. Реале, Д. Антисери. - Т.1., Гл.6 - М., 1994.

4.Спиркин А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.

5.Хрусталев Ю.М. Введение в философию / Ю.М. Хрусталев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 544 с.

6. Интернет ресурсы.

 

 

 


Информация о работе Представление о назначении и сущности красоты в диалогах Платона «Пир» и «Федр»