Любовь как чувство и деятельная способность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 10:31, контрольная работа

Краткое описание

Слово «любовь» кажется на первый взгляд вполне по¬нятным. В повседневной жизни им в первую очередь называют могучее чувство тяготения, которое люди про¬тивоположного пола испытывают друг к другу. В вооб¬ражении сразу возникают ставшие каноническими обра¬зы Ромео и Джульетты, вспоминаются розы, слезы, лун¬ные вечера, стихи, гитары и огонь, символизирующий эротическую страсть. Всему этому есть место и в жизни, и в искусстве.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)


1 Любовь  как чувство и деятельная способность

 

 

Слово «любовь» кажется на первый взгляд вполне понятным. В повседневной жизни им в первую очередь называют могучее чувство тяготения, которое люди противоположного пола испытывают друг к другу. В воображении сразу возникают ставшие каноническими образы Ромео и Джульетты, вспоминаются розы, слезы, лунные вечера, стихи, гитары и огонь, символизирующий эротическую страсть. Всему этому есть место и в жизни, и в искусстве.

Однако свести представление о любви только к бурному ослепительному влечению, порой вспыхивающему между людьми, или к романтической влюбленности было бы и неверно, и несправедливо по отношению к этому совершенно особому и очень богатому по своему содержанию феномену. Любовь, как бриллиант, сверкает множеством граней, переливается бесчисленными оттенками, что прекрасно отражено в разных расшифровках смысла самого слова, указывающего нам на разные отношения: любовь родительская, любовь детская, любовь братская, любовь к человечеству; любовь к Родине, любовь к Богу... И все это — любовь. Как же разобраться в этом понятии?

Можно задать вопрос: почему продолжение человеческого  рода связывают с любовью. Первое — нечто жизненно важное, необходимое, второе — вроде бы всего лишь чувство, нечто эфемерное, не очень обязательное. Действительно, если любовь — только чувство, то, наверное, неправильно связывать ее исключительно лишь с половой любовью, от которой появляются дети. В том-то и дело, что любовь не только и даже не столько чувство. В главном своем значении она есть деятельность — деятельность ума, души и тела. К любви следует относиться как к особой форме человеческой деятельности. Как чувство, противоположное ненависти, она проявляет себя во всех видах человеческой деятельности и общения, но как специальная деятельность она осуществляется только в половом общении мужчины и женщины. Половое же общение нужно не только и не столько ради самого общения, сколько для продолжения рода. Значит и любовь в главном своем значении есть то, что лежит в основе продолжения человеческого рода.

К сожалению, до сих пор нет целостной философской  или научной теории любви. Как  объект исследования она отдана на откуп медикам, психологам, специалистам по этике. А они рассматривают  любовь каждый «со своей колокольни». Медики — в аспекте отклонений от нормального полового поведения, сексопатологии, психологи — как эмоционально-психологическое отношение, специалисты по этике — как нравственную категорию. Имеется также масса высказываний писателей, деятелей культуры, философов, ученых, религиозных проповедников, которые в силу своей разрозненности отнюдь не способствуют целостному пониманию любви. Отсутствие полноценной теории любви приводит к тому, что о ней формируются односторонние, искаженные представления. Среди этих представлений наиболее распространенным является представление о любви как чувстве, желании, влечении, т. е. как эмоционально-психологическом отношении субъекта к объекту любви. О любви как чувстве-страсти писали, наверное, почти все писатели прошлого. Да и современные писатели недалеко ушли от них. Данное представление настолько въелось в сознание философов и ученых, что они отдают ему дань в специальных книгах о любви, в словарных, терминологических определениях, призванных быть стандартами научного понимания любви.

К сожалению, до сих пор нет целостной философской  или научной теории любви. Как  объект исследования она отдана на откуп медикам, психологам, специалистам по этике. А они рассматривают  любовь каждый «со своей колокольни». Медики — в аспекте отклонений от нормального полового поведения, сексопатологии, психологи — как эмоционально-психологическое отношение, специалисты по этике — как нравственную категорию. Имеется также масса высказываний писателей, деятелей культуры, философов, ученых, религиозных проповедников, которые в силу своей разрозненности отнюдь не способствуют целостному пониманию любви. Отсутствие полноценной теории любви приводит к тому, что о ней формируются односторонние, искаженные представления. Среди этих представлений наиболее распространенным является представление о любви как чувстве, желании, влечении, т. е. как эмоционально-психологическом отношении субъекта к объекту любви. О любви как чувстве-страсти писали, наверное, почти все писатели прошлого. Да и современные писатели недалеко ушли от них. Данное представление настолько въелось в сознание философов и ученых, что они отдают ему дань в специальных книгах о любви, в словарных, терминологических определениях, призванных быть стандартами научного понимания любви.

