Христианская этика о человеческих добродетелях и пороках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:41, контрольная работа

Краткое описание

Христианская этика не равнозначна моральному богословию. Она является чисто философским исследованием и не использует никаких аргументов недоступных нашему разуму, тогда как моральное богословие предполагает веру, и его аргументация включает в себя явленные нам истины, превосходящие наше понимание. Христианская этика представляет собой строго философский анализ. Исходя из данностей, доступных нашему сознанию из опыта, этика ясно осознает различие между разумом и верой, между Откровением и естественным знанием.

Содержание

Введение........................................................................................................ 3
1. Естественный Нравственный Закон ..... ………………………………..5
2. Христианская этика и естественная этика.............................................. 6
3.Этика Нового Завета..................................................................................8
4. История Нравственного богословия…………………………………..10
5. Заключение ......................... …………………………………………….15
6. Список использованной литературы………………………………...17

Прикрепленные файлы: 1 файл

христианство.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

 

4.История Нравственного богословия.

христианская  этика нравственное богословие

Как богословская дисциплина Нравственное богословие сформировалось в новое время. Тем не менее, можно  говорить об истории христианской этики, которая возникла вместе с христианским нравственным благовестием, и прошла большой путь исторического развития.

История христианской этики делится на три периода:

1.патристический (I-VIII вв.);

2.поздневизантийский (IХ-ХVI вв.);

3.современный (ХVII-ХХ вв.).

Начало христианской этики относится к той эпохе, когда уходящее язычество в борьбе с христианством выставило, со своей стороны, унаследованные в течение веков нравственные истины, чтобы противопоставить их простоте христианской веры. Критика в адрес христиан со стороны язычников отражала некоторые важные вопросы нравственного характера. Нравственное учение христианства, как живое отображение в жизни христиан святейшего идеала, явленного в лице Богочеловека - Иисуса Христа, открывало и утверждало высоту и превосходство христианского нравственного миросозерцания.

Первая попытка изложить христианское нравственное учение была предпринята в конце IV века святым Амвросием Медиоланским, который  в трех книгах “Об обязанностях”  впервые системно изложил христианское нравственное учение, противопоставив свой труд сочинению Цицерона, также носившему название “Об обязанностях”.

Патристический период оставил после себя множество  памятников, среди которых наибольший интерес представляют: “Учение Двенадцати Апостолов” (“Дидахи”); сочинения мужей апостольских — святого Климента Римского, святого Игнатия Богоносца, святого Поликарпа Смирнского, Ерма; сочинения христианских апологетов — святого Иустина Философа и автора Послания к Диогнету; сочинения святого Мефодия Патарского и Климента Александрийского; сочинения великих каппадокийцев—святых Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского; сочинения святителя Иоанна Златоуста, блаженного Августина, блаженного Иеронима и сочинения святых отцов — авторов Добротолюбия.

Этот период характеризуется  углубленным рассмотрением вопросов этики в трудах христианских апологетов, ранних отцов Церкви и великих  богословов “золотого века” христианской письменности.

Во второй период истории  христианской этики преобладают аналогии, собираются и переписываются творения ранних отцов. Разработка нравственных вопросов принадлежит таким отцам, как Феодор Студит, Григорий Синаит, Никита Стифат и др. Самой важной и характерной чертой этого периода является продолжение в богословии мистической традиции, начатой еще в патриотический период святыми Дионисием Ареопагитом, Макарием Великим и Максимом Исповедником. Из писаний поздневизантийских мистиков ценность для Нравственного богословия представляют творения святого Симеона Нового Богослова, святителя Григория Паламы и их последователей. Этика богословов-мистиков может быть охарактеризована как аскетическая этика, которая процветала, главным образом, в монашеской жизни.

Третий период в истории  христианской этики охватывает XVII—XX века. Здесь, прежде всего, заслуживают внимания русские и греческие авторы. В этот период христианская этика развивается как самостоятельная богословская дисциплина, отличная от Догматического и Пастырского богословия. В начале этого периода первенство в развитии Нравственного богословия принадлежало римско-католическим и протестантским богословам. В XVIII веке в России архиепископ Феофан Прокопович создал курс Нравственного богословия, вошедший в программу Киевской и Московской Академий и Троицкой Семинарии. Митрополит Московский Платон в третьей части своего труда “Сокращенное богословие” (1765г.) изложил систему христианского нравственного учения, имевшую чрезвычайный успех и принятую в качестве руководства в духовных учебных заведениях. Из русских богословов XIX — нач. XX в. курсы «Нравственного богословия» разрабатывали: епископ Иннокентий (Смирнов), протоиерей Иоаким Кочетов, архимандрит Платон (Фивейский), протоиерей Петр Солярский, протоиерей Иоанн Халколиванов, протоиерей Н. Каменский, профессор М.А. Олесницкий, С. Никитский, профессор М. Тареев и др. Совершенно особое место принадлежит величайшим русским церковным писателям XIX столетия - святителю Феофану Затворнику (“Начертания христианского нравоучения” и “Путь ко спасению”) и святителю Игнатию Брянчанинову (“Аскетические опыты”). Оценивая развитие дореволюционной школы русской православно-христианской этики, надо признать несомненное соответствие созданных в России в XVIII—XIX веках учебных курсов по Нравственному богословию запросам, потребностям и характеру этой эпохи. В целом третий период истории христианской этики характеризуется западно-ренессанским направлением, которое привело к формированию понятия личности, ставшим ключевым в новоевропейской культуре. Параллельно с влиянием западноевропейского просвещения в России происходит возврат к святым отцам Церкви: перевод Добротолюбия, предпринятый преподобным Паисием Нямецким и святителем Феофаном Затворником, расцвет Оптинского старчества и обширная систематическая деятельность монастырей и Духовных Академий по переводу и изданию огромного святоотеческого наследия.