Большая путаница проистекает оттого, что одним и тем же словом обозначают человеческое чувство, противоположное ненависти, и человеческую деятельность, лежащую в основе отношений мужчины и женщины. Путаница эта исторически объяснима: раньше понятия людей были недостаточно отдифференцированы друг от друга, недостаточно определены в своем содержании, расплывчаты. Так и любовью называли, продолжают называть все, сходное с самым сильным чувством, рождающимся в отношениях мужчины и женщины. Это в какой-то мере оправдано. Ведь в основе любви-чувства и любви-деятельности лежит одно и то же стремление — к гармонии, единству, красоте (прекрасному).

Любовь является конкретным (эмоциональным и/или  деятельностным) выражением гармонического противоречия и в качестве такового соответственна такому ряду понятий-категорий: тождеству, связи, единству, гармонии, органическому целому, всеобщему, однородному, подобию, бесконечному, равенству, покою, сохранению, симметрии, обратимости, необходимости, закону, порядку (и, напротив, антисоответственна такому ряду понятий-категорий: различию, противоположности, столкновению, борьбе, дисгармонии, специфическому, разнородному, неподобию, неравенству, конечному, перемещению, изменению, необратимости, случайности, явлению.

Любовь-деятельность есть не просто эмоциональное переживание стремления к гармонии, единству, красоте, а само это делание-воспроизводство гармонии, единства, красоты. Именно таковы отношения мужчины и женщины.

Почему мы подчеркиваем различие между любовью-чувством и  любовью-деятельностью? Такое разграничение необходимо для уяснения сути любви как одного из важнейших средств, факторов создания бессмертия. В качестве чувства любовь есть лишь некоторое психологическое состояние и её связь с продолжением человеческого рода, т. е. с реальным созданием бессмертия кажется проблематичной или весьма отдаленной. В качестве же специальной деятельности она непосредственно «участвует» в «создании» бессмертия.

Разграничивая любовь-чувство и любовь-деятельность, нужно еще отметить, что последняя  не всегда связана с высоким накалом чувств, любовных переживаний, т. е. с тем, что обычно поэты и писатели-романтики только и называют любовью. Любовь-деятельность не есть что-то исключительное, встречающееся лишь изредка. Диапазон форм любви-деятельности весьма широк: от непосредственного полового импульса и контакта до высочайших форм любви, в которых половое влечение и общение «одеты» в самые нарядные, эстетизированные, духовно осмысленные «одежды» чувств и поведения любящих.

По мнению романтически настроенных людей не всякое половое общение есть любовь. Мы утверждаем, что если половое общение происходит между нормальными людьми, то оно заслуживает того, чтобы его именовали любовью — так ведь в простом народе половое общение и называют «любовной связью», «любовной жизнью. Есть любовь примитивная, ущербная, неполная и есть любовь высокая, полная, настоящая. Вообще любовь такова, каков человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Есть  ли у человека нравственный  долг перед самим собой?

 

 

Долг - это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем моя собственная.

Представление о  моральном долге как бескорыстном неизбирательном доброжелательстве включает в себя запрет на однозначное и категоричное осуждение других — тех, кто не соответствует идеалу. Моральный долг относится в первую очередь к себе самому. Именно к себе должен человек предъявлять наивысшие моральные требования, не стремясь при этом сладострастно уличать других в несовершенстве. Равенство, диктуемое моральным долгом, вменяемое им отношение к другому как к цели никому не позволяет становиться в позу верховного судьи, способного свысока казнить и миловать. «Не судите, да не судимы будете». Целью истинно морального человека, подчеркивает И. Кант, является свое совершенство и чужое счастье, но не наоборот.

Есть ли у человека нравственный долг перед самим собой? Большинство мыслителей полагают, что существует. Те, кто ориентирован на Божественное начало, считают, что моральный долг человека перед самим собой заключается в развитии по направлению к Богу, миру идей или вселенскому Разуму. Этот путь можно пройти только через поистине божеское отношение к ближним, поэтому долг человека перед собой — развивать лучшие свои чувства, любить ближнего, быть справедливым, великодушным. Именно эти качества нужны высшим силам бытия и ведут к жизни вечной.

Те, кто исповедует идею «высшего я», видят человеческий долг в бесконечном стремлении нашей личности к совершенству, в неуклонной работе души и сердца ради приближения к полноте собственных многогранных духовных возможностей.

Именно полнота самореализации является в наши дни синонимом счастья и полноты бытия. Тот, кто пренебрег своими дарованиями, упустил возможность проявить себя, остался одной лишь нераскрытой потенцией, — не выполнил долга перед самим собой. Но для самораскрытия нужны условия, поэтому долгом современного человека оказывается и забота о материальной стороне собственной жизни, о своем здоровье, о тех атрибутах благополучия, которые позволяют жить полно: ездить по миру, познавать, творить, общаться, многообразно реализовывать себя.

Кроме того, развитие всех сил своего существа требует свободы и самостоятельности решений. Долг человека перед собой — не позволять собою помыкать, не соглашаться на кабальные отношения, никогда не становиться средством в чужих руках, марионеткой на ниточках. А это значит, что отстаивание своей индивидуальности, собственного видения, отказ от слепого принятия любых навязанных клише — тоже долг человека перед собой.