В начале XX века в нарастающем нравственном беспокойстве все определеннее обозначаются метафизические мотивы, все резче выступает вопрос о «последнем смысле». Осознается задача построить новое “учение о жизни” как ее оправдание, осуществить новый нравственно-богословский синтез, подвести под существующее здание Нравственного Богословия прочный метафизический базис. Эта задача, завещанная дореволюционной эпохой, требует своего ответственного осмысления и творческого решения в наше время. Современное состояние Нравственного богословия определяется поиском научного подхода к созданию систем православной христианской этики.

В условиях постепенного преодоления Россией последствий  духовной и нравственной опустошенности становится особенно очевидным, что концепция, не утверждающая за человеком никаких вечных констант, лишает его бытие абсолютного нравственного смысла. Без присутствия в жизни высшего и священного начала человеческое существование становится унижением и пошлостью. Преодоление обреченности и бессмысленности личного существования достигается человеком в приобщении к благодатной жизни Церкви, воплощающей в своем бытии универсальное значение царственной победы Христа, воссоздавшего человека для вечной жизни в Боге в ее идеальной полноте. Об этой миссии Церкви призвано заявить и засвидетельствовать богословие нашего времени. Отсюда следует, что подлежащие изучению основные категории этики необходимо рассматривать в качестве абсолютных координат человеческого существования, открывающих личность в ее собственной неисчерпаемой глубине, в многоплановой перспективе ее возможностей и проявлений.

Сейчас в греческом  богословии заслуживают внимания три  основных направления в подходе к этике: Афинская, Константинопольская и Фес-салоникийская школы, каждая из которых характеризуется своим особым методом. Представители Афинской школы подчеркивают, что нет жизненного различия между христианской и философской этикой, так как этика базируется на природе человеческого разума. Афинская школа стремится придать этике научный и академический характер и очень слабо опирается на наследие святых отцов, предпочитая философские источники. Представители Константинопольской школы рассматривают христианскую этику как учение о соответствии жизни искупленного человека евангельскому нравственному идеалу и уделяют большое внимание личному отношению человека к Христу. Константинопольская школа опирается, главным образом, на библейские и патриотические источники, особенно на восточных и западных отцов Церкви первых четырех веков. Фессалоникийская школа черпает материал из поздних византийских источников. Ее представители подчеркивают экзистенциальный и персональный характер этики. Они обсуждают вопросы человеческого существования и учат о достижении личностью спасения в жизни Церкви.

Задача нашего современного отечественного богословия в области этики, это выработка универсальной, строго очерченной и онтологизированной этической концепции и создание на этой фундаментальной основе целостной нравственной системы.

 

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы привести слова Архимандрита Платона (Игумнова), как нельзя лучше отражающие существо православной христианской этики.

«Человек открыт для  проявления в нем таинственных действий Святого Духа, которыми озаряется и преображается инертная стихия человеческого естества. В нравственном законе личность находит установленные Творцом законные пределы для этой стихии, и ими она ограждает себя от нравственной деградации и распада. В эмоциональной одаренности человека, в его нравственной и религиозной интуиции заложена способность личности противостоять тенденции инерции и застоя и осуществлять деятельность, направленную на удовлетворение жизненно важных потребностей и высших запросов духа. В совести, как самом универсальном выражении всего нравственно-психологического функционирования личности, с наибольшей очевидностью, удостоверяемой внутренним опытом, проявляется характер зависимости личности от идеальных нравственных требований духа, в глубине которого открывается Бог. В свободе самоопределения, являющейся самым глубоким фоном нравственной жизни человека, личность стремится к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом. Свобода есть исключительная привилегия и неотъемлемый дар человеческой личности как образа Божьего. Благодаря свободе человек не подчинен закону необходимости окончательно; он виновник своего становления, и в его власти избирать закон своего существования, определять процесс своего формирования и развития. Вне свободы нет достоинства личности, нет творческого отношения к закону и долгу, к смыслу жизни и ее ценностям. В системе ценностных ориентаций преобладающее значение имеет установка личности на реализацию смысла существования. Личность не может развиваться только лишь в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое в своем этическом и творческом содержании не знает границ. Человеческая задача “быть,” осуществляемая под знаком нравственного соответствия бытия идеальным целям предназначения человека, включает в качестве своего конкретного содержания достижение личностью христианских нравственных добродетелей. В отличие от нравственной нормы, которая способна лишь контролировать и дисциплинировать личность, добродетель как ценность способна восхищать, окрылять и вдохновлять личность своим высоким нравственным смыслом и возводить ее по пути нравственного восхождения, открывающего ей доступ к переживанию высшего блага в его неисчерпаемой полноте. Восхождение к нравственному совершенству осознается личностью как основная задача жизни, как стремление исполнить и осуществить свое бытие на той подлинно идеальной основе жизни, которая достижима в причастности личности к благодати Святого Духа».

 

 

Список литературы

 

  1. Архимандрит Платон (Игумнов) Православное Нравственное Богословие
  2. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1908.
  3. Этика в меняющемся мире. М., 1992.
  4. Янышев И., протопресвитер. Православно-христианское учение о нравственности. СПб., 1906.
  5. Фромм Э. Душа человека. М.,1992.
  6. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.
  7. Шиманский Г.Конспект по НРАВСТВЕННОМУ БОГОСЛОВИЮ Киев. 1990 г.
  8. Протоиерей Василий (Зеньковский). Апологетика.
  9. Гусейнов А. Этика. Учебник для ВУЗов. М.,1999.
  10. Льюис К. Любовь / Вопросы философии. 1989. №8.

 


Информация о работе Христианская этика о человеческих добродетелях и пороках