Долг  человека перед самим собой состоит  и в том, чтобы, по крайней мере, попытаться быть счастливым. Нельзя соглашаться на уныние, упадок, пессимизм, на столь частую нынче депрессию. А для этого жизнь должна иметь смысл. Поиск смысла, если он не найден или утрачен, — важнейший долг человека перед самим собой. Обретение смысла не гарантирует счастья, но дает шанс и надежду на него.

Таким образом, современное светское сознание, обязывая людей заботиться о развертывании всех своих лучших потенций, всегда (то в большей, то в меньшей степени) ориентирует их на идеал счастья. Что ж, даже такой моральный ригорист как Иммануил Кант, в конце концов, согласился, что человек должен не забывать о своем счастье, так как это позволяет ему лучше выполнять нравственный долг по отношению к другим. В общем, к себе надо тоже относиться по-человечески.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Дать  определение понятиям

 

 

Обычай - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми. Социальная жизнь при всем ее разнообразии и сложности характеризуется частой повторяемостью сходных ситуаций, которые требуют от людей однотипных поступков. Общепринятые приемы и способы труда, повторяющиеся в рамках одного общества формы общественно-политической деятельности, брачно-семейной жизни, взаимоотношений людей в быту, религиозные ритуалы и т. п.— все это и составляет обычай в самом широком смысле слова. Посредством их происходит передача форм массовой деятельности от коллектива к отдельной личности, которая усваивает их в процессе общественного воспитания, и от поколения к поколению, которые их сохраняют и последовательно передают дальше. Обычаи, которые поддерживаются посредством моральных отношений, называются нравами. Хотя обычаи являются составной частью нравственной деятельности, к ним не сводится моральное поведение. Ведь мораль предполагает наряду с общепринятыми некоторые исключительные действия (героизм, подвиг, подвижничество). Кроме того, моральные требования и действия часто выше обычных форм поведения, иногда даже отрицают существующие устои жизни, имеют прогрессивно-исторический, смысл, устремлены в будущее, тогда как обычай, лишь воспроизводит те формы поведения, которые уже установились. Обычай представляет собой элемент принятого в обществе образа жизни, который, в свою очередь, слагается из совокупности различных обычаев. При развитии общества, и особенно при переходе от одной социальной формации к другой, происходит преобразование и ломка обычаев, борьба старых и новых обычаев.

 

 

Обязанность - нравственное требование, когда оно выступает как долг человека, как возлагаемая на него задача. В отличие от категории долга, понятие обязанности имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в нем формулируются требования, равно относящиеся к множеству людей, а с другой - более конкретный характер, т. к. оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать). Долг человека состоит в том, чтобы выполнять определенные обязанности. Последние предусматривают самые различные действия в зависимости от той сферы человеческой жизнедеятельности (отношения моральные), к которой они относятся (семейные, общественные, трудовые обязанности); их выполнение становится долгом в определенных ситуациях, в которые человек попадает. Лишь на основе выполнения всеми людьми лежащих на них моральных  
обязанностей создается возможность согласованного действия всех звеньев общественного организма, поддержания определенной общественной дисциплины. И наоборот, пренебрежение своими обязанностями ведет к подрыву этой дисциплины, к падению авторитета нравственных требований, способствует развитию атмосферы попустительства злу и безнаказанности, взаимного недоверия между людьми. Поэтому моральный долг каждого отдельного человека состоит не только в том, чтобы выполнять нравственные требования, когда общественно полезные последствия этого очевидны, но и способствовать строгому исполнению лежащих на нем обязанностей, утверждению и укреплению тех моральных принципов, которые он исповедует. В реальной жизни различные обязанности могут не согласовываться и даже противоречить друг другу, ставя человека в ситуацию морального выбора.

 

Обязательство - добровольное возложение человеком на себя обязанности перед обществом или отдельными людьми. Практика взаимных обязательств (обещаний) играет большую роль в жизни общества, начиная от личных взаимоотношений и кончая отношениями государств. Данное человеком обязательство позволяет всем другим заранее рассчитывать на определенное с его стороны поведение в дальнейшем. Обязательство является, таким образом, одним из способов взаимной координации действий людей. Многие виды обязательств (договоры, контракты) закрепляются с помощью правовых санкций. В морали же практика взаимных обязательств выступает в виде требования сохранять верность данным обещаниям, выполнять их. Нравственность требует от людей выполнения взятых на себя обязательств в общественной и личной жизни. Однако это требование не следует понимать безусловно. Когда выполнение обещания влечет за собой аморальное деяние, от него следует отказаться. Например, семейные отношения предполагают исполнение супругами принятых на себя брачных обязательств, в том числе и моральных. Однако в том случае, когда в силу каких-либо причин продолжение супружеских отношений приводит лишь к унижению человеческого достоинства, создает нетерпимую обстановку для обоих и для нормального воспитания детей, расторжение брака может быть правильным с моральной точки зрения решением.

Информация о работе Любовь как чувство и деятельная способность